Урок 32 Тема: 1. Ашны заманы. (Коммуникация). Прошедшее неопределенное время 2. Прошедшее неопределенное время глагола в балкарском языке. (Грамматика).

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок 28 Тема: 1. Малкъар халкъны ашлары бла танышабыз. (Знакомимся с блюдами балкарского народа.) 2. Временные формы глагола. Настоящее время.
Advertisements

Урок 21 Глагол в балкарском языке. Повторение -Сагъат ненчады?(Сагъат неди? Сагъат ненча болады?) -Сагъат ненчады?(Сагъат неди? Сагъат ненча болады?)
Сбалансированное питание 1. Как часто в течение дня вы питаетесь? А) 3 раза и более; Б) 2 раза; В) 1 раз. 2. Всегда ли вы завтракаете? А) всегда; Б)
49 Урок Домашние птицы (коммуникация). 2. Имена прилагательные в балкарском языке.
Урок Бюгюн 8-чи мартды (коммуникация). 2. Вопросительные, утвердительные и отрицательные формы прошедшего неопределенного времени глагола (грамматика).
Наименование Режим питания человека завтрак ужин время приема пищи характеристика потребляемой еды 7- 9 часов утра второй завтрак 11 – 12 часов 14 – 15.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА 32 «Дружные ребята» «ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СРЕДНЕЙ.
«Вкусные» советы о питании детей. Очень часто дети не хотят и не любят кушать прочитайте вместе для них вот такие замечательные стихи для поднятия настроения.
Здоровье - это здорово !. Наше здоровье зависит от многих факторов.
ЕДА Каждый день человек ест, поэтому еде уделяют особое внимание.
1-й завтрак: каша (овощное блюдо); кофе (чай, молоко). 2-й завтрак: яичное (творожное) блюдо; кофе (чай, молоко). Меню четвероклассника.
43 Урок Мени сюйген ишим (коммуникация). 2. Категории залога в балкарском языке: возвратный залог (къайтыучу айырма).
Выполнила группа учащихся 1 класса «Здоровье» 2010 г.
СВЕТОФОР ЗДОРОВЬЯ Правильно ли вы питаетесь? (тест)
Еда papa-vlad.narod.ru Каждый день человек ест, поэтому еде уделяют особое внимание.
Урок Кийим (Одежда). 2. Спряжение глагола в настоящем времени.
Кочешкова Наталья Евгеньевна, учитель начальных классов высшей категории, Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола.
«Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того чтобы жить» древнегреческий философ Сократ( до н.э.)
Окружающий мир. Если хочешь быть здоров! Подготовила Моисеева Елизавета ученица 2-б класса МОУ «ПСОШ»
Что из ниже перечисленного указывает на то, что вы хотите кушать? жажда рекла ма голод сон.
Транксрипт:

Урок 32 Тема: 1. Ашны заманы. (Коммуникация). Прошедшее неопределенное время 2. Прошедшее неопределенное время глагола в балкарском языке. (Грамматика).

к уроку Лексика и выражения к уроку эрттен азыкъ – завтрак эрттен азыкъгъа – на завтрак тюш азыкъ – обед тюш азыкъгъа – на обед ингир азыкъ – ужин ингир азыкъгъа – на ужин Сагъат ненчада? – Во сколько? Не заманда? Къачан? – Когда? ашаргъа сюеме – люблю кушать ашаргъа жарамайды – нельзя кушать эрттенликде – утром ашаргъа керекди – надо кушать

Лексика и выражения ингирде – вечером кечеге – на ночь Кёп ашама! – Много не кушай! женгил аш – лёгкая еда ауур аш – тяжелая еда

Диалог 1 - Азамат! Айшат! Эрттен азыкъ хазырды. Терк келигиз! – Азамат! Айшат! Завтрак готов. Приходите быстро! - Бюгюн не барды? – А что у нас на сегодня? - Гаккыла, булкала, сют чай. – Яица, булки, чай с молоком. - Мен а хычин ашаргъа сюеме. – А я хочу хычин. - Эрттенликде хычин ашаргъа жарамайды. – Утром нельзя есть хычин. - Нек? – Почему? - Ол ауур ашды. – Это тяжелая пища.

Диалог 2 - Тюш азыкъгъа не зат ашаргъа боллукъду? – Что можно есть на обед? - Тюш азыкъгъа не зат ашаргъа боллукъду? – Что можно есть на обед? - Эт шорпа, акъ ётмек, хычинле, тюрлю- тюрлю салатла, котлетле, картоф дагъыда башха затла. – Мясной суп, белый хлеб, хычины, различные салаты, котлеты и многое другое - Эт шорпа, акъ ётмек, хычинле, тюрлю- тюрлю салатла, котлетле, картоф дагъыда башха затла. – Мясной суп, белый хлеб, хычины, различные салаты, котлеты и многое другое - Столну юсюнде тюрлю-тюрлю кёгетле да болургъа керекдиле. – На столе должны быть фрукты. - Столну юсюнде тюрлю-тюрлю кёгетле да болургъа керекдиле. – На столе должны быть фрукты. - Мен татлы ашланы да бек сюеме. – Я очень люблю сладкое. - Мен татлы ашланы да бек сюеме. – Я очень люблю сладкое. - Татлы ашланы аз ашаргъа керекди. – Сладкого надо есть меньше. - Татлы ашланы аз ашаргъа керекди. – Сладкого надо есть меньше.

Диалог 3 - Ахмат, сен ингир азыкъгъа бизге келчи. – Ахмат, приходи к нам на ужин. - Ахмат, сен ингир азыкъгъа бизге келчи. – Ахмат, приходи к нам на ужин. - Не зат бла сыйларыкъса? – Чем угостишь? - Не зат бла сыйларыкъса? – Чем угостишь? - Ингир азыкъгъа биз женгил аш ашайбыз. - На ужин мы едим легкую еду. - Ингир азыкъгъа биз женгил аш ашайбыз. - На ужин мы едим легкую еду. - Бек тюз этесиз. Мен да кечеге кёп ашамаучума. Салат, бишген эт. Сора жукъа айран ичеме. – Правильно делаете. На ночь я тоже много не ем. Салат, вареное мясо. И еще запиваю айраном. - Бек тюз этесиз. Мен да кечеге кёп ашамаучума. Салат, бишген эт. Сора жукъа айран ичеме. – Правильно делаете. На ночь я тоже много не ем. Салат, вареное мясо. И еще запиваю айраном. - Ол ашла бизде да бардыла. Келирмисе? – Это все у нас есть. Придешь? - Ол ашла бизде да бардыла. Келирмисе? – Это все у нас есть. Придешь? - Охо, келирме. Не заманнга? – Хорошо, приду. Во сколько? - Охо, келирме. Не заманнга? – Хорошо, приду. Во сколько? - Сагъат жетини жарымына. – К половине седьмого. - Сагъат жетини жарымына. – К половине седьмого.

Эрттен азыкъ

Тюш азыкъ

Ингир азыкъ

Прошедшее неопределенное время глагола в балкарском языке. Форма прошедшего неопределенного времени образуется с помощью аффиксов: -гъан/-ген, -нган/-нген, -хан по следующей схеме: основа глагола + аффикс времени + аффикс лица Например: айт (говори) ед.ч. мн.ч. 1. айт+хан+ма1. айт+хан+быз 2. айт+хан+са2. айт+хан+сыз 3. айт+хан+ды3. айт+хан+дыла

Прошедшее неопределенное время глагола бер (дай) ед.ч. мн.ч. ед.ч. мн.ч. 1. бергенме 1. бергенбиз 1. бергенме 1. бергенбиз 2. бергенсе 2. бергенсиз 2. бергенсе 2. бергенсиз 3. бергенди 3. бергендиле 3. бергенди 3. бергендиле мин (залезай) мин (залезай) ед.ч. мн.ч. ед.ч. мн.ч. 1. миннгенме 1. миннгенбиз 1. миннгенме 1. миннгенбиз 2. миннгенсе 2. миннгенсиз 2. миннгенсе 2. миннгенсиз 3. миннгенди 3. миннгендиле 3. миннгенди 3. миннгендиле Приведём несколько предложений: Приведём несколько предложений: Ол адамны юсюнден мен кёп айтханма. Ол адамны юсюнден мен кёп айтханма. Биз бюгюн базаргъа баргъанбыз. Биз бюгюн базаргъа баргъанбыз.