Кафедра экономики и менеджмента КрасГМУ Лекция 5 Тема: Фискальная политика Тема: Макроэкономическая нестабильность к.э.н. доцент Костенко В.Б.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Макроэкономика. Тема 10. Налоги Малышев Денис Перфильевич.
Advertisements

Урок 1, 2 Фискальная политика.. План урока: 1. Понятие фискальной политики 2. Цели и инструменты 3. Виды фискальной политики.
Государственная стабилизационная политика Инструменты госуд. экономической политики Госуд.бюджет Центральный банк БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВАЯ.
Основные характеристики системы: 3. Структура. Государственный бюджет Основными источниками доходов государственного бюджета являются… 1) доходы граждан.
Денежно-кредитная политика: основные направления, инструменты, проблемы.
Сделал:Турсунбаев Y Группа:Фин-1-17(9). План: 1. Фискальная функция 2. Фискальная политика 3. Типы фискальной политики 4. Виды фискальной политики.
Экономическая политика. Что такое открытая экономическая политика государства –Экономические цели государства. –Основные направления экономической политики.
Экономический рост и Экономические циклы. План презентации 1)Экономический рост Определение Показатели и факторы Потребление и сбережение 2) Экономические.
Макроэкономика. Тема 12. Фискальная политика Малышев Денис Перфильевич.
Макроэкономическое равновесие на товарном рынке. Кейнсианская модель доходов и расходов.
ТЕМА 11 Денежно-кредитная политика. Финансы, бюджет и фискальная политика.
ДИСКРЕЦИОННАЯ И НЕДИСКРИЦИОННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА Иванова Диана Группа ДНФ б ИНО МЭСИ Москва 2014.
Лекция 9 Тема 6: Финансовая система и финансовая политика государства.
Денежно-кредитная политика Инструменты ДКП. Содержание: Понятие денежно-кредитной политики Цели, объекты и субъекты денежно- кредитной политики Понятие.
В истории экономической науки имя Джона Мейнарда Кейнса ( ) стоит в ряду ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие современного им общества.
Бюджетный дефицит Бюджетный дефицит превышение расходов над доходами государственного Бюджетный дефицит выступает производным от государственного бюджета.
Лекция 6 ТЕМА 5. Нарушение макроэкономического равновесия: Инфляция.
Презентация по предмету- экономика по теме: «Инфляция и дефляция их основные причины и последствия Выполнил: ученик 9 «а» класса МОУ СОШ 175 Ленинского.
Обществознание. 8 класс. Тест: «Экономика» Подготовила учитель истории и обществознания ГБОУ 505 Работягова Т.В.
Бюджетно-налоговая политика РФ.
Транксрипт:

Кафедра экономики и менеджмента КрасГМУ Лекция 5 Тема: Фискальная политика Тема: Макроэкономическая нестабильность к.э.н. доцент Костенко В.Б.

Тема: Фискальная политика 1. Понятие фискальной политики 2. Цели и инструменты фискальной политики 3. Налоги и их воздействие на экономику 4. Виды фискальной политики

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1.Экономическая теория. Краткий курс: учебник для вузов/ В.Д.Камаев, М.Э.Ильчиков, Т.А. Борисовская 2. Экономическая теория: электронный учебный курс/ Носова Н.П. [Электронный ресурс] :учебник. – CD- ROM Экономическая теория: электронный учебный курс 3.Курс экономической теории/Артюхов И.П. Морозова Т.Д., Денисова Н.И.. – Красноярск, тип. КрасГМУ, Экономическая теория : учебник/ Под ред.Лобачевой Е.Н. – М.: Юрайт, 2012

1. Понятие фискальной политики Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство для воздействия на экономику с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета.

2. Цель фискальной политики: в краткосрочном периоде - сглаживание циклических колебаний и стабилизация экономики, - поддержание стабильного уровня совокупного объема выпуска (ВВП), полной занятости ресурсов и стабильного уровня цен. в долгосрочном периоде инструменты фискальной политики могут использоваться для стимулирования экономического роста.

. Фискальную политику проводит правительство

2. Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета : государственные закупки; трансферты и налоги. Государственные закупки товаров и услуг и трансферты - это расходы государственного бюджета, а налоги – основной источник доходов бюджета, поэтому фискальную политику называют также бюджетно-налоговой политикой

3. Налоги и их воздействие на экономику Налог – это принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги. Налоги появились с возникновением государства и представляют собой основной источник доходов государства, средство оплаты расходов правительства.

Налоги Так как услугами государства пользуются все члены общества, то государство собирает плату за эти услуги со всех граждан страны, и налоги служат инструментом перераспределения национального дохода. Кроме того, изменение налогов, влияя на совокупный спрос и совокупное предложение, является инструментом стабилизации экономики.

Налоговая система включает: субъект налогообложения (кто должен платить налог); объект налогообложения (что облагается налогом); налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога).

Налогооблагаемая база - величина, с которой выплачивается налог. Для экономики ею является величина совокупного дохода Y. Чтобы рассчитать сумму налога Tx, следует величину налогооблагаемой базы Y умножить на налоговую ставку t: Тx = Y × t

Принципы налогообложения Принципы налогообложения были сформулированы еще А.Смитом в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). В основу современной налоговой системы положены принципы справедливости и эффективности. Справедливость должна быть вертикальной (это означает, что люди, получающие разные доходы, должны платить неодинаковые налоги) и горизонтальной (люди с равными доходами должны платить равные налоги). Кроме того, налоговая система должна обеспечивать эффективность на микроэкономическом уровне, способствуя наиболее эффективному размещению ресурсов и рациональному их использованию.

Различают два основных вида налогов: прямые налоги – это налоги, взимаемые с определенных денежных сумм, полученных экономическим агентом, или денежной оценки принадлежащего ему имущества. К прямым налогам относятся: личный подоходный налог; налог на прибыль; налог на наследство; налог на имущество; налог с владельцев транспортных средств и др. Особенность прямого налога состоит в том, что налогоплательщик (тот, кто оплачивает налог) и налогоноситель (тот, кто выплачивает налог государству) – это один и тот же агент. ).

Косвенные налоги косвенные налоги – это часть цены товара или услуги. Поскольку эти налоги входят в стоимость покупок (либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены), они носят неявный характер. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость – НДС (имеющий наибольший вес в налоговой системе России); налог с оборота; налог с продаж; акцизный налог (подакцизными товарами являются сигареты, алкогольные напитки, бензин, нефть, автомобили, ювелирные изделия); таможенная пошлина. Особенность косвенного налога состоит в том, что налогоплательщик и налогоноситель – это разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (он оплачивает налог при покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству

В макроэкономике налоги также делятся на автономные (аккордные), которые не зависят от уровня дохода, и подоходные, которые зависят от уровня совокупного дохода Y и сумма налоговых поступлений от которых определяется по формуле: t × Y, где t – налоговая ставка, поэтому налоговая функция имеет вид: Тx = + t × Y

Различают: среднюю ставку налога, которая представляет собой процентное отношение налоговой суммы к величине дохода: t ср = × 100% и предельную ставку налога - величину прироста налоговой суммы на каждую дополнительную единицу увеличения дохода, выраженную в процентах: t пред = ×100% 1.1

В зависимости от того, как устанавливается средняя налоговая ставка, различают три типа налогообложения: пропорциональный, прогрессивный регрессивный налоги

Пропорциональный налог предполагает, что средняя налоговая ставка остается неизменной, независимо от величины дохода. Поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода. Прямые (за исключением подоходного налога и в некоторых странах налога на прибыль) являются пропорциональными. Прогрессивном налог – это налог, средняя налоговая ставка которого увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода. Такой налог предполагает не только большую абсолютную сумму, но также и более значительную долю взимаемого дохода по мере роста дохода. Примером прогрессивного налога в большинстве стран служит подоходный налог.1 Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, однако вряд ли способствует повышению эффективности производства.1 Регрессивный налог – это налог, средняя налоговая ставка которого увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода. Таким образом, при увеличении дохода доля дохода, выплачиваемого в виде налога, сокращается. Начиная с 2001 г., в России введен пропорциональный налог на личные доходы. Налоговая ставка установлена в размере 13% от любой суммы дохода.

Влияние налогов Налоги влияют как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение. Рост налогов ведет к снижению потребительских (так как сокращается располагаемый доход) и инвестиционных расходов (поскольку уменьшается величина прибыли фирм после выплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса.

Налоги могут увеличиваться в период бума в экономике Поэтому в период бума, когда экономика «перегрета», в качестве антиинфляционной меры, инструмента снижения деловой активности и стабилизации экономики, может использоваться увеличение налогов.

В период спада в экономике налоги должны уменьшаться Снижение налогов увеличивает совокупный спрос, что обусловливает рост реального ВВП. Эта мера может использоваться для стабилизации экономики в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает рост уровня цен и поэтому является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Фирмы рассматривают налоги как издержки, поэтому рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а сокращение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Воздействие налогов на совокупное предложение исследовал американский экономист, один из основоположников концепции «экономической теории предложения» А.Лаффер. Он выдвинул гипотезу о воздействии изменения ставки подоходного налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет и построил кривую, отражавшую эту зависимость.] Используя налоговую функцию: Т = t × Y, А.Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога tопт, при которой налоговые поступления максимальны Тxmax (точка А на рис.4.2.2). Если увеличить ставку налога, например, до t1, уровень деловой активности снизится [Эта кривая была названа гипотетической потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т.е. логических рассуждений и теоретического умозаключения.] [

Налоги – инструмент влияния на экономику Таким образом, налоги являются не только основным источником доходов государства, но и важным инструментом стабилизации экономики. Кроме того, снижение налогов, стимулируя увеличение совокупного предложения, способно воздействовать на инвестиционную активность и способствовать росту экономического потенциала, т.е. влияет на экономику не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде, обеспечивая экономический рост.

3. Виды фискальной политики В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделяют два вида фискальной политики:

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде направлена на увеличение деловой активности и используется как средство борьбы с безработицей. Ее мерами выступают: увеличение государственных закупок, снижение налогов и увеличение трансфертов. При этом снижение налогов и увеличение трансфертов фирмам (субсидий) ведет к росту не только совокупного спроса, но и совокупного предложения. поэтому эти инструменты могут использоваться как средство борьбы одновременно и с безработицей, и с инфляцией.

Сдерживающая фискальная политика которая используется при буме («перегреве» экономики) и направлена на сдерживание деловой активности с целью борьбы с инфляцией. Ее мерами служат: сокращение государственных закупок, увеличение налогов и сокращение трансфертов.

Дискреционная фискальная политика В зависимости от способа воздействия инструментов фискальной политики на экономику различают: дискреционную фискальную политику, которая представляет собой законодательное официальное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики;

Автоматическая (недискреционная) фискальная политика Основанана действии встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные стабилизаторы - это инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: подоходный налог (включающий налог на доходы домохозяйств и налог на прибыль корпораций); косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); пособия по безработице; пособия по бедности.

Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности Y сокращается и величина налоговых поступлений (Т = t × Y) уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. При этом ставка налога остается неизменной.

Тема: Макроэкономическая нестабильность 1. Экономический цикл и его фаз 2. Инфляция: сущность, виды, причины, последствия. Экономический (или деловой) цикл представляет собой периодические спады и подъемы в экономике, колебания деловой активности.

Тема: Макроэкономическая нестабильность

Фазы цикла Выделяют две экстремальные точки цикла: 1)точку пика, соответствующую максимуму деловой активности; 2) точку дна, которая соответствует минимуму деловой активности (максимальному спаду). Цикл обычно делится на две фазы фазу спада или рецессию, которая длится от пика до дна. фазу подъема или оживление, которое продолжается от дна до пика. Существует и другой подход, при котором в экономическом цикле выделяют четыре фазы, но не выделяются экстремальные точки, так как предполагается, что когда экономика достигает максимума или минимума деловой активности, то некоторый период времени (иногда достаточно продолжительный) она находится в этом состоянии.

Фазы цикла I фаза – бум (пик) Экономика достигает максимальной активности. Это период сверхзанятости (экономика находится выше уровня потенциального объема производства, выше тренда). Экономика в этом состоянии носит название «перегретой» Особенности: полная занятость; производство на полную мощь; уровень цен имеет тенденцию к росту; прекращается рост деловой активности

II фаза – спад.. Экономика постепенно возвращается к уровню тренда (потенциального ВВП), уровень деловой активности сокращается, фактический ВВП доходит до своего потенциального уровня, а затем начинает падать ниже тренда, что приводит экономику к следующей фазе – кризис; Спад, в зависимости от жесткости и времени циклического сжатия, проявляется в двух формах: рецессии или депрессии Рецессия - сокращение производства реального ВВП или даже просто прекращение экономического роста- в течение шести месяцев подряд. Депрессия - падение реальных объемов производства в течении продолжительных периодов времени (несколько лет)

Особенности II фазы: свертывание производства, приче м сначала в отраслях, выпускающих инвестиционные блага, а затем уже – потребительские; сокращение инвестиционных расходов, которое вызывает снижение совокупных расходов, что влечет за собой сокращение занятости и доходов; рост безработицы, сокращение заработной платы в результате сокращения производства; увеличение запасов нереализованной продукции; сокращение прибылей, а затем их исчезновение в результате более быстрого снижения цен, чем снижение издержек производства; массовые банкротства промышленных и торговых фирм; банки избегают предоставлять новые займы и стремятся к тому, чтобы ранее выплаченные займы были погашены; нарушение кредитных связей, расстройство рынка ценных бумаг, падение курса акций.

3)III фаза – кризис или стагнация.. Это период недоиспользования экономических ресурсов, т.е. высокой безработицы, но на данной фазе начинается рост деловой активности 4) IV фаза – оживление и подъем (экспансия). Экономика постепенно начинает выходить из кризиса, фактический ВВП приближается к своему потенциальному уровню, а затем превосходит его, пока не достигнет своего максимума, что вновь приведет к фазе бума.

2. Инфляция: сущность, виды, причины, последствия.

Понятие инфляции Инфляция – повышение общего уровня цен в национальной экономике. Является следствием дисбаланса между товарной и денежной массой. В результате снижается покупательская способность денег. Деньги в результате инфляции обесцениваются.

Основная причина инфляции: Является переполнение каналов денежного обращения денежной массой. Существует важное равенство в экономике (уравнение обмена Фишера): MV = PQ где: M – денежная масса в обращении V – скорость оборота денег

Где: P – уровень цен; Q – количество производимых товаров в экономике. PQ – номинальный ВВП.

Темп инфляции Уровень инфляции измеряется в %. Например, уровень инфляции равен 10% в год. Умеренная (рост цен до 10% годовых); Галопирующая инфляция – темп – сотни % в год; Гиперинфляция – темп роста – свыше 50% в месяц.

Факторы, способствующие инфляции:. Дефицит бюджета; 2. Монополизм в экономике; 3. Чрезмерная эмиссия денег; 4. Механизм налогообложения, приводящий к росту издержек и сдерживающей производство

Негативные последствия инфляции: 1. Снижение реальных доходов населения; 2. Обесценение сбережений4 3. Перераспределение доходов в обществе; 4. Снижение стимулов для инвестиций и падение производства; 5. Усиление социально-политической стабильности в обществе.

Антиинфляционная политика: 1. Бюджетная политика: в качестве воздействия на платежеспособный спрос используется изменение государственных налогов и расходов. При инфляционном избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги, тем самым сдерживает рост совокупного спроса.

2. Кредитно-денежная политика – оказывает влияние на совокупный спрос через изменение ставки ссудного процента и количества денег в обращении.

Спасибо за внимание