Лекция 14. Всенощное бдение. Утреня ( окончание ).

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 13. Всенощное Бдение. Утреня.. Чтец перед праздничной иконой читает Шестопсалмие.
Advertisements

Православным и протестантам или о чем молился Христос Иоанна 17.
Свете тихий святые славы, Безсмертнаго, Отца Небеснаго, Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе. Пришедше на запад солнца, видевшие свет вечерний, поем Отца,
Всенощное бдение служится накануне: – воскресных дней; – двунадесятых и великих праздников ; – праздников, отмеченных особым знаком в Типиконе (напр.,
ПРАВОСЛАВНАЯ МОЛИТВА Беляева И.В., учитель начальных классов Беляева И.В., учитель начальных классов МОУ СОШ 5 им. П.Н. Бучина г. Тутаев 2011 г.
Просительная ектения Диакон: Всех святых помянув, снова и снова в мире Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: О принесенных и освященных святых.
Я верю в Бога, Отца Всемогущего, усыновившего меня! В Господа и Спасителя моего Иисуса Христа! В Духа Святого – Господа Животворящего, Утешителя моего!
Спас в силах Андрей Рублев 10-е годы 15 века. Троица Андрей Рублев Около 1411 г.
Благовещение Празднуется 7 апреля. Бог послал в этот греховный мир Своего Сына, Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от грехов и вечной гибели. С.
"И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти" 1-е Тим. 3:16.
Введение во храм Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Девы Марии празднуется Святой Русской Православной Церковью 4 декабря (21 ноября ст.
* Вступление (лат. proefatio) – благодарение за творение мира и благодеяния Божии нам, в котором раскрывается глубина чувств преданной Богу души. * Sanctus.
Образы И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и.
Православная книга в школе.
2. Осуществлено Иисусом Христом «Отец послал Сына Спасителем миру» (1 Ин. 4:14) «Наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Матф.
Придите, ликуйте, пойте, торжествуйте: Христу поклониться пойдем в Вифлеем. Ныне родился Царь небесных воинств. Прославим Его имя! Прославим Его имя! Прославим.
БЛАГОСЛОВЕНИЯ ИСХОДЯТ ОТ БОГА Воскресная школа церкви «Открытая дверь» 12 февраля 2011г.
Словно после видения воздуха-неба-иконы: Покров-Пресвятой-Богородицы: вольным осталось златистосмягченное духом народа сиянье: Покоя. Покров Пресвятой.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНДЫ Каждая команда должна представить капитана, название и свой девиз. Оценивается правильность, точность, выразительность, уместность.
"Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их" (Псалом 33:8). "... из малых сих, верующих в Меня (слабых апостолов - Захария 13:7, сравните.
Транксрипт:

Лекция 14. Всенощное бдение. Утреня ( окончание ).

Помазание освященным елеем на утрени

Чтение канона на утрени

Канон Канон ( греч. κανών, « правило, мерило, норма ») – форма церковной молитвенной поэзии ; вид церковной поэмы - гимна сложной конструкции. Состоит из 9 песен. Первая строфа каждой песни называется ирмосом. Остальные строфы – тропарями. Ирмос ( греч. ειρμός – связь, сплетение, ряд ) – первая поэтическая строфа песни канона, вступительный стих, являющийся смысловой связкой между библейской песнью и тропарями, музыкальная связка и образец для последующих тропарей канона данной песни. Исполняется на особый напев по гласам.

Структура канона на утрени 1 песнь 3 песнь малая ектения седальны 4 песнь 5 песнь 6 песнь малая ектения кондак и икос 7 песнь 8 песнь возглас диакона : « Богородицу и Матерь Света в песнях возвеличим ». пение « Честнейшую Херувим ». 9 песнь малая ектения ексапостиларий ( светилен ).

Структура песни канона на утрени Ирмос первого канона. Припев ( или стихи библейской песни ). Тропарь канона воскресного. Припев. Тропарь канона крестовоскресного. Припев. Тропарь канона Богородицы. Припев. Тропарь канона святого. Катавасия.

Библейские песни канона я песнь Моисея ( Исх. 15:1-19) я « обличительная » песнь Моисея ( Втор. 32: 1-43). 3. Песнь Анны (1 Цар. 2: 1-11). 4. Песнь пророка Аввакума ( Аввак. 3: 1-19). 5. Песнь пророка Исаии ( Ис. 26). 6. Песнь пророка Ионы ( Ион. 2:3-10). 7. Песнь трех отроков ( Дан. 3: 26-88). 8. Песнь Пресвятой Богородицы ( Лк. 1:46-55). 9. Песнь Захарии ( Лк. 1:68-79).

Катавасия ( греч. καταβασία – схождение, от глагола сходить, спускаться ) – название ирмоса, который поется в окончании песни канона ( после каждой, либо после 3- й, 6- й, 8- й, 9- й ). Само название происходит от предписания Устава, где сказано, что для пения катавасии певцам двух хоров ( клиросов ) надо спуститься со своих мест и сойтись в середине храма. « Тропари канона по содержанию своему слишком отдаляются от библейских песней, с которыми они связаны ирмосом, и вот для восстановления связи их с этими песнями длинный ряд их и заключается, как открылся, ирмосом. Такое возвращение песни канона к ирмосу называется катавасией ( καταβασία = κατάβασις ) – схождение, возвращение ( войска с похода ). В самые великие праздники катавасия состоит в повторении начального ирмоса, в меньшие праздники, и в том числе в воскресенье, ката ­ васией служит ирмос другого, сродного или близкого, праздника, в будни катавасией служит ирмос последнего канона, и она бывает только после важнейших песней – 3, 6, 8 и 9, наконец, в пост катавасия иногда и заменяет собою ирмос, т. е. ирмос поется только в качестве катавасии » ( проф. Михаил Скабаланович ).

Каноны на воскресной утрени 1. Воскресный ( Октоиха ). Припев : Слава, Господи, святому Воскресению Твоему ! 2. Крестовоскресный ( Октоиха ). Припев : Слава, Господи, Кресту Твоему Честному и Воскресению ! 3. Богородице ( Октоиха ). Припев : Пресвятая Богородице, спаси нас ! 4. Святому дня ( из Минеи ). Припев : Святый мучениче Кирилле, моли Бога о нас !

После 3, 6 и 9 песни канона диакон возглашает малую ектению. Возглас малой ектении после 3- й песни канона : Ибо Ты – Бог наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Возглас малой ектении после 6- й песни канона : Ибо Ты – Царь мира и Спаситель душ наших, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков. Возглас малой ектении после 9- й песни канона : Ибо Тебя хвалят все Силы небесные, и Тебе славу воссылают, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

После шестой песни Кондак ( греч. κοντάκιον от κοντός – палочка, на которую наматывался свиток пергамента ) – небольшое песнопение ( в одну - две строфы ), в параллель тропапю раскрывающее сущность праздника. Кондак Воскресный 1 гласа : Воскрес Ты, как Бог, из гроба во славе и мир с Собою воскресил. И естество человеческое как Бога воспело Тебя, и исчезла смерть. Адам торжествует, Владыка, и Ева, ныне, от уз избавляемая, радуется, взывая : " Ты, Христе, всем даруешь воскресение !« Икос ( в переводе с греч. – дом ) – церковное песнопение, содержащее прославление святого или празднуемого события. Икос и кондак сходны по содержанию и одинаковы по изложению. Разница между ними та, что кондак короче, а икос пространнее : кондак – тема, а икос – развитие её. Посему икос всегда читается после кондака,

На 8- й песни канона диакон начинает каждение алтаря.

Диакон перед иконой Божией Матери возглашает : « Богородицу и Матерь Света в песнях возвеличим ».

Хор исполняет песнь Божией Матери Величает душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём. Честью высшую Херувимов и несравненно славнейшую Серафимов, девственно Бога - Слово родившую, истинную Богородицу – Тебя величаем. Что призрел Он на смирение Рабы Своей ; ибо отныне назовут Меня блаженной все роды. Честью высшую Херувимов : Что сотворил Мне великое Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов к боящимся Его. Честью высшую Херувимов : Соделал Он сильное рукою Своею, рассеял надменных в помышлениях сердца их. Честью высшую Херувимов : Низложил властителей с престолов и вознес смиренных, алчущих исполнил благ и богатых отослал ни с чем. Честью высшую Херувимов : Поддержал Израиля, отрока Своего, вспомнив о милости, – как Он сказал отцам нашим, – к Аврааму и семени его навеки ( Лк. 1:46-55). Честью высшую Херувимов :

После 9 песни канона и малой ектеньи Диакон возглашает : Свят Господь Бог наш. Хор : Свят Господь Бог наш. Диакон : Ибо свят Господь Бог наш. Хор : Свят Господь Бог наш. Диакон : Над всеми людьми Бог наш. Хор : Свят Господь Бог наш. Затем читается ексапостиларий. « Название « ексапостиларий » ( έξαποστειλάριον от έξαποστέλλω – высылаю, отсылаю ) объясняют или тем, что они прославляют послание апостолов на проповедь, о чем действительно говорится в ексапостилариях воскресных ( Марк Ефесский ), но только в воскресных, и далеко не во всех, или, что вероятнее, тем, что для пения его выходит певец на середину церкви, что и ныне требуется для некоторых ексапостилариев ( см. Вел. понед.)». ( проф. Михаил Скабаланович )

После канона и ексапостилария поются хвалительные псалмы ( ) и стихиры на Хвалитех Всё, что дышит, да восхвалит Господа ! Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Тебе подобает песнь, Богу. Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его. Тебе подобает песнь, Богу. Стихиры на Хвалитех 1 гласа : Стих : Совершить среди них суд предписанный ; слава сия – всем святым Его ( Пс 149:10). Воспеваем Твои спасительные страдания, Христе, и славим Твое воскресение. Стих : Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его на тверди силы Его ( Пс 150:1). Крест претерпевший, и смерть упразднивший, и воскресший из мертвых, умиротвори нашу жизнь, Господи, как Единый всесильный. Слава : Стихира Евангельская. И ныне, глас 2: Преблагословенна Ты, Богородица Дева, ибо Воплотившимся от Тебя ад пленен, Адам из него возвращен, проклятие лишилось силы, Ева освобождена, смерть умерщвлена и мы исполнились жизни. Потому, воспевая, взываем : " Благословен Христос Бог, так благоволивший, слава Тебе !"

Слава Тебе, показавшему нам свет !

Великое славословие Слава в вышних Богу, и на земле мир, среди людей – благоволение. Восхваляем Тебя, благословляем Тебя, поклоняемся Тебе, славословим Тебя, благодарим Тебя ради великой славы Твоей. Господи, Царь Небесный, Боже Отче Вседержитель, Господи, Сын Единородный Иисусе Христе, и Дух Святой ! Господи Боже, Агнец Божий, Сын Отчий, подъемлющий грех м i ра, помилуй нас. Подъемлющий грехи м i ра, прими молитву нашу, Сидящий справа от Отца, помилуй нас. Ибо Ты – один Свят, Ты один – Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь. На всякий день благословлю Тебя и восхвалю имя Твоё вовеки и в век века. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохраниться нам. Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших, и хвально и прославлено имя Твоё вовеки. Аминь. Да будет, Господи, милость Твоя на нас, как мы уповаем на Тебя. Благословен Ты, Господи, научи меня повелениям Твоим ( трижды ). Господи, Ты стал для нас прибежищем от рода в род. Я сказал : Господи, помилуй меня, исцели душу мою, ибо я согрешил пред Тобой. Господи, к Тебе я прибег, научи меня творить волю Твою, ибо Ты – Бог мой. Ибо у Тебя источник жизни, во свете Твоём мы увидим свет. Простри милость Твою к знающим Тебя. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас ( трижды ). Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Святый Безсмертный, помилуй нас. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

Воскресеные тропари Глас 1, 3, 5, 7: В сей день совершилось спасение м i ра ! Воспоем Воскресшего из гроба и Начальника жизни нашей, ибо уничтожив смертию смерть, Он дал нам победу и великую милость. Глас 2, 4, 6, 8: Воскреснув из гроба, Ты расторг и оковы ада, отменил осуждение на смерть, Господи, всех от сетей врага избавив. Явившись же Апостолам Твоим, Ты их послал на проповедь и через них мир даровал вселенной, Единый Многомилостивый.

После Великого славословия возглашаются сугубая и просительная ектении

Ектения сугубая : Диакон : Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молимся Тебе, услышь и помилуй. Священник возглашает : Ибо Ты – милостивый и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Ектения просительная : Диакон : Исполним утреннюю молитву нашу Господу. Священник возглашает : Ибо Ты – Бог милости, щедрот и человеколюбия, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Хор : Аминь..

Священник : Мир всем. Хор : И духу твоему. Диакон : Главы наши пред Господом преклоним. Хор : Тебе, Господи

Священник читает молитву главопреклонения : Господи святой, на высотах живущий и дольнее озирающий, и всевидящим оком Твоим зрящий всё творение ! Пред Тобою мы склонились душою и телом и молимся Тебе, Святой Святых : простри руку Твою невидимую от святого жилища Твоего и благослови всех нас, и если чем согрешили мы, вольно или невольно, Ты, как благой и человеколюбивый Бог, прости, даруя нам отм i рные и неотм i рные блага Твои. Возглашает : Ибо Ты милуешь и спасаешь нас, Боже наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Хор : Аминь.

Диакон : Премудрость. Хор : Благослови. Священник : Сущий благословен – Христос, Бог наш, всегда : ныне и присно и во веки веков. Священник : Пресвятая Богородица, спаси нас. Хор : Честью высшую Херувимов и несравненно славнейшую Серафимов, девственно Бога - Слово родившую, истинную Богородицу – Тебя величаем. Священник : Слава Тебе, Христе Боже, надежда наша, слава Тебе. Хор : Слава, и ныне ; Господи, помилуй ( трижды ). Благослови. Священник произносит отпуст : Воскресший из мёртвых, Христос, истинный Бог наш, по молитвам Пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных Апостолов, святых ( имена святых храма и дня ), святых праведных богоотцов Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасёт нас, как Благой и Человеколюбец. Хор поет многолетие : Великого господина и отца нашего Кирилла Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и господина нашего высокопреосвященнейшего Ювеналия, митрополи - та Крутицкого и Коломенского, богохранимую страну нашу Российскую, настоятеля, братию и прихожан святого храма сего ( или : игумена с братией святой обители сей ) и всех православных христиан, Господи, сохрани на многие лета.

После прочтения 1 часа священник выходит на солею и читает молитву часа

Священник читает молитву 1 часа : Христе, Свет истинный, просвещающий и освящающий всякого человека, приходящего в мир ! Запечатлей на нас свет лица Твоего, да узрим в нем свет неприступный, и направь стопы наши к исполнению заповедей Твоих, по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех Твоих святых. Аминь. Хор поет кондак Богородице, глас 8: Обороняющей нас Военачальнице за избавление от страшных бед учреждаем Тебе торжества победы благодарственные мы, рабы Твои, Богородица ! Но Ты, как имеющая власть необоримую, от всяческих опасностей нас освободи, да взываем Тебе : " Радуйся, Невеста, брака не познавшая ! " Священник : Слава Тебе, Христе Боже, надежда наша, слава Тебе. Хор : Слава, и ныне : Господи, помилуй ( трижды ). Благослови. Священник произносит малый отпуст : Христос, истинный Бог наш, по молитвам Пречистой Своей Матери, преподобных и богоносных отцов наших и всех святых, помилует и спасёт нас, как Благой и Человеколюбец.