Союз комплексного проектирования и землеустройства сельских территорий

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила ученица 11 А класса : Норикова Марина. В соответствии со ст. 28 Закона о занятости населения государство предоставляет безработным гражданам.
Advertisements

Фонд развития международных связей «Добрососедство» «Исследование этнизации массового сознания русских в условиях массовой трудовой миграции внутри России.
«О формировании бюджетной заявки по отрасли «Образование» в условиях подготовки доклада о результатах и основных направлениях деятельности» Комитет общего.
Global Entrepreneurship Monitor в России. Социально-психологическая характеристика раннего предпринимателя Филатова Юлия.
ЗА МОЛОДЁЖЬЮ ТЕРРИТОРИИ. Почему мы выбираем Ульяновск? В Ульяновской области реализуется ряд инновационных целевых проектов: В Ульяновской области реализуется.
Государственная программа «Социальная поддержка граждан Пермского края» докладчик: министр социального развития Пермского края Татьяна Юрьевна Абдуллина.
1 Реализация Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года 600 в Ненецком автономном округе.
Результаты анкетирования жителей Кабардино- Балкарской Республики.
ФАКТОРЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УРОВЕНЬ ДОСТУПНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛИВЕРСТОВА ИРИНА ВАЛЕРИЕВНА.
2012 год Секретарь Профсоюза – заведующий правовым отделом Авдеенко М.В.
Ю. Флоринская Центр миграционных исследований Объединения памирских мигрантов в России – помощь в адаптации или сохранение связей с родиной?
Барометр «Деловой России» Тюменская область март 2011.
Оценка эффективности деятельности общеобразовательных учреждений по итогам комплектования-2010 Л.Е. Загребова, руководитель Тольяттинского управления министерства.
Цель исследования - выявить потенциальные возможности жителей Новошахтинска и городской инфраструктуры по обеспечению чистоты и благоустройства города.
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Южного федерального округа в январе 2011 года.
Дошкольное образование Сортавальского муниципального района 2011г.
Тема 5. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ. Исследование трудовых ресурсов ставит своей целью Исследование трудовых ресурсов ставит своей целью выявление.
Анализ кадрового потенциала, оплаты труда и материально - технической базы учреждений культуры и искусства С.Ю. Горбарец – Начальник Управления заработной.
Результаты социологического опроса по проблемам и перспективам развития предпринимательства в Ростовской области 2008 год.
Транксрипт:

исследовательский проект «Исследование условий, обеспечивающих трудовую миграцию на сельские территории» Исследование выполнено на средства гранта, предоставленного АНО «Институт общественного проектирования в соответствии и в порядке, установленном распоряжением Президента Российской Федерации от 03 мая 2012 года 216–рп «Об обеспечении в 2012 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества».

Цель: Изучение готовности различных групп потенциальных мигрантов внутри Российской Федерации к переселению на сельские территории с последующим участием в аграрном производстве Основные задачи: 1. Определить влияние различных условий поддержки на готовность потенциальных мигрантов к переезду на сельские территории. 2. Оценить потенциальный объем мигрантов (в млн. человек) при различных комбинациях условий поддержки переселения. 3. Определить сочетание условий программы переселения, обеспечивающее наибольший объем мигрантов с привлечением наименьших финансовых средств.

Что сделано в ходе исследования Проведены неформализованных интервью с 20-ю реальными переселенцами в 8 субъектах Российской Федерации, позволившие понять внутреннюю мотивацию к переселению Проведен количественный опрос (формализованные интервью) с 2200 респондентами в 40 субъектах Российской Федерации, позволяющий получить реальную количественную оценку потенциальных переселенцев Проведен обобщающий анализ, в котором результаты глубинных интервью сопоставлены с результатами формализованных интервью

В ходе первой фазы исследования в 2012 году были проведены интервью с 220 экспертами в 15 субъектах Российской Федерации, в том числе 195 экспертов в регионах (представители территориальных органов ФМС, региональных и муниципальных органов власти, аграрных и перерабатывающих предприятий, территориальных служб занятости) и 25 федеральных экспертов (представители аграрных СМИ и научных организаций, органов власти и общественных организаций). В ходе этого исследования были уточнены целевые группы потенциальных переселенцев (доноров): 1) городские безработные, 2) лица раннего пенсионного и предпенсионного возраста, 3) лица, принадлежащие к группам риска по занятости (жители моноэкономических районов, сокращаемые или недавно сокращенные сотрудники силовых структур), 4) недавние (после 1991 года) переселенцы из села в город.

Содержание первого этапа исследования (интервьюирование реальных переселенцев) Было отобрано 20 реальных переселенцев в 8 субъектах Российской Федерации, переехавших из городов на сельскую территорию не менее 5 лет назад, постоянно проживающих и работающих в сельской местности. В результате неформализованных интервью были выявлены основные мотивы переселенцев, перечень требований (пожеланий) по вопросам поддержки со стороны государства. Результаты интервью легли в основу разработки анкеты для проведения количественного (массового) опроса.

Содержание второго этапа исследования (количественный опрос) Выборка количественного опроса составила респондентов в 40 субъектах Российской Федерации, 100 населенных пунктах. Число респондентов в одном населенном пункте – не менее 4 чел. Для каждой из четырех целевых групп потенциальных переселенцев обеспечен бустер (гарантированная подвыборка) объемом 300 респондентов (в сумме 1200). Сформирована общая выборки населения России объемом 1000 человек. Теоретическая предельная ошибка общей выборки составляет 5%, теоретическая предельная ошибка каждого бустера - до 7%.

Анализ качественных данных (опрошено 20 реальных переселенцев)

Причины переезда на село и достоинства жизни на селе желание оказаться поближе к земле и заниматься сельскохозяйственным трудом желание построить загородный дом, оформившееся затем в желание жить в сельской местности постоянно напряженный ритм жизни и работы в условиях города желание некоторых опрошенных пенсионного возраста уехать из городской среды и жить в благоприятной для здоровья сельской местности социальные причины: высокая плата за коммунальные услуги и жилье в городе, пробки на дорогах больших городов и перенаселенность городских территорий, желание переменить стиль жизни. вынужденные причины: сложности на работе или потеря рабочего места в городе, иногда - реклама услуг различных банков, предлагающих финансовую помощь в переселении на сельскую местность.

Трудности, с которыми переселенцы столкнулись при переезде бюрократические преграды на пути ведения фермерского хозяйства и реализации сельскохозяйственной продукции, особенно отмечается позиция местных властей (незаинтересованность в предоставлении помощи переселенцам, непонимание специфики ведения сельскохозяйственного производства в данной местности, стремление предоставлять поддержку по принципу родственных или дружеских связей) приобретение земли для фермерского хозяйства, переоформление земли из одной категории в другую, получение права строительства на земле практически полное отсутствие какой бы то ни было государственной помощи в переезде на село нехватка материальных средств для обеспечения переезда и начала сельскохозяйственной деятельности строительство жилья в сельской местности жесткие условия предоставления кредитов на приобретение земли, жилья и средств производства в селе

Меры государственной поддержки переселения на сельские территории (необходимые по мнению реальных переселенцев) Предоставление условий и средств производства, консультирование, помощь в разработке бизнес-планов, поддержка сельскохозяйственного производства и предоставление возможности реализации произведенной сельскохозяйственной продукции Базой предоставления денежных средств и средств производства должны являться не кредиты, а меры безвозмездной государственной помощи начинающим фермерам (выплата минимального ежемесячного пособия переселенцам в течение первых нескольких месяцев после переезда, частичная компенсация затрат на съем жилья в сельской местности, софинансирование приобретения жилья и покупки сельскохозяйственного оборудования и машин Предоставление рабочих мест переселенцам Предоставление земли (с возможностью закрепления ее в собственности переселенца), жилья, медицинского обеспечения, профессиональной подготовки, упрощение налогообложения и понижение налогов, выплачиваемых аграрными трудовыми мигрантами, обеспечение безопасности жизни. Создание временного жилья для проживания переселенцев в первое время после переселения Обеспечения хороших дорог, газификации, электрификации, централизованного водоснабжения и системы канализации в сельской местности

Влияние различных условий программы переселения на готовность потенциальных мигрантов к переезду на сельские территории (по результатам количественного опроса)

Исходя из анализа интервью с переселенцами были выделены основные условия, которые могут инициировать и поддержать процессы аграрной трудовой миграции: А) Наличие готового рабочего места в сельской местности; Б) Уровень зарплаты в сельской местности; В) Модернизации сельхозпроизводства; Г) Условия покупки или аренды жилья и земли в сельской местности; Д) Выплата подъемных пособий; Е) Компенсация расходов, связанных с переездом; Ж) Льготное налогообложение; З) Развитие различных аспектов инфраструктуры в сельской местности; И) Бесплатное выделение земли; К) Бесплатное выделение жилья.

Результаты опроса

Из общей совокупности респондентов (без учета требований к условиям переселения) 73% - не намерены принимать участия в аграрной трудовой миграции 10% - думают о возможности переезда в село с трудоустройством 14% - думают о возможности переезда в село без трудоустройства (всего думают о переезде 24%) В случае создания всех условий, которые устраивают респондента 54% - не намерены принимать участия в аграрной трудовой миграции 29% - думают о возможности переезда в село с трудоустройством 15% - думают о возможности переезда в село без трудоустройства (всего думают о переезде 44%) Примечание: при выполнении условий доля не желающих трудоустраиваться на селе практически не изменяется, создание условий на их решение не влияет, а доля желающих работать увеличивается в 3 раза

Бустер « городские безработные » (выборка 300 респондентов) Без создания условий, устраивающих респондентов 65% - не намерены принимать участия в аграрной трудовой миграции 16% - думают о возможности переезда в село с трудоустройством 15% - думают о возможности переезда без трудоустройства (всего думают о переезде 31%) При создании всех условий, устраивающих респондентов 45% - не намерены принимать участия в аграрной трудовой миграции 31% - думают о возможности переезда в село с трудоустройством 22% - думают о возможности переезда без трудоустройства (всего думают о переезде 53%) Примечание: При создании условий доля не желающих трудоустраиваться на селе увеличилась на 50%, а доля желающих работать увеличивается почти в 2 раза

Бустер уволенных или ожидающих увольнения силовиков, жителей моноэкономических районов, выпускников невостребованных специальностей (выборка 300 респондентов) Без создания условий, устраивающих респондентов 58% - не намерены принимать участия в аграрной трудовой миграции 16% - думают о возможности переезда в село с трудоустройством 21% - думают о возможности переезда в село без трудоустройства (всего думают о переезде 37%) Примечание: доля думающих и переезде без трудоустройства выше, чем в бустере безработных на 50%, т.е. для них переезд – это в большей степени возможность изменить среду обитания, чем получить другие условия трудовой реализации При создании всех условий, устраивающих респондентов 36% - не намерены принимать участия в аграрной трудовой миграции 39% - думают о возможности переезда в село с трудоустройством 25% - думают о возможности переезда в село без трудоустройства (всего думают о переезде 53%) Примечание: доля не желающих трудоустраиваться на селе увеличилась незначительно, а доля желающих работать увеличивается более, чем в 2 раза

Бустер молодых пенсионеров или людей предпенсионного возраста (выборка 300 респондентов) Без создания условий, устраивающих респондентов 71% - не намерены принимать участия в аграрной трудовой миграции 17% - думают о возможности переезда в село с трудоустройством 10% - думают о возможности переезда без трудоустройства (всего думают о переезде 27%) Примечание: доля тех, кто считает для себя возможным как переезд в село, так и работу в сельском хозяйстве, существенно превышает долю респондентов, которые рассматривают возможность переселения на сельскую местность без трудоустройства в области сельского хозяйства. При создании всех условий, устраивающих респондентов 55% - не намерены принимать участия в аграрной трудовой миграции 29% - думают о возможности переезда в село с трудоустройством 14% - думают о возможности переезда без трудоустройства (всего думают о переезде 43%)

Бустер сельских жителей, переехавших в город после 1991 года (выборка 300 респондентов) Без создания условий, устраивающих респондентов 70% - не намерены принимать участия в аграрной трудовой миграции 14% - думают о возможности переезда в село с трудоустройством 14% - думают о возможности переезда в село без трудоустройства (всего думают о переезде 28%) При создании всех условий, устраивающих респондентов 45% - не намерены принимать участия в аграрной трудовой миграции 35% - думают о возможности переезда в село с трудоустройством 19% - думают о возможности переезда в село без трудоустройства (всего думают о переезде 54%) Примечание: доля желающих работать на селе увеличивается более, чем в 2 раза

Существенно отличаются условия для тех, кто не желает участвовать в аграрной трудовой миграции и для тех, кто желает, но хочет, чтобы были выполнены определенные условия. Почему не хотят участвовать в миграции те, кто не хотят? От чего они не могут отказаться из того, что имеют в городе? социальные инфраструктуры (магазины, больницы, школы и пр.) – 60%, коммунальные услуги (водо-, газо-, электроснабжение) - 57%, высокая заработная плата – 40%, территориальная близость в городе родственников и людей из круга общения респондентов – 43%.

Анализ условий аграрной трудовой миграции, которые желающие переехать выдвигают как необходимые или желательные.

По общероссийской выборке 293 респондента, допускающих возможность переезда (из 1000 опрошенных), в % Компенсация расходов на переезд94 Выплата подъемных пособий94 Льготные условия покупки/аренды жилья и земли 92 Модернизация сельхозпроизводства90 Льготное налогообложение87 Уровень зарплаты не ниже городского 86 Наличие подготовленного рабочего места 80 Учреждения здравоохранения (поликлиники, больницы) 75 Централизованное электроснабжение 65 Централизованная газификация 57 Централизованное водоснабжение 50 Образовательные учреждения (детсады, школы) 46 Дороги 31 Магазины 22 Бесперебойное транспортное сообщение с городом 20 Доступ к Интернет 11

Важность бесплатного выделения земли (всероссийская выборка, в % от респондентов, готовых рассмотреть возможность переезда, n=293)

Важность бесплатного выделения жилья (всероссийская выборка, в % от респондентов, готовых рассмотреть возможность переезда, n=293)

Целевые группы Самое важное Одно из самых важных уволенные или ожидающие увольнения силовики, жители моноэк районов и выпускники маловостребованных специальностей выделение земли4830 выделение жилья5433 молодые пенсионеры и работники предпенсионного возраста выделение земли5031 выделение жилья6025 недавние переселенцы из села в город выделение земли4736 выделение жилья6030 городские безработные выделение земли5632 выделение жилья6625 Доля тех, для кого выделение земли и жилья является наиболее важным или одним из самых важных условий участия в аграрной трудовой миграции (из готовых рассмотреть возможность переезда)

Желательным размером бесплатно выделяемого земельного участка для всех городских жителей, готовых рассмотреть возможность переезда является: от 5 до 15 соток – 39%, от 15 до 50 соток - 32%, более 50 соток – 12%. Достаточным для участия в аграрной трудовой миграции для городского населения, готового рассмотреть возможность такого участия, является выделение земельного участка размером от 5 до 50 соток. При этом относительное большинство этих респондентов удовлетворились бы размером участка от 5 до 15 соток.

Оценка эффективности различных комбинаций условий аграрной трудовой миграции

Задача состоит в определении количества переселенцев, которые могут быть вовлечены в процесс аграрной трудовой миграции при создании определенных условий для такой миграции и различных комбинаций таких условий. Выполнение этой задачи предполагает работу со следующими переменными, отражающими различные условия миграции: А) Наличие готового рабочего места в сельской местности; Б) Уровень зарплаты в сельской местности; В) Модернизации сельхозпроизводства; Г) Условия покупки или аренды жилья и земли в сельской местности; Д) Выплата подъемных пособий; Е) Компенсация расходов, связанных с переездом; Ж) Льготное налогообложение; З) Развитие различных аспектов инфраструктуры в сельской местности.

Комбинация условий% N млн. чел. Максимально возможные условия: наличие подготовленного рабочего места, уровень зарплаты не ниже городского, выплата подъемных пособий, компенсация расходов на переезд, модернизация сельхоз производства, льготное налогообложение, льготные условия покупки или аренды земли и жилья, централизованное водо-, газо-, электроснабжение, магазины, учреждения образования и здравоохранения дороги, бесперебойное сообщение с городом, Интернет , - 1,75 млн. чел. (эмп. ошибка) Доля и абсолютное количество городского населения, которое может принять участие в аграрной трудовой миграции (с трудоустройством) при выполнении условий (эмпирическая ошибка для данных составляет от

Комбинация условий %N млн. чел. То же, без зарплаты не ниже городского уровня 54 То же, но без централизованного водо- и газоснабжения 87 То же, но без централизованного водо-, электро- и газоснабжения 43,5 То же, без централизованного водо- и газоснабжения, учреждений образования 32,5 То же, без централизованного водо- и газоснабжения, учреждений здравоохранения и образования 11 То же без централизованного водо- и газоснабжения, учреждений образования, модернизированного сельхоз производства < 1 То же, без зарплаты не ниже городского уровня и модернизации сельхоз производства < 1 То же, без зарплаты не ниже городского уровня, централизованного водо- и газоснабжение 11

ОСОБО ЧУВСТВИТЕЛЬНЫМИ УСЛОВИЯМИ ЯВЛЯЮТСЯ: Уровень зарплаты не ниже городского. При невыполнении этого условия потенциальный поток переселенцев уменьшается в 6 раз по сравнению с максимальными условиями). Степень модернизации сельскохозяйственного производства (отсутствие тяжелого физического труда). При сочетании отсутствия модернизации производства и уровня зарплаты ниже городского количество мигрантов радикально минимизируется. Сочетание уровня зарплат ниже городского и отсутствия других условий (например, водо- и газоснабжения) также ведет к резкому уменьшению количества людей, готовых переселиться. Допустимым представляется отсутствие централизованного водо- и газоснабжения. Учитывая высокие затраты на возведение подобных коммуникаций кажется целесообразным отказаться от выполнения этих условий. В случае бесплатного (а не льготного) выделения земли и особенно жилья, уровень готовности мигрировать может существенно возрасти (см. слайды 22-23).

Переселение сельских жителей в город, согласно мнению опрошенных экспертов и переселенцев, наблюдается среди наиболее социально активных возрастных групп сельского населения. Аграрная трудовая миграция в настоящий момент преимущественно связана с такими социальными группами российского общества, как пенсионеры, люди, имеющие дачные участки в сельской местности, а также те, кто по разным причинам не смог адаптироваться в городской среде и для кого переселение на село является вынужденным шагом. Переселение из города в сельскую местность, согласно данным двух исследований, нередко бывает вызвано тем, что отрицательные стороны городской жизни могут быть преодолены достоинствами проживания на сельских территориях.

Благодарю за внимание!