Организация психолого- педагогического сопровождения детей с ОВЗ специалистами психологической службы Шаргородская Л.В., руководитель службы психолого- педагогического сопровождения СОШ 169 МИОО, учитель-дефектолог
Специальные коррекционные классы работают с сентября 2006 года на базе СОШ 169 МИОО в рамках договора школы и Центра лечебной педагогики В рамках городской экспериментальной площадки с 2006 по 2009 годы в коррекционных классах обучались 12 детей с множественными нарушениями развития С учебного года школа стала федеральной экспериментальной площадкой ФИРО В настоящее время в трех специальных коррекционных классах классе обучается 18 детей с ОВЗ (преимущественно с расстройствами аутистического спектра и выраженными проблемами поведения), в 4 и 5 инклюзивных классах обучаются 4 учащихся. 2 раза в неделю проводятся занятия в группе подготовки к обучению в школе детей с РАС (6 детей) Вся работа координируется службой психолого-педагогического и коррекционного сопровождения школы
При оказании своевременной квалифицированной помощи дети с расстройствами аутистического спектра Могут обучаться : по общеобразовательной программе % по программе специальной школы 30 % адаптироваться в условиях семьи 8-10% Без помощи становятся глубокими инвалидами 95%
Особенности детей с РАС, препятствующие обучению в классе общеобразовательной школы снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию; стереотипность в поведении, длительное время адаптации; задержка и нарушение речевого развития; особенности познавательной сферы.
Особенности поведения детей с РАС, препятствующие обучению в инклюзивном классе 1.Страх новых ситуаций и изменений; 2.отсутствие гибкости в мышлении и поведении; 3.медленный темп деятельности и взаимодействия 4.пресыщение сенсорными стимулами; 5.ограниченное понимание социальных ситуаций. (Shirley Cohen, Jamie Bleiweiss, Angela Mouzakitis, and Donia Fahim, Department of Special Education, Hunter College of the City University of New York)
Подготовка к школе формирование и развитие личностной готовности к школьному обучению ( умение освоить сложную систему отношений школьной среды); формирование базовых психических функций и систем, которые позволят ребенку успешно адаптироваться и осваивать ту или иную учебную программу; формирование навыков самообслуживания и опрятности, необходимых для социализации в школе; развитие самостоятельности и направленной активности.
Принципы построения интегративной образовательной среды Построение индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка Опора на собственную активность учащихся Использование развивающего и системно- деятельностного подхода Согласованные и квалифицированные действия команды специалистов Координирование усилий педагогов и родителей
Команда специалистов руководитель службы коррекционного и психолого- педагогического сопровождения Учителя начальных классов, в том числе специальных коррекционных классов 3 помощника учителя (тьюторы) 2 учителя-дефектолога 1 логопед 4 педагога-психолога (в том числе 2 нейропсихолога, 1 семейный психолог, 1 педагог-психолог)
научно– методическое обеспечение коррекционно- педагогического процесса групп подготовки к школе учащихся средней и старшей школы Психолого- педагогическая помощь родителям учащихся начальной школы детей с ограниченными возможностями здоровья Психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения Психолого- педагогический консилиум
Постепенное расширение интегративного образовательного пространства Образовательная интеграция (основные предметы) Психолого- педагогическое сопровождение Образовательная интеграция (основные предметы) 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс социальная интеграция Образовательная интеграция (предметы эстетич. цикла) ИОП
Уроки в специальном коррекционном классе Формы работы с учащимися с ОВЗ Кружки (театральный, социальной коммуникации, игротерапия ) Индивидуальные занятия Уроки в инклюзивном классе Родительские группы (семейный психолог ) Группа продленного дня Внешкольная деятельность (экскурсии, праздники, летний интегративный лагерь)
Адаптация учебной программы, используемые методики Учебный план разработан на основе УМК «Начальная школа XXI век». В целях коррекции отклонений в развитии учащихся, ликвидации пробелов в знаниях в учебный план включаются групповые и индивидуальные коррекционные занятия. При разработке рабочих программ индивидуальных занятий используются в том числе и программы специальных (коррекционных) школ 7 и 8 вида.
Учебный план (базовый компонент) Образовательные области базисного учебного плана Предметы, включаемые в расписание в рамках образовательной области Количество часов Филология (языки и литература) Русский язык Литературное чтение МатематикаМатематика444 3.Окружающий мирОкружающий мир Физическая культураФизическая культура Искусство, технологияИзобразительное искусство Технология Музыка 1 Базовый компонент 20 22
компонент образователь- ного учреждения Индивидуально-групповые развивающие занятия: - формирование графомоторных навыков - развитие устной речи - математика и конструирование - арт- и музыко-терапия - информатика и ИКТ Компонент образовательного учреждения ИТОГО к финансированию2329 Предельно допустимая учебная аудиторная нагрузка при 5-дневной учебной неделе Рекомендованный максимальный объем домашних заданий в день при 5-дн. учебной неделе -1,5 Учебный план (компонент образовательного учреждения)
Организация пространства 1 класс -занимается на первом этаже в небольшом помещении, состоящем из нескольких комнат -рядом с классом находится игровая комната, где проходят перемены -есть маленькая комната, где ребенок может побыть один
Организация пространства Второй и третий классы занимаются на втором этаже вместе с другими классами начальной школы. В каждом классе оборудованы игровые уголки. Ученики могут проводить перемены как в классе, так и в рекреации второго этажа вместе с другими детьми.
Организация урока На уроке в первом классе присутствуют двое взрослых: учитель и помощник учителя. Многим детям сложно самим воспринимать и выполнять фронтальную инструкцию, некоторым в процессе выполнения задания требуется стимулирующая помощь. Иногда ребенку необходимо выйти и отдохнуть в коридоре. Также новые дети адаптируются в классе благодаря ранее установленному контакту с помощником.
Организация урока Во втором и третьем классах учитель ведет уроки без помощника. Задача тьютора на этом этапе, а также на последующих этапах – сопровождение учащихся на уроках в инклюзивных классах.
Дополнительное образование После уроков проходят занятия театральной студии, студии «Учимся общаться», групповые игровые и музыкальные занятия. Это – важная составляющая коррекционной работы с детьми с нарушениями эмоционально- волевой сферы.
Мониторинг результатов обучения регулярное ведение документа «Индивидуальная программа обучения» технологические карты по всем предметам учебной программы, заполняемые учителем карты динамического наблюдения, заполняемые специалистами тестирование по Векслеру в начале и в конце первого года обучения, затем один раз в год.
Документ «Индивидуальная образовательная программа» 1.Особенности учащегося и способы помощи; 2.Образовательные потребности при переходе на инклюзивное обучение; 3.Рекомендации для учителя; 4.Цели и задачи обучения по отдельным предметам; 5.План коррекционно-развивающей работы;
Документ «Индивидуальная образовательная программа» 6.рекомендации для родителей; 7.мониторинг достижений учащегося : результаты тестирования/контрольных работ; 8.использование индивидуальных средств обучения; 9.социальные навыки.
Особенности учащегося и способы помощи Особенности учащегося Способы помощи Речь.ОНР 3 уровень. Небольшое невротическое заикание. Не требовать изменить речь, давать четкие инструкции, визуальные подсказки. Темп деятельности. Работоспособность Утомляемость. Темп нормальный. Истощается к концу урока. Смена видов деятельности в пределах урока. Не перегружать слуховое восприятие. Проблемы, связанные с объемом памяти. Объем слухоречевой памяти снижен. Объем зрительной памяти в норме. Дозировать информацию, предъявляемую на слух. Не давать задания на запоминание крупных текстов, разрешать подсматривать справочную информацию.
Распределение психологических занятий по классам в учебном году КлассПроведенные групповые занятия Проведенные индивидуальные занятия консультации родителей, классных руководителей 1а б а а б а б а589 5 б а б920 7 а а577 8 б592 9 а а а252 Всего
Результаты социометрии в в инклюзив- ном классе февраль 2013
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ