«Формирование познавательных и личностных умений в системе учебных заданий на уроках истории». Сабо Валентина Анатольевна, учитель истории ГБОУ СОШ 31.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Advertisements

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Марьевская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Оренбургской области Проектирование.
Технологическая карта урока. Современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся Отражение деятельностной составляющей.
Тема: Мир в эпоху Нового времени. Давайте подумаем: Что вам больше всего запомнилось в истории Нового времени? Что из изученного для вас важно и нужно?
Аукцион знаний В каком году был принят Таможенный тариф? В каком году был принят Таможенный тариф? 1724 г г. Основные направления промышленных предприятий.
Использование проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию Суркова Галина Владимировна учитель истории и обществознания БОУ г.
Гражданско-правовое воспитание в урочной и внеурочной деятельности. МОУ СОШ 11 г. Тамбова Якушева Е.Н. – руководитель МО классных руководителей 5-11 классов.
Система работы учителя истории по подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С-6) Система работы учителя истории по подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С-6) Полетаева.
Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы Выступление на семинаре учителя ГБОУ СШ 19 Смирновой Александры Михайловны 18 февраля.
личностные, метапредметные, предметные. 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ.
1 Практикум по подготовке урока по окружающему миру с метапредметными результатами в Образовательной системе «Школа 2100»
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ 5 класс Авторы: Д.Д. Данилов, М.Е. Турчина, Л.Н. Монченко Издательство: БАЛАСС.
"Реализация требований ФГОС ООО на уроках истории "
ФГОС Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Презентацию подготовила Колпащикова Людмила Михайловна,
«Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации школьников Методический семинар.
Учебно-методический материал по теме: Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
ОСОБЕННОСТИ УРОКА общеметодологической направленности (УОМН) (урока построения системы знаний)
Индивидуальная образовательная траектория как средство достижения образовательного стандарта на уроках математики Работу выполнила: учитель математики.
«Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение условий для её развития» Педагогический совет.
Транксрипт:

«Формирование познавательных и личностных умений в системе учебных заданий на уроках истории». Сабо Валентина Анатольевна, учитель истории ГБОУ СОШ 31 с углубленным изучением английского языка Василеостровского района Санкт- Петербурга

Познавательные умения Познавательные умения формировались и формируются в традиционной школе, т.к. познавательная деятельность школьников направлена на получение и усвоение новых знаний и тесно связана с переработкой, осмыслением и применением освоенной информации; На своем опыте хочу показать, как можно формировать познавательные умения в технологии ТРИИК; В данной технологии формирование познавательных умений происходит поэтапно (от простого к сложному) и задания, созданные в данной технологии, предполагают пошаговое решение учебной задачи (УЗ) и выстраиваются по принципу «знание»- «понимание»- «умение»;

Эпоха Петра I Обращаю Ваше внимание на «цепочку» учебных заданий, разработанную к теме «Эпоха Петра I » для 7 класса. Тема включает в себя блоки (параграфы) или иные единицы информации, необходимые для изучения темы; Система УЗ в том виде, как она выстроена (З;П;У) направлена не только на достижение определенных учебных целей, но и на создание в учебном процессе ситуации успеха. Задания «первого шага» на «знания»(З), выполнение которых основано на запоминании и воспроизведении изученного материала, стимулирует учащегося к тому, чтобы приступить к более сложным заданиям на «понимание» (П) и «умение»(У);

Блок 4(«Экономическая политика») как пример изучения темы через пошаговое движение учащихся к усвоению знаний от «простого к сложному»: Блок 4. Экономическая политика Содержание блока осваивается школьниками на основе §20-21, п.2; §25, п.2,3,4 учебника Черниковой Т.В. История России. XVII-XVIII века. (7 класс), презентация к уроку в формате Power Point «Экономическое развитие России в I чет. XVIIIв.» в соответствии с данной структурой: 1. Особенность петровской мануфактуры. 2. Налоги и реформа налогообложения. Денежная реформа. 3. Усиление крепостничества. 4. Меркантилизм и протекционизм. Структура- это план урока, который не всегда соответствует учебнику и компонуется учителем в соответствии с целями занятия;

В рамках блока «Экономическая политика» есть пункт в структуре (плане), который с первого взгляда к экономике не имеет отношения, это п.3 Усиление крепостничества. У учителя появляется прекрасная возможность вернуться к понятию «крепостничество» и закрепить его, а так же вывести учащихся на понимание связи между экономической и социально-политической составляющей данного явления в России XVII-XVIIIвв.

Представим себе семиклассников и их затруднения, когда, прочитав параграф учебника, им необходимо выполнить задание: «Расскажите о природе петровской мануфактуры». Я предлагаю несколько вариантов формулирования учебных заданий(УЗ), поэтому их получилось 8 (обычно от 3 до 5 )

Система УЗ На основе §25, п.3, Усиление крепостничества. Задание 1(З). Назовите категорию крестьян, сохранявших к XVIIIв. личную свободу и не относившихся к крепостным (помещичьим) крестьянам. Задание 2(З). Перечислите группы населения, составлявших государственных крестьян. Задание 3(З). Назовите значение понятия «гулящие люди». Задание 4(П). Выскажите свое мнение по поводу изменения положения «гулящих людей» в ходе проведения переписи. Задание 5(П). Объясните связь между государственной политикой в сферах налогообложения, рекрутчины, мануфактурного производства и «прикреплением» человека государством к определенному месту работы или жительства. Задание 6(У). Дополните предложение. Паспортная система в петровское правление была введена с целью ____________. Задание 7(У). Используя информацию параграфа, заполните таблицу «Меры государственного воздействия на население в петровскую эпоху» Задание 8(У). Сформулируйте понятие «крепостничество». Группы населенияМерыПоследствия

Пошаговое выполнение заданий «от простого к сложному» - это хороший способ преодоления возможных затруднений при изучении сложных вопросов темы. Школьники анализируют, классифицируют и обобщают информацию, формулируют сложные понятия, переводят информацию в иную форму (таблицу); Вывод: таким образом, на этапе учебно- познавательной деятельности через цепочку заданий на «знание», «понимание» и «умение» школьники успешно осваивают содержательный блок темы.

Личностные умения Через сумму знаний мы способствуем осмысленности учения, осознанию эмоционально-ценностного отношения к содержанию изучаемой темы и тем самым формируем личностные умения у учащихся На уроках истории формирование личностных умений происходит органично через многие темы курса истории Одной из форм является ситуативное задание на этапе самоопределения к деятельности

Ситуативное задание к теме «Эпоха Петра I» Согласны Вы с оценкой деятельности Петра I данной Н.М.Карамзиным : «… Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России. Виною Петр. Он велик без сомнения; но еще мог бы возвеличиться гораздо более, когда бы нашел способ просветить ум россиян без вреда для их гражданских добродетелей.» Из Записок о древней и новой России. С-Пб., 1914.

Обсуждая ответы детей, подводим их к пониманию того, что оценить деятельность и личность Петра возможно только через получение определенных знаний и умений. Предлагаем продолжить предложение: Чтобы объективно оценить деятельность Петра, высказать свое мнение в отношении оценки Карамзина Н.М. мне необходимо ________________________________________. Данное задание формирует личностное умение определять потребности для выполнения задания с целью освоения учебной темы

Учебные задания (П,У) более всего способствуют формированию личностных умений Задание (П). Подтвердите фактами утверждение « В публицистике петровского времени поднимались важные для страны вопросы европеизации общества, обсуждались вопросы положения крестьян». Задание (У). Дополните предложение. При получении чина по Табели о рангах учитывалось не происхождение, а _____________.

Задание (П). Приведите аргументы в поддержку мнения об огромном значении победы России в Северной войне. Выполнение данного задания приводит к осознанию величия Петра и осмыслению роли личности в истории, «поворачивает» школьника к самому себе через исторически значимую личность Закладываются основы гражданской личности, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю Задание (У). Дополните предложение. Победив в Северной войне, Петр I «прорубил окно в Европу», потому что ___________________________________________.

Таким образом, через деятельность учащихся по оценке личности Петра, мы способствуем проявлению их внутренней позиции; проявлению уважения к личности, другим людям; проявлению желания к самооценке; осознанию успешности своей деятельности.

Спасибо за внимание!