Зыболова Елена Борисовна, клинический психолог, психотерапевт, педагог-психолог высшей категории МАОУ гимназии 23.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учёт индивидуальных особенностей младших школьников: Модальность как основа формирования учебной мотивации.
Advertisements

Индивидуальные особенности личности. Тест 1. Чтобы довести дело, над которым вы работаете, до конца, вам необходимо отвлечься на что-то другое: поболтать.
Сопровождение введения ФГОС Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе.
Психологические аспекты содержания Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.
«Формирование качеств будущих школьников у детей неготовых к обучению в школе» Педагог-психолог Надежда Владимировна Резникова «Формирование качеств будущих.
Возрастные особенности детей 6-7 лет Подготовил воспитатель подготовительной к школе группы Маркова Н.В. Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
"Условия успешной работы с одаренными детьми". Одаренность это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность.
Реализация ФГТ как фактор преемственности ДОУ и школы Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад 3 «Солнышко» п. Адамовка Волошина Н.А.
Татьяна Владимировна Сафонова заместитель директора ГОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино» Психологические риски участников образовательного процесса при переходе.
«Наша новая школа» Основная задача «новой школы» - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание его как личности, готовой к современной жизни (Д.А.
Родительское собрание на тему: «Деятельность педагога- психолога в детском саду»
Диагностика ИСУД ученика Параметры индивидуального стиля учебной деятельности ученика.
Муниципальное образовательное учреждение Голицынская средняя общеобразовательная школа 1 Психологическое сопровождение образовательного процесса Педагог-психолог.
Адаптационный период в 1 классе. Задачи адаптационного периода. Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации.
Психологическая готовность детей к школе Будущие первоклассники Выступление психолога школы, куратора начальной школы, Карепиной Е. К.
Некрылова Оксана Юрьевна Аверьянова Светлана Викторовна.
Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога Педагог-психолог Зарипова Р. С. Учитель-логопед Токарева Н. В.
Учитель физической культуры: Карпова Ирина Петровна.
Цели и задачи психолого - педагогического сопровождения участников государственной ( итоговой ) аттестации.
Транксрипт:

Зыболова Елена Борисовна, клинический психолог, психотерапевт, педагог-психолог высшей категории МАОУ гимназии 23

… «ребенок стал не хуже или лучше своего сверстника двадцатилетней давности, он просто стал другим!» ФЕЛЬДШТЕЙН Давид Иосифович, доктор психологических наук, профессор, вице-президент РАО, действительный член АПСН, специалист в области психологии развития Доклад "Характер и степень изменений современного детства и проблемы организации образования на исторически новом уровне развития общества" на пленарном заседании Президиума РАО в июле 2013 года

Особенности современных детей резко снизилось когнитивное развитие детей дошкольного возраста (ПУУД) 1. В минимально короткий пятилетний период, с 2008 года начиная, резко снизилось когнитивное развитие детей дошкольного возраста (ПУУД). Снизилась энергичность детей возрос эмоциональный дискомфорт (РУУД) 2. Снизилась энергичность детей, их желание активно действовать. При этом возрос эмоциональный дискомфорт (РУУД). сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников и младших школьников (ЛУУД, РУУД) 3. Отмечается сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников и младших школьников, что приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности (ЛУУД, РУУД). крайне низкие показатели в тех действиях детей, которые требуют внутреннего удержания правила и оперирования в плане образов неразвитость внутреннего плана действия (ПУУД) 4. Обследование познавательной сферы старших дошкольников выявило крайне низкие показатели в тех действиях детей, которые требуют внутреннего удержания правила и оперирования в плане образов. Четко фиксируется неразвитость внутреннего плана действия и сниженный уровень детской любознательности и воображения (ПУУД). неразвитость тонкой моторики руки отсутствие графических навыков (РУУД) 5. Обращает на себя внимание неразвитость тонкой моторики руки старших дошкольников и младших школьников, отсутствие графических навыков (РУУД). Дефицит произвольности - как в умственной, так и в двигательной сфере (РУУД) 6. Дефицит произвольности - как в умственной, так и в двигательной сфере дошкольника и младшего школьника является одним из наиболее тревожных, достоверно установленных фактов (РУУД). недостаточная социальная компетентность беспомощность 7. Отмечается недостаточная социальная компетентность 25% детей младшего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты (КУУД).

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ г.г. (%)

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УРОВНЕЙ 4-Х КЛАССОВ 2009 – 2014 г.г. (%)

(РУУД) 8. Сниженные адаптивные возможности (РУУД). увеличилось число детей лет с нарушениями речевого развития проблемы с умением читать, понимать текст (ПУУД). 9. С 1997 г. по 2013 г. существенно (почти в 2 раза) увеличилось число детей лет с нарушениями речевого развития (от 40 до 60% варьируясь в разных регионах). Всё у большего числа детей отмечаются серьезные проблемы с умением читать, понимать текст (ПУУД). нежелание значительной части сегодняшних школьников учиться (ЛУУД). 10. Серьезную тревогу вызывает нежелание значительной части сегодняшних школьников учиться (ЛУУД). обеднение и ограничение живого, тактильного общения детей, в том числе и детей подросткового возраста, со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности (КУУД) 11. Неблагоприятной тенденцией выступает обеднение и ограничение живого, тактильного общения детей, в том числе и детей подросткового возраста, со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности (КУУД). Все больше становится детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности 12. Все больше становится детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности (ЛУУД). 13. Умеют сегодня сострадать другим детям мальчики лишь в возрасте до 8 лет, девочки до 9-10 лет. А сорадоваться могут мальчики примерно до 7 лет, девочки же практически не умеют этого делать (ЛУУД). бОльшую группу составляют дети, для которых характерно неблагоприятное, проблемное течение психического развития в онтогенезе (ММД, СДГВ) - (РУУД, ПУУД, КУУД, ЛУУД). 14. В популяции современных растущих людей бОльшую группу составляют дети, для которых характерно неблагоприятное, проблемное течение психического развития в онтогенезе (ММД, СДГВ) - (РУУД, ПУУД, КУУД, ЛУУД).

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ НАЛИЧИЯ УЧАЩИХСЯ С ММД г.г. (%)

Объекты оценки УУД Метапредметные результаты: - Сформированность таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Личностные результаты: - Гендер - Тип темперамента - Ведущее полушарие - Каналы восприятия - Ведущая деятельность в основе ФГОС лежит системно – деятельностный подходучет индивидуальных психологических, личностных, возрастных, физиологических особенностей обучающихся Таким образом, в основе ФГОС лежит системно – деятельностный подход - учет индивидуальных психологических, личностных, возрастных, физиологических особенностей обучающихся - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества

Составление психологического заключения с учетом диагностики УУД 1. Метапредметные результатыПрогноз на обучение в начальной школе Прогноз на обучение в основной школе Мышление Память Речевое развитие Зрительно-моторная координация 2. Личностные результаты Темперамент Ведущее полушарие Канал восприятия Ведущая деятельность (Мотивация) Тревожность Агрессивность Заключение Рекомендации для педагога Рекомендации для родителей Рекомендованные коррекционные мероприятия Коррекционные программы Рекомендованные узкие специалисты Невролог, нейропсихолог, логопед, психиатр, дефектолог и др.

ГЕНДЕР Ге́ндер (от лат. genus «род») социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями и т. д.лат.пол Гендерные различия 1. Различные темпы созревания ЦНС; 2. Разные пути в стратегиях мышления; 3. Разные адаптационные возможности; 4. Разное время вхождения в урок; 5. Разное отношение к формам и содержанию работы; 6. Разные пути и способы построения социальных отношений; 7. Различные способы эмоционального реагирования; 8. Различные темпы и виды развития памяти; 9. Разное отношение к оцениванию деятельности; 10. Различные поведенческие реакции в ходе урока

ТИП ТЕМПЕРАМЕНТА Темперамент - врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде. холерик флегматик меланхолик сангвиник

«Жизнь отчетливо указывает на две категории людей: художников и мыслителей, между ними резкая разница. Одни – художники... захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, без всякого дробления... Другие – мыслители, именно дробят ее.., делая из нее какой-то временный скелет, и затем только постепенно как бы снова собирают ее части и стараются их таким образом оживить...» И.П. Павлов Функциональная ассиметрия полушарий

Примерная схема расположения учащихся в классе 1 ряд Левополушарные 2 ряд Равнополушарные 3 ряд Правополушарные Классная доска Видят деревья, не видя леса… (обучение на основе анализа) Видят лес, не видя деревьев… (обучение на основе синтеза)

Обеспечение учебной деятельности с учетом психофизиологических особенностей ЛевополушарныеПравополушарные Видит символы (буквы, слова). Необходимы ясные письменные инструкции. Повторяет фактическую информацию. Дискомфорт с незавершенными творческими инструкциями. Любит проверять работу. Любит информацию в письменной форме. Анализирует от части к целому. Переживает реальность после чтения. Любит смотреть фильм после чтения книги. Видит конкретные объекты. Отвлекаемость, способность, к саморазвлечению. Отвечает на личностные отношения, а не авторитарные. Любит самостоятельный выбор. Использует интуицию. Не любит проверять работу. Любит информацию в виде графиков, карт, демонстраций. Фокусирован на внешнее. Анализирует от целого к части. Переживает реальность до чтения. Любит смотреть фильм до чтения книги.

Контроль итогов учебной работы с учетом психофизиологических особенностей Результативный этап ПравополушарныеЛевополушарные Самоконтроль Не контролируют правильность речи, смысловые пропуски. После изучения правил делают в 4 раза больше ошибок. При проверке написанного ошибок и описок не видят. Высокий самоконтроль речи. Высокий самоконтроль изложения материала. После изучения правил делают в 5 раз меньше ошибок. Характерные ошибки Ударные гласные. Ошибки в словарных словах. Пропуски букв, описки. Имена собственные пишут с маленькой буквы. Безударные гласные в корне. Пропуск мягкого знака. Написание лишних букв. Замена одних согласных другими. Падежные окончания Методы проверки Устный опрос. Задания с ограниченным сроком Выполнения. Собственный развернутый ответ. Решение задач. Письменные опросы с неограниченным сроком выполнения. Вопросы «закрытого» типа (выбрать готовый вариант ответа).

Сенсорная система - Способ восприятия информации через ведущие сенсорные анализаторы: аудиальный, визуальный или кинестетический Сигналы глазного доступа Визуалы – при общении глаза направлены вверх Аудиалы – при общении глаза находятся на средней линии Кинестетики – при общении глаза направлены вниз

Учет каналов восприятия учащихся в работе педагога учеником-визуалом Работая с учеником-визуалом, нужно: - использовать слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение с высокой скоростью смены деятельности; - выделять цветом различные пункты или аспекты содержания; - записывать действия, использовать схемы, таблицы, наглядные пособия; - ключевые слова визуальной модальности: видеть, наблюдать, смотреть, сфокусировать, мелькать, перспектива, картина, отчетливо, ярко, туманно и т.д. Работая с учеником-кинестетиком, необходимо: - использовать жесты и прикосновения, помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; - чем больше преувеличений, тем лучше они запомнят материал; - учителю можно отражать телом ритм метронома (головой); - ключевые слова кинестетической модальности: чувствовать, ощущать, притрагиваться, хватать, гладкий, шероховатый, холодный и т.д.; Работая с учеником-аудиалом, необходимо: - использовать вариации голоса (громкость, высота, паузы); - ключевые слова аудиальной модальности: слышать, звучать, настраивать, кричать, оглушить, скрипеть, звенеть, скрежетать, согласовывать, громкий и т.д.

Примерная схема расположения учащихся в классе 1 ряд Левополушарные Аудиалы 2 ряд Равнополушарные Визуалы Аудиалы Кинестетики 3 ряд Правополушарные Визуалы Кинестетики Классная доска Видят деревья, не видя леса… Видят лес, не видя деревьев…

Ведущая деятельность (периодизация Д.Б. Эльконина) Возраст Ведущая деятельность Направление ведущей деятельности Развивающаяся сфера психики Новообразования возраста Младший школьный возраст (7 – 11 лет) УчениеНа начало познания наук Интеллектуально -познавательная сфера Произвольность; Внутренний план действий; Самоконтроль; Рефлексия (РУУД) Подростковый возраст (11 – 15 лет) Интимно- личностное общение На познание системы отношений в различных ситуациях Личностная (потребностно- мотивационная) Стремление к «взрослости»; Самооценка; Подчинение нормам коллективной жизни Старший школьный возраст (15 – 17 лет) Учебно- профессиональная На познание профессии ПознавательнаяМировоззрение; Профессиональные интересы

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ