Организация психолого- педагогического сопровождения детей с ОВЗ специалистами психологической службы Шаргородская Л.В., руководитель службы психолого-

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Людмила Шаргородская Модели инклюзивного и интегративного образования Москва, ул. Строителей, д. 17б тел/факс: www:
Advertisements

Взаимодействие специалистов, осуществляющих психолого- педагогическое сопровождение инклюзивного процесса (школьный ПМПк). Зам. директора СУВР Федотова.
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад 196» г. Пермь, ул. Стахановская, 51-А тел дошкольное учреждение комбинированного вида для детей.
«Особенности деятельности психологической службы образования образовательного учреждения, направленной на профилактику правонарушений несовершеннолетнпих»
Подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к обучению в общеобразовательной школе В первом классе обучаются дети из малообеспеченных семей,
ГБОУ ЦППРиК «ЯСЕНЕВО» Екжанова Елена Анатольевна - д.п.н., профессор, директор ГОУ Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ясенево» Стратегии.
Психолого-педагогические условия сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
«Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений»
Модель коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи Е. Ю. Семенушкина, Е. Ю. Семенушкина, учитель начальных классов учитель начальных классов.
Реализация Федеральных государственных требований в дошкольных образовательных учреждениях Учитель-дефектолог ГБОУ специальная (коррекционная) НШДС 1822.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5» г. Нижняя Салда.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Докладчик Курочкина Людмила Васильевна Директор ГОУ «Центр диагностики и консультирования»
Психолого-педагогическое сопровождение интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга 1357-р от г. «Об утверждении Методических рекомендаций по организации вариативных форм.
Основные направления, виды, алгоритм деятельности ПМПк И.Д. Маркевич, к.пед.наук, доцент кафедры МОИПКРОиК, методист ЦППРК.
«Роль психолога в психолого- педагогическом сопровождении учебно-воспитательного процесса в рамках общеобразовательной школы.»
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад компенсирующего вида 1703 Южного окружного управления образования.
Направления и содержание работы медико-психолого-педагогической службы классов охраны зрения Зам. дир. по ОЭР, нейрофизиолог ГОУ СОШ 448 Макарова Ирина.
Транксрипт:

Организация психолого- педагогического сопровождения детей с ОВЗ специалистами психологической службы Шаргородская Л.В., руководитель службы психолого- педагогического сопровождения СОШ 169 МИОО, учитель-дефектолог

Специальные коррекционные классы работают с сентября 2006 года на базе СОШ 169 МИОО в рамках договора школы и Центра лечебной педагогики В рамках городской экспериментальной площадки с 2006 по 2009 годы в коррекционных классах обучались 12 детей с множественными нарушениями развития С учебного года школа стала федеральной экспериментальной площадкой ФИРО В настоящее время в трех специальных коррекционных классах классе обучается 18 детей с ОВЗ (преимущественно с расстройствами аутистического спектра и выраженными проблемами поведения), в 4 и 5 инклюзивных классах обучаются 4 учащихся. 2 раза в неделю проводятся занятия в группе подготовки к обучению в школе детей с РАС (6 детей) Вся работа координируется службой психолого-педагогического и коррекционного сопровождения школы

При оказании своевременной квалифицированной помощи дети с расстройствами аутистического спектра Могут обучаться : по общеобразовательной программе % по программе специальной школы 30 % адаптироваться в условиях семьи 8-10% Без помощи становятся глубокими инвалидами 95%

Особенности детей с РАС, препятствующие обучению в классе общеобразовательной школы снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию; стереотипность в поведении, длительное время адаптации; задержка и нарушение речевого развития; особенности познавательной сферы.

Особенности поведения детей с РАС, препятствующие обучению в инклюзивном классе 1.Страх новых ситуаций и изменений; 2.отсутствие гибкости в мышлении и поведении; 3.медленный темп деятельности и взаимодействия 4.пресыщение сенсорными стимулами; 5.ограниченное понимание социальных ситуаций. (Shirley Cohen, Jamie Bleiweiss, Angela Mouzakitis, and Donia Fahim, Department of Special Education, Hunter College of the City University of New York)

Подготовка к школе формирование и развитие личностной готовности к школьному обучению ( умение освоить сложную систему отношений школьной среды); формирование базовых психических функций и систем, которые позволят ребенку успешно адаптироваться и осваивать ту или иную учебную программу; формирование навыков самообслуживания и опрятности, необходимых для социализации в школе; развитие самостоятельности и направленной активности.

Принципы построения интегративной образовательной среды Построение индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка Опора на собственную активность учащихся Использование развивающего и системно- деятельностного подхода Согласованные и квалифицированные действия команды специалистов Координирование усилий педагогов и родителей

Команда специалистов руководитель службы коррекционного и психолого- педагогического сопровождения Учителя начальных классов, в том числе специальных коррекционных классов 3 помощника учителя (тьюторы) 2 учителя-дефектолога 1 логопед 4 педагога-психолога (в том числе 2 нейропсихолога, 1 семейный психолог, 1 педагог-психолог)

научно– методическое обеспечение коррекционно- педагогического процесса групп подготовки к школе учащихся средней и старшей школы Психолого- педагогическая помощь родителям учащихся начальной школы детей с ограниченными возможностями здоровья Психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения Психолого- педагогический консилиум

Постепенное расширение интегративного образовательного пространства Образовательная интеграция (основные предметы) Психолого- педагогическое сопровождение Образовательная интеграция (основные предметы) 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс социальная интеграция Образовательная интеграция (предметы эстетич. цикла) ИОП

Уроки в специальном коррекционном классе Формы работы с учащимися с ОВЗ Кружки (театральный, социальной коммуникации, игротерапия ) Индивидуальные занятия Уроки в инклюзивном классе Родительские группы (семейный психолог ) Группа продленного дня Внешкольная деятельность (экскурсии, праздники, летний интегративный лагерь)

Адаптация учебной программы, используемые методики Учебный план разработан на основе УМК «Начальная школа XXI век». В целях коррекции отклонений в развитии учащихся, ликвидации пробелов в знаниях в учебный план включаются групповые и индивидуальные коррекционные занятия. При разработке рабочих программ индивидуальных занятий используются в том числе и программы специальных (коррекционных) школ 7 и 8 вида.

Учебный план (базовый компонент) Образовательные области базисного учебного плана Предметы, включаемые в расписание в рамках образовательной области Количество часов Филология (языки и литература) Русский язык Литературное чтение МатематикаМатематика444 3.Окружающий мирОкружающий мир Физическая культураФизическая культура Искусство, технологияИзобразительное искусство Технология Музыка 1 Базовый компонент 20 22

компонент образователь- ного учреждения Индивидуально-групповые развивающие занятия: - формирование графомоторных навыков - развитие устной речи - математика и конструирование - арт- и музыко-терапия - информатика и ИКТ Компонент образовательного учреждения ИТОГО к финансированию2329 Предельно допустимая учебная аудиторная нагрузка при 5-дневной учебной неделе Рекомендованный максимальный объем домашних заданий в день при 5-дн. учебной неделе -1,5 Учебный план (компонент образовательного учреждения)

Организация пространства 1 класс -занимается на первом этаже в небольшом помещении, состоящем из нескольких комнат -рядом с классом находится игровая комната, где проходят перемены -есть маленькая комната, где ребенок может побыть один

Организация пространства Второй и третий классы занимаются на втором этаже вместе с другими классами начальной школы. В каждом классе оборудованы игровые уголки. Ученики могут проводить перемены как в классе, так и в рекреации второго этажа вместе с другими детьми.

Организация урока На уроке в первом классе присутствуют двое взрослых: учитель и помощник учителя. Многим детям сложно самим воспринимать и выполнять фронтальную инструкцию, некоторым в процессе выполнения задания требуется стимулирующая помощь. Иногда ребенку необходимо выйти и отдохнуть в коридоре. Также новые дети адаптируются в классе благодаря ранее установленному контакту с помощником.

Организация урока Во втором и третьем классах учитель ведет уроки без помощника. Задача тьютора на этом этапе, а также на последующих этапах – сопровождение учащихся на уроках в инклюзивных классах.

Дополнительное образование После уроков проходят занятия театральной студии, студии «Учимся общаться», групповые игровые и музыкальные занятия. Это – важная составляющая коррекционной работы с детьми с нарушениями эмоционально- волевой сферы.

Мониторинг результатов обучения регулярное ведение документа «Индивидуальная программа обучения» технологические карты по всем предметам учебной программы, заполняемые учителем карты динамического наблюдения, заполняемые специалистами тестирование по Векслеру в начале и в конце первого года обучения, затем один раз в год.

Документ «Индивидуальная образовательная программа» 1.Особенности учащегося и способы помощи; 2.Образовательные потребности при переходе на инклюзивное обучение; 3.Рекомендации для учителя; 4.Цели и задачи обучения по отдельным предметам; 5.План коррекционно-развивающей работы;

Документ «Индивидуальная образовательная программа» 6.рекомендации для родителей; 7.мониторинг достижений учащегося : результаты тестирования/контрольных работ; 8.использование индивидуальных средств обучения; 9.социальные навыки.

Особенности учащегося и способы помощи Особенности учащегося Способы помощи Речь.ОНР 3 уровень. Небольшое невротическое заикание. Не требовать изменить речь, давать четкие инструкции, визуальные подсказки. Темп деятельности. Работоспособность Утомляемость. Темп нормальный. Истощается к концу урока. Смена видов деятельности в пределах урока. Не перегружать слуховое восприятие. Проблемы, связанные с объемом памяти. Объем слухоречевой памяти снижен. Объем зрительной памяти в норме. Дозировать информацию, предъявляемую на слух. Не давать задания на запоминание крупных текстов, разрешать подсматривать справочную информацию.

Распределение психологических занятий по классам в учебном году КлассПроведенные групповые занятия Проведенные индивидуальные занятия консультации родителей, классных руководителей 1а б а а б а б а589 5 б а б920 7 а а577 8 б592 9 а а а252 Всего

Результаты социометрии в в инклюзив- ном классе февраль 2013

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ