1 Методические рекомендации по составлению рабочих программ учебных курсов в образовательном учреждении.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Как составить рабочую программу курса? Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 18 г. Комсомольск-на-Амуре 2010 г.
Advertisements

Методические рекомендации для учителей. Основой образовательной деятельности в образовательном учреждении является учебная программа – нормативный документ,
Рабочая программа по учебному предмету 1.Что такое Рабочая программа? 2.Какова ее структура? 3.Что отражает каждый элемент структуры Рабочей программы?
Занятие 3 Основой образовательной деятельности в ОУ является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и.
Рабочая программа – это учебная программа, разработанная на основе примерной программы (ст. 28 Закона РФ «Об образовании») для конкретного образовательного.
Рабочие программы Теоретический семинар Подготовила Шпилевая Е.В г.
Рабочая программа по теме: Как составить рабочую программу по предмету.
Проектирование учебного курса на основе примерной рабочей программы ФГОС НОО.
Методические рекомендации по составлению рабочих программ Лахно М.А.
Как составить рабочую программу учебного курса? Методические рекомендации.
– учебная программа, разработанная педагогом на основе примерной (типовой) и (или) авторской учебной программы для конкретного ОУ и определенного класса.
документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному.
Создание рабочих программ в рамках ФГОС – обязательный компонент планирования деятельности учителя Зауташвили Е.Е. МБОУ СОШ 2 г. Лакинск.
1. титульный лист; 2. пояснительная записка; 3. требования к уровню подготовки учащихся; 4. календарно-тематическое планирование (учебно-тематический.
Рабочая программа учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения.
Разработка рабочих учебных программ педагогами образовательных учреждений.
Page 1 Требования к рабочей программе в контексте ФГОС ООО Капустина Р.Ф., директор МБУ ИМЦ ОО октябрь, 2013 год.
У ЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС По методическим рекомендациям Курносова В.И. подготовила учитель высшей квалификационной категории Томилова.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГАКАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ.
Разработка учебных рабочих программ (краткие методические рекомендации для написания рабочей программы учителя)
Транксрипт:

1 Методические рекомендации по составлению рабочих программ учебных курсов в образовательном учреждении

2 Рабочая программа 1. Что такое учебная программа и каковы ее виды 2.Задачи и функции Рабочей программы 3. Структура Рабочей программы 4. Утверждение Рабочей программы 5.Этапы составления Рабочей программы

3 Нормативно-правовое регулирование Закон РФ «Об образовании» п. 2 ст. 32 Компетенция образовательного учреждения: п.п. 7. Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, дисциплин и модулей Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от « 26 » августа 2010 г. 761н Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих Учитель. Должностные обязанности: … разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету …

4 Что такое учебная программа и каковы ее виды Учебная программа – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности Виды учебных программ: примерная (типовая) учебная программа авторская программа рабочая программа учебного курса

5 Задачи и функции рабочей программы 1. Задачи учебной рабочей программы – конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса того или иного образовательного учреждения и контингента обучаемых 2. Функции рабочей программы: нормативная информационно-методическая организационно-планирующая

6 Требования к структуре и содержанию рабочей программы курса 1. Наличие признаков нормативного документа. 2. Учет основных положений образовательной программы школы 3. Полнота раскрытия целей и ценностей обучения 4. Системность и целостность содержания образования 5. Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы 6. Учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана ОУ 7. Конкретность и однозначность представления элементов содержания образования

7 Требования к структуре и содержанию рабочей программы курса Рабочая программа по своей структуре и содержанию представляет собой методику собственной реализации с учетом: требований федеральных компонентов государственных образовательных стандартов; обязательного минимума содержания учебных программ; максимального объема учебного материала для учащихся; требований к уровню подготовки выпускников; объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных предметов, модулей, спецкурсов, практикумов, исследовательской и проектной деятельности в каждом классе; познавательных интересов учащихся; целей и задач образовательной программы школы; выбора педагогом необходимого комплекта учебно- методического обеспечения

8 Структура рабочей программы 1. Титульный лист (название программы) 2.Пояснительная записка 3.Учебно-тематический план 4.Содержание курса 5.Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе 6.Перечень учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса. 7.Критерии и нормы оценки результатов освоения основной образовательной программы обучающихся 8.Список литературы 9.Приложения

9 Структура рабочей программы Титульный лист содержит: наименование образовательного учреждения; гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения); название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля); Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль); класс (параллель), которым изучается учебный курс, предмет, дисциплина (модуль); год составления программы

10 Структура рабочей программы В пояснительной записке указывается: место учебного предмета в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования; цели и задачи изучения учебного предмета (должны пониматься однозначно и быть диагностируемыми), роль учебного предмета в достижении личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся; краткая характеристика сформированных личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся на начало года; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся – выпускников начальной, основной и средней ступени общего образования;

11 Структура рабочей программы В пояснительной записке указывается: сведения о примерной учебной программе, на основе которой разработана рабочая программа, или сведения об авторской программе с указанием наименования, автора и года издания, новизна и отличие рабочей программы от примерной; особенности организации учебного процесса по предмету в ОУ с указанием количества годовых и недельных часов, а также уровня обучения – базовый, углубленный, профильный); учебно-методический комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ), утвержденный приказом директора ОУ и используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения; предпочтительные формы контроля; педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем для достижения требуемых результатов обучения

12 Учебно-тематический план Учебно-тематическое планирование включает в себя следующие разделы: Наименование раздела программы и количество часов на раздел – номер урока. Применяется сплошная нумерация уроков с целью показать соответствие в количестве часов рабочей программы и учебного плана Темы отдельных уроков, расположенные в последствии и в соответствии с логикой изучения учебного материала Тип урока Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности Виды контроля. Измерители. Планируется на каждый урок, может быть с индивидуальным, фронтальным и групповым оцениванием

13 Содержание учебного курса Содержание учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) включает реферативное описание каждого раздела согласно нумерации в учебно-тематическом плане. Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания. Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе следующих принципов: единства содержания обучения на разных его уровнях; отражения в содержании обучения задач развития личности; научности и практической значимости содержания обучения; доступности обучения

14 Требования к уровню подготовки учащихся «Требования к уровню подготовки учащихся» - это описание целей- результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных). Данный перечень целей-результатов обучения включает специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности. В требованиях, как правило, отражаются: · основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом; · конечная система или комплекс знаний; · перечень личностных, метапредметных и предметных результатов; · перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет Требования к результатам обучения и уровню освоения дисциплины рассматриваются по направлениям личностного развития, в метапредметном и предметном направлениях, формулируются в терминах «знать», «уметь» и «применять в практической деятельности».

15 Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса включают основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии) справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), оборудование и приборы, методические и дидактические материалы, включая ЦОРы и ЭОРы и др. необходимые для реализации Рабочей программы. Перечень учебно-методических средств обучения может быть классифицирован на три группы: «Литература (основная и дополнительная)», «Дидактический материал», «Оборудование и приборы». Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.

16 Критерии и нормы оценки результатов освоения основной образовательной программы обучающихся Критерии и нормы оценки результатов освоения основной образовательной программы обучающихся включает систему контролирующих материалов (тестовых материалов, контрольных работ, вопросов для зачета и др.) для оценки освоения школьниками планируемого содержания, представленного в виде перечня действий учащихся как целей- результатов обучения проверочные средства должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала Количество контролирующих материалов определяется учебно-тематическим планом Письменные контролирующие материалы могут включать кодификатор (спектр проверяемых умений), варианты работ, схему анализа работы. Устные – перечень вопросов и заданий Обобщенная оценка личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ должна осуществляться в ходе мониторинговых исследований

17 Порядок утверждения Рабочей программы Сроки и порядок рассмотрения Рабочих программ устанавливаются локальным актом образовательного учреждения. В соответствии с локальным актом образовательного учреждения, порядок рассмотрения Рабочей программы может быть, например, таковым: вначале она рассматривается на заседании методического объединения учителей (результаты рассмотрения заносятся в протокол), затем, при условии её соответствия установленным требованиям, согласуется с заместителем директора по учебно- воспитательной работе и утверждается руководителем образовательного учреждения. После утверждения руководителем образовательного учреждения Рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении

18 ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Шаг 1. Выбрать программу по учебному курсу, предмету, дисциплине (модулю) (далее – Учебному курсу) и соответствующий ей учебник из Федерального перечня, рекомендованного Министерством образования РФ. Шаг 2. Сравнить цели изучения Учебного курса в выбранной Авторской программе с целями, сформулированными в Примерной программе по учебному курсу базисного учебного плана, а также с целями и задачами образовательной программы школы. Убедиться, что выбранная Авторская программа способствует реализации целей и задач образовательной программы и учебного плана образовательного учреждения.

19 ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Шаг 3. Сопоставить требования к уровню подготовки выпускников в выбранной программе с таковыми же требованиями, прописанными в Примерной программе. Определить знания, умения, навыки, способы деятельности выпускников, не включенные в Авторскую программу. Выделить знания, умения и навыки, превышающие требования к уровню подготовки выпускников, обозначенные в образовательной программе образовательного учреждения. Шаг 4. Оформить требования к уровню подготовки выпускников через операционально выраженные диагностичные цели-результаты обучения.

20 ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Шаг 5. Выделить и конкретизировать требования к уровню подготовки учащихся из перечня умений, прописанных в требованиях к уровню подготовки выпускников, согласно содержанию Авторской программы. Шаг 6. Сопоставить содержание выбранной Авторской программы с содержанием Примерной программы. Выделить перечень тем и отдельных вопросов, содержащихся в Примерной программе по учебному курсу базисного учебного плана, но не включенных в Авторскую программу. Определить разделы, темы, вопросы Авторской программы, которые носят избыточный характер в рамках реализации образовательной программы и учебного плана образовательного учреждения.

21 ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Шаг 7. Включить (или исключить) в(из) содержание(я) Рабочей программы разделы, темы, вопросы, которые были выделены в ходе анализа избыточного и недостающего информационного материала двух программ (шаг 6). Шаг 8. Структурировать содержание учебного материала курса, определив последовательность тем и количество часов на изучение каждой. Шаг 9. Определить дополнительную справочную и учебную литературу, необходимые наглядные пособия, оборудование и приборы.

22 ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Шаг 10. Создать контролирующие материалы: выделить перечень проверяемых умений (кодификатор) согласно этапу обучения и цели контроля; подобрать контролирующие задания, направленные на проверку планируемых умений; составить схему анализа работы в контексте поставленной цели контроля, позволяющую получить объективную информацию для коррекции учебного процесса. Шаг 11. Составить Рабочую программу: оформить материалы согласно структуре. Данная последовательность конструирования Рабочей программы не является каким-либо нормативным документом, а выполняет функцию методических рекомендаций. При этом разработчик может оперировать предложенным маршрутом по своему усмотрению или выбрать свой путь.