5 класс Литература. Банюшевич Л.Н., учитель русского языка и литературы Урок - творчества.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
П. П. Бажов нашел свой, непохожий на другие жанр в литературе. Ему подражали, порой даже копировали, но образец так и остался непревзойденным.
Advertisements

Литература урок 11 Медной горы хозяйка – П.П. Бажов.
Создание сказов стало главным делом жизни Бажова. Кроме того, он редактировал книги и альманахи, в том числе по уральскому краеведению.
Павел Петрович Бажов План урока 1. 1.Жизнь и творчество П.П.Бажова Урал – сокровищница России Малахит – уральский камень Произведение.
Павел Петрович Бажов План урока 1. 1.Жизнь и творчество П.П.Бажова Урал – сокровищница России Малахит – уральский камень Произведение.
Колдун уральский бородатый, Бажов нам дарит новый сказ. В нем слово каждое лучится, Его направленность мудра, Найдут чему здесь поучиться Любого мастера.
Малахитовая шкатулка. Цель работы 1. Узнать что такое малахит. 2. Почему произведения П.П. Бажова называются сказами. 3. Существуют ли на самом деле места,
Сходство и различие сказа и сказки Над проектом работали: Красных Екатерина Коротаева Валерия Тарасова Дарья Быков Андрей Малинина Елена Байкалова Светлана.
Павел Петрович Бажов … Я вновь и вновь их (сказы) перечитываю, подлинно наслаждаясь и богатством выдумки, и слаженностью сказов, и сладкозвучным.
Сказ – литературное произведение, имеющее форму повествования от лица рассказчика. Сказка Сказ События происходят в фантастическом, Место действия конкретное,
Сказы Бажова Уральские сказы Павла Бажова Выполнил : ученик 2 б Ремизов Тимофей.
Сказы П.Бажова Сказки П.Бажова ХОЗЯЙКА МЕДНОЙ ГОРЫ КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК МАЛАХИТОВАЯ ШКАТУЛКА КАМЕНЬЯ БАЖОВА.
Автор: Ячменёва Галина Александровна учитель русского языка и литературы МАОУ ОСОШ 2 село Омутинское Тюменской области 2014 г. Всероссийский конкурс «Мозаика.
Презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему: Презентация. Сказ П. П. Бажова "Медной горы Хозяйка" в 5 классе
Павел Петрович Бажов Сказ «Медной горы Хозяйка». Озеро Увильды.
Жанровое своеобразие и герои сказа П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка» (применение проблемных ситуаций на уроках литературы) МОУ «Троицкая СОШ», учитель русского.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Рамонская средняя общеобразовательная школа 2 Рамонского муниципального района Воронежской области Шепеленко.
МБС(к)ОУ С(к)ОШ для детей с ОВЗ Пименова Наталья Александровна.
Сказы БАЖОВА. Бескраен, бездонен сказочно-сказовый рудный Урал. Речисты мастеровые уральские старики. В старом колодце синюю старуху ведьму они поселили.
Ур а л ь с к и е с к а з ы. Биография Павел Петрович Бажов родился 15 января (27 января) 1879 год в семье рабочего (горного мастера). В детстве жил в.
Транксрипт:

5 класс Литература. Банюшевич Л.Н., учитель русского языка и литературы Урок - творчества

Образ Степана Образ хозяйки Биография Медной горы писателя Словарная работа Устное рисование Урок - творчества Иллюстрации Подбор (интернет) стихотворений Викторина Рисунки Работа Особенности с эпизодами сказа

П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»

«Медной горы Хозяйка» Палех. Худ. Г. Буреев.

Раскрыть образ главного героя - труженика горного рудника, образ главной героини - хозяйки Медной горы. Обучить навыкам аналитического чтения, пересказу сказа, устному рисованию. Познакомить с жанром сказа.

Чем велик и прекрасен человек? Одухотворённый трудом… Вне труда нет и человека. П. Бажов.

Слово о жизни и творчестве писателя П.П.Бажов родился в семье горнозаводского рабочего, мать была искусная кружевница. От детей секретов не было, они знали, что такое « урок» и штраф, что такое «чёрный список» и телесные наказания. П. Бажов был единственным ребёнком в семье. Учился в духовной школе, затем в екатеринбургском духовном училище и Пермской духовной семинарии. Когда учился в 4 классе, умер отец, а мать стала терять зрение. Чтобы помочь семье, пришлось искать дополнительный заработок.

Учился прилежно, поэтому предложили учиться в духовной академии, но духовная карьера не привлекала двадцатилетнего юношу. До ноября 1917года работал учителем русского языка, и все восемнадцать лет нелёгкого учительского труда посвятил фольклористике. Художественно - литературная деятельность началась в возрасте 57 лет. Первый сборник «Сказы старого Урала» вышел в 1939 году. Главной книгой П. Бажова считается «Малахитовая шкатулка».

Чем интересен был для вас сказ?

1 Сказ- жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды Для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно - фантастическим миром фольклора

занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях

Горняцкие сказы Сказы мастеровых Старательские сказы

а) Герои - люди обыкновенные. б) Фольклорная первооснова. в) Рассказчик - человек из народа. г) Волшебство и таинственность - неотъемлемые части повествования.

Образ Хозяйки Медной горы, олицетворяющий природу горного Урала, восходит к фольклорным прототипам. Хозяйка - поэтический образ, символизирующий творческий поиск и вечные сомнения подлинного мастера. Сказы П. Бажова населены вовсе не сказочными героями, а людьми самыми обыкновенными.

Чтение эпизода «Описание Хозяйки Медной горы.» ( Со слов: «Глядит, а перед ним на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит.» До слов: « Хозяйка эта – малахитница-то -любит над человеком мудровать.») Что необычного было в её внешнем облике? Что особенно удивило Степана?

а) Чтение диалога Степана и Хозяйки Медной горы. Почему первым желанием Степана было уйти не замеченным хозяйкой? Что заставило остаться для беседы? ( Стыд, что испугался девки.) Какой человек нужен был хозяйке?

Расскажите об испытаниях, данных Степану хозяйкой. Первое испытание. Передать приказчику, чтобы он убирался с рудника. Второе испытание. Не польстился на богатство малахитницы, не предал Настеньку. Сумел хранить в тайне всё, что видел в горе, а также свадебные подарки хозяйки. Третье испытание. Забыть о том, что с Хозяйкой Медной горы встречался.

Почему обратилась именно к Степану? ( Увидела в нём старательного, честного работника. Несмотря на подневольный труд, он трудился во всю силу, не обманывая въедливого приказчика и, в первую очередь, себя. Его рабочая совесть была чиста.)

Степан. Перед нами молодой человек лет , высокий, худощавый. Глаза у него большие, серые, слегка отливающие зеленью. ( Это последствия работы в Малахитовой шахте). Лицо обрамляют светло- русые волосы, повязанные вокруг головы кожаным шнурком, чтобы не падали на глаза. Нос у Степана прямой, слегка выделяется вперёд.

Щёки чуть впалые, скулы широкие. подбородок с ямочкой. Одет Степан обычно: лапти, порты, длинная рубаха, на горловине, рукавах и подоле украшенная незатейливой вышивкой.

Составление художественной характеристике героя. Подумайте, какими качествами характера обладает наш герой? Выберите из перечисленных определений нужные для характеристики героя. Красивый грубый услужливый сердечный Честный дерзкий решительный скромный Злой добрый трудолюбивый умный Завистливый жестокий Душевный лукавый

Каким человеком был Степан, мастер Красногорского рудника?

Степан жил ещё при крепостном праве, то есть до 1861 года. Жил на Урале в местности, где были шахты и рудники, недалеко от Гумёшек и Красногорского рудника. Покосы у него были за Северушкой. Степан добывал в шахте малахит-руду. Он был молодой парень, неженатый, но работа в горе плохо сказывалось на здоровье. У Степана была невеста, сиротка Настасья. Однажды он с товарищем пошёл траву на покос смотреть, да заснули. Степан проснулся и увидел девку, по одежде он понял, что это сама Хозяйка. Она приказала Степану передать приказчику, чтобы он убирался с рудника и пообещала выйти замуж за него, если он выполнит её наказ. Степан не хотел жениться на ящерке, но ему было стыдно оказаться хвастуном, и он передал приказчику слова Хозяйки. Приказчик разгневался, велел выпороть Степана и в забое приковать на цепь. Хозяйка помогла ему выполнить задание и отвела в свои комнаты смотреть приданое. Но Степан не позарился на красоту Хозяйки и отказался брать её в жёны. Малахитница обрадовалась, что Степан оказался честным, смелым и нежадным человеком, и обещала ему помочь : вызволить его от приказчика и устроить его жизнь. Но поставила третье условие: чтобы Степан забыл о ней. Степан вернулся в свой забой. Надзиратель перевёл его в другой забой. А Степан по-прежнему добывал хороший малахит. Приказчик пообещал ему выпустить его на волю, если он найдёт малахитовую глыбу во сто пуд. Расковал Степана и дал приказ прекратить работы на Красногорке. Степан нашёл глыбу, но приказчик обманул его, не дал воли. Барин пообещал отпустить его на волю. Если он найдёт огромные малахитовые камни, чтобы из них вырубить столбы. Степан потребовал сначала написать вольную для себя и своей невесты, а потом уже начал искать глыбы. Когда нашёл, из этих глыб сделали столбы в церковь. Степан не смог забыть Хозяйку. Он женился, построил дом, но начал болеть, таять на глазах. Он купил ружьё и стал ходить как будто на охоту. Умер он на том месте, где впервые встретил Хозяйку. Когда люди нашли мёртвого, над ним плакала большая зелёная ящерка. Подарок Хозяйки, горсть медных изумрудов, Степан не продал, тайно сохранял, « с ними и смерть принял».

Обучение пересказу. Эпизод : «Степан в гостях у Хозяйки»

Работа с опорной лексикой. От своего слова не отпорна, схлопала в ладоши, урок наломайте, одним словом, постеля, на ем, огневается теперь, не обзарился, возьми на разживу, указала перстом, ход, как штольня, надзиратель рудничный.

Каков, по-вашему, характер рассказчика? Как он относится к тому, о чём рассказывает? Какую силу, по мнению рассказчика, представляет Хозяйка Медной горы? Как в этой сцене объясняется, почему именно Степан стал гостем Хозяйки? Где в этой сцене реальное, а где фантастическое?

Работа над эпизодом «Смерть героя». ( Пересказ эпизода.) Куда ушла весёлость Хозяйки да и Степана? В чём огорчение Степана, теперь он вольный человек? Где бывал во время охоты? Как закончилась жизнь Степана? Что заставило Степана на всю жизнь сохранить слёзы- алмазы в тайне ото всех, кто с ним общался?

Работа с иллюстрацией ( стр. 57, учебник) Что изображено на иллюстрации? Как на ней прославляется красота рабочего- труженика? Как изображены отрицательные герои? Почему так изображена Хозяйка? Подберите строки из сказа, которые поясняют фрагмент.

«А одежда, и верно, такая, что другой на свете не найдёшь. Из шёлкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз, как шёлк, хоть рукой погладить.» «На другой день поутру, как у спускового барабана народ собрался, приказчик заводской подошёл. Все, конечно, шапки сняли, молчат, а Степан подходит и говорит: « Видел я вечор Хозяйку Медной горы…» «Надзиратель рудничный… отвёл ему забой хуже некуда…стал Степан каелкой помахивать.. Так малахит и сыплется, ровно кто его руками подбрасывает.»

Работа с рисунками учащихся? Какие моменты изображены? Пояснить

Эпиграфом к уроку служат слова о труде. Объясните, что значит «одухотворённый труд»? ( Это труд, в который люди вкладывают свою душу, стремятся выполнить работу очень хорошо, чтобы заслужить похвалу других, чтобы смогли их назвать самым важным словом - «мастер».)

П. Бажов - единственный из писателей, кто смог собрать великолепные сказы Урала, обработать их литературно, создать свои интересные варианты таких произведений. Именно мифическая Хозяйка Медной горы воплощает в себе красоту природы уральского края, показывает людям свои богатства и тут же скрывает их, бережёт. Именно этот сказ служит началом целой группы сказов о малахитнице.

На дворе пурга в окно стучится, В комнате уютно и темно. Мне сегодня что-то вдруг не спится, Ночь уж на дворе стоит давно. Начинает мама тихо сказы О Хозяйке, что живёт в горе, Вижу я Данилушку - и сразу Ящерки мелькнули на заре…

Вижу я, как девочка Татьяна На шкатулку новую глядит, Как горы Хозяйка Северьяна Заковала в древний малахит… И от этих сказов стало снова На душе так чисто и светло. В дальний домик дедушки Бажова На Урал меня перенесло!

Понравились ли вам стихотворения? Чем? Какие сказы вспоминает девочка?

1 Что такое сказ? 2 Назовите сказы Бажова, в которых появляется Хозяйка Медной горы. 3 Где находились покосы рабочих? 4 Как назывался рудник, где работал Степан? 5 Как звали невесту Степана? 6 Как называется орудие труда для работы в руднике? 7 Из какой руды было приданое Хозяйки? 8 Как заканчивается сказ « Медной горы Хозяйка»?

1 В.Я Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин Литература, 5класс.Москва «Просвещение», 2011 год. 2 И.В. Золотарёва, Н.В. Егорова. Универсальные поурочные разработки по литературе.5класс Москва «Вако»,2007 год. 3 И.В. Карасева. Поурочные планы. 5класс. Волгоград «Учитель»,2008 год О.А. Ерёмина. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. Москва «Экзамен»,2003 год