Эволюция продолжается! Семинар-тренинг в 9-х классах МАОУ СОШ 62 г.Тюмени Областной конкурс мероприятий, посвященных «Дню птиц». Апрель, 2013.
Участники: ученики 9 «А», 9 «Б» классов. Ведущий семинара-тренинга: Каюнова Юлия Сергеевна, учитель биологии
- Да, продолжается! - НЕУЖЕЛИ? Цель семинара-тренинга: работая в малых группах, выявить основные эволюционные направления и изменения на примере эволюции птиц, определить влияние антропогенных факторов на процессы микро- и макроэволюции.
УПРАЖНЕНИЕ «ЛЕНТА ВРЕМЕНИ» Представили время как ленту, вдоль которой располагаются события прошлого настоящего и будущего. Обсудили, как долго формировалась биосфера, и как быстро человек преобразовал ее. Сделали вывод: Человек ответственен за перемены, которые он производит в окружающей среде!
- Динозавры появились 250 млн.лет назад. - А первые птицы млн. лет назад! - Человек разумный разумный – 50 тыс.лет назад! Определили где и в какой последовательности на линии должны расположиться карточки с изображениями исторических вех.
УПРАЖНЕНИЕ «НАЗАД В БУДУЩЕЕ» Легенда задания: «Озоновый слой в атмосфере Земли истончился настолько, что жизнь с поверхности переместилась в водную и почвенную (подземную) среду». Вообразили: какими могут стать птицы через много лет. Применили полученные знания по темам «Основы учения об эволюции», «Происхождение и развитие жизни на Земле». Сделали вывод, что антропогенное воздействие на биосферу может повлиять на макроэволюцию.
«НЕ птичий язык» В процессе работы над упражнением «Назад в будущее» и в защите результатов использовали термины : ароморфоз, идиоадаптация, параллелизм, конвергенция, дивергенция, макроэволюция, палеонтологические доказательства эволюции.
УПРАЖНЕНИЕ «БАННЕРЫ ЭВОЛЮЦИИ». Выявили отличия понятий «революции» от «эволюции». У революции свои лозунги, а мы придумали лозунги – баннеры эволюции. Вывод: ЭВОЛЮЦИЯ – ПОСТЕПЕННЫЙ, НАПРАВЛЕННЫЙ, НЕОБРАТИМЫЙ процесс развития живой природы..
…и не возможно проверить, какими будут птицы и будут ли они существовать через миллионы лет. Трудноповерить…
«Археоптерикс». Кто следующий? Вспомнили, что первоптицы сочетали признаки рептилий и птиц. Они первыми освоили перемещение при помощи крыльев. Предки современных птиц – амбиортус, гаоянгия жили около 140 млн.лет назад. Возникли эволюционные изменения (ароморфозы) у птиц, связанные с приспособлением к полету.
СЛЕДУЮЩИЙ: … «ПТИЦЕВОД» т.е. птица, живущая в воде (автор Карабашева А). Изобразила новый вид животного, который может образоваться в результате естественного отбора в условиях перехода птиц в водную среду обитания (по условиям задания: наземно-воздушная среда, вследствие разрушения озонового слоя стала непригодна для жизни).
«ЗЕМЛЕКОП» и «ИХТЕОРТУС» У «землекопа» (автор Шахназарян Е.) крылья преобразовались в роющие конечности, аналогичные конечностям крота (конвергентные изменения). (Вопрос с окраской решился автором рисунка позже). «Ихтеортус» (по представлению автора рисунка Сафонова А.) освоил водную среду обитания, конвергентные изменения привели к схожести его с рыбами.
«Орудийная деятельность птиц» Мини-исследование Криницкого Г. 9 «А» класс. - « Немаловажный вопрос заключается и в том: обладают ли птицы развитым интеллектом и могут ли проявлять логику в решении разных задач или же их ум способен лишь на элементарные манипуляции палочкой. К каким эволюционным изменениям этого класса может привести способность к орудийной деятельности?»
В результате этого УПРАЖНЕНИЯ назвали основные причины сокращения численности и исчезновения некоторых видов птиц. Разрешили проблемные ситуации: какие скворечники пригодны для жилья птиц, какие - нет и почему. Сделали вывод: необходимо привлекать насекомоядных птиц в парки, скверы, сады, поддерживать биоразнообразие. «Орнитодетективы»ведут расследование
Упражнение создать демотиватор, позволило философски взглянуть на взаимоотношения человека и птиц, увидеть черты сходства в поведении, побывать в роли птиц и понять их проблемы. Оформили 7 демотиваторов, привлекающие внимание к экологическим проблемам и призывающие к охране птиц. «СоздайДЕМОТИВАТОР»
«ДОБАВЬ В ДРУЗЬЯ» Выполнили задание: назвали 40 видов птиц, обитающих на территории Тюменской области (в т.ч изображенных на фото): Обыкновенный свиристель, Обыкновенный снегирь, Домовой воробей, Сизый голубь, Обыкновенный скворец, Большая синица, Пестрый дятел, Серая ворона, Галка, Белая трясогузка и др.
«СОСЕДИ ПО ПЛАНЕТЕ». Привели примеры птиц, занесенных в Красную книгу Тюменской области. Заслушали сообщение об орлане-белохвосте – птице 2013 года. Назвали причины сокращения численности некоторых птиц.
Современные птицы могут оказаться последними ((( Сделали выводы: антропогенные изменение в биосфере приводят к изменению сред обитания и могут явиться причиной биологического регресса одних и биологического прогресса других видов. ПервоптицаОрлан-белохвост
«ДОМ» для птиц В результате семинара-тренинга пришли к выводу, что человек ответственен за свои действия по изменению биосферы. Необходимо стремиться к коэволюции с природой. Для привлечения птиц в школьный парк развесили 4 скворечника. Воспитанники кадетского класса (ученики 7-9 классов), под руководством Александрова В.В. участвовали в общегородской акции «Новосел. Операция «Скворец». Развесили скворечники (около 40 шт.) в лесопарковой зоне в районе ДК «Водник».
«Эволюция продолжается!» - Человек разумный разумный, прояви свой разум!