СПОРТИВНЫЙ ОТБОР. Содержание - Определение Определение - Спортивные разряды и звания Спортивные разряды и звания Спортивные разряды и звания - Этапы отбора.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Влияние современных методологических принципов в спорте на выстраивание системы отбора и подготовки спортивного резерва С.Л.Садырин, Генеральный директор.
Advertisements

Спортивная подготовка Спортивная подготовка – это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющих направленно воздействовать.
Морфофункциональные особенности женского организма Физическое развитие и телосложение женщин во многом отличаются от мужского. Рост и масса тела. Мышечная.
Презентация урока по методике физического воспитания Преподаватель методики физического воспитания Хусяинова Наталия Шавкятьевна.
Психология физической культуры. Объектом, управления в спортивной тренировке является поведение спортсмена и его состояние. Целью управления тренировочным.
Тестирование по физической культуре.. 1.Под физической культурой понимается: A) часть культуры и общества; A) часть культуры и общества; Б) процесс развития.
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР Тема: Динамика развития физических качеств у девушек при занятии спортивной борьбой Автор: Нейман Татьяна Владимировна тренер-преподаватель.
1. индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека; 2. врожденные морфофункциональные качества, благодаря которым.
Методическая разработка на тему : ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОТБОРА СПОРТСМЕНОВ В ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ДЗЮДО И САМБО выполнил: Дубровский С.В.
Выполнила студентка группы НК-21 Белокур Полина Проверил преподаватель физической культуры Постникова Е.Н.
СПОРТИВНЫЙ КРУЖОК ОФП. Общая физическая подготовка (ОФП) – это система занятий физическими упражнениями, которая направлена на развитие всех физических.
Методы определения и оценки физического развития Вопрос 2.
В.А Сухомлинский Цель: определение положительной динамики при проведении подвижных игр.
Система многолетней спортивной подготовки Система многолетней спортивной подготовки к модулю 6. Многолетняя спортивная подготовка в ИВС.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ СТУДЕНТОВ НовГУ С УЧЕТОМ УРОВНЯ ИХ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И ЗДОРОВЬЯ.
Kefir, 9A Физические качества спортсмена Татьяна Голованова, 9 А.
Психологические закономерности формирования личности в тренировочном процессе.
Срок обучения 3 года. Начальный возраст обучения лет Составила: педагог дополнительного образования Арзамасова Н.В.
Теория и методика физического воспитания Принципы системы физического воспитания.
СЕМИНАР УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НОГИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НА БАЗЕ МОУ СОШ 26 «Реализация личностно ориентированного подхода в процессе использования.
Транксрипт:

СПОРТИВНЫЙ ОТБОР

Содержание - Определение Определение - Спортивные разряды и звания Спортивные разряды и звания Спортивные разряды и звания - Этапы отбора Этапы отбора Этапы отбора - Методы отбора Методы отбора Методы отбора - Критерии отбора Критерии отбора Критерии отбора - Спортивный прогноз Спортивный прогноз Спортивный прогноз

Спортивный отбор это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренность) индивида к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта). Спортивный отбор это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренность) индивида к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта). содержание

Спортивный отбор длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования (педагогических, медико-биологических, психологических, социологических и др.). Спортивный отбор длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования (педагогических, медико-биологических, психологических, социологических и др.).

Спортивный отбор – выборка сильнейших и перспективных спортсменов на этапах многолетней спортивной подготовки Спортивный отбор – выборка сильнейших и перспективных спортсменов на этапах многолетней спортивной подготовки содержание

отбор естественный искусственный

Естественный отбор: - противопоказания для занятий видом спорта по состоянию здоровья; - отсутствие устойчивого интереса на начальных этапах спортивной подготовки; - личное разочарование и отсутствие должной мотивации в избранном виде спорта

Искусственный отбор: - разработка и осуществление мероприятий спортивного отбора по определенным критериям, позволяющим выделить наиболее «сильных», перспективных и одаренных спортсменов из числа занимающихся данным видом спорта; - отсев неперспективных спортсменов.

МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ И ОТБОРА

Условная система спорта (на примере одного вида или в масштабе национального спортивного движения) Спорт высших достижений Массовый спорт

Количество занимающихся спортсменов МСМК МС КМС 1 разряд 2 разряд 3 разряд Юношеские разряды Без разряда

ПРЕИМУЩЕСТВЕННО МАССОВЫЙ СПОРТ

ПРЕИМУЩЕСТВЕННО СПОРТ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ

Спортивные разряды и звания: Спортивные разряды и звания: Единая Всероссийская спортивная классификация эффективно стимулирует занятия спортом и отражает спортивный результат каждого спортсмена как: Единая Всероссийская спортивная классификация эффективно стимулирует занятия спортом и отражает спортивный результат каждого спортсмена как: - Показатель его специальной подготовленности (спортивного мастерства); - Допуск к соревнованиям; - Критерий отбора; - Статус в области спорта. содержание

В Российской Федерации устанавливаются следующие спортивные звания: 1) мастер спорта России международного класса; 2) мастер спорта России; 3) гроссмейстер России. Почетное звание – заслуженный мастер спорта РФ. Почетное звание – заслуженный мастер спорта РФ. содержание

В Российской Федерации устанавливаются следующие спортивные разряды: 1) кандидат в мастера спорта; 2) первый спортивный разряд; 3) второй спортивный разряд; 4) третий спортивный разряд; 5) первый юношеский спортивный разряд; 6) второй юношеский спортивный разряд; 7) третий юношеский спортивный разряд.

Виды отбора В сборные команды по системе соревнований Перспективные (этапные)

Этапы отбора Первым этапом отбора можно назвать организацию групп подготовки к приемным испытаниям в ДЮСШ. В них должны приниматься все желающие, имеющие медицинское освидетельствование и желание. Такие группы призваны решать две главные задачи: массовое привлечение детей к занятиям спортом и отбор наиболее перспективных для приема в ДЮСШ. Первым этапом отбора можно назвать организацию групп подготовки к приемным испытаниям в ДЮСШ. В них должны приниматься все желающие, имеющие медицинское освидетельствование и желание. Такие группы призваны решать две главные задачи: массовое привлечение детей к занятиям спортом и отбор наиболее перспективных для приема в ДЮСШ.

Этапы отбора Второй этап – отбор в учебно-тренировочные группы начальной спортивной подготовки ДЮСШ и СДЮШОР. Начальная спортивная подготовка призвана воспитывать качества и свойства индивида для создания возможностей спортивного совершенствования. Поэтому цель отбора для начальной спортивной подготовки – определение пригодности к спортивному совершенствованию. Второй этап – отбор в учебно-тренировочные группы начальной спортивной подготовки ДЮСШ и СДЮШОР. Начальная спортивная подготовка призвана воспитывать качества и свойства индивида для создания возможностей спортивного совершенствования. Поэтому цель отбора для начальной спортивной подготовки – определение пригодности к спортивному совершенствованию.

Этапы отбора Третий этап – отбор в группы спортивного совершенствования. Задача этого этапа – целенаправленная подготовка смены командам мастеров. Цель отбора на этом этапе состоит в оценке перспективности юных спортсменов. Здесь, как и на предыдущем этапе отбор не может базироваться на однократной диагностики. Необходим комплекс оценок целого ряда характеристик, связанных с успешностью обучения и реализацией способностей в конкретной соревновательной обстановке различной степени напряженности. Третий этап – отбор в группы спортивного совершенствования. Задача этого этапа – целенаправленная подготовка смены командам мастеров. Цель отбора на этом этапе состоит в оценке перспективности юных спортсменов. Здесь, как и на предыдущем этапе отбор не может базироваться на однократной диагностики. Необходим комплекс оценок целого ряда характеристик, связанных с успешностью обучения и реализацией способностей в конкретной соревновательной обстановке различной степени напряженности.

Этапы отбора Четвертый этап – отбор в команду мастеров и группы высшего спортивного мастерства. Например, тренер команды мастеров в спортивных играх ищет не просто сильного игрока, но и подходящего по стилю, нужного амплуа, совместимого с игровым коллективом. Четвертый этап – отбор в команду мастеров и группы высшего спортивного мастерства. Например, тренер команды мастеров в спортивных играх ищет не просто сильного игрока, но и подходящего по стилю, нужного амплуа, совместимого с игровым коллективом.

Проблемы спортивного отбора - этические; - финансовые; - научно-методические. содержание

Этические проблемы отбора Существует 2 принципиально различных модели спортивного отбора: Существует 2 принципиально различных модели спортивного отбора: 1) Отбор по олимпийскому принципу – основной критерий – спортивный результат – соревнование – контрольный старт – наиболее ярко выражена – в США. 1) Отбор по олимпийскому принципу – основной критерий – спортивный результат – соревнование – контрольный старт – наиболее ярко выражена – в США. 2) Отбор спортсменов по другим критериям (предрасположенность, перспективность, общая физическая подготовка, динамика результатов и т.д.) – наиболее ярко выражена – в СССР, РФ. 2) Отбор спортсменов по другим критериям (предрасположенность, перспективность, общая физическая подготовка, динамика результатов и т.д.) – наиболее ярко выражена – в СССР, РФ.

Особенности олимпийского отбора - отсутствие морально-этических проблем и правовых нарушений; - соответствует основным положениям Олимпийской Хартии; - отсутствует политический аспект и антагонистическая конкуренция.

Особенности перспективного отбора - научно-обоснованная селекционная работа со спортсменами; - повышенная эффективность в достижении максимальных результатов; - экономия финансовых средств; - проблемы морально-этического характера.

Финансовые проблемы отбора - возможности провести качественное тестирование и определить потенциал занимающихся спортсменов; - возможности проводить эффективную спортивную подготовку с большим количеством спортсменов – создание многоступенчатого резерва (1 сборная, 2 сборная и т.д.) – что в свою очередь повысит эффективность отбора за счет большей выборки

Научно-методические проблемы отбора - сохранение как можно большего контингента спортсменов на начальных этапах отбора; - выбор наиболее оптимальных критериев отбора в системе многолетней спортивной подготовки; - вероятность ошибки при отборе (выше на начальных этапах).

Особенности спортивного отбора в СССР, РФ - высокая эффективность; - эффективное сочетание 2 моделей отбора - олимпийской и перспективной; - отсутствие правовой защиты при отборе (несмотря на существующие положения об отборе и положения о соревнованиях); - относительная антагонистическая направленность (отбирается не всегда сильнейший, а тот, кто в перспективе победит в соревнованиях более высокого уровня и украсит статистику).

Основные параметры отбора - «материал» – его качество (наследственность, одаренность, физическое развитие) - выборка (количество) - условия спортивной подготовки(стимулирующий параметр – в лучшую или худшую сторону)

Критерии отбора - уровень здоровья - физическое развитие - физическая подготовленность общая - физическая подготовленность специальная - особенности личности спортсмена (психологические, социологические)

Методы отбора - педагогические - социологические - психологические - медико-биологические содержание

Педагогические методы: позволяют оценивать уровень развития физических качеств и спортивно- технического мастерства спортсменов, его общей и специальной физической подготовленности позволяют оценивать уровень развития физических качеств и спортивно- технического мастерства спортсменов, его общей и специальной физической подготовленности содержание

Медико-биологических методы: выявляют морфо-функциональные особенности, уровень физического развития, состояние анализаторных систем организма спортсмена и состояние его здоровья. выявляют морфо-функциональные особенности, уровень физического развития, состояние анализаторных систем организма спортсмена и состояние его здоровья. содержание

Психологические методы: определяют особенности психики спортсмена, оказывающие влияние на решение индивидуальных и коллективных задач в ходе спортивной борьбы, а также оценивается психологическая совместимость спортсменов при решении задач, поставленных перед спортивной командой. определяют особенности психики спортсмена, оказывающие влияние на решение индивидуальных и коллективных задач в ходе спортивной борьбы, а также оценивается психологическая совместимость спортсменов при решении задач, поставленных перед спортивной командой.

Социологические методы: позволяют получить данные о спортивных интересах, раскрыть причинно-следственные связи формирования мотиваций к длительным занятиям спортом и высоким спортивным достижениям. позволяют получить данные о спортивных интересах, раскрыть причинно-следственные связи формирования мотиваций к длительным занятиям спортом и высоким спортивным достижениям.

Спортивная ориентация система организационно-методических мероприятий, позволяющих наметить направление специализации юного спортсмена в определенном виде спорта. Спортивная ориентация система организационно-методических мероприятий, позволяющих наметить направление специализации юного спортсмена в определенном виде спорта. содержание

Способности Способности это совокупность качеств личности, соответствующая объективным условиям и требованиям к определенной деятельности и обеспечивающая успешное ее выполнение. Способности это совокупность качеств личности, соответствующая объективным условиям и требованиям к определенной деятельности и обеспечивающая успешное ее выполнение. В спорте имеют значение как общие способности (обеспечивающие относительную легкость в овладении знаниями, умениями, навыками и продуктивность в различных видах деятельности), так и специальные способности (необходимые для достижения высоких результатов в конкретной деятельности, виде спорта). В спорте имеют значение как общие способности (обеспечивающие относительную легкость в овладении знаниями, умениями, навыками и продуктивность в различных видах деятельности), так и специальные способности (необходимые для достижения высоких результатов в конкретной деятельности, виде спорта).

Наследственность и спортивная пригодность Человек – существо биосоциальное, и в нем всегда присутствует биологическое, наследственное, даруемое (или не даруемое) природой, а также социальное, приобретаемое им самим в процессе деятельности на основе того, что в нем уже заложено. Человек – существо биосоциальное, и в нем всегда присутствует биологическое, наследственное, даруемое (или не даруемое) природой, а также социальное, приобретаемое им самим в процессе деятельности на основе того, что в нем уже заложено. Следует иметь в виду, что степень проявления наследуемого и приобретенного может быть различной, и это играет исключительно важную роль для определения спортивной пригодности, отбора и прогнозирования в дальнейшем спортивного результата. Следует иметь в виду, что степень проявления наследуемого и приобретенного может быть различной, и это играет исключительно важную роль для определения спортивной пригодности, отбора и прогнозирования в дальнейшем спортивного результата.

Наследственность и спортивная пригодность Одним из таких факторов является конституционное строение тела, его антропометрические данные. Причем наибольшее влияние наследственность оказывает на продольные размеры тела (длина туловища, верхних и нижних конечностей и др.), меньшее – на широтные размеры (ширина таза, бедер, плеч) и еще меньшее – на объемные размеры (обхват запястья, бедра, голени и др.). Одним из таких факторов является конституционное строение тела, его антропометрические данные. Причем наибольшее влияние наследственность оказывает на продольные размеры тела (длина туловища, верхних и нижних конечностей и др.), меньшее – на широтные размеры (ширина таза, бедер, плеч) и еще меньшее – на объемные размеры (обхват запястья, бедра, голени и др.).

Наследуемость морфологических признаков человека

Наследственность и спортивная пригодность Несколько меньшая наследуемость поперечных (широтных) и объемных размеров по сравнению с продольными может объясняться достаточно большой вариативностью жирового компонента. Так, в возрасте от 11 до 18 лет этот компонент, в значительной мере определяющий телосложение, изменяется на 43,3% (а после 18 – еще больше), в то время как безжировой – лишь на 7,9%. Несколько меньшая наследуемость поперечных (широтных) и объемных размеров по сравнению с продольными может объясняться достаточно большой вариативностью жирового компонента. Так, в возрасте от 11 до 18 лет этот компонент, в значительной мере определяющий телосложение, изменяется на 43,3% (а после 18 – еще больше), в то время как безжировой – лишь на 7,9%. Таким образом, наиболее надежными показателями телосложения являются рост и другие продольные размеры тела. В тех видах спорта, где рост имеет большое значение, этот показатель может использоваться как один из основных уже на стадии первичного отбора, тем более, что предсказать длину тела ребенка можно практически в любом возрасте с достаточно большой долей вероятности. Таким образом, наиболее надежными показателями телосложения являются рост и другие продольные размеры тела. В тех видах спорта, где рост имеет большое значение, этот показатель может использоваться как один из основных уже на стадии первичного отбора, тем более, что предсказать длину тела ребенка можно практически в любом возрасте с достаточно большой долей вероятности.

Длина тела у мальчиков и девочек в возрасте от 1 года до 18 лет (в % к окончательной длине взрослого человека)

Считается также, что перспективным критерием спортивной пригодности является величина безжировой, или активной, массы тела, наиболее просто определяемая по величине кожно-жировых складок в 10 точках тела с помощью специального прибора наподобие циркуля – калиперметра. Использование этого показателя обусловлено тем, что соматический тип человека в значительной мере определяется наличием (соотношением) безжирового и жирового компонентов. Считается также, что перспективным критерием спортивной пригодности является величина безжировой, или активной, массы тела, наиболее просто определяемая по величине кожно-жировых складок в 10 точках тела с помощью специального прибора наподобие циркуля – калиперметра. Использование этого показателя обусловлено тем, что соматический тип человека в значительной мере определяется наличием (соотношением) безжирового и жирового компонентов.

Наряду с конституцией тела наиболее генетически обусловленными наследуемыми признаками являются, как уже отмечалось, основные свойства нервной системы, в значительной мере определяющие психический склад личности, ее темперамент, характер. Такие характеристики нервной системы, как сила, подвижность, динамичность и уравновешенность, наследуемые от отца или матери, практически не меняются на протяжении всей жизни. Поэтому в тех видах спорта, в которых то или иное свойство нервной системы (или комплекс свойств) имеет определяющее значение, оно может быть достаточно надежным при определении спортивной пригодности. К сожалению, на практике эти признаки почти не используются. Наряду с конституцией тела наиболее генетически обусловленными наследуемыми признаками являются, как уже отмечалось, основные свойства нервной системы, в значительной мере определяющие психический склад личности, ее темперамент, характер. Такие характеристики нервной системы, как сила, подвижность, динамичность и уравновешенность, наследуемые от отца или матери, практически не меняются на протяжении всей жизни. Поэтому в тех видах спорта, в которых то или иное свойство нервной системы (или комплекс свойств) имеет определяющее значение, оно может быть достаточно надежным при определении спортивной пригодности. К сожалению, на практике эти признаки почти не используются.

Что же касается личностных свойств характера, то они хотя и базируются на типе нервной системы, тем не менее, в зависимости от условий жизни, характера и направленности деятельности, мотивации этой деятельности подвергаются значительным изменениям, т.е. достаточно мобильны и поэтому на первичных стадиях отбора при определении спортивной пригодности не могут использоваться как основные. Что же касается личностных свойств характера, то они хотя и базируются на типе нервной системы, тем не менее, в зависимости от условий жизни, характера и направленности деятельности, мотивации этой деятельности подвергаются значительным изменениям, т.е. достаточно мобильны и поэтому на первичных стадиях отбора при определении спортивной пригодности не могут использоваться как основные.

Одним из важных факторов, определяющих успешность спортивной деятельности и наиболее широко используемых при спортивном отборе поступающих в ДЮСШ, является физическая готовность, проявляющаяся, как уже говорилось, в уровне развития кондиционных физических качеств. Поэтому чрезвычайно важно рассмотреть вопрос о том, является ли верхний порог развития этих качеств (выносливость, быстрота, сила, гибкость, ловкость) наследуемым или возможности их совершенствования безграничны. Одним из важных факторов, определяющих успешность спортивной деятельности и наиболее широко используемых при спортивном отборе поступающих в ДЮСШ, является физическая готовность, проявляющаяся, как уже говорилось, в уровне развития кондиционных физических качеств. Поэтому чрезвычайно важно рассмотреть вопрос о том, является ли верхний порог развития этих качеств (выносливость, быстрота, сила, гибкость, ловкость) наследуемым или возможности их совершенствования безграничны.

Наследственность (выносливость) До сих пор распространено мнение, что если, например, для развития быстроты нужны природные задатки, то выносливость можно развить у любого человека, нужны лишь систематические направленные тренировки. Экспериментальные данные показывают, что это не так. Оказывается, высоких результатов на стайерских дистанциях можно добиться лишь при наличии определенной наследственности. Установлено, что максимальное потребление кислорода (МПК) как основной критерий оценки аэробной выносливости находится в пределах, определяемых индивидуальным генотипом. Увеличение МПК в процессе самой совершенной тренировки не превышает 20–30% от исходного уровня. Таким образом, МПК, являющееся интегральным показателем работоспособности всех систем, обеспечивающих организм кислородом, служит одним из основных признаков, определяющих выбор видов спорта, требующих проявления максимальной аэробной выносливости. До сих пор распространено мнение, что если, например, для развития быстроты нужны природные задатки, то выносливость можно развить у любого человека, нужны лишь систематические направленные тренировки. Экспериментальные данные показывают, что это не так. Оказывается, высоких результатов на стайерских дистанциях можно добиться лишь при наличии определенной наследственности. Установлено, что максимальное потребление кислорода (МПК) как основной критерий оценки аэробной выносливости находится в пределах, определяемых индивидуальным генотипом. Увеличение МПК в процессе самой совершенной тренировки не превышает 20–30% от исходного уровня. Таким образом, МПК, являющееся интегральным показателем работоспособности всех систем, обеспечивающих организм кислородом, служит одним из основных признаков, определяющих выбор видов спорта, требующих проявления максимальной аэробной выносливости.

Возрастная динамика МПК (в мл/мин./кг) у спортсменов в возрасте от 10 до 18 лет

Наследственность (выносливость) Другим генетически обусловленным показателем потенциала развития аэробной выносливости является состав мышечных волокон. Доказано, что в составе мышц человека имеются так называемые «быстрые» и «медленные» волокна (названия волокон обусловлены различием времени их сокращения). В зависимости от преобладания тех или иных спортсмен способен добиться успеха в «быстрых» или «медленных» видах спорта. Тренировка же не меняет этого соотношения. Поэтому состав мышц может являться надежным признаком при определении спортивной пригодности уже начинающего спортсмена (у высококвалифицированных стайеров количество «медленных» волокон достигает 85– 90%, «быстрых» – только 10–15%). Другим генетически обусловленным показателем потенциала развития аэробной выносливости является состав мышечных волокон. Доказано, что в составе мышц человека имеются так называемые «быстрые» и «медленные» волокна (названия волокон обусловлены различием времени их сокращения). В зависимости от преобладания тех или иных спортсмен способен добиться успеха в «быстрых» или «медленных» видах спорта. Тренировка же не меняет этого соотношения. Поэтому состав мышц может являться надежным признаком при определении спортивной пригодности уже начинающего спортсмена (у высококвалифицированных стайеров количество «медленных» волокон достигает 85– 90%, «быстрых» – только 10–15%).

Состав мышц «медленных» волокон (слева) и МПК (мл/мин./кг – справа) у представителей различных видов спорта

Учитывая то, что определение состава мышц требует достаточно сложного лабораторного оборудования и соответствующей квалификации, на практике наиболее широко используется показатель МПК. Учитывая то, что определение состава мышц требует достаточно сложного лабораторного оборудования и соответствующей квалификации, на практике наиболее широко используется показатель МПК. Наряду с МПК достаточно надежным признаком аэробной выносливости является физическая работоспособность, определяемая тестом PWC170 (дословно в переводе с английского языка означает «физическая рабочая способность»). Наряду с МПК достаточно надежным признаком аэробной выносливости является физическая работоспособность, определяемая тестом PWC170 (дословно в переводе с английского языка означает «физическая рабочая способность»).

Определение физической работоспособности с помощью этого теста основано на двух хорошо известных в физиологии мышечной деятельности фактах: Определение физической работоспособности с помощью этого теста основано на двух хорошо известных в физиологии мышечной деятельности фактах: 1) учащение сердцебиения прямо пропорционально интенсивности (мощности) выполняемой работы; 1) учащение сердцебиения прямо пропорционально интенсивности (мощности) выполняемой работы; 2) степень учащения сердцебиения обратно пропорциональна способности спортсмена к выполнению мышечной работы данной мощности. Из этого следует, что частота сердечных сокращений при мышечной работе может быть использована в качестве надежного критерия определения выносливости. 2) степень учащения сердцебиения обратно пропорциональна способности спортсмена к выполнению мышечной работы данной мощности. Из этого следует, что частота сердечных сокращений при мышечной работе может быть использована в качестве надежного критерия определения выносливости.

Следует отметить, что при определении работоспособности детей младшего школьного возраста методом PWC ЧСС порядка 170 уд./мин. (при проведении PWC170) порой является нереальной, поэтому с этим контингентом возможно использовать PWC150 (т.е. мощность работы определяется при частоте 150 уд./мин.). Измеряется PWC в Вт или кг/мин. Нельзя также не обратить внимания на то, что тест PWC может рассматриваться как идентичный тесту оценки МПК только при низких и средних показателях. При максимальных же проявлениях выносливости тест PWC не может полностью заменить прямого измерения МПК. Следует отметить, что при определении работоспособности детей младшего школьного возраста методом PWC ЧСС порядка 170 уд./мин. (при проведении PWC170) порой является нереальной, поэтому с этим контингентом возможно использовать PWC150 (т.е. мощность работы определяется при частоте 150 уд./мин.). Измеряется PWC в Вт или кг/мин. Нельзя также не обратить внимания на то, что тест PWC может рассматриваться как идентичный тесту оценки МПК только при низких и средних показателях. При максимальных же проявлениях выносливости тест PWC не может полностью заменить прямого измерения МПК.

Анаэробный механизм обеспечения мышечной деятельности также испытывает значительное влияние генетических факторов. Анаэробный механизм обеспечения мышечной деятельности также испытывает значительное влияние генетических факторов. Коэффициент наследуемости этого механизма, согласно данным большинства исследователей, составляет от 70 до 80%. Коэффициент наследуемости этого механизма, согласно данным большинства исследователей, составляет от 70 до 80%. Более того, многие авторы указывают, что наследуемость анаэробной работоспособности может составлять до 90% и выше. Более того, многие авторы указывают, что наследуемость анаэробной работоспособности может составлять до 90% и выше. Основным же показателем анаэробной работоспособности, как уже говорилось, является максимальный кислородный долг (МКД). Основным же показателем анаэробной работоспособности, как уже говорилось, является максимальный кислородный долг (МКД).

Хорошо известно, что анаэробная работоспособность в значительной мере определяет не только выносливость, проявляемую в относительно непродолжительной, но очень интенсивной работе, но и лежит в основе такого качества, как быстрота. Следовательно, исходя из анаэробного обеспечения энергией мышечной деятельности, связанной с проявлением быстроты, данное физическое качество в значительной мере носит наследственный характер. Индивидуальные различия в проявлении быстроты связываются также с особенностями нервной системы, которые, как уже неоднократно говорилось, также в значительной мере генетически обусловлены. Хорошо известно, что анаэробная работоспособность в значительной мере определяет не только выносливость, проявляемую в относительно непродолжительной, но очень интенсивной работе, но и лежит в основе такого качества, как быстрота. Следовательно, исходя из анаэробного обеспечения энергией мышечной деятельности, связанной с проявлением быстроты, данное физическое качество в значительной мере носит наследственный характер. Индивидуальные различия в проявлении быстроты связываются также с особенностями нервной системы, которые, как уже неоднократно говорилось, также в значительной мере генетически обусловлены.

Наследственность (быстрота) Быстрота в значительной мере является наследуемым качеством и вследствие особенностей строения мышц. У лиц, расположенных к спринту, количество «быстрых» волокон, как отмечалось, составляет 80–85%, «медленных» – лишь 15–20%. Быстрота в значительной мере является наследуемым качеством и вследствие особенностей строения мышц. У лиц, расположенных к спринту, количество «быстрых» волокон, как отмечалось, составляет 80–85%, «медленных» – лишь 15–20%. Наследственная предрасположенность обнаруживается также в проявлении быстроты реакции, показатель развития которой может с большой степенью надежности использоваться при отборе для занятий видами спорта, отчетливо требующими проявления данного качества (например, вратарь в футболе, хоккее, ручном мяче и др.). Наследственная предрасположенность обнаруживается также в проявлении быстроты реакции, показатель развития которой может с большой степенью надежности использоваться при отборе для занятий видами спорта, отчетливо требующими проявления данного качества (например, вратарь в футболе, хоккее, ручном мяче и др.).

Наследственность (сила) В меньшей мере, чем выносливость и быстрота, наследственностью обусловлена сила. Но здесь важно отметить, что относительная сила мышц (сила на 1 кг веса) подвержена генетическому контролю и может использоваться в качестве критерия при отборе для занятий видами спорта, требующими проявления этого качества. В меньшей мере, чем выносливость и быстрота, наследственностью обусловлена сила. Но здесь важно отметить, что относительная сила мышц (сила на 1 кг веса) подвержена генетическому контролю и может использоваться в качестве критерия при отборе для занятий видами спорта, требующими проявления этого качества. Достаточно надежным критерием вследствие значительной генетической обусловленности является и взрывная сила мышц (проявляемая, в частности, при выполнении прыжков с места). Достаточно надежным критерием вследствие значительной генетической обусловленности является и взрывная сила мышц (проявляемая, в частности, при выполнении прыжков с места). Абсолютная же сила обусловлена преимущественно средовыми влияниями, в значительной мере поддается тренирующему воздействию и не может являться критерием при определении спортивной пригодности. Абсолютная же сила обусловлена преимущественно средовыми влияниями, в значительной мере поддается тренирующему воздействию и не может являться критерием при определении спортивной пригодности.

Наследственность (гибкость) Следующее кондиционное физическое качество – гибкость – также генетически обусловлена и может использоваться как надежный показатель при определении спортивной пригодности (прежде всего в технически сложных видах спорта). Следующее кондиционное физическое качество – гибкость – также генетически обусловлена и может использоваться как надежный показатель при определении спортивной пригодности (прежде всего в технически сложных видах спорта). Считается, что для девочек влияние наследственности на гибкость более характерно, чем для мальчиков. Считается, что для девочек влияние наследственности на гибкость более характерно, чем для мальчиков.

Наследственность (ловкость) В отношении координационных способностей (фактора, оказывающего определяющее влияние на становление спортивной техники) следует сказать, что эти способности также в значительной мере обусловлены наследственным влиянием. Объясняется это тем, что в большинстве координационных проявлений определяющее значение имеют свойства нервной системы, которые генетически предопределены. В отношении координационных способностей (фактора, оказывающего определяющее влияние на становление спортивной техники) следует сказать, что эти способности также в значительной мере обусловлены наследственным влиянием. Объясняется это тем, что в большинстве координационных проявлений определяющее значение имеют свойства нервной системы, которые генетически предопределены.

Спортивный талант Спортивный талант – эффективное сочетание генетически унаследованных признаков организма с успешной тренировочной деятельностью. Спортивный талант – эффективное сочетание генетически унаследованных признаков организма с успешной тренировочной деятельностью. С генетической точки зрения спортивный талант – явление довольно редкое. Большинство людей показывают в спорте результаты, близкие к средним, а лиц, неспособных это делать, равно как и лиц, способных показать результаты, значительно превышающие средние, очень мало. Такое распределение в виде кривой представлено на рис. С генетической точки зрения спортивный талант – явление довольно редкое. Большинство людей показывают в спорте результаты, близкие к средним, а лиц, неспособных это делать, равно как и лиц, способных показать результаты, значительно превышающие средние, очень мало. Такое распределение в виде кривой представлено на рис.

Нормальное распределение лиц, способных показать спортивные результаты

Примерные возрастные нормы для начала занятий спортом и этапы спортивной подготовки Вид спортаВозраст (лет), этапы НачальныйУчебно- тренировочный Спортивного совершенствования Акробатика Баскетбол и волейбол Бадминтон Батут Бокс Борьба (все виды) Велоспорт (шоссе и трек) Водное поло Гимнастика спортивная Гимнастика художественная Гребля академическая Гребля на байдарках и каноэ

Примерные возрастные нормы для начала занятий спортом и этапы спортивной подготовки Вид спортаВозраст (лет), этапы НачальныйУчебно- тренировочный Спортивного совершенствования Конный спорт Конькобежный спорт Легкая атлетика Лыжный спорт Горные лыжи Прыжки с трамплина Парусный спорт Плавание Прыжки в воду Ручной мяч Санный спорт Современное пятиборье

Примерные возрастные нормы для начала занятий спортом и этапы спортивной подготовки Вид спортаВозраст (лет), этапы НачальныйУчебно- тренировочный Спортивного совершенствования Стрелковый спорт Стрельба из лука Теннис Тяжелая атлетика Фехтование Фигурное катание Футбол Хоккей Шахматы

Этапы многолетней спортивной подготовки (согласно закона о ФКиС и нормативов спортивных школ) 1) спортивно-оздоровительный этап; 2) этап начальной подготовки; 3) учебно-тренировочный этап; 4) этап совершенствования спортивного мастерства; 5) этап высшего спортивного мастерства.

Этапы многолетней спортивной подготовки (как более дифференцированный вариант) - Этап предварительной подготовки - Этап начальной спортивной подготовки - Этап спортивной специализации - Этап углубленной спортивной специализации - Этап спортивного совершенствования - Этап высшего спортивного мастерства - Этап спортивного долголетия - Ветеранский спорт содержание

Основные критерии соответствия, перехода и распределения этапов подготовки спортсменов - возраст (возрастная группа); - возраст (возрастная группа); - продолжительность занятий видом (видами) спорта; - продолжительность занятий видом (видами) спорта; - спортивный результат. - спортивный результат.

Начальный отбор Основные критерии: - возраст; - уровень здоровья; - уровень физического развития (морфологические и функциональные критерии, учет паспортного и биологического возраста); - морфо-функциональные особенности ближайших родственников (родители, дедушки, бабушки, братья, сестры).

Морфологические показатели: - рост; - рост; - масса тела; - масса тела; - относительная длина рук и ног; - относительная длина рук и ног; - соотношение длины туловища и ног; - соотношение длины туловища и ног; - размах рук; - размах рук; и др. и др.

Физиологические показатели: - частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое и реакция на нагрузку; - частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое и реакция на нагрузку; - жизненная емкость легких (ЖЕЛ); - жизненная емкость легких (ЖЕЛ); - степ-тест; - степ-тест; - проба Ромберга; - проба Ромберга; - подвижность в суставах, позвоночнике; - и др. - подвижность в суставах, позвоночнике; - и др.

Биохимические показатели: иммуноглобулины, лимфоциты, гемоглобин и др., биопсия мышц (определение типа мышечных волокон, их соотношения, метаболизма в тканях после выполнения интенсивных физических нагрузок и т. п.). иммуноглобулины, лимфоциты, гемоглобин и др., биопсия мышц (определение типа мышечных волокон, их соотношения, метаболизма в тканях после выполнения интенсивных физических нагрузок и т. п.).

Прогностически значимые признаки, которые необходимо учитывать при массовом отборе юных спортсменов в ДЮСШ, СДЮШОР, УОР ПризнакиМассовый просмотр детей Отбор в учебно- тренировочные группы Физическое развитие: а) длина тела++ б) весо-ростовой индекс++ в) жизненная емкость легких++ г) окружность грудной клетки-+ Д) сила мышц-сгибателей кисти++ е) длина стопы-+ Общая физическая подготовленность: а) бег на 30 м со старта++ б) непрерывный бег 5 мин++ в) скоростной бег на месте 10 с++ г) челночный бег 3х10 м++ Д) прыжок в длину с места-+ е) подтягивание в висе-+ ж) бросок мяча 2 кг-+ З) прыжок в высоту с места-+

Требования, предъявляемые к занимающимся рядом видов спорта Вид спортаТребования к спортсмену необходимыедополняющиеВторостепенные Баскетбол, волейболВысокий рост, ловкость (плавность движений) Быстрота, выносливость, прыгучесть Гибкость, сила рук и становая сила БоксБыстрота, ловкость (мягкость и точность движений) Сила рук, становая сила, выносливость, весо-ростовый показатель более 100 Гибкость, сила ног БорьбаЛовкость (мягкость и точность движений) Сила рук, становая сила, выносливость, весо-ростовый показатель более 100, быстрота Гибкость Прыжки в воду. Фигурное катание на коньках Ловкость (во всех ее проявлениях), весо- ростовый показатель более 100 Сила, гибкостьВыносливость, быстрота ГребляВысокий рост, длинные конечности, выносливость, ловкость Становая сила, сила рук и ногБыстрота, гибкость Конькобежный спорт. Лыжный спорт. Легкая атлетика - бег на средние и длинные дистанции Выносливость, сила ног, весо-ростовый показатель более 100 Ловкость, становая сила, быстрота Гибкость, сила рук ПлаваниеВыносливость, гибкость (плечевой и голеностопный суставы), ловкость (координация движений), "чувство воды" Высокий рост, сила, весо- ростовый показатель более 100 Быстрота Стрельба пулевая и стендоваяЛовкость(тонкая координация движений)ВыносливостьСила, гибкость, быстрота ФехтованиеЛовкость (во всех ее проявлениях), быстрота Высокий рост, сила ног, выносливость Гибкость

Степень влияния различных физических качеств и морфо-функциональных показателей на результативность в видах спорта Оценка физических качеств и морфо-функциональных показателей Вид спортаМышечная сила Выносливо сть Телосложен ие Гибкос ть Координац ия БыстротаВестибулярная устойчивость Прыжки в воду Плавание: короткие дистанции длинные дистанции Бег на короткие дистанции Бокс Борьба дзюдо Фехтование21232 Спортивная гимнастика Настольный теннис Гандбол Футбол

Оценочная таблица общих и специальных способностей бегунов на короткие дистанции летнего возраста при отборе в ДЮСШ (пример) п/п Тест Оценка УдовлетворительноХорошоОтлично 1Бег на 30 м с ходу, с более 5,45 более 5,27 5,45-4,59 5,27-4,49 менее 4,59 менее 4,49 2Простая двигательная реакция, мс более 466,75 более 462,34 466,75-314,21 462,34-392,22 менее 314,21 менее 392,22 3Динамометрия кисти, кг менее 14,36 менее 16,64 14,36-21,72 16,64-22,56 более 21,72 более 22,56 4Бег 2 по 15 м с ходу более 4,31 более 4,44 4,31-3,11 4,44-2,98 менее 3,11 менее 2,98

Тестовая модель отбора мальчиков в спортивную ходьбу в группы начальной подготовки (пример) Контроль ные упражнения Этапы тестирования исходныечерез 0,5 годачерез 1 годчерез 1,5 года Оценка Бег на 300 м, с 63,064,065,062,063,064,059,060,061,056,057,058,0 Бег на 600 м, мин, с ,0 25, Бег на 800 м, мин, с Бег 15 мин, м ЖЕЛ, см Максимальна я аэробная производител ьность, л/мин 2,32,22,12,42,32,22,52,42,32,62,52,4

Отбор на этапах специализации и спортивного совершенствования Основные критерии: 1) уровень общей физической подготовленности и ее динамика; 1) уровень общей физической подготовленности и ее динамика; 2) спортивно-технические результаты и их динамика (начало, вершина, спад) по годам подготовки); 2) спортивно-технические результаты и их динамика (начало, вершина, спад) по годам подготовки); 2) степень закрепления техники выполнения наиболее неустойчивых элементов при выполнении упражнения в экстремальных условиях; 2) степень закрепления техники выполнения наиболее неустойчивых элементов при выполнении упражнения в экстремальных условиях; 3) степень технической готовности и устойчивости спортсмена к сбивающим факторам в условиях соревновательной деятельности. 3) степень технической готовности и устойчивости спортсмена к сбивающим факторам в условиях соревновательной деятельности.

Динамика результатов и тренируемость При прочих равных условиях ведущая роль в прогнозировании потенциальных возможностей спортсмена принадлежит темпам прироста физических качеств – тренируемости. Между высоко тренируемыми и низко тренируемыми спортсменами возможны значительные различия во времени достижения одних и тех же уровней спортивного мастерства [Сологуб Е.Б., 1998]. При прочих равных условиях ведущая роль в прогнозировании потенциальных возможностей спортсмена принадлежит темпам прироста физических качеств – тренируемости. Между высоко тренируемыми и низко тренируемыми спортсменами возможны значительные различия во времени достижения одних и тех же уровней спортивного мастерства [Сологуб Е.Б., 1998]. Высокая тренируемость, впоследствии, сокращая время подготовки квалифицированного спортсмена, обеспечивает не только выполнение биологической задачи (сохранение его здоровья) и социальной задачи (победы на соревнованиях), но и позволяет достичь существенного экономического эффекта тренировочного процесса. Высокая тренируемость, впоследствии, сокращая время подготовки квалифицированного спортсмена, обеспечивает не только выполнение биологической задачи (сохранение его здоровья) и социальной задачи (победы на соревнованиях), но и позволяет достичь существенного экономического эффекта тренировочного процесса.

Отбор кандидатов в основные составы сборных команд областей, краев, России осуществляется на основе учета : - двигательного потенциала, дальнейшего развития физических качеств; - двигательного потенциала, дальнейшего развития физических качеств; - совершенствования функциональных возможностей организма спортсмена; - совершенствования функциональных возможностей организма спортсмена; - освоения новых двигательных навыков; - освоения новых двигательных навыков; - способности к перенесению высоких тренировочных нагрузок; - способности к перенесению высоких тренировочных нагрузок; - психической устойчивости спортсмена в соревнованиях. - психической устойчивости спортсмена в соревнованиях.

В процессе этапа отбора кандидатов учитываются следующие компоненты: - уровень специальной физической подготовленности; - уровень специальной физической подготовленности; - уровень спортивно-технической подготовленности; - уровень спортивно-технической подготовленности; - уровень тактической подготовленности; - уровень тактической подготовленности; - уровень психической подготовленности; - уровень психической подготовленности; - состояние здоровья. - состояние здоровья.

Принципы отбора спортсменов для включения их в состав сборных команд по видам спорта: 1. Спортивный принцип – прохождение полноценного отбора спортсмена через систему проведения официальных спортивных мероприятий, проводимых территориальными органами управления физической культурой и спортом (министерством, комитетом, департаментом по физической культуре и спорту). 1. Спортивный принцип – прохождение полноценного отбора спортсмена через систему проведения официальных спортивных мероприятий, проводимых территориальными органами управления физической культурой и спортом (министерством, комитетом, департаментом по физической культуре и спорту).

Принципы отбора спортсменов для включения их в состав сборных команд по видам спорта: 2. Принцип стабильной результативности – учет показателей результатов спортсмена на протяжении всего процесса отбора (занимаемые призовые места на официальных соревнованиях). 2. Принцип стабильной результативности – учет показателей результатов спортсмена на протяжении всего процесса отбора (занимаемые призовые места на официальных соревнованиях).

Принципы отбора спортсменов для включения их в состав сборных команд по видам спорта: 3. Принцип систематичности и непрерывности – учитывается план многолетней спортивной подготовки спортсмена и его эффективность по ежегодному приросту результатов, отношение спортсмена к учебно- тренировочному процессу (наличие пропусков, мотивация) в рамках подготовки к отборочным соревнованиям. 3. Принцип систематичности и непрерывности – учитывается план многолетней спортивной подготовки спортсмена и его эффективность по ежегодному приросту результатов, отношение спортсмена к учебно- тренировочному процессу (наличие пропусков, мотивация) в рамках подготовки к отборочным соревнованиям.

Принципы отбора спортсменов для включения их в состав сборных команд по видам спорта: 4. Принцип индивидуальности – осуществление индивидуального подхода по динамике спортивных результатов в макроциклах спортивной подготовки, по медицинскому обеспечению и антидопинговому контролю спортсменов – кандидатов в состав сборной команды по видам спорта. 4. Принцип индивидуальности – осуществление индивидуального подхода по динамике спортивных результатов в макроциклах спортивной подготовки, по медицинскому обеспечению и антидопинговому контролю спортсменов – кандидатов в состав сборной команды по видам спорта.

Отбор на этапе высшего спортивного мастерства Основной формой отбора кандидатов в сборные команды служат спортивные соревнования. Основной формой отбора кандидатов в сборные команды служат спортивные соревнования.

Критерии отбора на этапе высшего спортивного мастерства - спортивный результат; - спортивный результат; - динамика результатов на протяжении двух-трех последних лет; - динамика результатов на протяжении двух-трех последних лет; - динамика результатов в течение текущего года; - динамика результатов в течение текущего года; - стаж регулярных занятий спортом; - стаж регулярных занятий спортом; - соответствие основных компонентов физической подготовленности и физического развития требованиям данного вида спорта на уровне результатов национального и мирового уровня. - соответствие основных компонентов физической подготовленности и физического развития требованиям данного вида спорта на уровне результатов национального и мирового уровня.

Спортивный прогноз - научно-обоснованное планирование в достижении спортивных результатов на основе имеющихся данных. - научно-обоснованное планирование в достижении спортивных результатов на основе имеющихся данных. содержание

Спортивный прогноз - На непосредственно спортивный результат спортсмена; - Результат в соревнованиях (занятое место) – который зависит как от собственного результата спортсмена, так и от результатов основных соперников. содержание

Виды спортивного прогноза - краткосрочный (в сезоне) - долгосрочный (более одного спортивного сезона (года)) содержание

Методика составления спортивного прогноза 1) Диагностика потенциала команды (спортсмена) – уровень спортивного мастерства (результата) - соответствие областному, национальному или мировому уровню 2) Сбор текущей информации о спортивной подготовке команды (спортсмена) – методика, мастерство тренера, финансирование, медико-биологическое обеспечение и др. 3) Динамика спортивных результатов за последние годы 4) Динамика спортивных результатов в текущем сезоне

Спасибо за внимание!