Электронное обучение: инструмент сетевого взаимодействия вузов Карасик Александр Аркадьевич к.т.н., доцент ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О развитии электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ Сентябрь 2013.
Advertisements

Технология государственной аккредитации образовательной деятельности Ефимова Елена Михайловна Ефимова Елена Михайловна.
Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Нормативные правовые основания осуществления инновационной деятельности в образовательных организациях Алла Сергеевна Бурмистрова канд.пед.наук, доцент.
О программе развития электронного образования на годы Сентябрь 2013.
Сетевое взаимодействие федеральных университетов при разработке и реализации образовательных программ (модели и уровни) Разработано САФУ имени.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Разработка и реализация образовательных программ в сетевой форме Начальник организационно- методического отдела УМУ Э.В. Цыбикова.
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СПО КАК УСЛОВИЕ ОПТИМИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Гудырева Людмила Николаевна, к.п.н., ГПОУ «КРАПТ»
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
Реализация образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий (нормативно-правовая база дистанционного образования)
Статья 76. Дополнительное профессиональное образование 1.Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных.
КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ЛОКАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ.
Переход на уровневую систему высшего образования ФГОУ ВПО ПАГС имени П.А. Столыпина Цели, задачи, проблемы реализации.
Нормативная и законодательная база электронного обучения и открытого образования Октябрь 2014.
Внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс А.Н.Юраш Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального.
Статья 29. Информационная открытость образовательной организации.
" Актуальные направления профессионального развития педагогических работников : результаты диагностики на основе профессионального стандарта ". Требования.
Транксрипт:

Электронное обучение: инструмент сетевого взаимодействия вузов Карасик Александр Аркадьевич к.т.н., доцент ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. –Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 15, ч.1

Модели реализации сетевой формы реализации ОП Сетевые образовательные программы Зачет результатов обучения (перезачет/переаттестация) Физическая академическая мобильность Виртуальная академическая мобильность Совместное использование материально-технической базы Зачет результатов обучения по дисциплинам (модулям) и практикам в других организациях (переводы между образовательными организациями) Признание результатов обучения по другим образовательным программам (ДОП, курсы и др.)

Локальные нормативные акты, регламентирующие реализацию сетевых образовательных программ Положение об академической мобильности Положение о порядке организации и реализации совместных образовательных программ Порядок поступления на совместные образовательные программы Регламент перевода студентов на индивидуальный план Положение о зачете результатов обучения студентов в других образовательных учреждениях ВПО Регламент о порядке заключения и исполнения соглашений о межвузовском сотрудничестве Положение об организации и ведении совместной научно- исследовательской деятельности студентов Положение о базовой кафедре Положение о практике Регламент приглашения преподавателей и специалистов сторонних организаций и учреждений для участия в образовательной и научной деятельности

Сетевые образовательные программы Необходимы 100% согласованные учебные планы Признание вузом факта «неспособности» самостоятельно реализовать ООП

Сетевые образовательные программы Наиболее обоснованный сценарий –Совместное применение дорогостоящего оборудования в рамках решения задачи материально-технического обеспечения программ –Распределение затрат на приобретение оборудование между вузами-участниками сети Пример удачной практики –Проект «СИНЕРГИЯ»

Проект «СИНЕРГИЯ» Участники проекта – консорциум вузов: –Московский энергетический институт (Технический университет) –Балтийский государственный технический университет (Военмех) –ОмГТУ –Севастопольский национальный технический университет –Карагандинский государственный технический университет

Проект «СИНЕРГИЯ» Задача проекта заключается в объединении образовательных ресурсов пяти ведущих технических университетов для подготовки специалистов-разработчиков международного уровня по направлениям «Автоматизация технологических процессов и производств» и «Мехатроника и робототехника» С использованием оборудования FESTO созданы распределенные учебные лаборатории и обеспечивается взаимное использование оборудования партнерами по проекту

Зачет результатов обучения Наиболее «простой» и доступный вариант сетевой формы реализации образовательных программ Нормативная база –Проект «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам ВО» –локальные нормативные акты образовательной организации

Цели зачета результатов обучения Расширение образовательных возможностей для обучаемых за счет академической мобильности –Индивидуализация траектории (формирования уникальных профессиональных компетенций) –Полноценные модульные программы –Сокращение срока обучения –Удобство освоения Увеличение привлекательности образовательной услуги и увеличение числа обучаемых

Основания для зачета результатов обучения Основная образовательная программа СПО, ВО Дополнительное профессиональное образование Документ Диплом Справка об обучении Удостоверение о повышении квалификации («сертификат») Диплом о профессиональной переподготовки Гарант ФГОС Рабочая программа дисциплины Репутация (доверие) образовательной организации Содержание программы Результаты обучения

Подходы к зачету результатов обучения 1.Сравнивается содержание и трудоемкость 2.Сравниваются результаты обучения, а не устанавливается идентичность содержания курсов

Электронный учебный курс Удобный вариант технологии получения результата обучения «за пределами» образовательной программы Важнейший инструмент электронного обучения

Электронное обучение и ДОТ Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 16, ч.1: –Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. –Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Электронное обучение (ЭО) Электронное обучение явно предусматривает лишь обеспечение обучающихся доступом к информации, хранящейся в соответствующих информационных системах. При этом взаимодействие обучающихся с преподавателем рассматривается как возможный, а не обязательный элемент образовательного процесса. Т.е. фактически учебный процесс с применением электронного обучения может быть реализован без непосредственного участия преподавателя, роль которого существенно меняется.

Нормативное обеспечение ЭО Приказ Минобрнауки РФ от «Об использовании дистанционных образовательных технологий» (Зарегистрировано в Минюсте РФ ), утверждающий Порядок использования ДОТ. –Образовательное учреждение вправе использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании.. –Соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и практических занятий с использованием ДОТ или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется образовательным учреждением. –Образовательные учреждения профессионального образования при подготовке по профессиям и специальностям, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и форме экстерната не допускается, могут использовать ДОТ в очной форме при реализации профессиональных образовательных программ по общим гуманитарным, социально-экономическим и общим математическим дисциплинам.

Нормативное обеспечение ЭО Проект приказа Минобрнауки России об утверждении «Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

Преимущества электронного обучения Эффективный инструмент сетевого взаимодействия –Гибкость –Масштабируемость по отношению к количеству обучаемых –Тиражируемость –Удобство и доступность обучаемым –Низкая себестоимость поддержки –Неограниченная география –Удобное хранение результатов обучения

Massive open online course (MOOC) доступные для всех онлайн-курсы - это курсы, предусматривающие открытый доступ к ним через интернет и большое количество участников. MOOC это последнее достижение в области электронного обучения. В их основе лежит идея образования, доступного для всех. «Предельный случай» открытых курсов

Massive open online course (MOOC) Свободный выбор курсов Полностью независимо от местонахождения Полностью асинхронно Обучение во взаимодействии Coursera.org Udacity.com edX.org Canvas network Udemy

Этапы развития MOOC

Зачет результатов обучения по MOOC Недостатки MOOC с точки зрения признания результатов –Описание курсов не содержит достаточное количество сведений для принятий решения о возможности признания результатов –Нет доступа к результатам обучения по курсу Позиция МОН –Объектом регулирования и надзора является ООП –Ответственность за ООП несет вуз –Возможность признания результатов определяет вуз

Барьеры для зачета результатов обучения Отсутствует прозрачная информация для определения содержания курса (как сравнить с рабочей программой) и знакомства с результатами обучения студента по курсу Отсутствует «доверие» к курсу Ограничения на нормативный срок обучения Субсидия (норматив финансирования) Нежелание со стороны образовательной организации признавать неспособность самостоятельно реализовать ООП

Преодоление барьеров «Стандарты» на описание курса Ускоренное обучение по индивидуальному плану – Новый «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам ВО», пп. 43, 44 Модульные образовательные программы

Проект «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам ВО» п. 43. При освоении образовательной программы обучающимся, который имеет среднее профессиональное или высшее образование, и (или) обучается по образовательной программе среднего профессионального образования либо по иной образовательной программе высшего образования, и (или) имеет способности и (или) уровень развития, позволяющие освоить образовательную программу в более короткий срок по сравнению со сроком получения высшего образования по образовательной программе, установленным организацией в соответствии с образовательным стандартом, по решению организации осуществляется ускоренное обучение такого обучающегося по индивидуальному учебному плану в порядке, установленном локальным нормативным актом организации. п. 44. Сокращение срока получения высшего образования по образовательной программе при ускоренном обучении осуществляется посредством: –зачета (в форме переаттестации или перезачета) полностью или частично результатов обучения по отдельным дисциплинам (модулям) и (или) отдельным практикам, освоенным (пройденным) обучающимся при получении среднего профессионального образования и (или) высшего образования (по иной образовательной программе), а также дополнительного профессионального образования (при наличии) (далее – зачет результатов обучения); –повышения темпа освоения образовательной программы.

Требования к курсам Единообразное (полное) описание –«Аналог рабочей» программы –Тематический план –Бюджет времени –Условия освоения –Компетенции –Ограничения курса (в т.ч. по количеству обучаемых) Доступность результатов обучения

Модульные программы Модуль – это автономный структурный элемент образовательной программы, имеющий четко сформулированные результаты обучения (соотнесенные с целями этой программы – компетенциями выпускника) и адекватные критерии оценки –определение модуля в ECTS (Руководство, утвержденное Еврокомиссией в 2009 г.) Модуль – «удобный» объект унификации образовательных программ

Сеть федеральных университетов – «Клуб 9» Руководители федеральных университетов Российской Федерации на совещании в г. Архангельск в июне 2013 года договорились о создании Сети федеральных университетов - «Клуба девяти»

Сеть федеральных университетов – «Клуб 9» Основная цель создания Сети федеральных университетов –реализация научно-образовательных и управленческих инноваций в рамках актуальных проектов сетевой кооперации –формирование единого образовательного и интеллектуального пространства –повышения связанности регионов Российской Федерации –поддержка национально-культурных особенностей каждой территории.

Проект «Открытый электронный университет» Основная цель – обеспечение возможности освоения курсов в электронной среде разных вузов, возможности взаимодействия студентов разных вузов, их совместной работы и проектной деятельности

Проект «Открытый электронный университет» Единый каталог (агрегатор) электронных курсов –протокол взаимодействия с LMS вузов Собственные LMS вузов –у каждого своя модель наполнения Модульные образовательные программы –предусматривающие зачет результатов обучения Курсы –с унифицированным описанием Сертификат –со ссылками на электронную версию сертификата и результат

Перспективы проекта Нарабатывается контент Нарабатывается опыт построения модульных программ и их унификации Нарабатывается опыт зачета результатов обучения Другие вузы тоже начнут использовать контент и зачитывать результаты обучения

Пилотные проекты в рамках программы развития ЭО Площадки электронного обучения Витрина курсов, доступ к образовательным достижениям, интеграция с системами электронного обучения вузов Курс «Ведущий» университет Университет- потребитель Университеты предоставляют возможность осваивать курсы с площадки как часть образовательной программы! Создание курсов Совместная разработка модульных программ

Как поступать другим университетам? Вводить модульные программы, предусматривающие определенную степень унификации Нарабатывать конкурентоспособные курсы Нарабатывать опыт зачета результатов обучения

Вопросы для обсуждения Электронные учебные курсы (ЭУК) –Спецификация описания курса –Требования к структуре –Требования к технологиям –Требования к организации контроля и оценки учебных достижений –Компетентностно-ориентированные курсы –Подготовка разработчиков курсов –Механизмы мотивации и стимулирования разработчиков к созданию качественного образовательного контента и ЭУК Модульные образовательные программы (как должна быть организована, чтобы быть максимально гибкой для применения сетевых форм) Зачитывать ли результаты обучения по «внешним» ЭУК и MOOC?