Культура как потенциал развития: перераспределение света и тени Л.А.Булавка-Бузгалина, д.ф.н., г.н.с. Российского института культурологии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Предмет, методы и функции экономической теории Предмет, методы и функции экономической теории.
Advertisements

1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ДИАГРАММНАЯ ТЕХНИКА В ОБЩЕЙ МЕТОДОЛОГИИ Л И З У Н О В Владимир Васильевич, Л И З У Н О В Владимир Васильевич, к.ф.-м.н., директор.
Тема:Предмет и методы макроэкономики Предмет:Макроэкономика Группа:613 Выполнил студент: Салохитдинов Даврон.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Семинарское занятие по теме Экономическая теория: предмет, цели и задачи.
Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Человек, индивид, личность.. ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя Каков он человек?
Антропогенез – теория происхождения человека, процесс его возникновения и развития Социогенез – теория возникновения и формирования общества. Антропосоциогенез.
Гуманитарные науки. Гуманита́рные нау́ки дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности.
Аксеологический подход в изучении педагогических явлений Супрун Маргарита Алексеевна.
Большие социальные группы К большим социальным группам относятся: 1)социальные классы 2)общественные страты, 3)социальные группы и слои населения.
Понятие карьеры Карьера – успешное продвижение в том или ином виде деятельности (общественной, служебной, научной, профессиональной).
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной, ответственной за совершенные поступки личности.
Презентация на тему:. План: Движение Пространство Время.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 46 Теория и практика. Критерии истинности познания. Научная истина.
1.1. Введение в теорию организации. Организация (1) – это совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой - либо цели, решения какой - либо.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Транксрипт:

Культура как потенциал развития: перераспределение света и тени Л.А.Булавка-Бузгалина, д.ф.н., г.н.с. Российского института культурологии

Социальный контекст культуры: качественное измерение Социальный контекст культуры: качественное измерение Детерминация рыночных отношений Капитал отчужден от труда

Социальный контекст культуры: качественное измерение Социальный контекст культуры: качественное измерение Наука и культура для капитала и рынка представляют жестко- прагматичный интерес А сам ученый есть паразитирующий элемент на теле бизнеса и капитала

Социальный контекст культуры: качественное измерение Казино-капитализм рождает хронотоп – авантюрное время-чужой мир М.Бахтин: Время «слагается из ряда коротких отрезков, соответствующих отдельным авантюрам; внутри каждой такой авантюры время организовано внешне важно успеть убежать; успеть догнать, опередить, быть или не быть как раз в данный момент в определенном месте, встретиться или не встретиться и т. п. …Эти временные отрезки вводятся и пересекаются специфическими вдруг и как раз.

Социальный контекст культуры: качественное измерение Растет разрыв отчуждения культуры от знания. Знание подменяется иррациональностью М.Бахтин : «Авантюрное время случая есть специфическое время вмешательства иррациональных сил в человеческую жизнь – богов, демонов, магов- волшебников. «Моменты авантюрного времени лежат в точках разрыва нормального хода событий, нормального жизненного, причинного или целевого ряда, в точках, где этот ряд прерывается и дает место для вторжения нечеловеческих сил судьбы, богов, злодеев…»

Социальный контекст культуры: качественное измерение Индивид отчужден от действительности и потому он может создавать только мир симулякров. утверждающих ОТЧУЖДЕНИЕ как императив «культуры» Отказ индивида от принципа субъектного бытия

Превратные формы знания Превратные формы знания Что есть знание сегодня: товар (предмет купли-продажи) средство карьерного роста знак самоидентификации субкультуры (хиппи, панки, готы, байкеры…) система знаков навигации в рыночном пространстве массив информации, взятый вне причинно-следственных связей

Специфические характеристики превратного знания Знание и действительность специализированное знание не связано с общей картиной мира знание абстрактное, т.к. не работает на задачи преобразования действительности у знания отсутствуют приметы исторического времени

Специфические характеристики превратного знания знание не является бескорыстным, оно имеет вульгарно- утилитарный характер знание случайное, не системное – клиповое, выстроенное, под решение задач игрока, являющегося объектом на поле капитал а, рынка. бюрократии знание не связывает ни с причиной, ни с целью какой-либо деятельности правда знание информация

Специфические характеристики превратного знания Знание и деятельность знание не добывается – оно заемное знание лишено авторства: имя в тексте заменяет цифра знание отчуждено от способов и форм, фиксирующих противоречия действительности (диалектики) знание не связывается с мышлением – откуда я знаю? кроссвордный императив отношения к знанию знание вне развития - мертвое знание по-знание не существует как открытие мира: мир как супермаркет, в котором нет новых вещей, а есть лишь незнание о них

Носители «знания» или субъекты познания? Культура подменяется знаками культуры (техника становится средством выражения этих знаков) Носители знаний – носители знаков – кураторы рыночных территорий В хронотопе «авантюрного времени» человек может быть только абсолютно пассивным и абсолютно неизменным. Атрибуты лифтов покупаются Знание свободное от этического императива

АЛЬТЕРНАТИВЫ : СУБЪЕКТНОСТЬ ПОЗНАНИЯ Познание как общественная деятельность (культурная и социальная), а не симуляция атрибутов карьеры или капитала Познание не снимает отчуждение, порожденное системой разделения труда, но позволяет снять отчуждение между людьми разных профессий Творчество как ресурс Энтузиазм познания Познание как творчество Познание как открытие

Альтернативы: развитие перспективы Диалектика познания и преобразующей практики – предпосылка формирования перспективы в горизонте общества и личности А. Дюрер – разработка проблемы перспективы

Альтернативы: развитие перспективы Формирование перспективы Дорога как образ исторического развития в культуре сменился рекламой комфорта в бизнес-классе самолета Но человек – не пассажир, а субъект истории и культуры

Альтернативы: движение от абстрактного к конкретно-всеобщему Диалектика личностного включения в культуру (через образовательные, художественные и научные практики) и творчества социальных форм нового культурного содержания (через создание общественной системы образования, просвещения, экспертизы, курирования культурного наследия и т.п.) - важнейшая предпосылка становления индивида как конкретно-всеобщего мира культуры (движение из отцифрованной анонимности к конкретно-исторической и конкретно-культурной личности

Альтернативы: движение от абстрактного к конкретно-всеобщему Система надличностных институций социальных лифтов сменяется сетевой сообществом ассоциированных индивидоы

Альтернативы: всеобщее отношение Творческая деятельность, ориентированная на снятие всех форм отчуждения (всеобщий труд), становится предпосылкой, процессом и результатом развития индивида, общества, культуры и общественных ресурсов

«Роза Люксембург, Владимир Ульянов и теория капитала: ответы на вызовы XXI века» Хотя трактовки роли некапиталисти- ческой периферии в развитии мирового хозяйства у Розы Люксембург и у Владимира Ульянова различались, оба они подчеркивали существенную роль процесса экспансии на некапиталистическую периферию в смягчении противоречий «Центра» капиталистического мирового хозяйства.

«Роза Люксембург, Владимир Ульянов и теория капитала: ответы на вызовы XXI века» В настоящее время капитализм уже в значительной мере преобразовал прежнюю некапиталистическую периферию по своему образу и подобию, что резко сужает возможности снятия противоречий капитализма за счет внешних источников. Это, вопреки мнению Розы Люксембург, не означает краха капитализма, однако ведет к заметному обострению его противоречий. Симптомом нарастающего неблагополучия является современный экономический кризис.

«Роза Люксембург, Владимир Ульянов и теория капитала: ответы на вызовы XXI века» Исторический спор вокруг книги Розы Люксембург «Накопление капитала» не должен быть обращен в прошлое – его необходимо использовать как методо- логический ключ к современности. Сегодня мы должны по примеру виднейших социалистических теоретиков начала ХХ века обратить внимание прежде всего на новые, не изученные ранее явления, порожденные историческим развитием капитализма.

«Роза Люксембург, Владимир Ульянов и теория капитала: ответы на вызовы XXI века» Среди этих новых явлений: 1. Превращение рынка в тотальный, стремящийся подчинить законам товарного производства не только экономику, но и всю общественную жизнь. При этом господство отчужденных от человека товарных отношений все более проявляется в превратных формах, и эти проявления приобретают симулятивный характер.