Типы придаточных предложений в СПП, разбор задания В6 ЕГЭ по русскому языку Автор-составитель учитель ОБОШИ «Лицей-интернат 1» г.Курска Скарлыгина Марина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Определительные какой? чей? который? [ …(тот, те, та) сущ. ], ( который… ). что, кто, куда, когда, чей, где, чтобы, какой… Если вопрос ставится от местоимения,
Advertisements

Cложноподчиненное предложение. Актуальность проекта: Настоящий проект рассматривает применение нового вида сложного предложения – сложноподчиненного предложения,
Презентация к уроку русского языка (9 класс) на тему: Презентация. Материалы к уроку. Сложноподчинённое предложение с придаточными обстоятельственными.
Выполнила ученица 11 класса Ильина Татьяна Руководитель: учитель русского языка и литературы Николаева Н. Г.
Средства связи в СПП Виды придаточных Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ 83» г.Перми Глухих Т.В.
О СНОВНЫЕ ГРУППЫ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ( СПП). Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы СОШ 1 г. Мончегорска Нуруллина Лилия.
9 класс Сложноподчиненное предложение. Строение сложноподчинен ного предложения, знаки препинания СПП включает в себя главное и придаточное(ые) предложения.
«Виды сложноподчиненных предложений в русском языке.» Работу выполнила: Ученица 9 класса Школы 16 Адмиралова Анна.
- это предложения, которые включают главное и одно или несколько придаточных предложений, придаточные подчиняются главному и отвечают на вопросы членов.
[ ], ( ) ( ), [ ] [, ( ), ]. Отвечают на падежные вопросы Союзы: что, будто, чтобы и др. Союзные слова: кто, что, как и др. Он знал, что основа всего.
Сложноподчиненное предложение Ховрич Ольга 9 класс.
Сложноподчиненные предложения. Цель: Показать виды СПП и рассказать о них. Показать виды СПП и рассказать о них.
Презентацию подготовил преподаватель русского языка БОУ ОО СПО «ОКТЭС» Кириленко Елена Александровна Сложноподчиненные предложения. 9 (11) класс.
Определение вида связи (подчинение, сочинение, бессоюзие) между частями сложного предложения.
Урок русского языка в 11 классе Составила: Климова Александра Владимировна, учитель русского языка и литературы, МАОУ «СОШ 20»
СПП с придаточными обстоятельственными Придаточные обстоятельственные отвечают на вопросы обстоятельств и делятся на 9 подгрупп. Придаточные обстоятельственные.
Задание В6 Что такое сложноподчинённое предложение? СПП – это предложение, состоящее из двух предложений, объединённых между собой на основе подчинительной.
Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными Автор презентации: Хайров Вячеслав, ученик 9 класса Руководитель: Маурер Лидия Андреевна,
Сложноподчинённые предложения. Ч то это такое? С троение СПП. О сновные группы СПП. С интаксический разбор СПП. Содержание.
Сложноподчиненные предложения. Проблемный вопрос: Является ли предложение Висячие сады Семирамиды были построены небезызвестным вавилонским царём Навуходоносором,
Транксрипт:

Типы придаточных предложений в СПП, разбор задания В6 ЕГЭ по русскому языку Автор-составитель учитель ОБОШИ «Лицей-интернат 1» г.Курска Скарлыгина Марина Марковна 2013 год

Работа с презентацией «Задания В6» ученицы 11 А социально-гуманитарного класса Тимоновой Виктории. Ссылка на сайте КИНПО: organizatsiya-raboty-po-russkomu-yazyku-po-uchebnikam-gf- khlebinskoj-russkij-yazyk klassy и таблицей «Типы придаточных предложений» organizatsiya-raboty-po-russkomu-yazyku-po-uchebnikam-gf- khlebinskoj-russkij-yazyk klassy 1

Типы придаточных предложений (СПП) Изъяснительные Определительные Обстоятельственные и присоединительные Обстоятельственные и присоединительные

Вопрос Средства связи Средства связи Указательные слова в ГП Указательные слова в ГП Какой? Который, какой, когда, где, куда, откуда, чей, что Такой, тот Пример Тот дом, к которому мы шли, стоял на горе. Дом, что стоял на горе, был хорошо виден.

Вопрос Средства связи Средства связи Указательные слова в ГП Указательные слова в ГП Падежные вопросы Что, как, будто, как бы (не), чтобы (не), не…ли, ли То (во всех формах) Пример Известие о том, что я приеду, его не обрадовало. Я не знаю, как ему об этом сказать. Надо, чтобы он пришел.

Времени Места Причины Образа действия Цели Следствия Сравнения Уступки Меры и степени Условия

Когда? как долго? с каких пор? до каких пор? Когда, как, пока, едва, только, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, как вдруг тогда Когда она выходила из гостиной, в дверь позвонили. Где, куда, откуда? там, туда, оттуда Я был там, где никто из вас не был. Пойду, куда зовёт меня дорога. Времени Места Где, куда, откуда

Вопрос Средства связи Пример Почему? отчего? по какой причине? Потому что, оттого что Так как, ибо, благо, благодаря тому что, поскольку, тем более что Я очень нервничал, так как был не до конца готов к ответу. Каково следствия? Было холодно, так что из дому мы не выходили. Причины Следствия Так что

Вопрос Средства связи Указ-ные слова в ГП Пример При каком условии? Если, когда (= если), коли, коль скоро, раз, в случае если Если ты не позвонишь, я буду волноваться. Зачем? с какой целью? затем Они пришли, чтобы вместе подготовиться к зачёту. УсловияЦели Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы

Хотя я болел, но домашнее задание выполнил. Как я ни стремился домой, поехать туда мне не удалось. уступки Вопрос Несмотря на что? Вопреки чему? Средства связи Хоть, несмотря на то что, даром что, пусть, пускай; Что (бы) ни, какой (бы) ни, сколько (бы) ни, где (бы) ни, куда (бы) ни… Пример

Вопрос Средства связи Указ-ные слова в ГП Пример Как что? подобно чему? Как, будто, словно (бы), точно, подобно тому как, так же как, как будто Листья зеленеют, словно их кто-то вымыл. Было так тихо, как бывает только в осеннем лесу В какой мере? степени? так Было так тихо, что становилось не по себе. Мы поднялись на такую высоту, что захватывала дух. Сравнения Меры и степени Что, чтобы, любой сравнительный союз Так, такой, настолько, не столько

Вопрос Средства связи Указ-ные слова в ГП Пример Как? каким образом? Как Я все сделал так, как ты мне сказал так Отец долго не приезжал, что всех беспокоило. Я здоров, чего и вам желаю. Образа действия Присоеди- нительные Что (в любой падежной форме), где, куда, откуда, когда, отчего, почему, зачем, как, вследствие чего _____

Практикум.М Текст митрополита Вениамина (Федченкова) «Малинка» (1)Приезжает в Саровский монастырь новый архиерей, чтобы посмотреть на угодника Божия Серафима. (2)Батюшка тогда не в монастыре жил, а в пустыни своей. (3)Была зима, сугробов навалило столько, что с великим трудом проехал владыка… (4)Вошли, помолились, сели, батюшка и говорит: - Гость у меня высокий, а вот угостить-то у убогого Серафима нечем. (5)Митрополит, думая, что батюшка хочет его чайком угостить, отвечает: - Да ты не беспокойся, я сыт. (6)Да и не за этим я к тебе приехал и снег месил. (7)Вот о тебе всё разговоры идут разные, говорят, что ты чудеса творишь.

-(8)Нет, батюшка, потому чудеса творить лишь один Господь волен. (9)Он и мир весь распрекрасный из ничего сотворил, и через ворона Илию кормил, и нам с тобою, гляди, благодать-то какую дал... (10) Архиерей взглянул в тот угол, куда указывал батюшка Серафим, а там вырос большущий куст, на котором полно ягоды спелой. (11) Обомлел митрополит, так что и сказать ничего не может. (12)Зимой малина на голом полу выросла! (13)Как в сказке! (14) Отче Серафим взял блюдечко, сорвал малинку, затем поднёс гостю. -(15) Кушай, батюшка, кушай! (16) У Бога-то всего много! (17) Он все может. (18) Если веру-то будете иметь с горчичное зерно, то и горе скажете: Двинься в море! – она и передвинется. (19) Только сомневаться не нужно, батюшка. (20) Кушай, кушай! (21)Архиерей все скушал, а потом вдруг поклонился батюшке Серафиму в ножки и только два-три словечка сказал:

-Прости меня, старец Божий: согрешил я перед тобой! (22) И молись обо мне, недостойном, и в этой жизни, и в будущей. - (23Слушаю, батюшка, слушаю. 24) Только ты до смерти моей никому ничего не говори, болеть будешь. (25) Глядит владыка, а куста-то уже нет, лишь на блюдечке от малинки сок кое-где остался – значит, не привидение это было. (26) Да и пальчики у него испачканы малинкой… (27) Вышел митрополит. (28) Как только отъехал, так и говорит: Великий угодник Божий. (29) Правду про него говорили, что чудеса может творить. (30) Но ничего про малинку не сказал, только всю дорогу молчал да крестился. (31) А когда скончался батюшка Серафим, свидетель чуда и рассказал всем про малинку.

Задание: определить тип придаточных предложений в соответствии с таблицей. Ответы: предложенияТип придаточного предложения 1Цели (чтобы) 3Меры и степени (столько…, что) 5Изъяснительное (что) 7 8Причины (потому) 102 определительных (куда, на котором) 11Следствия (так что) 18Условия (если) 29Определительное (что) 31Времени (когда)

Проверочная работа. Задание В6 1.Сострадание к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными. (А.Шопенгауэр) 2.Какая бы ни была нанесена обида, не только не должно отмщать, но должно еще прощать обидчика от сердца, хотя бы оно и противилось сему. (Серафим Саровский) 3.Мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой. (Дмитрий Лихачёв) 4.В жизни есть какой-то уровень счастья, от которого мы ведём отсчёт, как ведём мы отсчёт высоты от уровня моря. (Дмитрий Лихачёв) 5.Что втекло в сердце лучшего, того мы без надобности выливать не должны; ибо тогда только собранное может быть в безопасности от врагов, когда оно, как сокровище, хранится во внутренности сердца. (Серафим Саровский)

Схемы СПП с несколькими придаточными

1.Сострадание к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными. (последовательное подчинение придаточных образа действия и 2-х изъяснительных) 2.Какая бы ни была нанесена обида, не только не должно отмщать, но должно еще прощать обидчика от сердца, хотя бы оно и противилось сему (параллельное подчинение придаточных уступки) 3. Мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой (однородное подчинение придаточных изъяснительных) Ответы:

4. В жизни есть какой-то уровень счастья, от которого мы ведём отсчёт, как ведём мы отсчёт высоты от уровня моря (последовательное подчинение придаточных, определительного и сравнения) 5. Что втекло в сердце лучшего, того мы без надобности выливать не должны, ибо тогда только собранное может быть в безопасности от врагов, когда оно, как сокровище, хранится во внутренности сердца (изъяснительное, причины, времени; параллельное и последовательное подчинение придаточных)

Завет отче Серафиме : «… непременно твори добрые дела» Притча, рассказанная Серафимом Саровским (из дневника Н.А.Мотовилова) «В чем смысл жизни человека?»

Материалы интернет-ресурса 1. htm#421 htm#421 Е. И. Литневская. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников 2. serafim.php «Поучения преподобного Серафима Саровского». serafim.php 3. prepodobni-serafim Притча, рассказанная Серафимом Саровским (из дневника Н.А.Мотовилова) «В чем смысл жизни человека?» prepodobni-serafim 4. Куст малины