Издательский комплекс «Наука» Издательство «Академкнига/Учебник» Направления внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
117997, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 90 т/ф.: (495) , (495) Издательский комплекс «Наука» Издательство «Академкнига/Учебник»
Advertisements

Разработка основной образовательной программы основного общего образования.
Управленческие решения в период подготовки введения ФГОС ООО. Переход на новый образовательный стандарт как проект. Н.Губанова.
Особенности организации внутришкольного контроля в условиях реализации ФГОС Голова Ольга Валентиновна, заместитель директора по УВР МОУ «Воздвиженская.
Составитель: Е.М. Белорукова, к.п.н., доцент АКИПКРО В презентации использованы материалы Н.Г. Калашниковой, д.п.н., профессора А.М. Соломатина, к.п.н.,
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Методическое сопровождение педагога в условиях перехода на ФГОС С.Н. Ямшинина, АПКиППРО г. Москва.
Организация работы школы в пилотном режиме по внедрению ФГОС в образовательный процесс Шаг1.Создание совета и рабочей группы для разработки и управления.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
Дорожная карта введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2014 г.
Основная образовательная программа основного общего образования Л.И. Воронцова, зав. отделом сопровождения профессионального образования ОГБОУ ДПО «Костромской.
Основные образовательные программы начального и основного Основные образовательные программы начального и основного общего образования.
1 Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: актуальные вопросы введения Апрель 2011 г. Молчанова.
Разработка дорожной карты по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 18 декабря 2013 г. МОУ ДОВ.
Федеральный государственный стандарт второго поколения Принципиально новый для отечественной школы документ, назначение и функции которого беспрецедентны.
2 Критерии готовности ОУ к введению стандарта - определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию.
Нормативное обоснование образовательных программ.
Новые образовательные стандарты Рабочая учебная программа учителя- средство реализации ФГОС второго поколения.
Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС НОО.
Транксрипт:

Издательский комплекс «Наука» Издательство «Академкнига/Учебник» Направления внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО) и механизмы их реализации Соломатин Александр Михайлович, к. пед. наук, доцент, Почетный работник образования РФ , г. Москва, ул. Бутлерова, 17б т/ф.: (495) , (495)

Вопросы для обсуждения В чем заключаются особенности внутришкольного контроля (ВСОКО) в условиях ФГОС и чем они отличаются от ВШК? Как контролировать результаты освоения обучающимися ООП? Каким может быть контроль ООП? Как контролировать условия реализации ООП? Каким может быть Примерный ежемесячный план ВСОКО в условиях реализации ФГОС?

Федеральные документы ФЦПРО на 2011/15 годы - увеличение количества ОУ, открыто предоставляющих достоверную публичную информацию о своей деятельности; -расширение возможности объективной оценки качества образования. Госпрограмма РФ «Развитие образования» на 2013/20 годы - надежность и технологичность процедур оценки качества образовательных результатов; - формирование культуры оценки качества образования на уровне регионов; - создание системы анализа информации об индивидуальных образовательных достижениях.

Федеральные документы ФЗ от ФЗ «Об образовании в РФ»: - «внутренняя система оценки качества образования» (ст. 28) разрабатывается и реализуется образовательной организацией. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16 июня 2012 г Типичные проблемы и трудности (п. 7): -отсутствие в образовательном учреждении системы внутреннего мониторинга качества образования. При оценке ООП анализируется: функционирование системы внутреннего мониторинга (оценки) качества образования в ОУ

Особенности ВСОКО в условиях ФГОС ВСОКО осуществляется субъектами самого учреждения и является источником информации и диагностики образовательного процесса, основных результатов деятельности. Цель ВСОКО в условиях введения ФГОС: установление соответствия деятельности педагогических работников требованиям стандарта второго поколения, выявление причинно-следственных связей позитивных и отрицательных тенденций введения ФГОС формулирование выводов и рекомендаций по дальнейшему развитию образовательного учреждения и его субъектов.

Какой может быть структура плана ВСОКО? п/пОбъекты и виды контроля и оценки Сроки контроля и оценки ОтветственныеФормы обсуждения полученных результатов п/п и дата Вопросы для контроля и оценки Виды, цель, методы Объект контроля и оценки Ответственн ые Обсуждение результатов проверки Сроки подведения итогов проверки Отметка о выполнении, примечание п/п Объект контроля и оценки Информация о технологии реализации ВСОКО Цель контроля и оценки Вид контроля и оценки Метод контроля и оценкиОтветственный Место и способ подведения итогов п/пОбъекты контроля и оценки Субъекты Контроля и оценки Сроки контроля и оценки Подтверждение выполнения (документы) НачалаОкончания

Виды оценки качества образования: Предварительная Текущая Тематическая Итоговая Персональная

Функции ВСОКО в условиях введения ФГОС: информационно-аналитическая контрольно-диагностическая коррективно-регулятивная стимулирующая Принципы эффективного ВСОКО: стратегической направленности адекватности методов ВСОКО его объекту и ситуации опоры на нормативные документы своевременности, простоты и экономичности контроля социальной значимости контроля объективности, максимальной независимости гуманности и демократичности полноты и достаточности ориентации на повышение эффективности деятельности сочетания экспертной оценки и самооценки

Методы ВСОКО (кроме традиционных): - диагностика личностных результатов в форме, не представляющей угрозы личности, безопасности и эмоциональному статусу обучающихся; - использование стандартизированных и нестандартизированных методов; - диагностика метапредметных результатов на основе единого текста; - общественная экспертиза, связанная с реализацией идей общественного договора и развитием ГОУ; - социологические исследования

Направления ВСОКО в условиях ФГОС Оценка качества результатов освоения обучающимися основной образовательной программы соответствующей ступени обучения. Оценка качества соответствия структуры и содержания основной образовательной программы (и вносимых в нее изменений) требованиям ФГОС. Оценка качества условий реализации основной образовательной программы (кадровых, материально-технических, психолого-педагогических, информационно-методических и других).

Первое направление Оценка качества результатов освоения обучающимися ООП На каждой ступени обучения выделяется три группы планируемых результатов: Личностные результаты. В рамках ВСОКО могут изучаться процедуры разработки портфолио учащихся, подготовки индивидуальных характеристик, проведения диагностических процедур. Метапредметные результаты (диагностические задачи, направленные на оценку уровня сформированности УУД; типовые задачи формирования УУД; комплексные задания на межпредметной основе). Предметные результаты (текущее и промежуточное оценивание, выполнение итоговых проверочных работ, итоговая аттестация обучающихся).

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16 июля 2012 г. N Проведение контрольных работ, тестирования, собеседования, письменного или устного опроса рекомендуется начинать с 3-го класса. Проведение указанных мероприятий в отношении 1- 2-х классов не рекомендуется.

Перспективная начальная школа 1. Представлены требования к уровню подготовки к концу каждого года обучения: «Обучаемый научится» и «Обучаемый получит возможность научиться». 2. Типовые задачи дают возможность оценки УУД, включая задания повышенной сложности. 3. Сборники самостоятельных и контрольных работ по каждому учебному предмету и классу. 4. Итоговые комплексные работы (предварительные и контрольные) позволяют выявить базовый или повышенный уровень сформированности УУД. 5. Дополнительно по отдельным предметам разработаны диктанты, интегрированные задания, контрольно-тестовые упражнения, диагностические компьютерные программы и другие.

Методическое сопровождение системы оценки качества Формы сопровождения: информационные семинары курсы повышения квалификации научно-практические конференций проектные группы сетевые сообщества

Ведущие аспекты анализа урокаСодержание наблюдения Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ) 1. Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию. 2. Результативность решения дидактической задачи урока Содержание урока в соответствии с требованиями ФГОС Соответствие основного содержания урока содержанию и заданиям учебника Методы и приемы обучения в соответствии с требованиями ФГОС Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению основной образовательной цели учебного занятия Формы и средства обучения в соответствии с требованиями ФГОС 1. Соответствие форм обучения реализации цели урока. 2. Целесообразность использования компонентов, дополняющих конкретный учебно-методический комплект (УМК) Результативность урокаОтветная реакция детей на задания базового и повышенного уровней Практическая направленность урокаПрактическая направленность заданий, предлагаемых обучающимся Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности 1. Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока. 2. Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий). 3. Взаимопомощь Структура урокаСоответствие структуры урока основной задаче Гигиенические требованияТемпературный режим, проветривание класса, освещенность, соответствие классной мебели росту детей, чередование видов деятельности, динамические паузы Формы посещения уроков (Р.Г. Чуракова)

Материалы - в печати Программа формирования УУД Программы внеурочной деятельности

Само- определение Смысло- образование Серия «Итоговые комплексные работы на основе единого текста»

В области общих учебных действий обучающиеся научатся… В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся…

Задание повышенной сложности Выполни задание на отдельном листе Проверь правильность выполнения задания

Второе направление Оценка качества соответствия структуры и содержания ООП (и вносимых изменений) требованиям ФГОС Два направления внутришкольного контроля контроль процесса и результатов создания ООП (в ситуации поэтапного введения ФГОС это направление касается основной и средней школы); контроль результатов коррекции действующей ООП (в реальной практике данное направление контроля связано с начальной школой, а также с основной и средней школой, начинающей пилотную апробацию ФГОС).

Критерии оценки основных образовательных программ 1. Документ разработан в соотношении 80/20 - начальная школа ; 70/30 основная школа; 2/3 и 1/3 - средняя школа. 2. Внутренняя структура и содержание разделов ООП соответствуют требованиям ФГОС. 3. Действует механизм уточнения (дополнения) ООП. 4. Основная образовательная программа является работающим документом.

Оценка процесса и результатов создания ООП (в основной и средней школе) Четыре блока ВСОКО: Реализация общих подходов к разработке ООП Успешность разработки целевого раздела программы Качество разработки содержательного раздела Качество организационного раздела

Оценка результатов коррекции действующей ООП Разделы программы Структурные элементы программы и обоснование их коррекции Сроки ВШК Целевой раздел Пояснитель ная записка Введение: в случае изменения федеральных и региональных нормативных документов, вида образовательного учреждения По мере поступления изменений Цели и задачи, принципы и подходы к формированию программы: при условии коррекции перечня используемых УМК (завершенных предметных линий), утверждения новой программы развития школы, системы образования региона, муниципалитета апрель - сентябрь Состав участников образовательного процесса: - при изменении контингента обучающихся; - в случае коррекции состава социальных партнеров сент - август апрель - октябрь Общие подходы к организации внеурочной деятельности: при условии изменения модели внеурочной деятельности апрель - сентябрь

Третье направление Оценка условий реализации ООП Анализ имеющихся в учреждении условий и ресурсов реализации ООП Установление степени соответствия условий требованиям ФГОС Выявление проблемных зон и определение необходимых изменений в имеющихся условиях для приведения их в соответствие с требованиями ФГОС Анализ эффективности реализации сетевого графика (дорожной карты) Условия: Кадровые Психолого-педагогические Материально-технические Информационно-методические

Примерный ежемесячный план ВСОКО (при реализации ФГОС)

Август Направление «Оценка результатов освоения обучающимися ООП» Анализ положения о системе оценок, форм и порядке промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Контроль – тематический. Проводит – зам. директора (в соответствии с должностными обязанностями) совместно с психологом, руководителями ШМО. Слушается – на совещании при зам. директора (согласно должностным инструкциям). Изучение материалов для проведения: - стартовой диагностики, диагностики школьной зрелости и готовности; - входных контрольных работ (в т.ч. комплексных и интегрированных) во всех классах, работающих по ФГОС; - итоговой диагностики. Контроль – тематический. Проводят – зам. директора совместно с педагогом- психологом, классными руководителями, руководителями ШМО. Слушается – на совещании при зам. директора по УВР.

Август Направление «Оценка соответствия структуры и содержания ООП (и вносимых в нее изменений) требованиям ФГОС» ВСОКО процесса и результатов создания ООП. Контроль – текущий, связанный с анализом качества спроектированной рабочей группой ООП. Проводят директор, зам. директора. Слушается – на совещании при директоре (варианты: на заседании педагогического совета [НМС], на координационном совете по введению ФГОС). ВСОКО результатов коррекции действующей ООП. Контроль – тематический, связанный с анализом качества скорректированной ООП. Проводят директор, зам. директора. Слушается – на административном совещании, совещании при директоре или заседании педагогического совета (НМС, координационного совета). Оценка рабочих программ по учебным предметам и курсам внеурочной деятельности, классных руководителей, работающих по ФГОС, календарно-тематического планирования. Контроль – фронтальный (тематически-обобщающий): Проводит – зам. директора. Слушается – на совещании при директоре.

Август Направление «Оценка условий реализации ООП» Контроль плана введения ФГОС на предстоящий учебный год (сетевого графика, дорожной карты). Контроль – предварительный. Проводят директор, зам. директора. Слушается – на административном совещании. Контроль кадрового обеспечения образовательного процесса, объема нагрузки педагогов, работающих в рамках стандарта второго поколения. Контроль – предварительный. Проводят директор, зам. директора. Слушается – на административном совещании. Контроль комплектования классов, обучающихся по ФГОС. Контроль – тематический. Проводит – зам. директора. Слушается – на совещании при зам. директора по УВР совместно с психологом и классным руководителем. Контроль готовности кабинетов к учебному году на соответствие требованиям стандарта второго поколения. Контроль – предварительный. Проводят директор, зам. директора, руководители ШМО. Слушается – на совещании при директоре школы. Проверка плана методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС. Контроль – тематический. Проводят директор, зам. директора, руководители ШМО. Слушается на заседании НМС.

«Академкнига/Учебник» Спасибо за внимание! Соломатин Александр Михайлович моб