НАВЧАЛЬНИЙ МОДУЛЬ ОСОБИСТІСНО-ОРІЄНТОВАНА ПІДГОТОВКА СУЧАСНИХ ФАХІВЦІВ Кафедра педагогіки та психології професійної освіти викладач – к.пс.н., доцент,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Конструирование урока, направленного на формирование универсальных учебных действий.
Advertisements

Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
Формирование положительной мотивации у учащихся в процессе обучения иностранному языку на уроках и во внеурочной деятельности Формирование положительной.
Технологии актуализации мотивационного потенциала.
Презентация Тема: Взаимоотношения профессорско- преподавательского состава и студентов. Профессиональные и психологические вопросы.
Образовательная среда как фактор развития личностной эффективности.
В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает (текст ФГОС п.7 «общие положения»): воспитание и развитие качеств личности,
Автор: Онучина Анастасия Владимировна, преподаватель кафедры педагогики и психологии.
1 Особенности современного урока географии.. 2 Изменение приоритетов в образовании Введение новых образовательных стандартов; Переход на профильное обучение.
Личностно- ориентированный подход в обучении Галина АлександровнаГусева- заместитель директора ДЮЦ по УМР www. Detskiy– Sport.narod.ru E- mail:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ Выполнили : гр. ПМНО -22 Гаджиева Э. Пилипишена О.
Сущностные характеристики совместной партнерской деятельности взрослого и ребенка в условиях введения ФГОС дошкольного образования Баталова Т.Н. Старший.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Л. Н. Толстой.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ». (В.А.Сухомлинский) «МОТИВАЦИЯ – ЭТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТРЕМЛЕНИЕ…
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Учитель иностранного языка МБОУ – СОШ 1 г. Аркадака Терехова М. М.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Транксрипт:

НАВЧАЛЬНИЙ МОДУЛЬ ОСОБИСТІСНО-ОРІЄНТОВАНА ПІДГОТОВКА СУЧАСНИХ ФАХІВЦІВ Кафедра педагогіки та психології професійної освіти викладач – к.пс.н., доцент, зав. кафедри ПППО Олена Георгіївна Максименко

Тема: Личностно-ориентированный поход в обучении современного специалиста, проблема индивидуального похода к личности учащегося. ПЛАН: Понятие личностно-ориентированного подхода. Компоненты системы реорганизации учебно-воспитательного процесса. Сравнительные особенности стратегии традиционного и инновационного (личностно-ориентированного) обучения

Список литературы: Белкин А.С. Ситуація успіху. Як її створити. - М., Друзь Ю. Позитивна мотивація, як умова успішності навчально-ігрової діяльності студентів //Рідна школа – Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. - М., Кон И.С. Психология юношеского возраста. – М., Личностно-ориентированное обучение: теории и технологии: Учебное пособие, Под ред. Н.Н. Никитиной. - Ульяновск: ИПК ПРО, 2004 Леонгард К. Акцентуированные личности. – СПб: Питер, Маркова А.К. Проблема формування мотивації навчальної діяльності. – Сов. педагог., С Немов Р.С. Психология. Кн. 2. Педагогическая психология. - М, Просвещение: ВЛАДОСД с. Панюк В.Г., Рудь Г.В. Психологія у життєвому шляху особистості. - К.: Ніка-Центр, с. Педагогіка і психологія професійної освіти: 36. наук, праць. - Л., с. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. – М., Романов К.М. Понимание преподавателем студентов как условие индивидуализации процесса обучения // Вестник Мордовского университета, Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб: Питер, – 480 с. Ронгинский М.Ю. Ігрові елементи активного навчання соціально-психологічний тренінг: Ленінград, ОРГ.О-ВА «Будинок» РСФСР, 2000 Рыданова И.И. Основы педагогики общения. – Мн.: Белорусская навука,1998. – 319 с. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: узд. Центр «Академия», с. Якобсон П.М. Психологічні проблеми мотивації поводження людини. – М., 1989.

1. Понятие личностно- ориентированного подхода Личностно-ориентированный подход в психотерапии, в образовании, в управлении организациями, в медицинской практике, в брачных и международных отношениях чаще всего связывают с именем Карла Роджерса. Благодаря научной деятельности и практике Карла Роджерса и его последователей сегодня реализация гуманистической позиции в практике и есть личностно-ориентированный подход, который затрагивает самые широкие сферы общественной жизни и образование в том числе.

1. Понятие личностно- ориентированного подхода Наиболее тесно педагогика (в т. ч. дидактика) связана именно с психологией. Эту связь определяют не только общность предмета (человек, ребенок), не только общность методов изучения, но и общетеоретические позиции, видение и понимание природы человеческого в человеке. Различные психологические теории приводят к различным педагогическим позициям. В мировой психологии доминируют четыре авторитетных и в значительной мере противопоставленных друг другу направления: психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология и когнитивная психология.

1. Понятие личностно- ориентированного подхода НаправлениеВзгляд на человекаПедагогические позиции ПсихоанализДва инстинкта – инстинкт жизни и инстинкт смерти (агрессивность и любовь) определяют активность человека. Истинных причин своего поведения человек часто не осознает, что отражается на саморегуляции поведения. Задача педагогики – научить человека удовлетворять свои потребности приемлемым для окружающих способом, понимать себя и уметь рефликсировать свои намерения, желания, цели. БихевиоризмПоведение человека зависит от стимула. Благоприятные для человека последствия поведения закрепляют это поведение и наоборот, если поведение вызвало негативные последствия, то человек будет избегать такого поведения. Продуманная система поощрений и наказаний (через стимул-реакцию) позволяет педагогу сформировать правильное (желаемое) поведение ребенка. Гуманистическая психологияЧеловек рождается способным к творчеству и развитию. Реализовать весь данный природой потенциал – врожденная потребность человека. Влияние общества часто мешает реализации этой потребности. Задача педагога – создать условия, в которых ученик смог бы реализовать свой потенциал и достичь того, на что способен. Когнитивная психологияПоведение человека определяется преимущественно не самими фактами и явлениями, а его мыслями об этих фактах и явлениях. Педагог должен основное внимание уделять процессу познания и развития ребенка.

1. Понятие личностно- ориентированного подхода И. С. Якиманская пишет: «Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования». Задачи личностно-ориентированого подхода 1. «самоактуализация» человека, оказание ему помощи в реализации его возможностей; 2. удовлетворение основных психологических потребностей субъекта в процессе развития и формирования личности.

1. Понятие личностно- ориентированного подхода Условия самоактуализации личности 1. Мотивация к изменению и развитию. 2. Конгруэнтность фасилитатора. 3. Безусловное положительное отношение. 4. Эмпатическое понимание. 5. Конгруэнтность, принятие и эмпатия должны быть успешно переданы учителем ученику.

2. Компоненты системы реорганизации учебно- воспитательного процесса. Стратегии управления учебно-воспитательным процессом 1. Традиционный, нормативный уклад организации образования, свойственный индустриальной эпохе. 2. Инновационная личностно- ориентированная стратегия.

2. Компоненты системы реорганизации учебно-воспитательного процесса. Культура инновационного образования предполагает осознанную системную реорганизацию. 1. Личность, позиция педагога и ученика. 2. Изменение функции и строения знаний и способов организации процесса их усвоения. 3. Ориентация на групповые формы учения, совместную деятельность. 4. Изменение критериев оценивания эффективности учения и воспитания.

3. Сравнительные особенности стратегии традиционного и инновационного обучения. Параметры обучающей системыТрадиционное обучениеИнновационное (личностно- ориентированное) обучение Единица управ­ленияУчебно-воспитательный процесс рассматривается как взаимосвязь двух автономных деятельностей: обучающей учителя и учебно-познавательной ученика; ученики выступают как объекты управления, как исполнители планов педагога. Единицей управления является целостная учебно-воспитательная ситуация во взаимосвязи осваиваемой деятельности с многообразными формами взаимодействий между всеми участниками, изменяющимися на разных этапах усвоения содержания деятельности с целью поддержания высокого уровня мотивации и активности учеников; ученики выступают как субъекты учения, общения, организации, сотрудничающие с учителем.

3. Сравнительные особенности стратегии традиционного и инновационного обучения. ЦелиУсвоение предметно- дисциплинарных знаний Развитие личности и многообразных форм мышления каждого обучаемого в процессе усвоения знаний. Ролевые позиции преподавателя и стиль руководства Предметно- ориентированная позиция, преобладает функция информационно- контролирующая (обучаемый как познающий «когнитивный» индивид). Стиль авторитарно- директивный, репрессивный, инициатива обучаемых чаще подавляется, чем поощряется. Личностно-ориентированная позиция, преобладают организационная и стимулирующая функции (обучаемый как целостная личность, взаимодействующая со всеми участниками процесса обучения). Стиль демократический, поощряющий, инициатива обучаемых поддерживается.

3. Сравнительные особенности стратегии традиционного и инновационного обучения. Мотивационно- смысловые установки преподавателя Анонимность, закрытость личности, всеобщая индивидуальная подотчетность, непререкаемость требований, игнорирование личного опыта обучаемых. Открытость личности педагога, установка на солидарность, совместную деятельность, индивидуальную помощь, участие каждого обучаемого в постановке цели, выдвижении задач, принятии решений.

Характер организации учебно-познавательной деятельности Преобладают репродуктивные задания, действия по образцу, упражнения в заданных способах решения. Тренировка в выполнении отдельных элементов предшествует пониманию замысла и смысла деятельности, скрывая ее системную орга­низацию. Система заданий строится в логике извне заданных целей, не стимулируя самостоятельность целеобразования и поиск способов решения. Задания рассчитаны на дифференциацию уровней индивидуальной одаренности учеников, закрепляя индивидуальные различия в границах уже достигнутого обучаемым. На первый план выдвигаются творческие и продуктивные задания, определяющие смыслы и мотивы выбора обучаемым тех или иных репродуктивных задач. "Погружение" в целостную систему деятельности предшествует расчлененной ориентировке и отработке отдельных элементов и операций. Формирование смыслов и целей познавательной деятельности опережает тренировку в способах достижения результатов. Синтез предшествует анализу, облегчая осмысленность системы осваиваемых действий. Задания следуют в логике возрастающих креативностей, социальной значимости, культурной полноценности получаемого результата, побуждая к самоорганизации системы познавательной деятельности, к выдвижению новых целей, к смене смысловых установок. Задания расширяют зону перспективного развития для всех обучаемых

3. Сравнительные особенности стратегии традиционного и инновационного обучения. Формы взаимодействийЗаданные учителем цели и планы их достижения определяют исполнительный стиль индивидуальной учебной работы обучаемых. Ведущая форма учебных взаимодействий - подражание, имитация, следование образцам. Однообразие социальных и межличностных взаимодействий. Высокий уровень конфликтности и агрессивности на всем протяжении обучения, неизбежное усиление враждебности и отчужденности между педагогом и обучаемыми. Цели и задачи разрабатываются и принимаются совместно педагогом и обучаемыми. Процесс их достижения организуется как совместная деятельность. Многообразие взаимодействий, помогающих актуализировать личностный опыт каждого участника. На каждом этапе освоения нового опыта ведущей становится форма взаимодействия, которая сохраняет высокий уровень активности каждого обучаемого. Освоение различных позиций и ролей личности в системе учебных и межличностных взаимодействий (соучастника, партнера, руководителя, помощника).

3. Сравнительные особенности стратегии традиционного и инновационного обучения. Формы отношенийСоперничество преобладает над сотрудничеством Многообразие, динамика становления и развития внутри- и межгрупповых деловых и межличностных отношений, снижение конфликтности по мере роста уровня взаимодействий, усиление эмпатии в отношении друг к другу и к педагогу. Сотрудничество вытесняет соперничество, антагонизм изживается солидарностью.

3. Сравнительные особенности стратегии традиционного и инновационного обучения. Контроль и оценкаПреобладает внешний пооперационный контроль в рамках жестко заданных правил. Самоконтроль отличается ригидностью и ситуативностью. Поощряется соперничество в борьбе за лучшую оценку. Мотивация осуществляется за счет "ожидания приговора" - оценки учителя. Учебная работа выполняется, чтобы избежать наказания, потери престижа, а не в интересах познания и личностного вклада в него. Преобладает оценка результата со стороны учителя, формы поощрения однообразны, страх перед наказанием плохой оценкой - ведущая эмоциональная составляющая учения. Преобладает взаимо- и самоконтроль в рамках общих, разделяемых группой ценностей и смыслов. Внутренний контроль быстро формируется в отношении всего поведения в широких границах принимаемых личностью ценностей. Преобладает взаимо- и самооценка в группах обучаемых, устремленных к социально и личностно значимым целям и заинтересованных достижением продуктивного результата. Вводятся многообразные формы актуализации для поощрения достигнутого, усиления публичного признания достижений, создания позитивного эмоционального настроя в учебно- воспитательной ситуации и самочувствия победителя.

3. Сравнительные особенности стратегии традиционного и инновационного обучения. Мотивационно- смысловые позиции обучаемых Отчуждение от учебных ценностей и задач, отвращение к учению, сужение спектра познавательных мотивов, обособление жизненно значимых ценностей и смыслов от собственно учебно- познавательных. Внутренний психологический отход от ситуации учения. Усиление, амплификация смыслов учения посредством сотворчества и сотрудничества. Обогащение мотивов учения, познания, расширение мотивационной сферы личности, появление мотивов творческой деятельности, интеллектуального сотрудничества, продуктивных взаимодействий, самоактуализации, утверждение достоинства личности.

Спасибо за внимание!