Разговорный стиль речи Составитель – Затулывитер А. Н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Составление письма другу» Урок развития речи в 6 классе Учитель: Гайдук О.Ю уч. год.
Advertisements

Функциональные стили речи исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения ; разновидность литературного.
Научный стиль Научный стиль стиль научных сообщений. Сфера использования этого стиля наука и научные журналы, адресатами текстовых сообщений могут выступать.
СОЧИНЕНИЕ ГИА 9 класс. 1. Местоименные слова – слова вторичные, слова - заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без.
Устная и письменная формы словесного выражения. Диалог – разговор двух или нескольких лиц. Диалог состоит из реплик, высказываний, адресованных собеседнику.
Презентация к уроку по русскому языку (4 класс) по теме: Прямая речь в предложении
По каким особенностям выделяют стили речи? По каким особенностям выделяют стили речи? Какие стили русского языка вы знаете? Научный, официально – деловой,
Вербальные средства коммуникации. Виды вербальной коммуникации: устная, письменная речь, слушание. Устная речь: диалог как одна из форм речевого общения.
5 класс План Что такое «прямая речь». Из чего состоят предложения с прямой речью. Что такое слова автора. Как на письме отделяются слова автора.
Письмо– след души и бытия.. Структура письма Основные части письма.Содержание.Речевые формулы. Зачин1.Место и дата. 2.Приветствие. 3.Обращение. Здравствуйте!
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Дивеевская.
ЭПИСТОЛЯРНЫЙ ЖАНР (письмо). ЦЕННОСТЬ ЭПИСТОЛЯРНОГО ЖАНРА, ЕГО ОСОБЕННОСТИ, АНКЕТА ЖАНРА.
УРОК ПИСЬМА. Эпистолярный жанр (греч. «epistole» - послание, письмо)
Существует 5 функциональных стилей: Научный значение состоит в том, чтобы дать точное и ясное представление о научных понятиях (например, терминологическая.
Понятие связной речи Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логических сочетающихся предложений) единое смысловое и структурное целое,
Информация и знания Восприятие и представление информации Информационные процессы.
Путевые заметки. Цели урока: повторить и углубить знания о публицистическом стиле речи; познакомиться с новым жанром публицистической речи – путевыми.
Стратегия и тактика подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку. Раздел "Говорение"
Тема: « Деловые бумаги в школе ». Цель: создать методическое пособие по написанию деловых бумаг в школе.
Потребность ребёнка в общении со взрослыми и со сверстниками Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения Приемлемое отношение.
Транксрипт:

Разговорный стиль речи Составитель – Затулывитер А. Н.

Классная работа Тема. Разговорный стиль речи: сфера применения, функции, стилевые черты. Цель узнать о допустимых рамках использования разговорного стиля речи, его особенностях, функции в языке.

Прямая речь : А ( автор ): « П ( прямая речь )», а. « П »? а. « П !» а. « П, а, п.» « П ? а. П.» Диалог : А ( автор ): - Р ( реплика ). - Р, - а. - Р ! (?) а. Р. - Р, а, р. Оформление диалога, прямой речи

Диалог Составьте диалог из 6-10 реплик в разговорном стиле ( используйте знания, полученные ранее ). Темы : 1 парта – поговорите о прочитанной книге ; 2 парта – о интересном фильме ; 3 парта – о музыке ; 4 парта – о спорте ; 5 парта – о планах на выходные ; 6 парта – об учебе ; 7 парта – о том, что вы будете делать после уроков.

Лучше сказать лишнее, чем не сказать необходимого. Плиний Младший Люди запутываются в массе лишних слов. Максим Горький Эпиграфы урока

основная функция языка функция общения; назначение передача информации преимущественно в устной форме. использование пауз, темпа речи, внеязыковых факторов (мимика, жесты, реакция собеседника). Разговорный стиль

неофициальност ь неподготовленность эллиптичность автоматизм речи непринужденность Языковые черты :

бытовые отношения. Предмет разговора: погода; здоровье; новости; какие-либо интересные события; покупки; цены... Сфера применения

преобладание устной формы ; преобладание диалогической речи, ( хотя возможен и монолог ); конкретизированный характер речи ; эмоционально - оценочная информативность, эллиптичность речи ( пропуски слов объясняются влиянием ситуации ); прерывистость, часто логическая непоследовательность речи ; идиоматичность речи ( фразеологизмы ). стилевые черты

Диалог разговор, беседа двух людей. Диспут обмен мнениями с целью принятия решения или выяснения истины. Спор опровержение чужого мнения, настаивание на своем как единственно правильном. Рассказ жанр разговорной речи, в котором преобладает монологическая форма речи. История передача сведений о происшедших ранее событиях и подведение смыслового итога. Жанры разговорного стиля

Письмо чувства - мысли в письменной форме. Главное условие переписки непринужденность отношений с адресатом. Обязательно должны присутствовать « формулы » приветствия и прощания. Записка краткое рассуждение. Дневник тексты адресованной разговорной речи. Адресат текстов дневника второе « я », которое помогает пишущему выражать свои мысли, чувства, сомнения. Жанры письменного разговорного стиля

Василиса снимает фартук она что - то стирала и не достирала подходит к Авдотье и протягивает ей руку. - Давай поручкуемся, старуха Авдотья. - Иду, дай, думаю, зайду на Василису погляжу ! А тебе и присясть некогды, кричит Авдотья во всю избу. - А как присядешь ? Весь день на ногах, то одно, то другое... - Ее и за тыщу лет не переработать ! Попомни, Василиса, она все равно после нас останется. Хошь конем вози, а останется. - Останется, останется, кивает Василиса. Ее из одного дня в другой перетащишь, а уж надо дальше тащить. Так и кочуешь, как цыган с торбой. - И никуда не денешься ! - А куда денешься ? Работа с текстом

1 ) Распределите слова в две группы: общеупотребительные и стилистически ограниченные. Говорить брякнуть, сказануть, изрекать, изъясняться, разглагольствовать, ораторствовать, заливать, вещать, замечать, загибать, молоть, плести. Жена супруга, женка, хозяйка, баба, супружница, спутница жизни. Жить существовать, здравствовать, обитать. Заболеть занемочь, захворать, занедужить, прихворнуть, приболеть, расклеиться, слечь, расхвораться. Краткость сжатость, лаконичность, лаконизм. Крикнуть выкрикнуть, рявкнуть, гаркнуть, возопить, вскрикнуть, гикнуть. Кушать шамать, принимать пищу, лопать, трескать, вкушать, поглощать, лакомиться, питаться, кормиться. Тренировочные упражнения

2) Распределите словосочетания в две группы: официально-деловой стиль и разговорный. Какие фразеологизмы остались невостребованными? К какому стилю речи они относятся? Взять под стражу, ахиллесова пята, стреляный воробей, внести вклад, вылететь в трубу, довести до сведения, дурью маяться, левый заработок, надуть губы, покрыто тайной, засвидетельствовать почтение, прокладывать дорогу, вытянуть ноги, раскинуть мозгами, сыграть роль, сыграть в ящик, гражданский долг, хранить как зеницу ока, бить баклуши, узы дружбы, особое мнение, исходящие бумаги. Тренировочные упражнения

Задание. Напишите записку кому-нибудь в классе, оговорив интересующий вас вопрос: как провести время перемены, куда пойти после уроков, как провести выходные, что будет на следующем по расписанию уроке и др. Не забывайте, что сленговые слова являются внелитературным элементом. Передайте записку. Напишите ответ другу. Проанализируйте получившийся текст с точки зрения стилистических особенностей. Перепишите в тетрадь, оформив знаки препинания, как при диалоге. « Общаемся записками »

Что нового вы узнали о разговорном стиле? С какими жанрами разговорного стиля вы познакомились на уроке? Какими из них пользуетесь чаще других? Итог урока

Высокий уровень Составьте схему «H H H в различных частях речи». Опишите события двух последних дней в виде дневниковой записи. Достаточный уровень oСоставьте схему «НЕ со всеми частями речи». oНапишите письмо самому себе в возрасте 10 лет. Какие советы вы можете себе дать? Средний уровень Составьте схему «Е И в глаголах 1, 2 спряжения». Напишите записку маме о том, что вы задерживаетесь. Домашнее задание