Тема: « Предмет химии. Вещества и их свойства ». Среди алхимиков, искренне, бескорыстно и честно служивших науке, попадались и обманщики, использовавшие.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Живопись – это вид изобразительного искусства, в котором художественные произведения создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность.
Advertisements

Химия на службе искусства (на примере древнерусской живописи) Выполнила Брагина Юлия.
Религиозная живопись. Как разговаривает икона. Подготовил ученик 8"А" класса МОУ Лицея 1 Мельник Кирилл 1.
Картины на библейские темы Серегина Татьяна Васильевна с. Большая Картель, Хабаровский край.
Тема: В гости к мастеру Древнерусские иконописцы Автор презентации: Вострецова Т. А. г. Пермь МАОУ «Гимназия 2»
Искусство средневековой Руси. Урок МХК в 10 классе.
1 Цели урока: Познакомиться с особенностями древнерусской иконы; выяснить ее значение для истории; ее место в жизни современного человека. Тема урока :
Выполнила: Сулейманова А.И Группа:М Подгруппа 2 Проверила: Евдокимова А.Н Изобразительное искусство Древней Руси.
Библия и мировая культура мотивы в живописи» Темa: « Библейские мотивы в живописи»
Школы русской иконописи Иконописные изображения известны на Руси с X века. За 11 веков существования русская икона прошла большой путь развития. Появились.
4 класс Тема урока : Русское искусство XVIII века. Памятники архитектуры Древней Руси.
Иконописная техника Труд иконописца на Руси всегда считался делом божественным.
РУССКОЕ ИСКУССТВО ДО XVIII ВЕКА ознакомиться с особенностями архитектуры Древней Руси, с русской иконописью; расширять знания об истории русского искусства.
ИКОНОПИСЬ И МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ. Период XIV-XV вв – период наивысшего расцвета древнерусской иконописи Представления о реальном человеке и ценности.
Фре́ска (от итал. fresco свежий), Аффреско живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность а секко (росписи по сухому).
Интегрированный урок (ОПК+ИЗО). «Все свои помыслы и представления о высшей красоте, любви и добре связывали наши предки с образом храма – воплощение Царства.
Древнерусская живопись Урок МХК в 10 классе Учитель М.В. Хлебникова.
Традиция иконописи на Руси. Истоки древнерусской иконописи Византийские Византийские Традиции эллинизма Традиции эллинизма Сирийские, коптские, сербские,
Воспитательский час в рамках программы « ЗНАНИЕ ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ - ПУТЬ К ФОРМИРОВАНИЮ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ» Воспитательский час в рамках.
АРХИПОВА Е.Л. ГИМНАЗИЯ 55 УЧИТЕЛЬ ХИМИИ. Ребенок – не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь. Средневековые гуманисты.
Транксрипт:

Тема: « Предмет химии. Вещества и их свойства ». Среди алхимиков, искренне, бескорыстно и честно служивших науке, попадались и обманщики, использовавшие алхимию для собственной наживы. Из такого рода « артистов » алхимического обмана наиболее замечательна фигура жившего в XVIII веке итальянца Джузеппе Бальсамо, известного под именем графа Калиостро. Он выдавал себя за современника(!) Иисуса Христа, обладателя жизненного эликсира и философского камня. Его похождения были описаны Гете, А. Дюма-отцом.

Тема: « Закон сохранения массы веществ. Роль М. В. Ломоносова в развитии химии ». Высоким искусством мозаики славились мастера Византии. Во многих церквах и храмах сохранились их работы, не потерявшие до наших дней сияния и блеска своих красок. В Древней Руси знали и умели делать цветное стекло. Многие соборы X- XI вв. в Киеве, Чернигове, во Владимиро - Суздальском княжестве славились своими мозаичными картинами из цветной смальты. Мозаичное дело в Италии в XVII-XVIII вв. было сосредоточено в папской мозаичной мастерской, которой в середине XVII века было поручено перевести в мозаику картины маслом, украшавшие собор Святого Петра. Одна из первых ломоносовских мозаик, набранная, вероятно, лично им самим - маленький образок Нерукотворного Спаса (иконка размером 11,2 см х 9 см).

М. В. Ломоносов «Нерукотворный Спас»

Тема: « Кислород. Оксиды. Горение ». Значение огня для жизни ощущалось перво- бытным человеком настолько сильно, что в древности даже возникла легенда о даровании огня людям богами (легенда о Прометее).

Оксид железа Fе 2 О 3 (охра) В красках, которые использовал монах-живописец Дионисий в 1492 году для росписи знаменитых фресок Ферапонтова монастыря, также содержалась охра. Дионисий Ферапонтов монастырь

« Празелень » - самая дешевая и популярная краска XVII века. Она включает в себя оксид кремния SiО 2, оксид железа (III) Fe 2 O 3, оксиды К, Nа, Са, Мg и воду. Празелень применял Дионисий для росписи фресок Ферапонтова монастыря в 1492 году, её использовали в « Стенном письме » Грановитой Палаты Московского Кремля в 1668 году. Грановитая Палата

Тема: « Вода. Растворы. Основания ». Все знают, что формула воды - Н 2 О. А вот кто её впервые установил? Маленькая подсказка: этот человек по образованию был теологом, в 1796 году в университете Турина получил степень доктора богословия. (А. Авогадро).

*** Если проследить упоминание о воде в священном писании, то это упоминание очень часто связано с идеей очищения. Наиболее ярко это отражено в повествовании о крещении израильтян в реке Иордан во время пророка Иоанна Предтече. Иоанн крестил крещением покаяние. И образом и символом раскаяния людей было их омовение в реке. А в христианской церкви существует таинство крещения. Таинство - тайна, - до конца сокрыто от нас, что происходит с человеком в момент крещения. Известно только, что божественная энергия (благодать) снисходит во время этого обряда на человека.

Крещение князя Владимира

У всех народов, чтобы предстать перед Богом, человек должен быть чистым. Во всех конфессиях мира вода как будто является посредником, соединяющим человека с творцом. Иудеи совершают омовение в миквах, у мусульман можно приступать к молитве только после омовения. *** Зимой 1888 года корабль « Лара » следовал рейсом из Ливерпуля в Сан-Франциско. На 3 день пути на корабле начался пожар. Среди покинувших судно был капитан Нейл Керри. Потерпевшие бедствие стали испытывать муки жажды, которые возрастали с каждым днем. Потом, когда после 3 недель скитания по морю, они благополучно достигли берега, капитан, человек весьма трезвого отношения к действительности в следующих словах описал то, что спасло их: « Мы мечтали о пресной воде. Мы стали воображать будто вода вокруг шлюпки из голубой морской превращается в зеленоватую пресную. Я собрался с силами и зачерпнул её. Когда я попробовал, она оказалась пресной ».

В некоторых странах существовал обычай при освящении колодцев бросать в них серебряные монеты, а также хранить воду в серебряных чашах. *** Эффективность уничтожения бактерий в воде, содержащей серебро, чрезвычайно высока, в 1750 раз сильнее действия карболовой кислоты той же концентрации. *** Заметим, что обеззараживание воды с использованием серебра и сегодня остается эффективным методом дезинфекции и консервирования питьевой воды. « Серебряную воду » получают электролизом воды на серебряных электродах по методу, разработанному Л. А. Кульским. Такая вода применяется на кораблях и в полевых условиях, при изготовлении минеральных вод, для консервирования соков, фармацевтических препаратов в лечебных целях.

« Использование Н 2 О и оснований во фресковой живописи ». С самых древних времен и до наших дней художники, создавая монументальную живопись, чаще всего используют технику фрески. Слово это происходит от итальянского « fresco », что значит « свежий », « сырой ». Фрески пишут по сырой штукатурке (оштукатуренной стене) красками, которые разводятся водой. Высыхая, известь штукатурки плотно соединяется с красочным слоем. Вообще, качеству грунта – штукатурке - во фресковой живописи придается очень большое значение, поскольку от него зависит долговечность создаваемых картин. На Руси известь, применяемая для фресок, проходила многолетнюю обработку: в течение трех-восьми лет её выдерживали в особых ямах, постоянно перелопачивая. Для получения штукатурки известь смешивали с гипсом, мелом, мелкотолченым кирпичом, рубленым льном. Грунт обычно делали двухслойным.

На хорошо просохший первый, достаточно толстый слой штукатурки непосредственно перед началом работы художника наносили тонкий второй слой. По нему и выполняли роспись. О величии фресок итальянского Возрождения можно судить по творениям Рафаэля и Микелланджело. Совсем недавно в личной молельне римских пап - Сикстинской капелле - проведена реставрация колоссальных фресок Микеланджело « Сотворение мира » и « Страшный суд » обще площадью около 750 м 2. Состояние стен капеллы было проверено с помощью самой современной электронной аппаратуры, а для анализа химического состава использованных художником красок - применены наиболее совершенные физико-химические методы. Реставраторы очистили поверхность красочного слоя специальным составом и нанесли слой акрилового лака на защищаемую поверхность.

Сикстинская капелла фреска

Изучение памятников древнерусского искусства показывает, что русские мастера располагали уже довольно большим ассортиментом красок. В астромировом Евангелии ( ), Сборнике Святослава (1076) и Архангельском Евангелии упоминают киноварь (сульфид ртути), сурик (оксид свинца), черлень (малиновая краска), черная краска из сажи. Лучшим свидетельством высокого качества красок, изготовлявшихся русскими мастерами могут служить знаменитые фрески и картины Андрея Рублева, написанные в XV веке, а также роспись памятников древнего зодчества - Московских, Новгородских, Ярославских храмов. Тема: « Соли ».

Тема : « Химия неметаллических элементов » Сурьма. Любопытно, что во Франции и Англии до сих пор ещё бытует другое название сурьмы - антимоний. Интересное толкование этого слова приводит Ярослав Гашек в рассказе « Камень жизни ». Летом 1460 года игумен одного из немецких монастырей Леонардус в поисках философского камня получил тяжёлый порошок с металлическим блеском. Случайно скормленный свиньям, этот порошок будто бы оказался для них полезным. Отец - настоятель обители решил испробовать действие новооткрытого « камня жизни » на монахах своей обители. Измельченный в порошок этот камень был добавлен в тощую монастырскую кашу. Наутро все сорок подопытных монахов в страшных мучениях умерли. Уцелел только сам Леонардус, который той каши не ел. Так будто бы и была открыта сурьма. Не берусь судить, что в этой истории правда, что вымысел, однако и английское и немецкое название сурьмы (antimony, antimon) действительно можно перевести как « антимонахин », « средство против монахов »

*** Исследование красочного слоя фресок собора Святой Софии в Новгороде (роспись стен выполнена на « весец » 1108 года) с помощью современных медотов анализа (эмиссионной и инфракрасной спектроскопии, рентгеноструктурного микрохимического анализов и др.) позволило установить, что для получения синего тона древние изографы использовали древесный уголь с белым наполнителем. А вот для росписи Новгородской церкви Спаса на Ковалеве (XIV в.) Феофан Грек и его ученики - помимо угля применяли ещё азурит 2СuCO 3 *СuCO 2 и ультрамарин 2Na 2 O*3As 2 O 3 *6SiO 2 *2Na 2 S. Если бы вам были предложены достаточно большие порции каждого пигмента (1-2 г) каким простым способом определения азурита вы бы воспользовались? (Ответ: карбонаты разлагаются с выделением углекислого газа под действием кислот).

Собор Святой Софии в Новгороде

Ртуть. Шел XVII век. Монастырь. Молодому монаху было поручено приготовить красную краску « скарлет ». В соответствии с рецептом он взял водный раствор иодида калия KI и нитрата ртути Hg(NO 3 ) 2. Монах увидел, как раствор сначала стал красным, а затем прозрачным и бесцветным. Никакого красного осадка « скарлет » не образовалось. Объяснив происшедшее « дьявольским наваждением » монах бросил работу и стал молиться. Красный осадок иодида (краска « скарлет » ), малорастворимый в воде. Образуется только при смешивании строго стехиометрических количеств реагентов, отвечающих реакции: Hg(NO 3 ) 2 + 2KI = HgI 2 +2KNO 3 Вероятно, монах вылил в сосуд с раствором нитрата ртути весь раствор иодида калия, рассчитанный на несколько синтезов. Поэтому образовавшийся вначале осадок иодида ртути HgI 2 стал тотчас же взаимодействовать с избытком иодида калия, образуя прозрачный раствор тетраиодомеркурата калия HgI 2 + 2KI = K 2 [HgI 4 ]

*** Способность ртути растворять многие металлы, образуя так называемые амальгамы, была замечена ещё до н.э. В более поздние времена амальгамы использовались для покрытия медных церковных куполов тончайшим слоем золота. Таким образом, был позолочен, например, купол Исаакиевского собора - изумительного памятника архитектуры, созданного в гг. в Петербурге по проекту Огюста Монферрана. Более 100 кг червонного золота было нанесено амальгамацией на медные листы, из которых выполнен гигантский, диаметром около 26 м, купол этого собора. Поверхность медных листов тщательно очищали от жира, шлифовали и полировали, а затем покрывали амальгамой - раствором золота и ртути. После этого листы нагревали на специальных жаровнях до тех пор, пока ртуть не испарилась, а на листе при этом оставалась тонкая (толщиной несколько микрон) пленка золота.

Исаакиевский собор в Санкт - Петербурге

Тема: « Органическая химия ». Первые свечи были восковые. Свеча из пчелиного воска могла быть изготовлена самым примитивным способом. Позже воск стали очищать. С Американских континентов в Европу завозился растительный воск. Его применяли для изготовления свечей вместо пчелиного. Но он был гораздо дороже. Нити для свечей проваривали в течение нескольких часов в щелоке, потом промывали водой и отбеливали хлорной известью. В 1816 году французский химик Шеврель открыл в сале стеариновую кислоту. Вместе с Гей-Люссаком в 1825 году он взял в Англии патент на изготовление стеариновых свеч. Стеариновые свечи оказались дешевле, но церковь долго не соглашалась заменять восковые свечи на стеариновые, т.к. восковые свечи при сгорании издавали приятный запах. Современные свечи состоят из смеси парафина и церезина.

Какими красками писали западноевропейские художники Средневековья и Возрождения, византийские и русские иконописцы? Оказывается, до XV века наиболее распространенной техникой живописи была темпера. Андрей Рублев и Семен Холмогорец, Мазаччо Дюрер, Кранах и Брейгель Старший, Тициан и Рафаэль, как и многие их современники писали темперными красками, для приготовления которых пигменты растирали на различных эмульсиях. Готовые темперные краски можно развести водой, но после их высыхания эта способность растворяться в воде утрачивается. Свойства темперных красок зависят от характера использованных эмульсий. Классическая яичная темпера недостаточно эластична, это приводит к тому, что при изменении условий окружающей среды (температура, влажность) живописный слой не способен расширяться и сокращаться вместе с грунтом и основой и неизбежно и покрывается сеточкой тонких трещин (кракелюр).

Поэтому в старину для повышения эластичности красок применяли различные добавки: итальянские живописцы использовали вино и сок фигового дерева, немецкие - спирт и пиво, содержащее растительную клейковину, русские изографы брали хлебный квас. Названные добавки способствовали также улучшению текучести красок и служили консервантами, т.е. препятствовали развитию процессов гниения. Технология создания темперного полотна очень сложна. Живопись многослойна, каждый её фрагмент прописывается много раз, и всякий раз необходимо ждать полного высыхания красок. На Руси в технике темперы в старину писали иконы. Икон, относящихся к домонгольскому периоду, осталось немного - около 30. Самая ценная из уцелевших - икона « Апостолы Петр и Павел » (середина XI века), находившаяся в Новгородском соборе Святой Софии. Русские иконы обычно писали на сосновых, липовых или еловых досках.

Сухие, выдержанные в течение нескольких лет доски скоблили, шлифовали, делали в центральной части углубление-ковчег. На подготовленную доску накладывали кусок холста - поволоку, а на нее последовательно наносили до 10 слоев левкаса (грунта), состоящего из смеси мела, муки и меда, который играл роль связующего. Также в качестве связующего использовали мездровый или рыбий клей. Первый готовили из обрезков кожи животных, второй - из плавательных пузырей осетровых рыб. Рыбий клей всегда был дорог. В средние века новгородские купцы вывозили его за границу в числе самых ценных товаров. Левкас был жидким. Его составляющие растирали так тонко, что после высыхания десяти последовательно нанесенных слоев получалась пленка толщиной около 1 мм. По левкасу писали красками. Здесь также существовал строгий раз и навсегда установленный порядок. Святых изображали в соответствии с канонами иконописных подлинников.

В светской живописи в XV – XVII вв. темпера была вытеснена менее сложной техникой масляной живописи. Однако с середины XIX столетия темпера вновь обрела былую популярность. Ею пользуются и современные художники, в частности миниатюристы старинного художественного центра России-села Палех в Ивановской области. Здешние мастера, продолжая и развивая традиции русской иконописи, создают великолепные произведения декоративно- прикладного искусства.

Заключение. В заключение хочется сказать, что на уроках большое значение мы придаем и воспитанию, поэтому, что касается Библии (учебника верующих), то нужно признать – в ней есть много интересных и поучительных легенд и историй, сконцентрировавших в себе предания и опыт многих народов. Так кто же мы? Откуда мы? Куда идем? За тысячелетия представления людей о собственном происхождении и смысле жизни менялись. Но во все эпохи миллионы находили в религиозных учениях опору и понимание людских путей. Правда и то, что далеко не каждый был готов принять эти объяснения. Некоторые дерзали оспорить истины, завещанные предками и искали собственные ответы на вечные вопросы. Так или иначе религиозные искания, начиная от самых древних, во многом определили пути по которым движется неутомимо стремящийся к осмыслению бытия человеческий дух.

Литература: 1. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 томах. Москва, Российская энциклопедия, 1998 г. 2. Народы и религии мира: Энциклопедия. Москва, Российская энциклопедия, 1998 г. 3. Соловьев Ю. Н. История химии. Развитие химии с древнейших времен до конца XIX века: Пособие для учителя. Москва, Просвещение, 1983 г. 4. Титова И. М. Вещества и материалы в руках художника: Пособие для учителя. Москва, МИРОС, 1994 г. 5. Шульпин Г. Б. Химия для всех. Москва, Знание, 1987 г. 6. Энциклопедия для детей. Том 17: Химия. Москва, Аванта +, 2000 г. 7. DVD – диск « Вода » (документальный фильм)