ПАУТОВА Марина Аркадьевна кандидат педагогических наук, доцент Активные и интерактивные методы обучения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Advertisements

Активные и интерактивные методы обучения Гуляева Ольга Александровна, Матвеева Марина Валерьевна Гуляева Ольга Александровна, Матвеева Марина Валерьевна.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Место активных методов в системе методов обучения Методы обучения Методы, направленные на первичное овладение знаниями Информационно- развивающие Проблемно-
Разработчик : Минина Инесса Салимьяновна, методист Ресурсного центра г. Обь, 2015 г. Методическая разработка МБОУ ГЦ ДОД г. Обь.
Кондратенко Елена Валентиновна, кафедра педагогики Кондратенко Е.В.
Эффективность использования интерактивных методов обучения в контрольно-оценочной деятельности учителя Из опыта работы учителя географии ГУО «Средняя школа.
Для добавления текста щёлкните мышью Методы развития творческого мышления студентов в процессе обучения.
Соединение традиционных и интерактивных технологий на уроках трудового обучения Учитель трудового обучения Трибухина Е.А.
А КТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС. презентация.
Технология активного обучения Материал подготовлен учителем начальных классов МОУ Венгеровской средней общеобразовательной школы2 Бугай Н.П. 2010г.
Кейс-технологии Кейс-технологии относятся к интерактивным технологиям обучения. Кейс-стади – в переводе с английского языка означает «пример для изучения»,
С развитием общества изменяются и приоритеты в образовании. Только недавно мы начинали внедрять активные методы обучения. А сегодня многие основные методические.
Использование активных и интерактивных методов обучения в условиях перехода на ФГОС ООО Постоянно действующий районный семинар «Проблемы введения ФГОС.
Современные способы активизации обучения. Роли современного преподавателя Академический консультант Академический консультант Тьютор Тьютор Куратор образовательной.
Ситуационная задача. Кейс-задача.. ШАНС НА УСПЕХ умение сотрудничать, способность к общению, жизни в обществе и участию в нем; способность решать проблемы,
Методические приемы для развития критического мышления на уроках истории и обществознания.
Мастер-класс-технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности Мастер- класс- ярко выраженная форма ученичества у мастера, т.е.передача.
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.
Транксрипт:

ПАУТОВА Марина Аркадьевна кандидат педагогических наук, доцент Активные и интерактивные методы обучения

-Инновация в образовании? Новое в науке? Новый тренд? - Какие они? Что это?! Сколько их? Активные методы обучения

Ян Амо́с Ко́менский Ж.-Ж. Руссо И.Г. Песталоцци Г. Гегель Ф. Фрёбель Дж. Дьюи К. Д. Ушинский … Родоначальники идей активизации

Мыслители античного мира Правильно осуществляемое обучение должно происходить по обоюдному желанию учителя и ученика ПИФАГОР Формирование у учеников стремления постигнуть неизвестное, чувство долга и ответственности ДЕМОКРИТ Наиболее верный путь проявления способностей человека в самопознании СОКРАТ, «Майевтика»

Образование должно формировать в первую очередь самостоятельную личность; должен говорить сам ученик, а не его память Лу́ций А́нней Се́нека Всестороннее развитие и обучение в организации совместной учебы воспитанников, в несении духа соперничества Ибн-Сина (Авицена) Мишель Монтень призывал приучить учащихся исследовать окружающий мир, чтобы они все проверяли, а не усваивали на веру или из уважения к авторитету. Рене Декарт советовал прилагать максимум усилий для развития у учащихся способности суждений.

Правильно обучать, это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит раскрывать способности понимать вещи Ян Амос Коменский ( )

В. А. Сухомлинский ( ) призывал специальными мерами и приёмами поддерживать желание учеников быть первооткрывателями. Б.Г. Ананьев, Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский, Н.А. Добролюбов, А. Леонтьев, Л. М. Лопатин, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейн и др. Отечественные учёные

развития мышления познавательной активности познавательного интереса Мария Мироновна Бирштейн – первый разработчик деловой игры (1932 г.) «Игротехническое движение» 1938 г – запрет на деловые игры 1960 г – возрождение Школы МАО Проблемы высшей школы Необходимость:

Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения

Методы организации и осуществления учебно- познавательной деятельности Методы контроля за эффективностью учебно- познавательной деятельности Методы стимулирования учебно- познавательной деятельности МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Виды методов обучения Пассивные Активные Интерактивные Педагог Ученик Педагог Ученик Педагог Ученик

способы активизации учебно- познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты. А.М.Смолкин АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

соответствие логике учебного процесса МЕТОДЫ соответствие целям и задачам обучения и развитияобучающихся соответствие дидактическим целям занятия соответствие содержанию темы занятия соответствие возрастным, интеллектуальным возможностям обучающихся и уровню их обученности и воспитанности, особенностям группы в целом соответствие временным рамкам обучения соответствие профессионализму и опыту конкретного преподавателя соответствие способу руководства учебной деятельностью Критерии отбора методов обучения Для реализации данных критериев необходим серьезный анализ содержания учебного материала и выявление на основе этого его доступности для усвоения обучающимися

Применение интерактивных методов обучения позволяет решать следующие задачи: формировать интерес к изучаемому предмету; развивать самостоятельность обучающихся; обогащать социальный опыт учащихся путем переживания жизненных ситуаций; комфортно чувствовать себя на занятиях; проявлять свою индивидуальность в учебном процессе

Риски необоснованного использования интерактивных методов Непонимание того, что такое интерактив. Теоретическая неподготовленность при работе с теми или иными интерактивными методами. Бессистемное применение интерактивных методов. Отсутствие четкого представления о результативности использования методов («метод ради результата, а не метода»). Чрезмерное увлечение педагогами интерактивными методами (это инструмент, а не развлечение обучающихся).

Более 140 активных методов обучения Неимитационные проблемная лекция, лекция вдвоём, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция пресс- конференция; эвристическая беседа; учебная дискуссия; самостоятельная работа с литературой; семинары; дискуссии Имитационные Игровые : деловая игра; педагогические ситуации; педагогические задачи; ситуация инсценирования различной деятельности Неигровые: коллективная мыслительная деятельность; ТРИЗ работа и др.

Интера ктивные методы обучения Групповые Индивидуальные -Выполнение практических задач -Тренировка Дискуссионные -Групповая дискуссия -Анализ ситуаций морального выбора -Разбор инцидентов из практики (метод «кейсов») -«Мозговой штурм» -Презентация -Обсуждение -Дебаты Игровые -Деловая игра -Организационно- деятельностная игра -Операционная игра -Сюжетно-ролевая игра -Дидактическая игра и др. Тренинг-методы -Социально- психологический тренинг -Тренинг делового общения -Психотехнические игры

Многоголосье – возможность каждого участника педагогического процесса иметь и выражать свою точку зрения по любой рассматриваемой проблеме Диалог Мыследеятельность – организация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся Смыслотворчество – процесс осознанного создания обучающимися и педагогом новых для себя смыслов по изучаемой проблеме Свобода выбора Создание ситуации успеха Рефлексия Ведущие признаки интерактивного взаимодействия

Вариант включения интерактивных методов обучения в структуру занятия Начало занятия – стадия вызова (актуализации знаний) Хук (притча, игра, «крючок») «Мозговой штурм» (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный) Синквейн («восточный стих») Обсуждение домашней творческой работы Кластеры

Смысловая часть – подача нового материала (самостоятельное добывание новых знаний, обучение друг друга) «Инсерт» Продвинутая лекция ( в ходе лекции соотносится текст с первичной информацией: + - знал ранее; - думал иначе) Опорный конспект Кластеры Изобразительный проект (составление вопросов по тексту, составление пересказа отрывка от первого лица) Различные формы дискуссий Игровые методы Форма группового взаимодействия «большой круг». «Аквариум»

Рефлексия – получение обратной связи Эссе Мини- сочинение Глоссарий (составление словаря) Хокку (хайку) – японские 3-х стишия Юмористический рассказ Сказка Незаконченное предложение

работа в группе; самооценка участника групповой работы; свобода мышления; овладение культурными формами работы; коммуникация в учебном диалоге;... При оценивании результатов интерактивного обучения должны учитываться:

КЕЙС-МЕТОД Метод конкретных ситуаций – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Цель метода: совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

ОСОБЕННОСТИ КЕЙС-МЕТОДА: 1.Обязательная исследовательская стадия процесса 2. Коллективное обучение или работа в группе 3.Интеграция индивидуального, группового и коллективного обучения 4.Специфическая разновидность проектной (исследовательской аналитической) технологии 5.Стимулирование деятельности учащихся для достижения успеха

По определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые учащимся нужно получить. ТЕХНОЛОГИЯ КЕЙС-МЕТОДА

КЛАССИФИКАЦИЯ КЕЙСОВ Иллюстративные учебные ситуации –на определенном практическом примере обучить учащихся алгоритму принятия верного решения в определенной ситуации; Кейсы с формирование проблемы - описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и формулируются проблемы; цель – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме; Кейсы без формирования проблемы - описывается более сложная ситуация, где проблема представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д.; цель – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов; Прикладные упражнения - описание конкретной жизненной ситуации, предложение найти пути выхода из нее; цель – поиск путей решения проблемы.

РЕЗУЛЬТАТЫ, ВОЗМОЖНЫЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА «КЕЙС-СТАДИ» УчебныеОбразовательные 1. Усвоение новой информации 1. Создание авторского продукта 2. Освоение метода сбора данных 2. Образование и достижение личных целей 3. Освоение метода анализа3. Повышение уровня коммуникативных навыков 4. Умение работать с текстом 4. Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем 5. Соотнесение теоретических и практических знаний

-- стихотворение, состоящее из 5 строчек по определенным правилам. 1 строка – Существительное (название темы) 2 строка – Два прилагательных (определение темы) 3 строка – Три глагола, показывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза из 4 слов, выражающая отношение автора к теме. 5 строка – вывод, завершение темы, выраженной любой частью речи Например: по теме «Конституция РФ»: Конституция РФ Пятая, демократическая, Устанавливает, гарантирует, обязывает. Хорошо бы все соблюдали Основной закон государства. Синквейн

ИНСЕРТ (INSERT) – метод активного чтения даёт возможность сохранить интерес к теме и тексту учебника. Маркировка текста «v», «+», « - », «?» « v » « + » « - » « ? » Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что знаете или думали, что знаете Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, для вас является новым Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу

– это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее. Преимущества метода: Эффективен, когда необходимо продемонстрировать навык, умение, эмоцию, состояние при дефиците времени. Учащиеся могут выступать в роли экспертов и аналитиков. Стимулирует участников к практической работе. «Аквариум»

Зарукина Е. В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, – 59 с. Е.А. Генике "Активные методы обучения: новый подход" интернет-магазин "Образовательный квартал" shop.direktor.ru"Образовательный квартал" shop.direktor.ru Михайлова Е.А. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса. training.net/statya/mihailova_1/shtml. training.net/statya/mihailova_1/shtml Смолкин А.М. Активные методы обучения. М., 1991.

Проблемные лекции Проблемная ситуация. Проблемные и информационные вопросы подталкивают слушателей к поиску правильного решения проблемы. Студент находится в социально активной позиции. Нетрадиционные лекции

Преподаватель сообщает, что в лекции будет сделано определенное количество ошибок различного типа (5-7). Преподаватель должен иметь перечень этих ошибок на бумаге, который он по просьбе слушателей обязан предъявить в конце лекции. Слушатели в конце лекции должны назвать ошибки, вместе с преподавателем или самостоятельно дать правильные версии решения проблем. Умение слушателей оперативно анализировать информацию, ориентироваться в ней и оценивать ее. Лекция с запланированными ошибками (лекция-провокация).

Это работа двух преподавателей по определенной теме и взаимодействующих как между собой, так и с аудиторией. Может быть заложена «конфликтность» теории и практики. Слушатели получают наглядное представление о способах ведения диалога, а также возможность участвовать в нем непосредственно Лекция вдвоем

Преподаватель просит слушателей письменно в течение 2-3 минут задать ему интересующий каждого из них вопрос по объявленной теме лекции. Далее преподаватель в течение 3-5 минут систематизирует эти вопросы по их содержанию и начинает читать лекцию. Структура лекции может быть двух видов: 1.Целое, связанное изложение проблемы. 2.Брифинг- краткие ответы на вопросы слушателей Лекция пресс-конференция

Используйте активные методы обучения (АМО)!