УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Латыпова И.В.,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФГОС второго поколения основного общего образования Совещание при зам. директора по УВР г.
Advertisements

ГОТОВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К ВВЕДЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ АРЕСТОВА Г.А
Основная образовательная программа начального и основного общего образования.
1 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Департамент образования и молодежной политики Модель сетевого графика (дорожной карты) по формированию необходимой.
Эффективное внедрение ФГОС (инновационные особенности управления) В.Н.Виноградов СПб АППО.
Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской.
Программы внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС Савелова Н.И., ведущий специалист отдела организации дополнительного образования.
Готовность образовательного учреждения к реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования апрель 2012 года.
Нормативно-правовая база– приоритетное условие введения ФГОС ООО.
Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС НОО.
Основная образовательная программа начального общего образования Логвинова И.М.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - основа «Нашей новой школы» часть 4 Введение стандарта С.Н.Махновец, февраль-март.
Нормативно-правовое обеспечение введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования май 2012 года.
Определение готовности образовательного учреждения к введению ФГОС Практикум «Самоанализ готовности образовательного учреждения к введению ФГОС»
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надыма.
Основные подходы к проектированию основной образовательной программы образовательного учреждения ОСНОВНАЯ ШКОЛА 09 февраля 2012 г.
1 Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: актуальные вопросы введения Апрель 2011 г. Молчанова.
Дорожная карта введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2014 г.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
Общие подходы к проектированию ООП Семинар директоров ОУ города Чебоксары 18 апреля 2012 года.
Транксрипт:

УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Латыпова И.В., старший преподаватель кафедры управления, экономики и права ГБОУ ДПО ЧИППКРО

Раздел 3. Содержательные и процессуальные аспекты профессиональной деятельности 3.2. Проектирование основной образовательной программы общего образования 3.3. Организация внеурочной деятельности

Вопросы для сравненияФГОС ООО Примерная основная образовательная программа ООО ООП ООО образовательного учреждения Основание введения Кем разрабатывается Назначение документа Составные части Срок действия Роль заместителя директора в разработке документа Роль заместителя директора в реализации документа Роль учителя в разработке документа Роль учителя в реализации документа Кто контролирует результативность документа

3.2. Проектирование основной образовательной программы общего образования(6 часов) Основная образовательная программа образовательного учреждения. Требования ФГОС к структуре, содержанию и условиям реализации основной образовательной программы. Технология разработки основной образовательной программы образовательного учреждения. Технология разработки системы управления реализацией основной образовательной программы на муниципальном и институциональном уровне. Роль органов государственно-общественного управления общеобразовательным учреждениям при разработке и реализации основной образовательной программы.

Литература Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, – 31 с. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, – 31 с. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, – 63 с. Фундаментальное ядро общего образования: проект [Текст] / под. ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова – М. : Просвещение, – 44 с. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М. : Просвещение, – 24 с. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов.2 е изд., перераб. М. : Просвещение, с.

Литература Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения [Текст] / А.Г. Асмолов // Педагогика. – – 4. – С Баранова, Ю.Ю. Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования [Текст] / Ю.Ю. Баранова, Е.А. Тюрина // Справочник руководителя образовательного учреждения. – – 11. Губанова, Е.В. Новый образовательный стандарт: внедрение, контроль реализации и оценка результатов (практический аспект). [Текст] / Е.В. Губанова. – М. : Сентябрь, – 224 с. Губанова, Е.В., Нормативно-правовое обеспечение реализации стандартов нового поколения в образовательном учреждении. [Текст] / Е.В. Губанова // Школа управления образовательным учреждением. – – 1. – С Губанова, Е.В., Обеспечение готовности педагогов к реализации ФГОС. [Текст] / Е.В. Губанова // Управление начальной школой. – – 6. – С Десять базовых признаков эффективного управления: Реализация стандарта второго поколения. [Текст] / Под общ. ред. Р.Г. Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник, – 136 с. Ильина, А.В. Кадровое и методическое обеспечение введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Текст] / А.В. Ильина, Ю.Ю. Баранова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научно-теоретический журнал. – Челябинск. – (6). – С Кондаков, А.М. Стандарт: инновационность и преемственность [Текст] / А.М.Кондаков // Педагогика. – – 4. – С Коптелов, А.В. Организация методической работы в ОУ в условиях введения ФГОС ОО [Текст] / А.В. Коптелов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научно-теоретический журнал. – Челябинск. – (8). – С

Литература Лучшие основные образовательные программы начального общего образования общеобразовательных учреждений: Сборник методических материалов по результатам регионального конкурса «Новой школе – новые стандарты» [Текст] / редакционная коллегия: Тюрина Е.А., Ю. Ю. Баранова, Л. Н. Чипышева; гл. ред. М.И. Солодкова – Челябинск : Издательство ЧИППКРО, – 100 с. Обеспечение готовности школы к введению федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. Сборник материалов [Текст] / Авторы-составители: Владимирова Е.Д., Овсянникова В.П., Солодкова М.И.; ГОУ ДПО ЧИППКРО – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», Современный образовательный менеджмент. Принцип государственно-общественного характера управления в образовании. [Текст]: методические рекомендации / Авторы-составители Обоскалов А.Г., Никитина И.М., Коптелов А.В. и [др.] – Челябинск: Издательство Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, – 144 с. Управление образовательным учреждением в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: Сборник учебных кейсов и заданий [Текст] / авторы-составители А.В. Коптелов, Е.В. Киприянова, Е.А. Селиванова. – Челябинск: Издательство ЧИППКРО, – 68 с.

Электронные образовательные ресурсы Госполитика в образовании [Электронный ресурс] // http: // politic/prioritywww.mon.gov.ru/edu- politic/priority Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». [Электронный ресурс] //

От ФГОС к основной образовательной программе образовательной организации ФГОС ООО Примерная основная образовательная программа основного общего образования Основная образовательная программа Образовательной организации Федеральный уровень Федеральный уровень (участие региона) Уровень образовательной организации

3.2.1.Основная образовательная программа образовательного учреждения. Проект: Комплект документации, предназначенный для создания определённого объекта (сооружения или изделия), его эксплуатации, ремонта и ликвидации, а также для проверки или воспроизведения промежуточных и конечных решений, на основе которых был разработан данный объект; Проект, стадия проектирования (отменена); Программа, план действий, комплекс работ, подлежащих воплощению. Замысел, план, прототип какого-либо объекта (Википедия) Проектирование (от лат. projectus, буквально брошенный вперёд) процесс создания проекта прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния.

Нормативные и методические основания проектирования общеобразовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования Федеральный закон «Об образовании в РФ»; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, – 31 с. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, – 63 с. Фундаментальное ядро общего образования: проект [Текст] / под. ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова – М. : Просвещение, – 44 с. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов.2 е изд., перераб. М. : Просвещение, с.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» Статья 66 Федерального закона «Об образовании в РФ» устанавливает, что основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению). Реализация этих целей на уровне общеобразовательного учреждения осуществляется посредством образовательной программы.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе 9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно- педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

Статья 12. Образовательные программы 1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно- нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации 1. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. 2. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам. 3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: 6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации;

Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ 1. Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. 2. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. 3. При реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.

Статья 12. Образовательные программы 7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Статья 92. Государственная аккредитация образовательной деятельности 1. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами.

Требования ФГОС к структуре, содержанию и условиям реализации основной образовательной программы. ФГОС ООО направлен на обеспечение формирования российской гражданской идентичности обучающихся единства образовательного пространства Российской Федерации сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России доступности получения качественного основного общего образования

ФГОС ООО направлен на обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья развития государственно-общественного управления в образовании формирования содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности

Требования ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования К структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса К результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования

Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени основного общего образования образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов значимость ступени общего образования для дальнейшего развития обучающихся

Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования образовательного учреждения (ФГОС ООО, стр.25.Ч.III, п. 13., 14.) Целевой раздел Содержательный раздел Организационный раздел

Нормативные требования к структуре и содержанию ООП ООО утверждается образовательным учреждением самостоятельно с привлечением органов самоуправления образовательного учреждения, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением должна соответствовать типу и виду образовательного учреждения и быть преемственной по отношению к основной образовательной программе начального общего образования определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования

Нормативные требования к структуре и содержанию ООП ООО направлена на формирование общей культуры, духовно- нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся реализуется через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение

Нормативные требования к структуре и содержанию ООП ООО внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно- спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно- практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения по структуре должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный; структура и содержание каждого раздела должны соответствовать требованиям пп ФГОС ООО

Нормативные требования к структуре и содержанию ООП ООО по содержанию включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, представленные во всех трех разделах основной образовательной программы: целевом, содержательном и организационном обязательная часть ООП ООО составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 30% от ее общего объема должна обеспечивать достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями, установленными ФГОС ООО (пп. 8-12)

Нормативные требования к структуре и содержанию ООП ООО Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации 1897 от г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 февраля 2011 г. N Письмо МО и Н Челябинской области от г. «О введении ФГОС основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Челябинской области с г.»

Технология разработки основной образовательной программы образовательного учреждения. Внутришкольное повышение квалификации по вопросам введения ФГОС Преодоление сопротивления нововведениям Изменение структуры внутришкольного управления

Технология разработки основной образовательной программы образовательного учреждения. Изменение структуры внутришкольного управления Создание организационной культуры, способствующей внедрению предстоящих изменений, начинается с формирования установки на вводимую инновацию, принятие ее как актуальной ценности всем коллективом и каждым его членом. Только в этом случае организационная культура будет гармоничной, позволяющей достигнуть поставленной цели. Прежде всего, необходимо организовать системное знакомство с ФГОС и Примерной основной образовательной программой начального общего образования. Чем основательнее, глубже будут проработаны и осознаны эти документы, чем многоаспектнее они будут обсуждены, тем меньше возникнет вопросов и непонимания. Обсуждение ФГОС необходимо провести не только в педагогическом коллективе, но и с учащимися и их родителями. Это снимет ощущение информационного голода, напряженность участников образовательного процесса и даст им возможность увидеть и понять стратегию предстоящих изменений, ощутить себя причастными к ним.

Технология разработки основной образовательной программы образовательного учреждения. Преодоление сопротивления нововведениям Согласно теории организационного развития, для осуществления перемен важное значение имеет степень восприимчивости организации к нововведениям. Как показывает практика, далеко не все средние общеобразовательные учреждения имеют высокую степень восприимчивости к переменам. Установлено, что любое изменение традиционных методов управления организацией вызывает сопротивление всех, кого эти изменения касаются: и руководителей, и подчиненных.

Технология разработки системы управления реализацией основной образовательной программы на муниципальном и институциональном уровне. Изменение структуры внутришкольного управления Чтобы обеспечить эффективность перемен, необходимо создать особую организационную культуру, целью которой является изменение постулатов, позиций, ценностей и организационной структуры в зависимости от вводимого изменения. Под изменением структуры организации понимается введение новых или изменение старых (уже существующих в школе) организационных структур, необходимых для разработки ООП. Функцию такой структуры может выполнить методическое объединение учителей начальной школы. Однако в Положение о его деятельности необходимо будет внести соответствующие дополнения и изменения. Для разработки ООП можно создать временный организационный комитет. В каждой школе этот вопрос будет решаться в соответствии со сложившимися традициями, а также с учетом опыта администрации

Технология разработки системы управления реализацией основной образовательной программы на муниципальном и институциональном уровне. Изменение структуры внутришкольного управления Создание организационной культуры, способствующей внедрению предстоящих изменений, начинается с формирования установки на вводимую инновацию, принятие ее как актуальной ценности всем коллективом и каждым его членом. Только в этом случае организационная культура будет гармоничной, позволяющей достигнуть поставленной цели. Прежде всего, необходимо организовать системное знакомство с ФГОС и Примерной основной образовательной программой начального общего образования. Чем основательнее, глубже будут проработаны и осознаны эти документы, чем многоаспектнее они будут обсуждены, тем меньше возникнет вопросов и непонимания. Обсуждение ФГОС необходимо провести не только в педагогическом коллективе, но и с учащимися и их родителями. Это снимет ощущение информационного голода, напряженность участников образовательного процесса и даст им возможность увидеть и понять стратегию предстоящих изменений, ощутить себя причастными к ним.

Технология разработки системы управления реализацией основной образовательной программы на муниципальном и институциональном уровне. Преодоление сопротивления нововведениям Согласно теории организационного развития, для осуществления перемен важное значение имеет степень восприимчивости организации к нововведениям. Как показывает практика, далеко не все средние общеобразовательные учреждения имеют высокую степень восприимчивости к переменам. Установлено, что любое изменение традиционных методов управления организацией вызывает сопротивление всех, кого эти изменения касаются: и руководителей, и подчиненных. Причины сопротивлений: неопределенность последствий перемен; ощущение, что перемены приведут к личным потерям, т. е. к меньшей степени удовлетворения какой-либо потребности; убеждение, что для организации изменения не являются необходимыми или желательными, что они не решат проблем, а лишь умножат их число; перемены внезапны и неожиданны; необходимость проведения перемен нечетко сформулирована, это вызывает беспокойство; предыдущие перемены не принесли ожидаемых результатов. Очевидно, что планируемая кампания по разработке ООП должна строиться с учетом этих факторов. В теории менеджмента инноваций разработаны и обоснованы методы, с помощью которых можно уменьшить или полностью устранить сопротивление.

Технология разработки системы управления реализацией основной образовательной программы на муниципальном и институциональном уровне. Преодоление сопротивления нововведениям 1.Необходимо заручиться официальным и гласным одобрением участников образовательного процесса по предполагаемым шагам разработки ООП. Поэтому все решения, касающиеся этих вопросов, требуется зафиксировать постановлениями легитимных управленческих структур вашей школы: педагогического совета, управляющего совета, методического совета, родительского комитета и т. д. 2.Способность выявить источник мотивации каждого члена коллектива – залог успеха при проведении серьезных изменений. Для выявления мотивации педагогов можно организовать опрос (письменный или устный) о том, какое место каждый хотел бы занять в процессе разработки ООП: одни чувствуют себя увереннее в вопросах образовательных технологий, другие отдают приоритет воспитанию, некоторые видят себя аналитиками, другим интереснее роль организатора и т. д. При таком подходе функция, присвоенная педагогу в рамках разработки ООП и зафиксированная в плане, будет не навязана извне, а опосредована внутренними побуждениями и потребностями человека. 3.Выигрышным ходом для снятия сопротивления является привлечение членов коллектива к принятию управленческих решений. Более того, лицу, которое может оказать или оказывает сопротивление переменам, возможно предоставление ведущей роли в принятии решений о введении новшеств и в их осуществлении (так называемая кооптация).

Технология разработки системы управления реализацией основной образовательной программы на муниципальном и институциональном уровне. Преодоление сопротивления нововведениям Целесообразно привлечь участников образовательного процесса: к формированию плана разработки ООП в образовательном учреждении; подготовке локальных нормативно-правовых актов, которые будут регулировать процесс разработки ООП в образовательном учреждении; работе в составе оргструктуры, которая будет штабом управления процессом разработки и реализации ООП, и т. д. 4.Эффективными средствами противодействия сопротивлению являются: передача максимально полной информации и оказание поддержки участникам для легкой адаптации к новой обстановке. Этим процессам желательно придать постоянный характер, создав консультационный центр ФГОС, в состав которого войдут наиболее опытные или прошедшие специальную подготовку администраторы и педагоги. Они будут исполнять роль консультантов (внутренних тьюторов) по ключевым вопросам содержания ФГОС и всех материалов, сопровождающих его введение. Они также могут выступить помощниками в разработке ООП, ее экспертами-аналитиками. Желательно выделить для консультационного центра ФГОС отдельное рабочее место (в библиотеке, методическом кабинете и т. д.), где были бы аккумулированы все материалы о ФГОС в бумажном и электронном вариантах. Центр может установить связи с аналогичными структурами в других школах, муниципалитете, городе, регионе, что позволит обмениваться недостающими материалами.

Технология разработки системы управления реализацией основной образовательной программы на муниципальном и институциональном уровне. Внутришкольное повышение квалификации по вопросам введения ФГОС Существуют разнообразные формы внутришкольного повышения профессионального мастерства. В частности, установлено: чтобы педагог был полностью удовлетворен результатами повышения квалификации, этот процесс нужно максимально индивидуализировать. Однако нельзя игнорировать и различные коллегиальные (групповые и массовые) формы. Ведь именно в их рамках происходит интенсивный обмен опытом работы, а также осуществляется продуктивное интеллектуальное взаимодействие. Таким образом, планируя повышение профессионального мастерства по освоению содержания ФГОС и Примерной ООП, администрации образовательного учреждения необходимо обеспечить сбалансированность индивидуальных и коллегиальных форм. Кроме того, для коллегиальных форм неплохо тщательно продумать качественный состав участников.

Технология разработки системы управления реализацией основной образовательной программы на муниципальном и институциональном уровне. Внутришкольное повышение квалификации по вопросам введения ФГОС Основания для формирования групп могут быть разные. Самый простой подход – группировка по предметному принципу (методическим объединениям). Можно распределить людей по группам в соответствии с их уровнем профессионализма – группа учителей второй квалификационной категории, группа учителей первой квалификационной категории и т. д. Группы могут формироваться и на основе взаимных симпатий участников или по потребностям в рамках процесса разработки и реализации ООП. Чем четче будут соблюдены критерии формирования группы, тем легче обучающему реализовать в процессе взаимодействия целевые установки и потребности участников повышения профессионального мастерства. При организации повышения квалификации важно также соблюсти принцип оптимальности: количество педагогов, осуществляющих повышение профессионального мастерства индивидуально, и количество групп не должно превышать разумные пределы управляемости этим процессом. Поэтому правильнее всего предусмотреть поэтапное повышение квалификации педагогов.

Технология разработки системы управления реализацией основной образовательной программы на муниципальном и институциональном уровне. Внутришкольное повышение квалификации по вопросам введения ФГОС Для эффективного планирования процесса повышения профессионального мастерства и квалификации педагогов по проблемам введения ФГОС и разработки ООП администрации образовательного учреждения необходимо провести письменное анкетирование или устный опрос. Каждый учитель в рамках этого опроса должен отдать предпочтение какой-либо из предложенных форм. Подводя итог сказанному, сформулируем кратко основные организационные задачи на период разработки и реализации ООП образовательного учреждения и запуска перемен, с ними связанных: обеспечение информацией, систематизация процессов транслирования (распространения) информации о содержании ФГОС; усовершенствование организационной структуры школы за счет введения индивидуальных или коллегиальных субъектов (или реформирования старых), курирующих процесс введения ФГОС и разработки ООП; рационализация деятельности различных уровней управления и всех субъектов разработки ООП образовательного учреждения.

Роль органов государственно-общественного управления общеобразовательным учреждениям при разработке и реализации основной образовательной программы. ФГОС ООО III. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования 16. Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа основного общего образования должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями, установленными Стандартом. Разработка и утверждение образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования осуществляются самостоятельно с привлечением органов самоуправления образовательного учреждения, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.

Алгоритм проектирования основной образовательной программы основного общего образования 1 этап Подготовительный 2 этап Основной 3 этап Заключительный

Подготовительный этап Организация рабочей группы для проектирования основной образовательной программы (далее – Программа), обучение и обеспечение ресурсами (нормативно-правовое обеспечение, методические рекомендации, др.) Изучение нормативно-правового обеспечения проектирования основной образовательной программы основного общего образования (далее – ООП) (ФЗ- 273 «Об образовании в РФ»; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС ООО)). Изучение методических рекомендаций по проектированию ООП (примерная основная образовательная программа основного общего образования, фундаментальное ядро содержания общего образования, примерные программы основного общего образования, методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ООО).

Основной этап Проблемный анализ результатов образовательной деятельности, ресурсов и условий образовательной организации на ступени основного общего образования. Изучение социального заказа на организацию внеурочной деятельности обучающихся. Разработка «портрета выпускника» основной ступени общего образования образовательной организации. Выявление рассогласований между нынешним состоянием образовательного процесса (цели, результаты) и требуемым ФГОС ООО. Разработка и описание стратегии введения ФГОС ООО в ОО в пояснительной записке. Разработка и описание планируемых результатов в процессе освоения междисциплинарных и учебных предметных программ. Разработка и описание системы оценки достижения планируемых результатов. Описание изменений в системе внутреннего контроля, циклограммы внутреннего мониторинга, инструментов динамики образовательных достижений.

Основной этап Разработка и описание критериев оценки результатов деятельности образовательного учреждения. Разработка и описание содержания междисциплинарных и учебных предметных программ. Разработка и описание программы воспитания и социализации обучающихся. Разработка и описание программы коррекционной работы (при наличии детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в данной ОО). Разработка и описание программ внеурочной деятельности. Составление учебного плана ОО с учетом требований ФГОС ООО и СанПиН. Описание условий реализации Программы в ОО. Составление дорожной карты по формированию условий реализации Программы. Сборка и первичное редактирование текста Программы.

Заключительный Самообследование и первичная коррекция Программы. Передача Программы на независимую внешнюю экспертизу, оценка экспертами (при наличии возможности). Информирование коллектива о ходе работы, организация обсуждения и утверждения программы (при необходимости повторяется несколько раз на разных этапах готовности). Передача Программы на согласование и официальную экспертизу (в случае необходимости). Его представление и защита административной командой. Принятие итоговых решений.

Локальные акты образовательного учреждения (примерный перечень) 1. Протокол заседания органа самоуправления общеобразовательной организации (Совета, Управляющего совета и др.), на котором принято решение о введении ФГОС ООО в ОО. Рекомендуется согласование протокола с учредителем ОО. 2. Приказ «О распределении обязанностей по разработке проекта модернизированной образовательной системы основного общего образования» 3. Приказ «О создании и полномочиях рабочей группы по введению ФГОС ООО». 4. Приказ «О создании и полномочиях Совета по введению ФГОС нового поколения ООО» 5. Приказ «Об утверждении проекта и плана-графика введения ФГОС нового поколения основного общего образования». 6. Приказ «Об утверждении ООП ООО ОО». 7. Приказ «Об утверждении годового календарного учебного графика». 8. Приказ «Об утверждении программ внеурочной деятельности». 9. Приказ «Об утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)». 10. Приказ «Об утверждении списка учебников и учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе ОО». 11. Проект модернизации образовательной системы основного общего образования в соответствии с ФГОС нового поколения. 12. План-график введения ФГОС ООО. 13. Положение о системе контроля и мониторинга введения ФГОС ООО. 14. Положение о рабочей группе по введению ФГОС ООО. 15. План деятельности рабочей группы по разработке основной образовательной программы.

Локальные акты образовательного учреждения (примерный перечень) 16. Положение о Совете по введению ФГОС ООО. 17. План внутришкольного контроля с определением направлений контроля по реализации ФГОС ООО ОО (в структуре плана учебно-воспитательной работы ОО). 18. Основная образовательная программа (далее ООП) ООО ОО, рассмотренная и принятая на заседании органа самоуправления ОО и утвержденная директором ОО. 19. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). 20. Программы внеурочной деятельности. 21. Список учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников и учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе образовательной организации (приложение к приказу). 22. Договоры с учреждениями дополнительного образования детей и (или) физическими лицами по реализации направлений внеурочной деятельности. 23. Договор о сотрудничестве ОО с родителями (законными представителями) обучающихся о предоставлении основного общего образования. 24. Устав ОО с внесенными изменениями в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования, связанными с внедрением ФГОС ООО. Финансово-экономическое обеспечение внедрения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. 25. Локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников ОО, в том числе стимулирующие надбавки и доплаты, порядок и размеры премирования в соответствии с НСОТ. 26. Приказ «Об оплате внеурочной деятельности». 27. Приказы «Об установлении стимулирующих выплат работникам ОО» и т.д.

Локальные акты образовательного учреждения (примерный перечень) Организационное обеспечение внедрения федерального государственно-го образовательного стандарта начального общего образования 30. Модель организации образовательного процесса школы, обеспечивающая реализацию внеурочной деятельности обучающихся. 31. План методической работы ОО по введению ФГОС ООО с учетом мероприятий по внутришкольному повышению квалификации учителей с ориентацией на проблемы реализации ФГОС ООО.

Локальные акты образовательного учреждения (примерный перечень) Кадровое обеспечение внедрения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 32. Приказ «Об утверждении плана-графика (программы) повышения уровня профессиональной квалификации педагогических работников ОО». 33. Приказ «Об утверждении должностных инструкций педагогических и руководящих работников ОО» (учителя, разрабатывающие и реализующие рабочие программы по предметам, курирующий вторую ступень школы заместитель директора по УВР). 34. Должностные инструкции работников ОО (в соответствии с требованиями ФГОС ООО и новыми квалификационными характеристиками). 35. План-график повышения квалификации педагогических и руководящих работников ОО в связи с реализацией ФГОС ООО. 36. Информационно-аналитическая справка об укомплектованности ОО педагогическими кадрами с указанием образовательного ценза, квалификации, квалификационной категории, сведений о повышении квалификации учителей среднего звена школы.

Локальные акты образовательного учреждения (примерный перечень) Информационное обеспечение внедрения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. 37. Материалы для организованного изучения общественного мнения родителей (законных представителей) обучающихся по вопросам введения ФГОС ООО. Документы, отражающие анализ результатов изучения общественного мнения (анкеты, опросники и др.). 38. Информация о созданных в ОО условиях реализации ООП основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО, размещенная на официальном сайте ОО в сети Интернет. 39. Инструкция по организации делопроизводства (электронного документооборота) в образовательной организации. 40. Соглашения с родителями (законными представителями) обучающихся о персональных данных для ведения электронных дневников и журналов. 41. Локальные акты, регламентирующие организацию и проведение публичного отчета образовательной организации.

Локальные акты образовательного учреждения (примерный перечень) Материально-техническое обеспечение внедрения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. 42. Информационно-аналитическая справка о материально-техническом обеспечении ОО в соответствии с требованиями ФГОС ООО, санитарными и противопожарными нормами, нормами охраны труда работников ОО, нормами охраны здоровья обучающихся. 43. Информационно-аналитическая справка о создании в ОО информационно-образовательной среды в соответствии с требованиями ФГОС ООО. 44. Локальные акты, устанавливающие требования к различным объектам инфраструктуры ОО с учетом требований к минимальной оснащенности учебного процесса (положение о культурно-досуговом центре, информационно-библиотечном центре, физкультурно-оздоровительном центре, учебном или учебно-методическом кабинете и др.)