Учебно- исследовательские умения студентов Учебно- исследовательские умения студентов кандидат педагогических наук, доцент Т.В.Вилейто Санкт-Петербург2009.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Реферат как форма самостоятельной работы студента. 2. Подготовка и основные этапы выполнения курсовой работы (проекта) в высшей школе. 3. Дипломная.
Advertisements

КАК РАБОТАТЬ С УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ МЕТОДЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.
Конспект. Конспектирование Библиотечный урок для 9-10-х классов.
Как составить реферат Как составить реферат Памятка для старшеклассников Копейский городской округ 2006.
Внедрение эффективного инновационного опыта в практику как управляемый процесс План: 1. Основные формы распространения эффективного инновационного опыта:
Над книжными страницами… Самостоятельная работа учащихся с источниками информации.
Ким Э.В. Методическая лаборатория географии МИОО РЕФЕРАТ как средство формирования познавательной активности и творческих способностей учащихся.
Реферат и как его написать Советы по написанию реферата.
Методика проведения семинарских занятий. Самостоятельная работа слушателей.
УЧИМСЯ КОНСПЕКТИРОВАТЬ занятие в рамках работы элективного курса «Исследовательская деятельность учащихся 9-ых классов»
Конспект как одна из форм самостоятельной работы с литературой. Библиотечный урок для 9 класса.
Аудиторная Внеаудиторная Разработала: Кузнецова В.В. Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарским, практическим занятиям, зачетам и экзаменам Методика подготовки к семинарским и практическим.
Тема: Компрессия текста Орындаған: Нұрбергенова Айгүл Био-15-1 Тексерген: Калабергенова.А.К.
Тема : Составление конспектов. Конспектирование лекций как творческий процесс Выполнила: Тыныс А.А. Группа: 102 фк Приняла: Нурмаханова Г.К.
Изучение, обобщение и распространение актуального педагогического опыта Кузьмина Светлана Евгеньевна Методист МУДО ЦРТДЮ.
Методы самостоятельной работы с книгой.
Формирование исследовательских знаний и умений преподавателя.
1 21. ТЕЗИСЫ И РЕЦЕНЗИЯ – ЭТО ТОЖЕ ВАЖНО! Основные правила написания Кто предупреждает нас о бесполезных путях, оказывает нам такую же услугу, как и тот,
Курсовая работа как элемент научно-исследовательской работы студентов Пермский филиал МЭСИ Бушмелева М.А.
Транксрипт:

Учебно- исследовательские умения студентов Учебно- исследовательские умения студентов кандидат педагогических наук, доцент Т.В.Вилейто Санкт-Петербург2009

Самообразование - специально организованная, самостоятельная познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно или общественно значимых образовательных целей: на удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации Структура самостоятельной работы: Восприятие и осмысление учебного материала на лекциях, составление конспектов Работа с книгой. Изучение учебной литературы Переработка учебной информации и превращение ее в личностные знания Закрепление знаний в процессе выполнения упражнений, дополнительных заданий и т.д. Подготовка к выступлениям на семинарских и практических занятиях Работа в предметных кружках, студенческих научных обществах Выполнение рефератов, курсовых и дипломных работ

Лист самооценки учебных умений Компоненты учебной деятельности 1.Умею слушать преподавателя и записываю основной материал 2.Умею читать схемы, графики, таблицы 3.Умею выступать на семинарах и аргументированно защищать свои позиции 4.Умею работать в библиотеке с каталогом и самостоятельно подбирать литературу по определенным темам 5.Умею составлять аннотации 6.Умею составлять назывной план по любому информационному тексту 7.Умею конспектировать статьи, книги 8.Умею составлять тезисы 9.Умею использовать и оформлять цитаты 10.Умею составлять рецензии на прочитанный текст 11.Умею реферировать несколько источников по одной проблеме и оформлять рефераты 12.Умею работать со справочными материалами

Работа с книгой Беглое, ознакомительное чтение (по диагонали, по абзацам, выборочное) Беглое, ознакомительное чтение (по диагонали, по абзацам, выборочное) Скоростное чтение (по специальным методикам) Скоростное чтение (по специальным методикам) Аналитическое (глубокое осмысленное) чтение Аналитическое (глубокое осмысленное) чтение

Аналитическое чтение Фиксирующее или регистрирующее – читается весь текст с учетом всех сносок и ссылок с целью постижения основного содержания Фиксирующее или регистрирующее – читается весь текст с учетом всех сносок и ссылок с целью постижения основного содержания Разъяснительное - по ходу чтения выясняются при помощи справочной литературы или при помощи консультантов все непонятные места Разъяснительное - по ходу чтения выясняются при помощи справочной литературы или при помощи консультантов все непонятные места Критическое - предполагает анализ, оценку источника, сопоставление авторской позиции с взглядами других авторов и своей собственной Критическое - предполагает анализ, оценку источника, сопоставление авторской позиции с взглядами других авторов и своей собственной Творческое – на основе прочитанного вырабатывается свой подход, свое видение проблемы Творческое – на основе прочитанного вырабатывается свой подход, свое видение проблемы

Этапы обзора изданий периодики 1 этап: выбрать источник (газеты и журналы методические, педагогические) 1 этап: выбрать источник (газеты и журналы методические, педагогические) 2 этап: просмотреть 2-3 последних номера и выписать следующие данные: фамилия главного редактора, с какого времени выходит издание, какова периодичность, постоянные рубрики и их тематика, эпизодические рубрики 2 этап: просмотреть 2-3 последних номера и выписать следующие данные: фамилия главного редактора, с какого времени выходит издание, какова периодичность, постоянные рубрики и их тематика, эпизодические рубрики 3 этап: определить, какую помощь может оказать это издание в процессе подготовки ВКР и в практической профессиональной подготовке 3 этап: определить, какую помощь может оказать это издание в процессе подготовки ВКР и в практической профессиональной подготовке 4 этап: отметить 1 статью в любом номере, подготовить ее краткий пересказ. Подобрать аргументы для того, чтобы однокурсники обязательно к ней обратились 4 этап: отметить 1 статью в любом номере, подготовить ее краткий пересказ. Подобрать аргументы для того, чтобы однокурсники обязательно к ней обратились

Аннотирование - краткая характеристика печатного издания или его части с точки зрения содержания, назначения, формы и других особенностей План аннотации: 1. библиографическое описание работы; 1. библиографическое описание работы; 2.перечисление основных проблем, затронутых в работы; 2.перечисление основных проблем, затронутых в работы; 3. выводы автора, его мнение, оценка. 3. выводы автора, его мнение, оценка.

Действия при написании аннотации 1. разбейте текст на смысловые части 1. разбейте текст на смысловые части 2. выделите в каждой части основную мысль, обозначите ее предложением, заимствованным из текста 2. выделите в каждой части основную мысль, обозначите ее предложением, заимствованным из текста 3.сформулируйте основную мысль своими словами 3.сформулируйте основную мысль своими словами 4. перечислите основные мысли, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения 4. перечислите основные мысли, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения 5. определите значимость работы 5. определите значимость работы

Виды аннотаций По содержанию и целевому назначению Справочные (описательные или информационные) характеризуют тематику издания, сообщают сведения о нем, но не дают его критической оценки Рекомендательные характеризуют книгу и дают оценку ее пригодности для определенной категории читателей, с учетом уровня подготовки., возраста и т.д.

Виды аннотаций По полноте охвата содержания аннотируемого произведения и его назначению Общие характеризуют книгу в целом и рассчитаны на широкий круг читателей Специализированные представляют определенную проблематику и рассчитаны на узкий круг специалистов Например, аналитическая аннотация касается некоторых глав, параграфов и страниц, которые посвящены определенной теме

Обзорные или групповые аннотации содержат обобщенную характеристику 2 или более документов, близких по тематике справочная обзорная аннотация объединяет сведения о том, что является общим для нескольких книг (статей) на одну тему, с уточнением трактовки особенностей темы в каждом из произведений рекомендательные обзорные аннотации отмечают различия в трактовке темы, в степени доступности и др.

Речевые стандарты для аннотации Статья опубликована (помещена, напечатана) в журнале (газете)… Статья опубликована (помещена, напечатана) в журнале (газете)… Монография вышла в свет в издательстве… Монография вышла в свет в издательстве… Статья посвящена вопросу (теме, проблеме)… Статья посвящена вопросу (теме, проблеме)… Статья представляет собой обобщение (обзор, изложение, анализ, описание – указать чего)… Статья представляет собой обобщение (обзор, изложение, анализ, описание – указать чего)…

Речевые стандарты для аннотации Автор ставит (освещает) следующие проблемы (останавливается на следующих проблемах)… Автор ставит (освещает) следующие проблемы (останавливается на следующих проблемах)… В статье рассматривается (затрагивается, обобщается – что?)….;говорится (о чем?)…; дается оценка (анализ, обобщение – чего?)…; представлена точка зрения (на что?)…; поставлен вопрос (о чем?)… В статье рассматривается (затрагивается, обобщается – что?)….;говорится (о чем?)…; дается оценка (анализ, обобщение – чего?)…; представлена точка зрения (на что?)…; поставлен вопрос (о чем?)… Статья адресована…; предназначена (кому?)…; может быть использована (кем?)…; представляет интерес (для кого?)… Статья адресована…; предназначена (кому?)…; может быть использована (кем?)…; представляет интерес (для кого?)…

Составление плана информационного текста План текста – это краткая запись его содержания План текста – это краткая запись его содержания Типы планов: вопросный, назывной, тезисный. план-опорная схема Типы планов: вопросный, назывной, тезисный. план-опорная схема При составлении вопросного плана используются вопросительные слова (какой?, каковы?, что такое? и т.д.)

Составление плана информационного текста Тезисный: действие обозначено глаголом в неопределенной форме – («Подготовить материал к реферату») Тезисный: действие обозначено глаголом в неопределенной форме – («Подготовить материал к реферату») Назывной: действие обозначено существительным («Подготовка материала к реферату») Назывной: действие обозначено существительным («Подготовка материала к реферату») План-опорная схема: состоит из смысловых опор – схемы, ключевые слова, отражающее основное содержание текста. План-опорная схема: состоит из смысловых опор – схемы, ключевые слова, отражающее основное содержание текста.

Составление тезисов Тезис -1. положение, утверждение, требующее доказательства; 2. положение, кратко излагающее научную или практическую идею статьи, доклада, сочинения (Толковый словарь) Т.е. тезис – это положение, отражающее смысл значительной части текста; то. что доказывает или опровергает автор; то, в чем он стремится убедить читателя», вывод, к которому он подводит

Значение тематического тезирования 1. тезисы помогают обобщить материал, представить его суть в кратких формулировках 1. тезисы помогают обобщить материал, представить его суть в кратких формулировках 2. процесс тезирования позволяет глубоко разобраться в том или ином вопросе 2. процесс тезирования позволяет глубоко разобраться в том или ином вопросе 3. тезисы позволяют сделать критический анализ книги, статьи, доклад 3. тезисы позволяют сделать критический анализ книги, статьи, доклад 4. акцентируют внимание на сути излагаемого материла 4. акцентируют внимание на сути излагаемого материла

отличие плана от тезисов план Пункт плана называет вопрос, не раскрывая его содержания Пункт плана называет вопрос, не раскрывая его содержания Внимание направлено на порядок, последовательность, взаимосвязь высказываемых мыслей Внимание направлено на порядок, последовательность, взаимосвязь высказываемых мыслей тезисы Дает ответ на этот вопрос, т.е. раскрывает содержание Дает ответ на этот вопрос, т.е. раскрывает содержание Важен не только порядок изложения, но и сами мысли, их содержание Важен не только порядок изложения, но и сами мысли, их содержание Несут в себе больше информации Несут в себе больше информации

Конспектирование – сокращенная запись информации Плановый конспект составляется на основе плана статьи или книги. Каждому пункту плана соответствует определенная часть конспекта Плановый конспект составляется на основе плана статьи или книги. Каждому пункту плана соответствует определенная часть конспекта Тематический конспект составляется на основе ряда источников и представляет собой более исчерпывающий ответ на поставленный вопрос Тематический конспект составляется на основе ряда источников и представляет собой более исчерпывающий ответ на поставленный вопрос Тескстуальный конспект состоит в основном из цитат статьи или книги Тескстуальный конспект состоит в основном из цитат статьи или книги Свободный конспект включает в себя выписки, цитаты, тезисы Свободный конспект включает в себя выписки, цитаты, тезисы

Различия между тезисами и конспектом тезисы Содержит основные мысли автора текста в форме утверждения или отрицания Содержит основные мысли автора текста в форме утверждения или отрицания Служат для сохранения в памяти и как основа для дискуссии Служат для сохранения в памяти и как основа для дискуссии Выделяются, «извлекаются» из текста Выделяются, «извлекаются» из текста конспект Воспроизводит не только мысли оригинала, но и связь между ними Воспроизводит не только мысли оригинала, но и связь между ними Сохраняет черты деления текста на части, свойственные оригиналу Сохраняет черты деления текста на части, свойственные оригиналу Составляется с целью сохранения в памяти Составляется с целью сохранения в памяти Сжимает, «уплотняет» оригинальный текст Сжимает, «уплотняет» оригинальный текст

Рецензирование – оценка, критический отзыв о статье, о книге и др. Рецензия - статья, содержащая в себе критический обзор какого-либо научного или художественного произведения; отзыв на научную работу перед ее защитой Основные функции рецензии – информирующая и оценочная

План рецензии Объект анализа Объект анализа Актуальность темы Актуальность темы Краткое содержание Краткое содержание Формулировка основного тезиса Формулировка основного тезиса Общая оценка Общая оценка Недостатки Недостатки Выводы Выводы

Объектом оценки м.б. Полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы Полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы Новизна и актуальность проблемы Новизна и актуальность проблемы Позиция, с которой автор рассматривает проблемы Позиция, с которой автор рассматривает проблемы Корректность аргументации и системы доказательств Корректность аргументации и системы доказательств Характер и достоверность примеров и выводов Характер и достоверность примеров и выводов

Объект анализа - книга, статья в журнале, диссертация, автореферат, диплом и т.д.- работа автора Актуальность темы «Работа посвящена актуальной теме…», «Автор посвятил свою работу…», «Актуальность темы обусловлена…» «Работа посвящена актуальной теме…», «Автор посвятил свою работу…», «Актуальность темы обусловлена…»

Краткое содержание включает перечисление имеющихся введения, глав, разделов, заключения, приложения, указания числа страниц, источников и т.д. «В начале работы автор указывает, что …» «Автор анализирует имеющуюся литературу по этой проблеме…» «Рассматривает вопрос, что…» «Приходит к выводу о том, что…» «Утверждает, что…»

Основной тезис - «Центральным вопросом работы является вопрос о …», «на первый план выдвигается вопрос о …» Положительная оценка – «Безусловным достоинством работы является актуальность поднятых в ней проблем…» «Работа ценна тем, что в ней по-новому осмыслена теория (вопрос), …дается интересный анализ современного этапа…, …представлены разные точки зрения…»

Положительная оценка «Работа отличается высокой информативностью…. …богатым фактическим материалом… …нестандартным подходом к анализу поднятых проблем…» «Автор справедливо отмечает… …убедительно показывает… …четко определяет… …удачно решает вопрос…»

Неоднозначная оценка «Излагая аргументацию автора, необходимо отметить ряд спорных моментов…» «Справедливо указывая на…, автор ошибочно полагает, что…» «В подтверждение этого тезиса автор приводит ряд аргументов, которые не всегда представляются убедительными…»

Отрицательная оценка «сомнение вызывает целесообразность такого подхода…» «к недостаткам работы можно отнести излишнюю категоричность выводов автора…» «слабой стороной работы является…» «к недочетам работы следует отнести…»

выводы «Таким образом, рассматриваемая работа заслуживает положительной оценки…» «Таким образом, рассматриваемая работа заслуживает положительной оценки…» «Представляется, что в целом работа (статья) имеет важное значение…» «Представляется, что в целом работа (статья) имеет важное значение…» «Приходится признать, что поставленная автором цель не достигнута и его текст нуждается в коренной переработке» «Приходится признать, что поставленная автором цель не достигнута и его текст нуждается в коренной переработке»

Реферирование – сжатое изложение основной информации первоисточника на основе ее смысловой переработки Этапы работы над учебным рефератом: 1. выбор темы 1. выбор темы 2. подбор и изучение основных источников и составление библиографии 2. подбор и изучение основных источников и составление библиографии 3. обработка и систематизация информации 3. обработка и систематизация информации 4. разработка плана и написание 4. разработка плана и написание

По цели (назначению) : библиографические, для научно-популярных журналов, учебные Библиографические: информативные (рефераты- конспекты) в обобщенном виде содержат все основные положения первоисточника, сведения о методике исследования, использованном оборудовании и т.д. Библиографические: информативные (рефераты- конспекты) в обобщенном виде содержат все основные положения первоисточника, сведения о методике исследования, использованном оборудовании и т.д.

Библиографические: Индикативные (указательные или рефераты-резюме) содержат не все, а лишь те основные положения, которые тесно связаны с темой реферируемого документа. Текс состоит из набора ключевых слов и словосочетаний. Индикативные (указательные или рефераты-резюме) содержат не все, а лишь те основные положения, которые тесно связаны с темой реферируемого документа. Текс состоит из набора ключевых слов и словосочетаний. Монографические, обзорные Монографические, обзорные Общие и специализированные Общие и специализированные