Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лингвистическая гимназия» г. Ульяновска УЛЬЯНОВСК, РОССИЯ, 432063 ТЕЛ./ФАКС: (8422) 417 279 E-MAIL:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовила : Круглова Е. Н., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 11 города Костромы.
Advertisements

Урок объяснения нового материала урок «открытия» знаний учениками.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ «Только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе, спрашивании создаются условия для взаимодействия.
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Поташникова Е.М. Косовцева Н.И. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Лицей 17 Технология проблемно- диалогического обучения.
Т ЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Автор: Мельникова Елена Леонидовна Т ЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Автор: Мельникова Елена.
Девиз : «Открывать знания вместе с детьми».. Мельникова Елена Леонидовна Лауреат премии Правительства РФ в области образования, кандидат психологических.
Семинар подготовили учителя 2-х классов. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Юдина Л.В., учитель английского языка МБОУ «Ковылкинская СОШ 4»
«Школа 2100» И ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.
Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС Из опыта работы Миняевой Е.Н., учителя начальных классов МБОУ «РСОШ 3»
Моделирование проблемных ситуаций на уроках в начальной школе Семинар - практикум Заместитель директора по учебной работе МБОУ Лукояновская СОШ 1 М. Б.
Т Е Х Н О Л О Г И Я П Р О Б Л Е М Н О ГО Д И А Л О Г А КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Е.Л.Мельникова Лауреат премии Правительства РФ в области образования.
Т Е Х Н О Л О Г И Я П Р О Б Л Е М Н О ГО Д И А Л О Г А Е.Л.Мельникова Лауреат премии Правительства РФ в области образования, кандидат психологических наук,
Тест «Проверяем понимание». 1.Проблемный урок отличается от традиционного: Образовательной целью Учебной деятельностью школьников Конечными результатами.
Инновационный проект «Использование технологии проблемно – диалогического обучения в Общеобразовательной системе «Школа 2100» учителя начальных классов.
В чем смысл нового стандарта? Главное - переосмысление образовательных целей. законодательном впервые образовательный процесс нацеливается на всестороннее.
Проблемно-поисковые технологии. Педагогический совет
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК. Какой он? « Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи Подготовила: Пичугина И.В., учитель.
Педагогические требования технологичности урока ОНЗ Москва, 2008 г. Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
Транксрипт:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лингвистическая гимназия» г. Ульяновска УЛЬЯНОВСК, РОССИЯ, ТЕЛ./ФАКС: (8422) WEB: EDUCATION.SIMCAT.RU/SCHOOL2

Технология проблемно-диалогического обучения Модникова Е.О., заместитель директора по научно-методической работе МАОУ «Лингвистическая гимназия» г. Ульяновска, кандидат филологических наук

Только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе, спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний. М. М. Бахтин

Педагогическая технология Зачем учить? цели обучения Чему учить? содержание учебного материала Как учить? формы и методы обучения Как учить результативно? Педагогическая технология

Педагогическая технология-это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько) продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М Монахов) продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М Монахов) описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков) системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин) системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин)

Педагогическая технология – это способ построения педагогического процесса в определенной последовательности действий, операций и процедур, обеспечивающих достижение прогнозируемого результата

Предпосылки возникновения теории проблемного обучения Потребности самого учебного процесса (обучение - бинарный, двусторонний процесс) Социальная потребность в активной, самостоятельной, творческой и саморазвивающейся личности

Проблемное обучение - это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний обучающимися посредством специально организованного учителем диалога

Технология проблемного обучения позволяет обучающимся получать новую информацию в ходе решения теоретических и практических проблем обучающимся проявлять свою активность и самостоятельность педагогу формировать у обучающихся мотивацию к учению и критическое мышление педагогу развивать творческие способности обучающихся, умения применять полученные знания в новых ситуациях и в жизни

Технология проблемного обучения предполагает определенную последовательность действий создание проблемной ситуации формулирование проблемы индивидуальное или групповое решение проблемы проверка полученных решений закрепление и применение вновь приобретенных знаний

МетодыПроблемно-диалогическиеТрадиционные Постановка проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог Сообщение темы Поиск решения Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог Подводящий к знанию диалог Сообщение знания Классификация методов обучения

Проблемные методы Побуждающий диалог Подводящий диалог

Побуждающий диалог предполагает использование отдельных стимулирующих реплик, которые помогают обучающимся работать действительно творчески

Подводящий диалог представляет собой систему посильных для обучающихся вопросов и заданий, которые активно задействует и поэтому развивают их логическое мышление

Проблемное обучение + психология творчества = технология проблемно- диалогического обучения

Автор проблемного диалога - Е.Л. Мельникова, Лауреат премии Правительства РФ в области образования, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии образования Академии ПКиППРО (г. Москва)

Проблемный диалог для всех и каждого - технология «открытия» знаний учениками для учителя - ключ к успеху и творчеству для ученика - интересный и понятный урок для образования - реализация развивающего обучения для методиста - универсальная педагогическая технология для директора - конкурентоспособность коллектива для завуча - единая методическая тема школы для педвуза - новое содержание лекций

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ ПОИСК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОБЛЕМНЫЙ ДИАЛОГ этап формулирования темы урока или вопроса для исследования этап формулирования нового знания ДИАЛОГ

Примерный алгоритм подготовки проблемно-диалогического урока Отобрать минимум – новые знания данного урока Поставить цели урока – каким действиям по работе с новым знанием будем обучать (развитие предметных умений) Спроектировать постановку проблемы: цели, вопроса, темы урока (+версии решения) Наметить актуализацию знаний, которые нужны для решения проблемы и планирования поиска решения Обозначить шаги поиска решения проблемы: какие знания и как ученики смогут открыть сами Спланировать выражение решения проблемы Подготовить задания на применение нового знания

Проблемно-диалогическая технология Традиционный урок 1.Тема: «Сегодня мы будем изучать…» 2. Объяснение учителя: «Слушайте внимательно…» 3.Заучивание материала: «Выучите…», «Перескажите, повторите…» Проблемно-диалогический урок 1.Постановка проблемы: «С одной стороны…», «Что нас удивляет…», «В чем затруднение…», «Какой вопрос возник…», «Что надо узнать?» 2. Поиск решения: «Определите сами…», «Как можно ответить…» 3. Творчество: «Придумай схему..», «Зарифмуй…», «Закончи…», «Продолжи…», «Сформулируйте сами…»

Факторы, тормозящие развитие диалога Категоричность учителя, нетерпимость к ошибке, авторитаризм Отсутствие внимания учителя к ребёнку (улыбка, обращение по имени, физический и зрительный контакт) «Закрытые» вопросы, предполагающие односложные ответы Неумение учителя быть хорошим слушателем

Технология проблемно- диалогического обучения является результативной здоровьесберегающей общепедагогической обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей обучающихся, воспитание активной личности, развитие универсальных учебных действий позволяет снижать нервно-психические нагрузки обучающихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени

Литература Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пос. для учителя. - М., 2002; Мельникова Е.Л. Технология проб­лемного диалога и пути ее освоения учителем // Актуальные проблемы развития системы повышения квалификации. На­чальное и дошкольное образование: Сб. научных ст. -М., Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения // Образовательная система «Школа 2100»: Сб. программ. - М., Мельникова Е.Л. Проблемный диалог: вчера, сегодня, завтра // Начальная школа плюс До и После Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100» - качественное образование для всех: Сб. мат. - М., Мельникова Е.Л. От теории мышления - к технологии обучения // Психология и школа

Интернет-ресурсы 1. httl: // elenasadigova.ucoz.ru/…metod_mozgovogo_shturma. Тамберг Ю.Г. Тренинг мозгового штурма 2. httl: // pedsovet.org/…option,com…viewlink/link_id…Itemid… Чекусова Н. Б. «Проблемное обучение на уроках литературы в старших классах» 3. Технология проблемного обучения на уроках литературы: цели, возможности и способы применения 4. httl: // pedsovet.org/…option,com…viewlink/link_id…Itemid… Чекусова Н. Б. «Проблемное обучение на уроках литературы в старших классах» 5. httl: // atlana.narod.ru/brainstorming.html. Метод мозгового штурма 6. httl: // ru.wikipedia.org Эвристическое обучениеЭвристическое обучение 7. httl: // Эвристическая беседа как метод познавательной активности учащихся 8. httl: // metodist.edu54.ru/node/ Проблемно-диалогическое обучение 9. httl://aspk.3dn.ru/publ/2010/vlijanie_problemno…razvitie… Влияние поблемно-диалогического обучения 10. httl:// festival.1september.ru/ Использование технологии проблемно- диалогического обучения 11. httl:// e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/ Урок-диспут 12. httl:// Технология проблемного диалога

Креативный способ мышления – это реалии века сетевого пространства, а потому сегодня ученик – поисковик, а учитель – навигатор.

Хочешь жить – умей УЧИТЬСЯ! А. Асмолов Спасибо за внимание!