Тема: Рыночная система 1. Основные направления экономической теории: меркантилизм; физиократизм; классика; марксизм; маржинализм; неоклассика; кейнсианство;

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ Ст. преподаватель каф. Экономики ИСГТ ТПУ, к.э.н. Спицына Л.Ю. 900igr.net.
Advertisements

ПОНЯТИЕ ЦЕНЫ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. 1. Рыночная система 2. Спрос и предложение 3. Равновесие спроса и предложения 4. Эластичность спроса и предложения.
Рыночные отношения в современной экономике Выполнила: Юрченко Наталья,гр.ПО-330.
Экономические системы 1-й способ – административно- плановая система Государственное планирование выпуска эк. благ, распределение факторов производства.
ОСНОВЫ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЕГО СТРУКТУРА Цель лекции: выявить объективные причины появления и условия существования рыночной экономики, ее основные черты,
- форма организации хозяйственной жизни общества 1)cпособу принятия решений различаются по: ТрадиционнаяРыночнаяКомандная 2) типу собственности на экономические.
Company LOGO ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ Витебский профессиональный лицей 1 машиностроения им. М.Ф. Шмырева 2009.
Тема 2. Основы рыночной экономики Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный.
Рыночная экономика. РЫНОК - рыночная площадь, место торговли, т.е. место встречи продавцов и покупателей. РЫНОК - рыночная площадь, место торговли, т.е.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ – это принятие решений о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве.
ТЕМА 3. Рыночный механизм: общая характеристика 3.1. Сущность и функции рынка Спрос: сущность и основные характеристики Предложение: сущность.
ПЛАН. 1.Сущность рынка, условия его успешного функционирования. 2.Основные функции рынка. 3.Плюсы и минусы рыночного механизма. 4.Основные виды рынка.
Раздел 1 Введение в экономическую теорию Тема 4. Экономические системы и институты. 1.Типологизация хозяйственно-экономических систем. Критерии типологизации.
ПЛАН. ПЛАН. 1. Сущность рынка, условия его успешного функционирования. 2. Основные функции рынка. 3. Плюсы и минусы рыночного механизма. 4. Основные виды.
Рыночная система: спрос и предложение 1. Рыночная система 2. Спрос и предложение 3. Равновесие спроса и предложения 4. Эластичность спроса и предложения.
Главные вопросы экономики Бочкарёва Т.Н., учитель истории и обществознания.
ЛЕКЦИЯ 1 ЭКОНОМИКА. Раздел I ОБЩИЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ. Основы экономических учений. ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИКИ.
Тема: «Характеристика фармацевтического рынка» Лекция 45.
Р Ы Н О К Витебский государственный профессиональный лицей 1 машиностроения им. М.Ф. Шмырева 2009.
Рынок – это экономические отношения, связанные с куплей-продажей товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена.
Транксрипт:

Тема: Рыночная система 1. Основные направления экономической теории: меркантилизм; физиократизм; классика; марксизм; маржинализм; неоклассика; кейнсианство; монетаризм; институционализм. По каждому направлению небольшое сообщение на 2-3 минуты с указанием времени возникновения, основных представителей и сути учения. 2. Рыночная система: основные понятия. 3. Деньги, их история и функции. 4. Экономические системы (доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная)

1. История развития экономической науки ЭтапШколыВремя распростра- нения Представи- тели Основные положения Началь- ный этап Начала экономики До р.Х.Аристотель, Платон, Катон Первые представления СхоластикаХ-ХIII в.в.Ф. АквинскийВ приложении к христианской морали Полити- ческая экономия Мерканти- листы XVI-XVIII в.в.А. Монкретьен, Т. Мен Источник богатства - торговля ФизиократыXVII-XVIII в.в.Ф. Кенэ, А. Тюрго Источник богатства – сельское хозяйство КлассикиXVIII - XIXв.в.А. Смит, Д. Рикардо Источник богатства – производство, его регулятор – свободный рынок МарксистыXVIII - XXв.в.К. Маркс, Ф. Энгельс Источник богатства – прибавочная стоимость

ЭтапШколыВремя распростра- нения Представи- тели Основные положения Эконо- микс Маржина- листы XIX- XXв.в.Л. Вальрас, У. Джевонс Применение экономико- математических методов и моделей Неоклас- сики XVIII - XXIв.в.А. МаршаллОснова спроса предельная полезность блага, основа предложения – предельная производительность факторов производства Кейнсиан- цы XX- XXIв.в.Дж. М. КейнсРынок не может обеспечить равновесие, необходимо регулирующее вмешательство государства Монета- ристы XX- XXIв.в.М. ФридменГосударство может регулировать только кредитно-денежную систему

2. Субъекты и категории рынка ТОВАР – продукт труда, произведенный для удовлетворения потребностей, и переходящий в потребление в процессе обмена ПОКУПАТЕЛЬ – индивид, испытывающий потребность в товаре, приобретающий его в процессе обмена (владелец денег) ПРОДАВЕЦ – владелец товара, который обменивает его для целей получения выгоды ЦЕНА – оценка товара в деньгах ДЕНЬГИ – продукт исторического развития обмена, средство обращения и оценки товара (универсальный эквивалент)

Условия возникновения рынка РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА- в обществе происходит разделение индивидов, которые постоянно обеспечивают производство какой-то одной продукции и специализируются на ее выпуске ОБМЕН – явление постоянной взаимовыгодной передачи произведенных в обществе товаров и услуг для целей удовлетворения потребностей всех индивидов САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ АГЕНТОВ – обособленность хозяйствующих субъектов, которая способствует формированию личного интереса в результатах обмена и повышению эффективности производства

Функции рынка: Посредническая (рынок является посредником между покупателем и продавцом, производителем и потребителем); Ценообразующая (на рынке устанавливаются цены на товары и услуги); Информационная (рынок дает производителям сведения о вкусах и предпочтениях потребителей); Регулирующая (рынок указывает, что, как, где, для кого производить); Стимулирующая (благодаря свободному ценообразованию и свободе выбора предлагаемых товаров и услуг совершенствуется производство, уменьшаются затраты); Оздоравливающая (санирующая) (некачественные и ненужные товары уходят с рынка).

Формы рынков Безличный контакт Личный контакт Цены складываются в процессе купли-продажи Цены заранее установлены РесурсовТоваров и услуг МеждународныеНациональные Локальные

Трансакционные издержки (transaction costs) – это издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности. Включают в себя: Расходы связанные с поиском информации; Затраты на ведение переговоров; Работа по изменению свойств товара (услуги); Издержки по защите прав собственности.

Альтернативные издержки (opportunity costs) Это издержки одного блага, выраженные в другом благе, которым пришлось пренебречь (пожертвовать).

Производственные возможности (production capacity) Это возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов при данном уровне развития технологии

Кривая производственных возможностей (production possibility curve) показывает альтернативные варианты производства благ при полном использовании ресурсов

Кривая производственных возможностей хлеб телевизоры А В С т.А – не полное использование ресурсов т.В – полное использование ресурсов т.С – в обществе нет возможностей производить столько товаров

Это система, которая основана на частной собственности, свободе выбора и конкуренции. Она строится на личном интересе, ограничивает роль правительства в экономике. Рыночная экономика (market economy)

Экономическая свобода - Это возможность индивида реализовать свои интересы и способности путем активной деятельности в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

Свобода потребителя – свобода потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Свобода предпринимательства – человек сам определяет что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовать произведенную продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку.

Личный интерес (мотив) – главный мотив и главная движущая сила экономики. У потребителя мотив (интерес) – это максимизация полезности. У производителя мотив (интерес) – это максимизация прибыли.

Экономическая цель потребителя – максимизировать удовлетворение всех потребностей Экономическая цель фирмы – максимизировать прибыль или минимизировать затраты Экономическая цель общества – экономический рост, повышение производительности, полная занятость и социально-экономическая стабильность Современные экономические системы

РЫНОЧНАЯ СМЕШАННАЯ КОМАНДНАЯ

предполагает: Множество продавцов и покупателей Однородность товаров и услуг Отсутствие ценовой дискриминации Полная мобильность всех ресурсов Абсолютная информированность о ценах Совершенная конкуренция (perfect competition)

Это система, в которой преобладает общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования. Командная экономика (command economy)

Это тип экономики, объединяющий элементы рыночной и командной экономических систем, то есть механизм рынка дополняется активной деятельностью государства. Смешанная экономика (mixed economy)

3. Виды и функции денег в рыночной системе Полноценные деньги – обладают собственной стоимостью как самостоятельный товар (металлические деньги из благородных металлов) Символические деньги – заменители денег, используемые правительством как символы ценности для наличных и безналичных расчетов (бумажные деньги и разменная монета) Мера стоимости Средство обращения Средство платежа Средство накопления Мировые деньги

ЭС – это совокупность всех экономичес- ких процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЭС: 4. Экономические системы (economic systems) ДОИНДУСТРИАЛЬНАЯ ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ

ДОИНДУСТРИАЛЬНАЯ ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ Главная сфера экономики Сельское хозяйство Промышлен- ность Сфера услуг Главный фактор производства землякапиталинформация Главные люди в обществе Собственники земли Собственники капитала Собственники информации

Тема: Теория потребительского выбора. Вопросы: 1. Теория предельной полезности. 2. Потребительский выбор. 3. Классификация видов потребительского спроса. 4. Понятие кривых безразличия. Бюджетное ограничение. 5. Эффект дохода. Эффект замещения. Парадокс Гиффена. Задание на следующий семинар