ПРОЕКТ « Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через ознакомление с осетинской народной куклой ». ПРОЕКТ « Приобщение дошкольников к истокам.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение « Детский сад 7» Комбинированного вида Г. Лиски Проектная деятельность Тема : « МАТРЕШКА »
Advertisements

МБДОУ-ДЕТСКИЙ САД 156 «Рябинка» Проект. Актуальность Мама - это начало нашей жизни, самый теплый взгляд, самое любящее сердце, самые добрые руки. Поздравить.
Подготовительная логопедическая группа «Лесная сказка».
Воспитатель Коротова А.В. МБДОУ д/с 2 «Светлячок» г. Княгинино 2014 г.
Сохранение и возрождение национальных традиций, обрядов, праздников через изготовление традиционной народной игрушки. Воспитатель I категории Шарова Ирина.
Матюшкина А.В. Проект В первой младшей группе на тему: «8 марта мамин день». Воспитатели: Юдина А.А. Уруспаева С.И. Государственное бюджетное Дошкольное.
«Комплексно – тематическое планирование воспитательно –образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГТ»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому.
ПРОЕКТ ПРОЕКТ « Моя семья » 2 мл. группа Автор : Большакова А. Р. Воспитатель 1 кв. категории Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.
Семинар - практикум : « Методика проектирования содержания музыкального образования, сохранение русских национальных традиций через русскую песню » Выполнила:
Проектировочный компонент Тема: Новогодняя Елочка Программное содержание Программное содержание: Цель: формировать у детей интерес к новогоднему празднику.
Сидорова Т.И. МДОУ ЦРР д/с 16 г Нытва. Вид проекта: групповой Тип проекта: творческий, исследовательский.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ДЕТСКИЙ.
Подготовила: воспитатель МКДОУ Бутурлиновский детский сад 10 Колесник В.П.
Краткосрочный детско- тематический проект: «В мире сказок» Продолжительность: с 14 апреля 2014 по 18 апреля 2014.
СИДОРИНА ИРИНА КОНСТАНТИНОВНА воспитатель высшей квалификационной категории ГБДОУ детский сад 121 компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга.
Презентация «Моя семья» Воспитатель Айвазян С.Р. Презентация «Моя семья» Воспитатель Айвазян С.Р. г.Георгиевск г.Георгиевск Февраль 2014год Февраль 2014год.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППЕ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ «РУССКАЯ МАТРЁШКА» МКДОУ «Детский сад «Солнышко» общеразвивающего.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Солнышко» Вторая младшая группа Воспитатели: Водопьянова Ольга Эльмаровна Скворцова Ольга Николаевна.
Проект «КНИЖКИН ДОМ» Библиотека Школа 761 ГБОУ ДОУ ЦРР д\с1327 Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы центр развития ребенка.
Транксрипт:

ПРОЕКТ « Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через ознакомление с осетинской народной куклой ». ПРОЕКТ « Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через ознакомление с осетинской народной куклой ». Воспитатель : ТетцоеваЛ. А. МБДОУ Детский сад 41 « Гномик » г. Владикавказа

Визитная карточка проекта

Актуальность темы В настоящее время назрела необходимость приобщения дошкольников к культуре, традициям и обычаям своего народа. При анализе образовательной программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, мы пришли к выводу, что недостаточно раскрыта содержание знаний, умений, способов познания и опыта творческой деятельности по исследовательской деятельности согласно требованиям ФГТ. Одним из перспективных методов способствующих решению этой проблемы является проектная деятельность.

Нормативно - правовая база 1. « Конвенция о правах ребенка » 1989 г. 2. Закон РФ « Об образовании » 3 Закон об образовании РСО - Алании. 4. Закон РФ « Об основных гарантиях прав ребенка в РФ » от г ФЗ 5. « Об утверждении ФГОС дошкольного образования » от г Санитарно - эпидимиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений »( от г ) 7. Инструктивно - методическое письмо « О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения »( Письмо Министерства образования РФ от /23-16) 8. О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий ( Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от г. 89/34-16) 9. Устав МБДОУ 41 « Гномик » 10. Образовательная программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. 11. О Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приказ МО от г О утверждении ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы ДО. Приказ от г. 2151

Цель Формирование у дошкольников интереса к истории и культуре осетинского народа через образ традиционной народной куклы. Задачи Воспитательные. 1. Воспитывать самостоятельность в поиске нужного решения. 2. Создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход. Развивающие. 1. Развивать творческие способности, воображение, эмоциональное восприятие художественного образа, исследование умения, формирование мотивации успешности. 2. Развивать способности к прогнозированию будущих изменений. 3. Развивать эмоционально - ценностные отношения к произведениям искусства и художественным образам кукол. Образовательные : 1. Обогащать знания дошкольников об истории возникновения осетинской национальной куклы. 2. Обогащать и развивать представления об окружающем мире. 3. Уметь определять возможные методы и решения с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Этапы Проекта

Интегр. образов. обл Виды деятельности СоциализацияС / р игрЫ : « Мы живем в горах », « В гости к Нана », « Путешествие по городу Владикавказ », « Салон национальной одежды ». Игры - драматизации по сказкам « Яблоко Нартов », « Старый волк », « У лжи короткие ноги », « Ахсар и Ахсартаг ». Дидактические игры : « Укрась платье для куклы », « Продолжи узор на блюде ( чаше )» Коммуникация Творч - ое рассказывание детей по темам : « Жизнь в горах », « Традиции в нашей семье », « Как я играю с папой », « Как я играю с мамой », « Как мы шили платье для куклы ». Создание альбомов с родителями : « Мои куклы »( для девочек ), « Мои игрушки «( для мальчиков ). Совместное участие родителей и детей в лит - х викторинах. Здоровье и физ. развитие Составление карточек « Кукла делает зарядку »( схемы ), игры - соревнования : « Полоса препятствий «( с куклами ) Конкурс с родителями « Осетинские народные состязания ». Познание Географическое представление о РСО - Алания, история создания кукол : « Лента времени », составление словарика имен членов семьи : « Что означают имена ?» Худ. лит - ра Чтение сказок « Старый волк », « Яблоко нартов », « Дочь алдара и два друга », « Златокудрый юноша », « Мачеха и два брата ». Заучивание стихотв : « Ласточка », « Нана »,. Осетинские пословицы и поговорки о дружбе : « Когда народ един, он горы сдвинет », « Друг за друга держаться ничего не бояться », « Друг познается в беде ». Худ. твор - воСовместное изготовление с родителями первых осетинских национальных кукол. Создание альбомов : « Осетинские узоры », « Национальная одежда ». Создание игротеки с использованием национального компонента. Оформление группы работами детей : « Моя любимая игрушка ». Составление коллажей с участием родителей из природного материала : « Игрушечные мальчик и девочка ». МузыкаЧайковский « Детский альбом », Дм. Шостакович « Танцы кукол », В. А. Моцарт « Колыбельная », Е. Теличеева « Спите, куклы », В. Золотарева « Шагают девочки », осетинские нац. мелодии : « Девичий », « Осетинский вальс », « Джигитовка ». Примерная схема осуществление проекта История возникновение осетинской национальной куклы.

Перспективно - тематическое планирование непосредственно - образовательной деятельности в подготивительной группе.

п / п ТемаСодержание ( цель ) Оборудование Интеграция образовательных областей Социализац ия МузыкаХуд. лит - ра Коммуни кация 1.1. Изготовление осетинской тряпичной куклы Научить детей изготавливать традиционные народные куклы ; познакомить с их историей и значением ; развивать память, глазомер, мышление ; воспитывать уважение к народным традициям, желание изготавливать тряпичные куклы. Лоскуты ткани 20x50 см белого цвета; плотная ткань 20x20см для туловища; верёвочки 3 шт. по 10см; цветной д / игра : « Круги Лулла » - Различать фактуру ткани. - Разв. игра « Придумай кукле платье » Муз. упражне ние : « Куклы проснулись » Прослушиван ие осетинской мелодии Чтение стих - я « Баю - бай » К. Джими евой, Осетинск ая народная сказка « О нерожде нной » Составле ние рассказо в по мнемота блице : « Моя кукла » 2.2. Изготовление осетинской тряпичной куклы с помощью разномерных палок Продолжать учить детей изготавливать традиционные народные куклы с помощью разномерных палок развивать память, воображение, мышление; воспитывать уважение к народным традициям и обычаям. Кусок ткани светлых тонов, ватин или ветошь, верёвочки или нитки, лоскуты для юбки и косынки д / игра « Из чего сделано ?»- своства дерева и ткани. Танцевальны й этюд « Ходят куклы гулять » Слушание муз. произвед ения «.» Чтение сказок : Л. Кон « Беляноч ка и розочка » « Самый красивый наряд на свете » В. Марков. Придумы вание сказки с изготовл енной Тряпичн ой куклой. Месяц - Март

п/ п ТемаСодержание ( цель ) Оборудование Интеграция образовательных областей Социализац ия МузыкаХуд. лит - раКоммуника ция 1. Изготовление тряпичной куклы «Малышок- голы- Продолжать учить детей изготавливать тряпичные куклы, объяснять детям их обереговое и обрядовое значение; развивать, память, воображение, глазомер;воспитыват ь уважение к народным Кусок ткани светлых тонов, верёвочки или Игра – соревнован ие : « Кто быстрее повяжет косынку ». « Выложи контур куклы » ( ниткографи я ) Слушание осет. обрядов ой песни : « Кахцы зараг » хорово ды » День рождения » и « Чепена », Чтение сказки : « Принцесса, не желавшая играть в куклы ». Е. Соловьева. Показ инсцениро вки « Малышок – голышок в гостях в детском саду » 2.2. Изготовлени е осетинской национальной куклы из войлока. Закрепить навыки детей по изготов- лению тряпичных кукол, научить делать новую куклу из войлока. Развивать память, глазомер, мышление, воображение. Воспитывать уважение к народным Куклы с прошлых занятий, для новых кукол : 1 кусок белой, 1 кусок ткани для фартуков, 2 куска плотной ткани для фигуры куклы, нитки, вата. д / игра : « Одень куклу.» - Разв. « Проведи куклу в дом » ( лабиринты ) Слушание : « Новая кукла » « Болезнь куклы » П. И. Чайковск ий « Попрыгунья » муз. Г. Свирид ова Осетинское стихотворен ие « Мамино слово » Гаджиевой - Хубаевой Р. Осет. нар. сказка « Ацырухс » Придумыв ание стихотворе ний, загадок по мнемодоро жке. Месяц Апрель.

п/ п ТемаСодержание ( цель ) ОборудованиеИнтеграция образовательных областей Социализа ция МузыкаХуд. лит - раКоммуника ция Изготовление Осетинской куклы из войлока Закрепить навыки по изготовлению тряпичных кукол, вспомнить ее значение. Развивать память, глазомер, мышление, воображение, мелкую моторику рук. Учить работать по схеме, Воспитывать уважение к народным 1 кусок белой,, 1 кусок ткани для фартука, 1 кусок плотной ткани для косынки, нитки, вата д / игра « Сложи схему » Сюж. игра « У кукол в гостях » Слушание « Танцы кукол » Д. Шостако - вич. Чтение рассказа « Фатими - ны игрушки » К. Джимие - вой, Осет. нар. сказка « Сказка о трех сестрах » Составлен ие рассказов « Где живут куклы ?» Изготовление Осетинской куклы из пряжи Познакомить детей с изготовлением из пряжи кукол. Научить детей делать куклу из пряжи, учить изготавливать несколько вариантов кукол (с ногами, в юбочке). Клубок пряжи, кусок ткани 30 х 30 см. для косынки, лоскутки разного цвета для одежды на куклу д / игра « Что лишнее ?» « Что изменилос ь ?» Игры с бумажным и куклами ( си луэтное вырезание ) Слушание осет. нар. ме лодии « Девичий » Осет. Нар. песни « Рассугъд чызг » Чтение осет. нар. сказки « Красави - ца Дзерасса » Составлен ие сказок « С кем кукла дружит » ( по схеме ) Месяц Май

Предполагаемые результаты Являясь методом практического целенаправленного действия, проект открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка. Позволяет решать задачи воспитания и развития дошкольников, не перегружая их, создавая положительный эмоциональный настрой, формируя познавательные интересы. Учить детей действовать самостоятельно. Каждый ребенок должен научиться действовать с разными предметами и материалами, экспериментировать с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

Лента времени

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 41 «Гномик» г. Владикавказ Тема: Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через ознакомление с осетинской народной куклой. Воспитатель : Тетцоева Л.А.

Образовательные задачиИнтеграция образовательных областей Образовательные: -обогащать знания дошкольников об истории возникновения осетинской куклы. -Формировать знания детей о разнообразии и назначении национальной осетинской куклы. -Обогащать и развивать представления об окружающем мире. -Социализация -Коммуникация -Здоровье и физическое культура -Познание -Художественная литература -Художественное творчество -Музыка Развивающие: -Развивать творческие способности и воображение. -Развивать чувство цвета, формы и композиции -Развивать память, мышление, глазомер. Воспитательные задачи -Воспитывать интерес к осетинской народной кукле и бережное отношение к культуре осетинского народа. -Воспитывать желание изготавливать тряпичные куклы. -Воспитывать самостоятельность в поиске нужного решения. Цель: Формировать у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре осетинского народа через образ народной куклы. Задачи:

Методические приемы: Сюрпризный момент – куклы в русском и осетинском национальном костюмах. Игры на закрепление знаний об осетинском узоре. Рассказ воспитателя об осетинской национальной кукле. Рассказывание детьми пословиц и поговорок о дружбе. Оборудование: Иллюстративный материал (фото, открытки кукол из лоскутков)ленты, ткань, паетки, нитки, вата, бисер, тесьма, бусы, стеклярус, войлок. Предварительная работа: Изготовление совместно с родителями национальных осетинских кукол (из лоскутков, шерсти, войлока, пряжи),создание альбомов: « Осетинские узоры », « Национальная осетинская одежда » ;подбор осетинских народных сказок, стихов, рассказов; подбор осетинской национальной музыки; создание игротеки: дидактические и подвижные игры с использованием НКР; изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

Ход. Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет интересное и занимательное дело и для этого я вам принесла две коробки. Давайте откроем их и посмотрим,что там внутри. (Дети разворачивают обертку и открывают коробки. В них две куклы, одна в русском наряде, другая в осетинском). Воспитатель: Дети, в какие наряды одеты наши куклы? Дети: Одна кукла в русском сарафане, а другая в осетинском национальном костюме. Воспитатель: Ребята,скажите, а какие имена вы бы подобрали для куклы в русском национальном костюме? Дети: …….(называют имена.) Воспитатель: А как вы назвали бы куклу в осетинском костюме? Дети: …….(называют имена.) Воспитатель: Дети, вы знаете, что кроме русских и осетин в нашей республике живут и другие национальности -грузины, армяне, дагестанцы, греки и все они живут дружно. А кто из вас знает пословицы и поговорки о дружбе? (Дети называют известные им пословицы и поговорки). Физминутка : ДРУЖБА \(под музыку Д.Львова - Компанейца) Шире круг, шире круг- Музыка зовет (дети идут от центра круга, взявшись за руки, назад) Всех друзей, всех подруг В шумный хоровод! (идут по кругу вправо) Дружат птицы в вышине, (поднимают руки и покачивают ими) Дружат рыбы в глубине, (опускают,покачивают) Дружит с небом океан,

(кладут руки на плечи друг другу) Дружат люди разных стран. Дружат солнце и весна, Дружат звезды и луна, Дружат в море корабли, Дружат дети всей Земли. (Покачиваются в такт музыке. Идут по кругу влево. Сходятся к центру, держась за руки, поднимают их вверх.) Воспитатель: Ребята, у меня для вас есть еще один сюрприз. (Достает из коробки и показывает детям кукол из лоскутов) Вот такими куклами играли в детстве ваши бабушки и прабабушки, давайте рассмотрим их.

(Дети подходят к столу,берут и рассматривают кукол.) В древние времена кукол мастерили из глины, золы, меха, кости или дерева. Первые куклы были довольно примитивны, но все равно были похожи на людей. А из чего сделаны эти куклы? Дети: Эти куклы сделаны из лоскутков, ваты, палочек, пуговиц, веревок и пряжи. Воспитатель: Правильно, именно вот такие куклы были широко известны в осетинских семьях и назывались они- хъазан чындз, чындз, гыкъына. По технике приготовления их можно было разделить на два вида:1- куклы имеющие деревянный каркас- къацалын чындз- для изготовления такой куклы брали два небольших разномерных обрезка палки и крестообразно их накладывали один на другой. Куклы второго вида изготавливались из остатков шерсти или войлока. Их называли – ныматын чындз, снаружи они обшивались подручными цветными лоскутами. Лица как такового ни у первого, ни у второго вида кукол не было. Вместо этого голова куклы была просто обмотана крест на крест цветными нитками. Плоский овальный камушек, а в последующее время – пуговица или старая монета, обшитая белой тканью, символизировали лицо куклы. Позднее лицо куклы стали вышивать цветными нитками или раскрашивалось красками. Вокруг талии лоскутки перехватывались игрушечным поясом, чем достигался образ кукольной фигурки, своими пропорциями приближенный к человеческой фигуры. Детские игры с куклами были самыми разнообразными, в них дети полностью имитировали жизнь семьи, взаимоотношения между ее членами и соседями. Игры с куклами способствовали развитию у детей умение шить, готовить, а так же упражняться в танцах и пении. Пройдя всю хозяйственную школу со своими куклами,девочка твердо усваивали как нужно вести себя в различных жизненных обстоятельствах. Шли годы и с каждым поколением кукла меняла свой внешний вид и менялся так же материал из которого она изготавливалась.

И сейчас я предлагаю вам с помощью ленты времени разложить последовательность изменения внешнего вида куклы. Игра : « Лента времени ». (Воспитатель предлагает детям карточки с изображением осетинских кукол – от первой до современной в национальном костюме(6 -8 карточек).Дети восстанавливают последовательность изменений внешнего вида куклы)

Воспитатель: Ребята, посмотрите по ленте времени на наряд современной осетинской куклы. Ее одежда стала более яркой и красочной и ее стали украшать элементами национального орнамента. Что они вам напоминают? На что они похожи? (Ответы детей) Ребята, садитесь на палас, посмотрите на экран- кроме растительного орнамента использовался и геометрический, и изображения фантастических животных. (Рассмотреть различные орнаменты для украшения осетинского национального платья. Слайды.)

Воспитатель: А теперь с помощью цветных ниток выложите на паласе наиболее понравившиеся элементы узоров для украшения осетинского платья. Игра: Выложи узор (ниткография) (Сюрпризный момент: отодвигается ширма, за ней кукла-манекен в осетинском национальном костюме.) Воспитатель: Дети, у вас получились очень красивые узоры и поглядеть на них к нам в гости зашла кукла Мадина. Давайте мы для нее расскажем вместе стихотворение: Физминутка: «Поднимает кукла руки». Поднимает кукла руки, Вверх-вниз, вверх-вниз! (поднимать и опускать руки вверх) А потом она танцует, Покружись, покружись! (повороты вокруг себя) После танца всем ребятам Поклонись, поклонись! (наклоны вперед) Воспитатель: Ребята, а вам не кажется, что наша кукла немного грустная? Как вы думаете,почему? Дети: У нее на платье нет узоров, орнамента, украшений и т.д.

Воспитатель: Правильно. И сейчас я каждому из вас предлагаю стать на некоторое время модельером и по своему выбору составить узор для украшения ее платья. Для этого перед вами на столах разложены необходимые детали. Выберите какую деталь платья вы будете украшать и начинайте выкладывать узоры на лентах, а затем мы украсим платье. (Дети выкладывают узоры на лентах и прикрепляют их к готовому платью.)