О перспективах обучения и качестве подготовки водителей, имеющих национальные водительские удостоверения, на территории Свердловской области на основе системы независимой сертификации
Новые законодательные инициативы по работе с нарушителями ДТП Штрафы за нарушение ДТП (виды и размеры) Направление ужесточения Расширение принудительных мер в сторону обязательной психолого- педагогической работы с нарушителями Системное сочетание штрафов, других наказаний с обязательными курсами и тренингами по корректировке поведения водителей Реструктуризация и расширение работы с нарушителями ДТП
Координация системных процессов работы с водителями Правительственная комиссии Свердловской области по вопросам безопасности дорожного движения Безопасность дорожного движения в населенных пунктах - ДТП по вине водителей (рост количества смертей, травм, увечий, потери здоровья гражданами) Создание комплекса кадровых условий по реализации: 196- ФЗ "О безопасности дорожного движения«; 16-ФЗ «О транспортной безопасности», других актов. Катастрофы транспортных средств по вине водителей на трассах дальнего следования (крупногабаритных, в том числе с опасными грузами).
Инициативный пилотный проект Пилотный межведомственный проект «Национальный водитель России: Свердловская область, регион 66» Профессиональные стандарты специалистов в сфере транспорта (Приказ Минтруда России 450 от 5 сентября 2013 г.) Ведомственный приказ «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом…», другие акты (Минтранс РФ). Ведомственный приказ об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий (Министерство образования и науки РФ )
Инициативный пилотный проект Некоммерческая организация: Независимый центр сертификации «Автомобилист - регион 66» Разработка и апробация системы сертификации водителей, занимающихся профессиональной (экономической) деятельностью. Разработка территориальной системы контроля допуска водителей к управлению транспортными средствами, на основе современных электронных аппаратных диагностических средств. Разработка системы работы с нарушителями, лишенными прав за нарушения ДТП ( в т.ч. вождение в нетрезвом виде). Создание системы подготовки, повышения квалификации, профессиональной аттестации преподавателей автошкол.
Владимир Путин подписал перечень поручений по итогам совещания по вопросам разработки профессиональных стандартов, состоявшегося 9 декабря 2013 года. совещания Разработать с участием общероссийских объединений работодателей и профессиональных сообществ и представить предложения по формированию сети независимых центров сертификации квалификации, в том числе по определению механизмов аккредитации таких центров и установлению процедуры подтверждения квалификации работников. Срок – 1 июня 2014 г. Номер поручения: Пр-3050, п.5 Организация: Правительство Российской Федерации Правительство Российской Федерации Ответственный: Медведев Дмитрий Анатольевич Медведев Дмитрий Анатольевич Срок исполнения:
Федеральная целевая программа: «Повышение безопасности дорожного движения в годах». III. Мероприятия Программы Программы, способные улучшить ситуацию, связанную с дорожно- транспортной аварийностью в России: Развитие системы предупреждения опасного поведения участников дорожного движения : Деятельность в рамках направления по развитию системы предупреждения опасного поведения участников дорожного движения предусматривает формирование знаний и навыков по безопасному дорожному движению, информирование о ситуациях, потенциально приводящих к дорожно-транспортным происшествиям, повышение культуры на дорогах, создание в обществе нетерпимости к фактам пренебрежения социально-правовыми нормами и правового нигилизма на дороге, совершенствование и развитие систем подготовки водителей транспортных средств, обеспечение соблюдения участниками дорожного движения требований Правил дорожного движения, в том числе с применением систем фиксации административных правонарушений в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
Партнеры-участники проекта Заинтересованные участники пилотного проекта «Национальный водитель России: Свердловская область, регион 66» Департамент общественной безопасности Свердловской области. ГИБДД Свердловской области Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Министерство транспорта Свердловской области Вузы и научное сообщество Всероссийское общество автомобилистов, САПСС, другие профессиональные объединения и ассоциации
Приоритетные стратегические направления деятельности некоммерческой организации. Разработка и апробация системы сертификации водителей, занимающихся профессиональной (экономической) деятельностью. Создание системы подготовки, повышения квалификации, профессиональной аттестации преподавателей автошкол. Разработка территориальной системы контроля допуска водителей к управлению транспортными средствами, на основе современных электронных аппаратных диагностических средств. Разработка системы работы с нарушителями, лишенными прав за различные виды нарушений ДТП.
Разработка и апробация системы сертификации водителей, занимающихся профессиональной (экономической) деятельностью. Комплексная система оценки и развития профессионализма (КСОРПВ) водителя как сертификационный базис
Преимущества КСОРПВ Индивидуальный подход к водителю. Ориентир на навыки эффективного, безопасного, контраварийного вождения. Согласованность с международными стандартами подготовки водителей. Акцент на здоровье, индивидуальные затруднения в профессиональном опыте.
Концепция КСОРПВ
Основные блоки КСОРПВ Личностная психологическая диагностика возможностей и особенностей водителей. Профессиональная диагностика знаний, умений, навыков, компетенций, структуры профессионального опыта водителей. Разработка индивидуальных программ развития профессиональной компетенции и коррекции профессиональных затруднений водителей. Корректировка поведения в различных дорожных условиях и ситуациях. Корректировка понимания собственного физического состояния в ситуации алкогольного опьянения, употребления психотропных и наркотических веществ.
Личностная психологическая диагностика возможностей и особенностей водителей Психофизиологическая диагностика: Скорость и тип реакций. Профессиональное внимание Оперативная память Профессиональный интеллект Коммуникативные способности и возможности
Личностная психологическая диагностика возможностей и особенностей водителей Контраварийная психологическая диагностика: Стратегическое мышление водителя. Стрессоустойчивость. Конфликтогенность на дороге. Понимание и готовность к исполнению поставленных задач
Создание системы подготовки, повышения квалификации, профессиональной аттестации преподавателей автошкол. Современная методика обучения водителей
«Я - водитель» «Я- другой водитель – другие водители» «Водитель-другие водители- пешеходы» Моя стратегия безопасного вождения. «Алкоголь-наркотики» осведомленность, правовая, моральная ответственность, физическое, моральное, психическое, здоровье. Прогнозирование действий других водителей. Стратегии обгона и маневрирования. Умение «считывать маневры других водителей». Поведение при ДТП Модель поведения на пешеходных переходах Прогнозирование сложных ситуаций внезапного и опасного поведения пешеходов. Модели правильной парковки.
«Водитель-дорога» Распознавание рисков Явные риски Прогнозируемы е риски Распознавание моделей организации дорожного движение Построение моделей безопасного и эффективного маршрута
Стратегия вождения в различных погодных условиях и времени суток. Стратегия вождения в условиях различных сезонов. «Водитель - среда» Распознавание рисков, связанных с состоянием дорожного покрытия. «Водитель- среда»
Технология применения методики КСОРПВ Образно-статическое восприятие профессионально-учебных ситуаций Образно-динамическое восприятие профессионально-учебных ситуаций Формирование (развитие, изменение) интеллектуальных, морально-психологических представлений Опытно-практическое проживание профессионально- учебных ситуаций Формирование основы модели конструктивного безопасного поведения
статика Статический срез дорожной ситуации динамика Динамический анализ и прогнозирование дорожной ситуации Практика Практическое прохождение дорожных ситуаций Личное отношение Обращение к интеллекту, воле, эмоциям
Разработка территориальной системы контроля допуска водителей к управлению транспортными средствами, на основе современных электронных аппаратных диагностических средств.
АПК « РОФЭС» - Регистратор Оценки Функционально Эмоционального Состояния АПК « РОФЭС» - Регистратор Оценки Функционально Эмоционального Состояния АПК зарегистрирован в Государственном реестре изделий медицинского назначения и разрешен для использования в медицинской и психологической практике с 1998г.
Возможности технологии «Оперативная оценка функциональной надежности водителя» Возможности технологии «Оперативная оценка функциональной надежности водителя» Экспресс-тестирование определяет адаптационный потенциал водителя в системе допуск - контроля и прогнозирует успешность выполнения им своих профессиональных обязанностей Экспресс-оценка с высокой точностью определяет признаки утомления или болезненного состояния водителя перед выходом в рейс, выявляет снижение работоспособности, ослабление внимания и самоконтроля в результате усталости Экспресс-коррекция снимает нервно-мышечное напряжение, восстанавливает энергетический ресурс организма
«Оперативная оценка функциональной надежности водителя» Технология «Оперативная оценка функциональной надежности водителя» в работе кабинета психофизиологической регуляции АТП КПР кабинет психофизиологической регуляции Экспресс-оценка состояния утомления и снижения адаптации Время-5мин Углубленное тестирование функционального и психоэмоционального состояния водителя Время-1час Коррекция, восстановление профилактика и реабилитация Время -от 15мин. до 1 ч.
Контроль Функциональной Безопасности водителя В Свердловской области создается Единая система контроля функциональной безопасности водителя
РЕЗУЛЬТАТЫ: Свердловская область РЕЗУЛЬТАТЫ: Свердловская область В июле 2010 г. на трассовых пунктах «Дружинино» и «Кашино» с целью выявления «группы риска» и контроля утомлённого состояния водителей было организовано взаимодействие сотрудников ОДПС ГИБДД ГУВД по Свердловской области со специалистами ОГУЗ ТЦМК СО Протестировано свыше 7500 водителей. Протестировано свыше 7500 водителей.
Профилактика-упреждение-прогноз- мониторинг- коррекция Профилактика-упреждение-прогноз- мониторинг- коррекция При выявлении в процессе экспресс-тестирования признаков утомления или болезненного состояния, водителю рекомендуется временно отказаться от управления транспортным средством и пройти комплекс коррекционно-восстановительных процедур. (основание п ПДД) Специалисты ОГУЗ ТЦМК на трассовом пункте «Кашино»
Статистика тенденций Профилактика, направленная на выявление водителей в утомлённом состоянии и своевременная их реабилитация, позволили снизить количество ДТП на участках ТП «Дружинино» и ТП «Кашино». Снижение количества ДТП составило: ТП «Дружинино» с 21 ( до 16(24%) Снижение количества ДТП составило: ТП «Дружинино» с 21 (первое полугодие 2010 г.) до 16 (24%) ( ( первое полугодие 2011 г.) ТП «Кашино» с 23 до 13 (44%) соответственно
График корреляционной зависимости между изменениями количества ДТП в 2010 и 2011 годах при внедрении инструментального контроля функциональной безопасности водителей
Статистика тенденций Статистика тенденций Завершение эксперимента к концу 2011 года привело к увеличению количества ДТП на участках, контролируемых трассовыми пунктами ОГУЗ ТЦМК СО «Дружинино» и «Кашино». рост ДТП с 16 до 19 (25%) и с 13 до 30 (114%) За период 1 полугодия 2011 года и 1 полугодия 2012 года, рост ДТП с 16 до 19 (25%) и с 13 до 30 (114%)
График корреляционной зависимости между изменениями количества ДТП в 2010, 2011 и 2012 годах
Разработка системы работы с нарушителями, лишенными прав за вождение в нетрезвом виде. Российский вариант программ «Drug&Alcohol awareness»: «Наркотики – алкоголь: осознание»
Зарубежные аналоги обязательного включения в программы сертификации водителей. Для повышения уровня знаний водителей и понимания политики в отношении алкоголя и наркотиков. Для объяснения эффектов алкоголя и наркотиков на возможности вождения. Для помощи компаниям в выполнении юридических требований норм здравоохранения и безопасности. Для проведения оценок риска и осуществления контроля, включая обучение сотрудников
Пилотный эксперимент по разработке образовательных программ корректировки мотивации и поведения водителей, лишенных прав за вождение в нетрезвом виде. Витагенные технологии работы с водителями