Жизненный путь и творчество В.Г. Распутина. Анализ произведения «Прощание с Матёрой» Банюшевич Любовь Николаевна, учитель русского языка и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Валентин Григорьевич Распутин. Биография.
Advertisements

Валентин Распутин родился 15 марта 1937 г. В селе Усть - Уда Иркутской области в крестьянской семье. « Стоит на Ангаре, почти на полпути между Иркутском.
Урок- взгляд по теме: Проблематика повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой»
11 класс Литература Банюшевич Л.Н., учитель русского языка и литературы.
15 марта 1937 года в семье молодого работника райпотребсоюза из районного поселка Усть-Уда, затерявшегося на таежном берегу Ангары почти на полпути между.
Урок - взгляд по теме: Проблематика повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой»
(р. 1937) Русский прозаик. Сведения о писателе Книжная полка Задания.
«Предупреждение моему современнику» ( по повести В. Распутина «Прощание Матёрой» Час диалога: с Выполнили: Арсланова Т.М. Солонцова О.В. Стрельцова В.
Очерки посвящены освоению Сибири, жизни геологов и строителей.
«Ни с кого душа не требует так сурово, как с русского человека»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования» города Ачинска Красноярский край, г. Ачинск, 2012 г. Реук Татьяна Анатольевна,
«Тропа Фёдора Абрамова и его героев» (по повести "Пелагея") Задачи: учиться сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения; выявить идейный.
ВАЛЕНТИН РАСПУТИН « Помочь человеку, дохнуть на него … теплом и добром» Зачетная работа ученика 11Л класса Елисеева Александра.
Сибирские писатели В.П.Астафьев ( г.) В.Г.Распутин ( род. в 1937г.) Одной из главных тем в современной русской литературе является вопрос о взаимоотношениях.
ВАЛЕНТИН РАСПУТИН « Помочь человеку, дохнуть на него … теплом и добром»
МОУ ЗАХАРОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА.
« С думой о родной земле » выполнила : учитель русского языка и литературы Аникьева Н. Г. МКОУ Аталанская ООШ.
Биография писателя Биография писателя Художественный мир писателя Художественный мир писателя « Я стал терпимее к своим оппонентам » ( интервью )« Я стал.
Книги, быть может, самое лучшее, что способны оставить после себя сыны человеческие. Тем более такие книги. В. Быков.
УРОК-ДИСПУТ Кто из героев повести В.Г. Распутина прав в выборе своей позиции по отношению к Матёре?
Транксрипт:

Жизненный путь и творчество В.Г. Распутина. Анализ произведения «Прощание с Матёрой» Банюшевич Любовь Николаевна, учитель русского языка и литературы

Я пишу о деревне, потому что я вырос там, Она вскормила меня, И рассказать правду о ней теперь мой долг. Чтобы понять раздумья, чувства, заботы писателя, важно знать об истоках его жизни. Сам Распутин уверен, что все мы с рождения впитываем в себя картины своей Родины, что они влияют на наш характер. Отсюда и такое признание В. Распутин

Воспоминания М.Сергеева – писателя, земляка Распутина «Стоит на Ангаре, почти на полпути между Иркутском и Братском, рабочий посёлок, районный центр Усть-Уда. От немудрящей пристани круто поднимается вверх бугристая улица, кажется, начинается она прямо в реке, под водой, по бокам её- лиственничные избы, вперемежку с местными учреждениями, столовой, магазинами… В 1937 году, когда родился В.Распутин, река была поуже, а улица подлиннее, а там, где голубеют разливы Братского моря, степенностью своей, заменив стремительность тогдашней Ангары, были в те дни колхозные пашни. Всё это надо знать, чтобы понять, откуда у современного горожанина, учившегося в Иркутском университете, работавшем в местных областных газетах, живёт это доброе, неиссякаемое чувство земли, пашни, речных заводей, простых обстоятельств жизни, откуда в творчестве писателя поразительная точность языка, бытующего в Сибири, достоверность пейзажей, истинность поступков, характеров.»

Воспоминания В.Распутина «Детство моё пришлось на войну и на голодные послевоенные годы. Оно было нелёгким, но оно, как я теперь понимаю, было счастливым. Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в неё удочки, ещё не окрепнув, тянулись в тайгу, начинавшуюся сразу за деревней, собирали ягоды, грибы, с малых лет садились в лодку и самостоятельно брались за вёсла, чтобы грести к островам, где косили сено, потом снова шли в лес – большинство наших радостей и занятий было связано с рекой и тайгой. Это была она, известная всему свету река, о которой слагались легенды и песни.»

Биография Валентину Распутину На родине, как в космосе, не счесть огня и леса, камня и простора, всё не вместишь, не потому ли есть у каждого из нас своя Матёра, своя Ока, где тянет холодок в предзимний день от влаги загустевшей, где под ногой еще хрустит песок, крупнозернистый и заиндевевший... Прощай, Матёра! Быть или не быть тебе в грядущей жизни человечьей - нам не решить, но нам не разлюбить. Стихотворение С. Куняева Родился в крестьянской семье ямщика Ефима Вилкина и Анны Паршуковой, в селе Покровском Тюменского уезда Тобольской губернии. Родных мест не покидал до поступления в университет. В 1959 году окончил историко- филологический факультет Иркутского университета. Начинал работать в газете, на телестудии. Затем работал журналистом. Был депутатом Верховного Совета СССР, членом президентского совета России.

Проблемы, которые затрагивает В. Распутин Проблема экологии Проблема исчезновения деревни Проблема нравственности Ответственность человека за судьбу страны Связь и преемственность поколений Столкновение старого и нового Будущее земли Тема памяти

Художественный мир писателя Действие у Распутина почти всегда происходит в деревне, и главные герои, «старинные старухи», и симпатии его отданы древнему, исконному, что безвозвратно уходит из жизни. Его интересует место личности в истории. Сюжет каждой повести связан с испытанием, выбором, смертью.

«Живи и помни» Действие переносится в 1945 год, когда не хотелось умереть на фронте герою повести Андрею Гуськову. И он дезертировал. В центре внимания нравственные и философские проблемы, вставшие как перед самим Андреем, так и перед его Настёной. Настёна укрыла бежавшего после госпиталя мужа, приняла его вину на себя. Находятся охотники выследить Настёну. И она, искупая вину и Андрея, и выслеживателей, вину жестокого времени, бросается в Ангару.

«Уроки французского» Рассказ вырос из вполне реальной истории, героиня которой однажды случайно наткнулась на книгу своего ученика. Автор угадывает нашу «вину перед учителями…и не за то вовсе, что было в школе.., а за то, что сталось с нами после». Но откуда же вина-то? Мог ли догадаться голодный мальчик, что учительница, играющая с ним в пристенок, обманывает этим наивным образом его мучительную гордость, чтобы помочь ему переживать трудные дни? Он поймёт это позже, но вина станет только острее, потому что поступки наших учителей обязывают нас не ронять жизни, быть «после» по росту тем жертвам, которыми выкупили нашу жизнь родители и учителя. Специально, не думая об этом, они сеют в нас острое чувство справедливости, но мы подчас слишком поздно обнаруживаем в себе эти семена, чтобы напоить их своим сердцем.

«Последний срок» В книге говорится о предсмертных днях старухи Анны и о собравшихся у постели умирающей матери её детях. Смерть высвечивает характеры всех персонажей и, в первую очередь, самой старухи. Сыновья Михаил и Илья, запасшись водкой для поминок, не выдержали ожидания и крепко выпили. Дочери Мося и Варвара едва не поссорились из-за своей доли забот о матери. Всё это та «младая жизнь», что у гробового входа способна играть. Старуха Анна не осуждает никого. Она как бы подошла к самому заповедному, смыслу бытия, оценила очищающий смысл страдания жизни не по лжи, простилась с подругой Мироникой, научила дочь Варвару, как следует ей «обвыть», оплакать мать. И какой-то странной и загадочной тревоги полно последнее неисполненное ожидание старухи: не приехала самая добрая, нежная, любящая дочь Татьяна. Почему душевный зов не дошёл до неё? Это загадка чудесной повести.

Высказывания писателя: Каким предстаёт писатель из своих высказываний? Я далёк от мысли, что как писатель пишу на все вкусы.. Но я другим быть не могу. Гражданская, идейная убеждённость и есть, в конечном счёте, то, что направляет наше перо. Для меня понятие гражданственности, идейной убеждённости неотделимы от того, что мы называем писательской совестью, сознанием своей правоты.

Сила настоящего художника такова, что он даёт нам ощущение присутствия при событиях, о которых рассказывает, и даже участия в них, если они нас трогают. Вот о событиях, которые нас трогают, мы и поговорим, анализируя произведение «Прощание с Матёрой» Мы видим Матёру глазами автора, Дарьи, хозяина острова

Какой же запомнили распутинскую Матёру? Глубь Сибири, Ангара, небольшой остров в пять километров, и деревня на нём с тем же названием Матёра, жила она, «встречая и провожая годы». Остров надёжно, утюгом стоит на Ангаре. «Лучше этой земли не сыскать»,- решил тот, кто первый открыл для людей Матёру… Вот мы с Дарьей на макушке острова, видим как на ладони Ангару; словно причаливший к Матёре другой остров – Подмогу. На высоком чистом месте хорошо видна церквушка, старая мельница на протоке, кладбище за деревней на песчаном возвышении. А ещё видится поле, а за ним лес, ближе леса, у дороги, царь- дерево, могучий в три обхвата листвень. При тихом солнышке неподвижна река. Тихо, хорошо у воды. Сюда спускали лодки, ходили за водой, отсюда ребятишки впервые озирали мир. «И тихо, покойно лежал остров, тем паче родная, самой землёй намеченная земля…от края до края, от берега до берега хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре – всего, отделившись от материка, держала она в достатке – не поэтому ли называлась громким именем – Матёрой?

Какой видим Матёру в ночное время? Матёра в ночной час, когда погасли звёзды и вышел оглядеть свои владения Хозяин острова. В тиши слышится журчание воды, тихий разговор ветра в деревьях, скрип старой лиственницы. Вот во тьме еле различим похожий на баржу колчаковский барак, пристанище Богодула. Словно не успела взобраться на горку, поодаль от других изба Петрухи, стонет, словно знает о предсмертном часе. Вот другие оставленные людьми избы, с пустыми, незрячими окнами. Протяжным вздохом отвечают они на приближение хозяина. А в этих избах ещё «теплится» жизнь Матёры-деревни. Стонут старухи в тяжёлых снах-воспоминаниях, и сны их вспыхивают за окнами зарницами, и по этому можно определить, где ещё остались люди.

Но правы ли будем мы, если скажем, что ветры истории, судьбы страны не задели Матёры? Нет. В судьбе деревни отразилась история, жизнь страны, её грандиозные перемены: видела Матёра бородатых казаков, ставивших на Ангаре Иркутский острог, стала свидетелем жестокого боя между колчаковцами и партизанами, создала «коммунию»-колхоз. Как вся страна, Матёра послала своих сыновей защищать Родину в годы войны и, так же как многочисленные деревни по всей необъятной России, осиротела, не дождавшись многих из них. Два сына полегло у Настасьи с Егором, прибрала двоих сыновей война у Дарьи. Течёт жизнь, время. Масштабы новых строек, огромные замыслы наших дней – всё это тоже непосредственно коснулось острова: при строительстве ГЭС Матёра подлежит затоплению. Мы видим деревню в последнее лето её существования.

Почему именно это время заинтересовало писателя? Почему он считает, что мы читатели, должны об этом знать? Хотел сказать, что научно- техническая революция связана с такими переменами, которые глубоко переживаются старшим поколением. Но ведь это прогресс. Автору жалко расставаться со своей землёй, но мы то понимаем, что нужно. Прощание с Матёрой- о памяти. Как у людей есть предки, есть прошлое и у земли. Чем больше ты знаешь о человеке, о родной земле, тем они ближе тебе и дороже. Гибель Матёры- это тяжёлое время для многих жителей деревни. А тяжёлое время – это время испытаний для человека. Характер, душа обнажаются в эти моменты. Сразу ясно, кто есть кто. Поэтому и заинтересовал писателя этот момент в жизни Матёры.

Необходимо ли затопление Матёры? Ради кого и ради чего это делается? А вы уверены, что надо было затапливать Матёру? Это необходимо. ГЭС возводят ради блага людей. Ради тех же матёринцев и ещё, может быть, тысяч и миллионов. Земли здесь плодородные, урожаи отменные. Павел сомневается в правильности такого решения, а Дарья уверена: люди понимают, что не надо топить Матёру, а топят. Автор тоже не очень это одобряет. Людей сорвать с насиженных мест, душу им перевернуть – это что, так просто? Надо было это делать по- человечески. Если это делается для блага людей, в интересах государства, а наше государство народное, то могут ли быть оправданы любые достижения благородной цели? Как вы считаете?

Разговор о земле, о малой родине, о силе привязанности к ней, о духовном единении людей, преемственности поколений. Работа над эпизодами I группа Отъезд Настасьи и Егора II группа Сенокос III группа Прощание Дарьи с родной землёй IV группа Разорение кладбища

Мои воспоминания о малой Родине Как известно, на стыке XIX-XX веков на наших, тогда ещё мало заселённых дальневосточных территориях, ежегодно сменяя друг друга, трудилось множество научных экспедиций, которые чаще всего возглавляли специалисты военных ведомств – географы, гидрологи, картографы, этнографы, геодезисты. Многие из этих первых исследователей оставили на карте нашего края свои имена. Одним из таких учёных и исследователей был И.П.Надаров, в честь которого в самом начале века было названо одно из сёл в теперешнем Пожарском районе. Надаровку основали первопоселенцы с Черниговщины и Херсонщины, в 30-х годах к ним подселились выходцы из Пензы, Рязани, Мордовии. Это замечательное село Надаровка весной благоухало запахами цветущих садов. Это был прекрасный уголок, где жили мои предки: дедушки, бабушки (семьи Гуз и Трегубовых), родители(Николай Антонович и Тамара Сергеевна), где родилась и я(Гуз Любовь Николаевна). Дома стояли добротные, люди строились надолго. Жили дружно и не думали покидать свои дома. Без малого это село просуществовало 60 лет. А за селом, прямо за огородами каждое лето происходило самовозгорание залежей угля. Изредка животные, оставленные без присмотра или отставшие от стада, тонули в этой жиже. В 1960 году было обнаружено, что село стоит на огромных запасах угля. Власти решили переселить всех жителей этого села на новые места. Кто был помоложе переехал в строящийся Лучегорск, но, а пожилым хотелось жить на земле, вот и перебрались они вблизь лежащие сёла: Федосьевку, Игнатьевку, Нагорное и т.д.Многие жители ещё долго ездили в село, где родились, где прожили большую часть жизни, собирали урожаи со своих садов.Некоторые, как и герои повести «Прощание с Матёрой», сжигали свои дома ( мой дед ( Гуз А.А. )сжёг свой дом), перевозили на новое место жительства, разбирали.За селом находилось кладбище, где похоронены мои дедушка и бабушка, родственники, в настоящее время остался небольшой клочок земли, не перекопанный экскаваторами, который напоминает старожилам о кладбище.Всё забыто, и не все помнят сейчас, что первыми строителями нашего вечно юного города были жители этого села, и только изредка об этом селе вспоминают жители Лучегорска, когда празднуется день города.

Высказывания учащихся Всё, что я прочла у Распутина, пронизано любовью к простым людям с их порой нелёгкой судьбой Мне дорог и близок Распутин, потому что он в своих произведениях описывает человеческие чувства и душевные качества, которые я уважаю в людях. Распутин пишет о нашей сегодняшней жизни, исследует её глубины, будит мысль, заставляет работать душу. Распутин пишет просто, но в то же время глубоко и о серьёзном. Он прекрасный психолог, художник.