РАЗРАБОТКА РАБОЧИХ ПРОГРАММ ПО ФИЗИКЕ. Цель рабочей программы создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методические рекомендации для учителей. Основой образовательной деятельности в образовательном учреждении является учебная программа – нормативный документ,
Advertisements

Рабочая программа – это учебная программа, разработанная на основе примерной программы (ст. 28 Закона РФ «Об образовании») для конкретного образовательного.
Проектирование учебного курса на основе примерной рабочей программы ФГОС НОО.
Рабочая программа по теме: Как составить рабочую программу по предмету.
Рабочие программы Теоретический семинар Подготовила Шпилевая Е.В г.
Занятие 3 Основой образовательной деятельности в ОУ является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и.
Рабочая программа по учебному предмету 1.Что такое Рабочая программа? 2.Какова ее структура? 3.Что отражает каждый элемент структуры Рабочей программы?
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному.
Рабочая программа учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения.
Подготовила учитель физики МБОУ СОШ 1 Хусяинова Л. Н.
Разработка учебных рабочих программ (краткие методические рекомендации для написания рабочей программы учителя)
Разработка рабочих учебных программ педагогами образовательных учреждений.
Рабочая программа как нормативный документ в педагогической практике учителя.
Программное обеспечение учебного процесса. Нормативно-правовое обеспечение Закон РФ «Об образовании»: статьи 7, 9, 32 В соответствии ст. 32 образовательное.
Р АБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ КАК МЕХАНИЗМ ПЕРЕХОДА НА ФГОС Текучева С.Ф., заместитель директора по УВР МАОУ «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского»
2011 – 2012 учебный год РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ.
Структура рабочей программы. Основным документом, содержащим требования к уровню подготовки учащихся и минимуму содержания образования, является: государственный.
Разделы 1.Тепловые явления (20%) – Нагревание (охлаждение) вещества – Сгорание топлива 2.Изменение агрегатных состояний вещества (16%) – Плавление (кристаллизация)
Транксрипт:

РАЗРАБОТКА РАБОЧИХ ПРОГРАММ ПО ФИЗИКЕ

Цель рабочей программы создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине. Задачи программы: дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета; конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины с учетом целей, задач и особенностей учебно- воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.

РАЗРАБОТКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Рабочая программа составляется учителем (группой учителей) по определенному учебно-методическому комплексу на учебный год или ступень обучения. Должна соответствовать следующим документам: Закону «Об образовании»; федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации 1089 от «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; примерной программе дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ или авторской программе, подготовленной в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта; учебному плану общеобразовательного учреждения; федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 1.Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; 2.Общая характеристика учебного предмета, курса; 3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5.Содержание учебного предмета, курса; 6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; 8.Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ Полное наименование об ­ разовательного учреждения ; Гриф согласования программы ( с указанием даты проведения и номера протокола заседания коллегиального органа управления образовательной организации, в компетенцию которого входит принятие рабочих программ ); Гриф утверждения программы руководителем образовательного учреждения ( с указанием даты и номера приказа руководителя ОУ ); Название учебного курса, для изучения кото ­ рого написана программа ; Указание параллели / класса, в которых изучается учебный курс. Фамилия, имя и отчество педагога ( или нескольких педагогов ), разработавшего и реализующего учебный курс, предмет ; Название города, в котором подготовлена про ­ грамма ; Год составления программы.

СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МО ______ от ______201__ г. УТВЕРЖДЕНО Приказ руководителя ОУ _____ от _______201__ г. Составитель / Разработчик программы Фамилия, имя, отчество, Квалификация __________________ Педагогический стаж ____________ Эксперт программы : / указать организацию, ФИО, должность. Примерное оформление титульного листа Рабочей программы ____________________________________________________________________________ (полное название образовательного учреждения) Рабочая программа курса «_______________________________________________ __________________» (полное название курса) ___________________________________ (класс) на 2012 – 2013 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Содержит краткую характеристику специфики и значения данного учебного предмета для решения общих целей и задач образо ­ вания, определенных в образовательной программе образовательной организации. В связи с этим в пояснительной записке рекомендуется : указать название, автора и год издания авторской / примерной программы, на основе которой разработана рабочая программа, а также учебников, которые используются в процессе обучения ; конкретизировать цели и задачи конкретного учебного предмета в области формирования системы личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и освоения содержания курса ( при этом цель и задачи формулируются в соответствии с ФГОС ООО, примерной или авторской программой к конкретному учебно – методическому комплексу и с учетом специфики данной образовательной организации ); описать принципы отбора учебного материала и реализуемые в программе подходы ; отразить и обосновать изменения, внесенные в примерную учебную программу : сроков и / или времени изучения отдельных тематических блоков ( разделов ), тем ; последовательности изучения тем учебного курса ; логики изложения материала ; введение дополнительных тем ; исключение тем, не являющихся обязательными для освоения учащимися ; раскры ­ тие связей основного и дополнительного образова ­ ния по данному предмету ( при наличии таковых ) и т. д.; указать особенности классов, в которых будет реализована данная программа : количественный состав ; уровень подготовленности обучающихся к освоению содержания учебного курса ; формы получения образования обучающимися класса ( очная, экстернат, дистанционная ); индивидуальные психолого – физиологические особенности и др.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Пример Рабочая программа разработана на основе : Федерального компонента государственного образовательного стандарта ( утвержден приказом Минобразования РФ 1089 от 5 марта 2004 года ). Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл.» / сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов /. Программа « Физика 7-9 классы ». Авторы : Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин. – М.: Дрофа, 2010 г. Регионального базисного учебного плана для ОУ Вологодской области ( утвержден приказом департамента образования Вологодской области 574 от года, с последующими изменениями ) Учебного плана МОУ « СОШ »( утвержден приказом директора школы от года ) Используется учебник « Физика. 7 класс.» А. В. Перышкин. – М.: Дрофа, 2010 г. ( соответствует федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в учебном году )

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели и задачи изучения физики. Физика – фундаментальная наука, имеющая своей предметной областью общие закономерности природы во всём многообразии явлений окружающего нас мира. Физика – наука о природе, изучающая наиболее общие и простейшие свойства материального мира. Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, её влиянием на темпы развития научно - технического прогресса. В задачи обучения физике входят : Развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления ; Овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки ; о современной научной картине мира ; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии ; Усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса её познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов ; Формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения ; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей : Освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях ; величинах, характеризующих эти явления ; законах, которым они подчиняются ; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира ; Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений ; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости ; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач ; Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий ; Воспитание убеждённости в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники ; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры ; Использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской программой. В авторской программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объёме 2 часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учёта местных условий. Эти часы и 1 час из темы « Давление твёрдых тел, жидкостей и газов » были добавлены в следующие темы : « Первоначальные сведения о строении вещества » – 1 час. « Взаимодействие тел » – 2 часа.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА данная программа будет реализована в 7 классах численностью учащихся, после изучения пропедевтического курса физики в 5-6 классе очной формы обучения.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Школьный курс физики системообразующий для естественно - научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. 13

3. МЕСТО И РОЛЬ УЧЕБНОГО КУРСА предметов, поскольку физические законы Физика как наука о наиболее общих законах природы вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики. Гуманитарное значение физики состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ. Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

4. ЛИЧНОСТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся ; убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры ; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений ; готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями ; мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода ; формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения. 15

4. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий ; понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений ; формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его ; приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач ; развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение ; освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем ; формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию. 16

4. ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений ; умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений ; умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний ; умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды ; формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей ; развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы ; коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации. 17

4. ЧАСТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, колебания нитяного и пружинного маятников, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел, процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электромагнитная индукция, отражение и преломление света, дисперсия света, возникновение линейчатого спектра излучения ; умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, массу, силу, импульс, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха, силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы ; владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды, периода колебаний маятника от его длины, объема газа от давления при постоянной температуре, силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала, направления индукционного тока от условий его возбуждения, угла отражения от угла падения света ; понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике : законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля Ленца ; понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании ; овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики ; умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни ( быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.). 18

5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА включает в себя реферативное описание каждого раздела курса согласно нумерации в тематическом планировании. Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания. В соответствии с п. 9. ст. 2. Федерального Закона от 29 декабря 2012 года 273- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации » рабочая программа как компонент образовательной программы организации должна включать формы промежуточной аттестации. В структуре программы про ­ верочные средства должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала. Учитель отбирает, перерабатывает или самостоятельно разрабатывает систему контролирующих материалов ( тесты, контрольные работы, вопросы для зачета и др.). В рабочую программу должен быть включен перечень вопросов или форм итогово ­ го, промежуточного и текущего контроля по изучаемой дисциплине : текущий контроль : устный опрос, тест и т. д. промежуточный контроль : проверочная работа, самостоятельная работа, тест итоговый контроль : контрольная работа, тест, портфолио. Указанные в рабочих программах формы промежуточной аттестации должны соответствовать учебному плану ( часть 1 ст. 58 Федерального закона Российской Федерации от ФЗ « Об образовании в Российской Федерации »).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Например : 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (22 ч ). Давление. Давление твёрдых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно - кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр - анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос. Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание. Фронтальная лабораторная работа 1). Измерение давления твёрдого тела на опору. 2). Измерение выталкивающей силы, действующей на погружённое в жидкость тело. 3). Выяснение условий плавания тела в жидкости.

6. « ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ » Раздел должен включать в себя учебно - тематический план и календарно - тематическое планирование. В учебно – тематическом плане рекомендуется отразить последовательность изучения разделов и тем с указанием количества учебных часов, в том числе на проведение зачетов, контрольных, практических и лабораторных работ. В календарно - тематическом планировании должны быть отражены разделы и темы курса, последовательность их изучения, виды деятельности обучающихся и формируемые универсальные учебные действия, используемые орга ­ низационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на от ­ дельные темы. Учебно - тематический и календарно - тематический планы могут быть представлены в виде таблиц. Их формы определяются с учётом специфики самого учебного курса и утверждаются на уровне образовательной организации.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Тема Авторская программа, количеств о часов Рабочая программа Количество часов Количество л / р Количество к / р 1 Введение Первоначальные сведения о строении вещества Взаимодействие тел Давление твёрдых тел, жидкостей и газов Работа и мощность. Энергия Резерв 4 Всего

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Месяц НеделяНеделя урокаТема урокаТип урокаЭлементы содержания Требования к уровню подготовки Демонстрации Вид конт - роля, са - мостояте - льной дея - тельности Параграф С Е Н Т Я Б Р Ь С Е Н Т Я Б Р Ь 1 Введение (4 часов ) 2 Физические величины. Точность и погрешност ь измерений. Изучени е нового материал а Понятие о физической величине. Международная система единиц. Простейшие из - мерительные приборы. Мензурка. Алгоритм нахождения цены деления измерительного прибора и погрешности измерений. Запись результатов измерений с учетом погрешности. Измерение физических величин. Международная система единиц. Знать : алгоритм нахождения цены деления измерительного прибора. Уметь : определять цену деления шкалы измерительного прибора ; научиться пользоваться из - мерительным цилиндром, с его помощью определять объём жидкости ; выражать результаты измерений и расчётов в единицах СИ ; определять погрешность измерений ; записывать результат измерения с учётом погрешности ; приводить примеры физических величин и единиц их измерения. Физичес кие при боры. Кратк о вре - менна я са - мосто ятель ная работ а. § 4,

7. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА в разделе « Описание учебно - методического и материально - технического обеспечения образовательного процесса » должны быть представлены : Литература : учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии Дидактические материалы : словари, справочники, наглядный материал ( альбомы, атласы, карты, таблицы ); Информационно - компьютерная поддержка учебного процесса : мультимедийные учебные пособия, электронные издания энциклопедий ; учебно - развивающие программные среды ; Оборудование и приборы, необходимые для реализации рабочей программы.

Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. В пе ­ речень основной литературы рекомендуется включать издания, содержание которых конкретизирует знания обучающихся по основным вопросам, изложенным в программе. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает издания, расширяющие знания по отдельным ас ­ пектам и проблемам курса. Спи ­ сок литературы включает библиографические опи ­ сания рекомендованных автором программы изда ­ ний, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания. Литература оформляется в соответствии с ГОСТом : элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Перечень учебно - методического обеспечения Доска. Мел. Компьютер. Принтер. Мультимедийный проектор. Интерактивная доска. Демонстрационное и лабораторное оборудование ( приложение 4). Таблицы ( приложение 5). Раздаточный материал. Диски : Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики Кирилла и Мефодия. 7 класс. Разработчик : компания " Кирилл и Мефодий ", Россия, г. Москва 1 С : Школа. Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий. Разработчик : фирма "1 С " совместно с издательством " Дрофа " и ЗАО НПКЦ " Формоза - Альтаир " при участии РЦИ Пермского ГТУ. Учебный материал создан авторским коллективом под руководством Ханнанова Н. К. 1 С : Школа. Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий Экспериментальные задачи лабораторного физического практикума. Разработчик : NMG. Экспериментальные задачи лабораторного физического практикума Физика, кл. Подготовка к ЕГЭ. Разработчик : 1C Физика, кл. Подготовка к ЕГЭ Физика класс. Разработчик : ООО « Физикон ». Физика класс

Список учебно - методической литературы Основная учебная литература Пёрышкин А. В. Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, Пёрышкин А. В. Сборник задач по физике. 7 – 9 классы. – М.: « Экзамен », Дополнительная учебная литература Кирик Л. А. Физика – 7. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: Илекса, Куперштейн Ю. С. Физика. Опорные конспекты и дифференцированные задачи. 7, 8, 9 классы. – СПб.: БХВ – Петербург, Лукашик В. И., Иванова Е. В. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: « Просвещение », Орлов В. А. Тематические тесты по физике, 7 – 8 классы. – М.: Вербум - М, Физика. 7 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА. / авт. – сост.: М. В. Бойденко, О. Н. Мирошкина. – Ярославль : ООО « Академия развития », 2011.

8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Данный элемент рабочей программы учителя представляет собой описание целей - результатов обучения, выраженных операционально ( через действия обучающихся ) и диагностично. Перечень целей - результатов должен включать в себя определенный уровень достижений ( предметных и общих учебных умений и способов деятельности ). Требования к уровню подготовки учащихся прописываются в соответствии с ФГОС ООО и примерной / авторской программой ; они не могут быть ниже требований, сформулированных в данных документах. В то же время они должны быть понятными для обучающихся и их родителей.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. В результате изучения физики ученик должен : знать / понимать смысл понятий : физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие ; смысл физических величин : путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия ; смысл физических законов : Паскаля, Архимеда, сохранения механической энергии ; уметь описывать и объяснять физические явления : равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию ; использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин : расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления ; представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости : пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления ; выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы ; приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых явлениях ; решать задачи на применение изученных физических законов ; осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников ( учебных текстов, справочных и научно - популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета ), её обработку и представление в разных формах ( словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем ); использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств ; контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире ; рационального применения простых механизмов.

Примерная программа и тематическое планирование рассчитаны на 2 ч в неделю в 79 классах. Общее число часов по предмету 210 ч, из которых 189 ч составляет инвариантная часть, оставшийся 21 ч авторы рабочих программ могут использовать в качестве резерва времени. Также представлено тематическое планирование, рассчитанное на 3 ч в неделю в 79 классах.

Разработка и утверждение рабочих программ отдельных предметов относится к компетенции образовательных учреждений. Рабочая программа может быть составлена в соответствии с требованиями к примерной ( типовой ) учебной программе. Учитель может внести коррективы в содержание структурных элементов программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей обучающихся конкретного класса. Рабочие программы обсуждаются на методических советах школ и районных методических объединениях, имею ­ щих право рекомендовать к использованию учебные программы. Утверждается рабочая программа ру ­ ководителем образовательного учреждения.

МОЖЕТ ЛИ УЧИТЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИМЕРНУЮ ПРОГРАММУ ПО ПРЕДМЕТУ В КАЧЕСТВЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ? Примерная программа определяет базовые знания, умения, навыки и отражает систему ведущих мировоззренческих идей, общие рекомендации методического характера. Рабочая программа должна конкретизировать соответствующий образовательный стандарт с учетом необходимых требований к ее построению, а также описывать национально - региональный уровень, учитывать возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражать специфику обучения в данном образовательном учреждении. Учитель разрабатывает рабочую программу по предмету на основе примерных основных общеобразовательных программ

АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ 1.Выбрать программу ( авторскую, при ее отсутствии – примерную ) по учебному курсу и соответствующий ей учебник из Федерального перечня учебников, рекомендованных ( допущенных ) Министерством образования и науки России ; 2.Сопоставить цели изучения учебного курса в авторской учебной программе с целями, сформулированными в примерной ( типовой ) программе, а также с целями и задачами основной образовательной программы конкретного образовательного учреждения. Убедиться в их соответствии, что позволяет учесть требования ФГОС, а также заказ на образовательные услуги обучающих ­ ся и их родителей ;

АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ 3. Убедиться, что требования к уровню подготовки выпускников в выбранной программе соответствуют требованиям в примерной ( типовой ) программе. Определить знания, умения, способы деятельности выпускников, не включенные в авторскую программу или же превышающие требования к уровню подготовки выпускников, предусмотренные в ООП образовательного учреждения ; 4. Прописать цели – ориентиры освоения учащимися учебного содержания курса : « ученик научится », « ученик получит возможность научиться ». Прописать цели – ориентиры формирования универсальных учебных действий ;

АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ 5. Сопоставить содержание авторской и примерной ( типовой ) программ. Выделить дидактические единицы, не включенные в авторскую программу. Определить разделы, темы, которые носят избыточный характер. Внести в программу соответствующие коррективы ; 6. Определить последовательность тем и количество часов на изучение каждой из них ;

АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ 7. Определить основную / дополнительную справочную и учебную литературу, наглядные пособия, оборудование и приборы, ЭОР и др ; 8. Подобрать или разработать средства контроля освоения учащимися содержания программы ; 9. Составить рабочую программу согласно структуре, заданной в Положении о рабочей программе конкретного образовательного учреждения.

ПРИНЦИПЫ ВЫБОРА УМК ВЫБОРА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ООО Нормативная база Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки России ) от ___ N ________ г. Москва " Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных ( допущенных ) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на ----/---- учебный год " Закон РФ « Об образовании » ( ст.32, 55)

СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ 1. Обязательная часть : определяет состав учебных предметов обязательных учебных областей и время, отводимое на изучение предметов по классам 2. Часть, формируемая участниками образовательного процесса : определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей, ОУ, учредителя ОУ

ПРИНЦИПЫ ВЫБОРА УМК ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ УП 1. Соответствует ФГОС НОО, ООО ( см. Федеральный перечень учебников ) 2. Отражает специфику региональной системы образования 3. Обеспечивает реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей, ОУ, учредителя ОУ

КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ УМК Воспитание гражданина Формирование ценностных ориентиров Обучение в деятельности Синтез традиций и инноваций. Направленность УМК на формирование УУД Направленность на результат Вариативность обязательного и необязательного усвоенияПредъявлении теоретического материала с учётом его обязательного и необязательного усвоения на определённом этапе обучения уровневую дифференциацию и индивидуальный подход в обученииСистеме упражнений, позволяющих осуществлять уровневую дифференциацию и индивидуальный подход в обучении

УМК ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 7-9 КЛАССОВ, ЛИНИЯ А. В. ПЕРЫШКИНА 41

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ 7 – 9 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ( ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДРОФА ») ПЕРЫШКИН Александр Васильевич кандидат педагогических наук, профессор, член - корреспондент Академии Педагогических Наук РСФСР (1950), член - корреспондент Академии Педагогических Наук СССР (1968), лауреат Государственной премии СССР (1978), кавалер ордена Ленина и Октябрьской революции. ГУТНИК Елена Моисеевна – научный сотрудник лаборатории дидактики физики учреждения Российской академии образования ( РАО ) Институт содержания и методов обучения ( ИСМО ). Учебники для 7 и 8 классов доработаны и подготовлены к изданию ФИЛОНОВИЧ Ниной Владимировой.

Учебники написаны по авторской программе, составленной на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам обучения, представленных в Стандарте основного общего образования. Курс рассчитан на 210 учебных часов, в том числе 7, 8, 9 классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Структура и содержание учебников определены логическими связями научного физического знания. В 7 и 8 классах происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданной схеме. В 9 классе начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы становятся более сложными, школьники учатся планировать самостоятельно.

Учебники отличает четкое описание фактов, определение понятий, формулирование выводов. Функцию повышения заинтересованности учащихся материалом выполняет рубрика « Это любопытно …». Вопросы, упражнения и задания призваны обеспечить прочное усвоение знаний и умений. Рубрика « Проверь себя …» позволяет осуществить самоконтроль учащихся. Методический аппарат учебника составлен таким образом, чтобы учитель мог реализовать возможность построения различных вариантов урока, а для ученика служит руководством познавательной деятельности.

Содержание курса 7 класс : « Введение », « Первоначальные сведения о строении вещества », « Взаимодействие тел », « Давление твердых тел, жидкостей и газов », « Работа и мощность. Энергия ». 8 класс : « Тепловые явления », « Электрические явления », « Электромагнитные явления », « Световые явления ». 9 класс : « Законы взаимодействия и движения тел », « Механические колебания и волны. Звук », « Электромагнитное поле », « Строение атома и атомного ядра », « Строение и эволюция Вселенной ».

Состав УМК Программа курса физики для 7–9 классов общеобразовательных учреждений ( авторы А. В. Перышкин, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник ). УМК « Физика. 7 класс » 1.Физика. 7 класс. Учебник ( автор А. В. Перышкин ) 2.Физика. Рабочая тетрадь класс ( авторы Т. А. Ханнанова, Н. К. Ханнанов ) 3.Физика. Методическое пособие. 7 класс ( авторы Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова ) 4.Физика. Тесты. 7 класс ( авторы Н. К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова ) 5.Физика. Дидактические материалы. 7 класс ( авторы Л. Е. Марон, Е. А. Марон ) 6.Физика. Сборник вопросов и задач. 79 классы ( авторы А. Е. Марон, С. В. Позойский, Е. А. Марон )

УМК « Физика. 8 класс » 1. Физика. 8 класс. Учебник ( автор А. В. Перышкин ). 2. Физика. Методическое пособие. 8 класс ( авторы Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова, Е. В. Шаронина ). 3. Физика. Тесты. 8 класс ( авторы Н. К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова ). 4. Физика. Дидактические материалы. 8 класс ( авторы Л. Е. Марон, Е. А. Марон ). 5. Физика. Сборник вопросов и задач. 79 классы ( авторы А. Е. Марон, С. В. Позойский, Е. А. Марон ). 6. Электронное приложение к учебнику ( размещено на сайте издательства

УМК « Физика. 9 класс » 1. Физика. 9 класс. Учебник ( авторы А. В. Перышкин, Е. М. Гутник ). 2. Физика. Тематическое планирование. 9 класс ( автор Е. М. Гутник ). 3. Физика. Тесты. 9 класс ( авторы Н. К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова ). 4. Физика. Дидактические материалы. 9 класс ( авторы Л. Е. Марон, Е. А. Марон ). 5. Физика. Сборник вопросов и задач. 79 классы ( авторы А. Е. Марон, С. В. Позойский, Е. А. Марон ). 6. Электронное приложение к учебнику ( размещено на сайте издательства

ПОДГОТОВКА К ПЕРЕХОДУ НА ОБУЧЕНИЕ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАНДАРТАМИ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ Переработка учебников Создание Тетради для лабораторных работ и опытов и Задачника к учебнику « Физика. 9 класс », отвечающих требованиям стандарта 2- го поколения по физике

ПОДГОТОВКА К ПЕРЕХОДУ НА ОБУЧЕНИЕ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАНДАРТАМИ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ 51 Одобрены РАН и РАО Имеют гриф « Рекомен - довано » МО и Н РФ Включены в Федераль - ный перечень учебни - ков

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕРАБОТКИ ВСЕХ ТРЁХ УЧЕБНИКОВ ЛИНИИ Совершенствование методического аппарата в соответствии с требованиями, изложенными в проекте стандарта : Добавлен обобщающий материал « Итоги главы », включающий рубрики « Самое главное » и « Проверь себя » Материал для дополнительного чтения перенесён по месту изучения в рубрику « Это любопытно » Усовершенствован оригинал - макет Увеличено число повышено качество иллюстраций 52

ПЕРЕРАБОТКА УЧЕБНИКА « ФИЗИКА. 9 КЛАСС 53

ПЕРЕРАБОТКА УЧЕБНИКА « ФИЗИКА. 9 КЛАСС » ИТОГИ ГЛАВЫ 2. САМОЕ ГЛАВНОЕ ( ГИА : НАХОЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ ) 54

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕРАБОТКИ ВСЕХ ТРЁХ УЧЕБНИКОВ ЛИНИИ 55

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕРАБОТКИ УЧЕБНИКА « ФИЗИКА. 9 КЛАСС » Сокращение ( в частности за счет перенесения части материала в курс 8 класса, например, материал о конденсаторе ) Структура учебника : I. Законы взаимодействия и движения тел II. Механические колебания и волны. Звук III. Электромагнитное поле IV. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер V. Строение и эволюция Вселенной 56

V. СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ Состав, строение и происхождение Солнечной системы Планеты земной группы и планеты - гиганты Малые тела Солнечной системы Строение и эволюция Вселенной

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕРАБОТКИ УЧЕБНИКА « ФИЗИКА. 9 КЛАСС » Интеграция курсов физики и астрономии реализована двумя путями : 1. включением в курс физики главы V 2. точечным включением ряда вопросов, в которых гармонично связаны знания по физике и астрономии Например : термоядерная реакция как источник энергии Солнца и других звёзд, использование метода спектрального анализа в астрономических исследованиях, применение знаний об оптических спектрах и эффекте Доплера к вопросу о создании модели Вселенной, открытие планет Нептун и Плутон « на кончике пера » 58

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕРАБОТКИ ВСЕХ ТРЁХ УЧЕБНИКОВ ЛИНИИ Включение задач : на формирование основных видов учебной деятельности на достижение образовательных результатов на личностном, метапредметном и предметном уровнях 59

СРАВНИТЬ, НАЙТИ ОБЩЕЕ ИЛИ ОСОБЕННОЕ ( РАЗЛИЧНОЕ ) | ' ' ' ' | ' ' ' ' | ' ' ' ' | ' ' ' ' | ' ' ' ' | ' ' ' ' | ' ' ' ' | ' ' ' ' | | | | | | | | | | Чем линейки отличаются друг от друга ? Какую из них вы выбрали бы для того, чтобы как можно точнее измерить длину маленького предмета ? (+ метод : способ уменьшения абсолютной погрешности измерений )

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 61 Допустим, вам нужно показать на опыте, что выталкивающая сила, действующая на погруженное в жидкость тело, зависит от объема этого тела. Какой из двух наборов оборудования, представленных на рисунке 3, вы для этого выберете ? Почему ?

УСТАНОВЛЕНИЕ ПРИЧИННО - СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ 62 На рисунке 5 изображен тяжелый брусок с привязанной к нему ниткой. Брусок лежит на столе. Нить потянули влево с силой F. Что может произойти при этом с бруском и ниткой? Рассмотрите все возможные варианты, свои ответы обоснуйте. (Учет всех возможных следствий события) Найдите ошибки в рисунке 6

ПРИМЕР ЗАДАЧИ НА ДОСТИЖЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Экспериментальное исследование. Спланируйте эксперимент с участием магнитных сил, имитирующих увеличение ускорения свободного падения и действующих на колеблющийся нитяной ( математический ) маятник. Проведите этот эксперимент и сделайте вывод о качественной зависимости периода колебаний от ускорения свободного падения. 63

ПРИМЕР ЗАДАНИЯ НА ДОСТИЖЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Свет, распространяясь в неоднородных средах, например, в тумане, дыму, в воздухе, содержащем пыль и капельки влаги, рассеивается по всем направлениям. Рассеиваясь на мельчайших, сравнимых с длиной волны частицах, свет становится видимым. Если размеры неоднородностей составляют не более одной десятой длины волны (0,1 λ ), то интенсивность рассеянного света оказывается обратно пропорциональна четвертой степени длины волны, т. е. I расс ~ 1/. Эта зависимость носит название закона Рэл é я. Согласно закону Рэл é я из всех излучаемых Солнцем световых лучей наиболее интенсивно в атмосфере Земли рассеиваются коротковолновые – фиолетовые, синие, голубые, зелёные. Они « окрашивают » атмосферу. Цвет атмосферы мы называем цветом неба. Зелёные лучи рассеиваются незначительно, но в совокупности с фиолетовыми они придают атмосфере голубой цвет. Известно также, что человеческий глаз при одинаковой интенсивности голубого и фиолетового лучше воспринимает голубой.

ПРИМЕР ЗАДАЧИ НА ДОСТИЖЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ( РАБОТА С ТЕКСТОМ, ГИА ) Рассеяние света наблюдается также и в чистых средах, не содержащих посторонних частиц. Например, оно может происходить на флуктуациях ( случайных. отклонениях ) плотности воздуха. Такое рассеяние называют молекулярным. Вопросы к тексту 1. В чём заключается суть закона Рэл é я ? 2. Световые лучи какого цвета солнечного спектра рассеивается в атмосфере Земли интенсивнее остальных ? Почему ? Ответ обоснуйте. 3. Какое рассеяние света называется молекулярным ? 4. При каких условиях солнечный свет рассеивается в атмосфере и становится видимым ? 5. Почему небо голубое ?

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ В данном ниже описании опыта, при проведении которого было открыто явление электромагнитной индукции, намеренно сделаны две ошибки : одна – при перечислении оборудования, которым пользовался Фарадей, а вторая – при изложении сути наблюдаемого результата. « Фарадей использовал деревянную катушку с двумя изолированными друг от друга проволочными обмотками на ней. Витки каждой катушки располагались в промежутках между витками другой. Первая из обмоток была замкнута на электромеханический генератор постоянного тока, а вторая – на гальванометр. При прохождении постоянного тока в первой цепи гальванометр регистрировал наличие индукционного тока во второй цепи ( не содержащий источника тока )». 66

ТЕТРАДЬ ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ОПЫТОВ К УЧЕБНИКУ « ФИЗИКА. 9 КЛАСС » « Новые работы »: Опыт 2. Реактивное движение. Модель ракеты. Опыт 3 Ч.2. Период колебаний пружинного маятника. Опыт 5. Оценка периода полураспада находящегося в воздухе газа радона и продуктов его распада. Л. Р. 6. Измерение естественного радиационного фона дозиметром ( выполняется коллективно под руководством учителя )

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ Система оценивания должна определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык, то есть, возможность сверить достигнутый учащимся уровень с ожидаемыми результатами обучения определенным минимумом требований, заложенных в учебный курс. Система оценивания должна фиксировать как изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося, так и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности (усвоение информации, обработка информации, творческое представление своих мыслей и образов и т.д.), что позволяет получить более рельефную картину успехов и неудач учащихся на пути получения образования.

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ Система оценивания должна быть совершенно прозрачной в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок. В систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий и развивающий самооценивание учащимися своих достижений, а также рефлексию происходящего с ними в ходе учебного процесса. При этом учащийся, производящий самооценивание, сопоставляет результаты, к которым он пришел, с критериями, с оценкой учителя. Система оценивания должна обеспечивать постоянный контакт между учителем, учеником, родителями, классным руководителем, а также администрацией и педагогическим коллективом школы.

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ Система оценивания должна быть единой применительно к конкретному школьному классу. Другими словами, невозможно эффективное существование на различных уроках систем оценивания, основанных на разных принципах. Различия возможны только между возрастными группами учащихся, но никак не между группами предметов. Система оценивания должна как можно бережнее относиться к психике учащихся, избегать травмирующих ее ситуаций.

КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

ПОД КРИТЕРИАЛЬНЫМ ОЦЕНИВАНИЕМ ПОДРАЗУМЕВАЕТСЯ СЛЕДУЮЩЕЕ: оцениваться с помощью отметки может только работа учащегося, но ни в коем случае не он сам, и не уровень его способностей ; разработан четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку ; оценивать можно только то, чему учат, поэтому критерий оценивания - конкретное выражение учебных целей ; общие учебные цели по предмету являются критериями оценивания достижений учащихся по данному предмету и позволяют обобщать результаты, выявленные отдельными работами учащегося.

Система критериального оценивания не предусматривает отрицательных отметок. Отметки являются только средством информации, они показывают индивидуальное продвижение учащегося в обучении и необходимость помощи со стороны учителя. В случае, если выставленная отметка меньше проходного балла, учитель проводит коррекционную работу с обучающимся до достижения последним обязательного уровня подготовки. Итоговое оценивание проводится в конце учебного периода (четверти, учебного года) с целью обозначить достигнутый обучающимся уровень овладения знаниями, умениями, навыками и ключевыми компетентностями.

КОМПОНЕНТЫ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ Проверочный лист – лист самооценки знаний и умений по данной теме Оценочное задание – зачет, тестовое задание, проект, контрольная работа, лабораторная работа, исследование Дескрипторы – подробное описание уровней достижений учащихся. Рубрикаторы – подробное описание уровней достижения конкретного балла

1. Текущее, рубежное и итоговое оценивание должно основываться на содержательных критериях. Содержательные критерии соответствуют планируемым результатам за определенный период времени. 2. Критерии оценки разрабатываются совместно с обучающимися или сообщаются учителем. Обучающиеся обязательно включаются в процесс самоконтроля и самооценки результатов деятельности на основе критериев. 3. Критериальное оценивание используется и при всех формах отметочного и безотметочного обучения : отметках, баллах, зачтено - не зачтено, процентах и т. п. 4. Самооценка ученика предшествует оценке учителя и при не совпадении комментируется.

КРИТЕРИИ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ ТОГО : а ) чтобы учащийся понимал, что именно у него не так, чем стоит еще позаниматься, что подтянуть ( имеются в виду, конечно, не темы в привычном понимании, а учебные навыки ); б ) чтобы снизить субъективность выставления отметки ; в ) чтобы получить механизм, одинаково хорошо работающий как при оценивании, так и при самооценивании.

ТЕХНОЛОГИЯ КРИТЕРИАЛЬНОГО ПОДХОДА элементы технологии и свойства критериального оценивания. Общественный договор – обязательное условие при критериальном оценивании. Критерии определяются задачами обучения и представляют собой перечень различных видов деятельности учащегося, которую он осуществляет и осваивает в ходе работы. Рубрики ( инструкции по оцениванию ). В рубриках расписано, за что ставятся баллы по каждому из критериев. Работа над ошибками. Получая оценку за промежуточную работу, ученик получает четкие ориентиры, что надо сделать, чтобы повысить свою оценку за итоговую работу. При критериальном оценивании учитываются результаты только итоговых работ.

ТЕХНОЛОГИЯ КРИТЕРИАЛЬНОГО ПОДХОДА элементы технологии и свойства критериального оценивания. Самооценивание и модерация ( сопоставление ). Понятность для учащегося оснований оценивания, которая достигается при использовании рубрик, делает возможным самостоятельное оценивание учеником своей работы. Самооценивание предшествует предъявлению оценок учителем. Самооценивание и модерация способствуют превращению контроля в самоконтроль. Прибавление, а не уменьшение. В критериальном оценивании описаны уровни достижений, соответствующие каждому баллу. При этом оценивается приращение : ты что - то сделал, пусть не много, но это уже хорошо, и ты получаешь за это балл. Сравнение с самим собой. При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими.

ТЕХНОЛОГИЯ КРИТЕРИАЛЬНОГО ПОДХОДА Критериальное оценивание Формирующее ( текущее ) Констатирующее ( итоговое ) определение текущего уровня сформированности ключевых компетенций в процессе повседневной работы в классе. Позволяет скорректировать работу до проведения констатирующей работы. При выведении итоговых отметок формирующие оценки не учитываются. Определенияе уровня сформированности ключевых компетенций при завершении изучения блока учебной информации и проводится по результатам выполнения констатирующих работ различных видов ( тесты, проекты, контрольные и т. д.). Отметки являются основой для определения итоговых отметок по курсу за отчётные периоды ( четверть, полугодие ).

В выделении критериев и показателей продвижения можно воспользоваться схемой Б. Блюма ( Оценка уровня достижений. Таксономия Б. Блума ).

Определяя систему критериев и показателей достижения, необходимо ориентироваться на планируемые результаты обучения, определенные в его рабочей программе по предмету, определяя те, которые реализуются в рамках изучаемой темы, то есть осуществить деление материала, подлежащего проверке, на смысловые блоки ( единицы содержания ). Критерии оценки результатов за год обучения, полугодие отражаются в рабочей программе учителя, листе достижений обучающегося ; за период учебной темы, раздела – в учебно - тематическом планировании, в карте знаний ( или в маршруте знаний ) Учителем организуется работа с листом образовательных достижений : обсуждение критериев оценки с учащимися самооценка результатов обучающимися оценка учителя обсуждение итогов оценивания

В конце отчётного периода по результатам констатирующих работ формируются средние баллы по каждому критерию. Сумма средних баллов переводится в четвертную и полугодовую отметку (2– 5). Для выведения такой отметки используется интегральная формула с учётом процента успешности по всем критериям по определённой шкале (0–50% – 2;50–70% – 3; 70–88% – 4; 88–100% –5). Учащимся выставляется годовая отметка по сумме полугодовых отметок (8–10 баллов – 3, 11–13 баллов –4, 14–15 баллов – 5).

РАЗРАБОТКА ТЕМЫ « ЭЛЕМЕНТЫ СТАТИКИ » И ЛИСТ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ДЛЯ ФОРМИРУЮЩЕЙ ОЦЕНКИ ПО ФИЗИКЕ (9 КЛАСС ) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Количество часов 10 Резервное время 2 Равновесие тел. Момент силы. Условия равновесия твердого тела. Устойчивость тел. Виды равновесия. Простые механизмы : рычаг, неподвижный блок, подвижный блок, наклонная плоскость, винт, клин. Демонстрации 1. Равновесие тела под действием нескольких сил. 2. Правило моментов. 3. Зависимость устойчивости тел от площади опоры и положения центра тяжести. 4. Получение выигрыша с помощью простых механизмов. 5. Системы простых механизмов. Лабораторные работы 1. Изучение условий равновесия тел под действием нескольких сил. 2. Определение центра тяжести. 3. Изучение работы систем простых механизмов.

РАЗРАБОТКА ТЕМЫ « ЭЛЕМЕНТЫ СТАТИКИ » И ЛИСТ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ДЛЯ ФОРМИРУЮЩЕЙ ОЦЕНКИ ПО ФИЗИКЕ (9 КЛАСС ) УровеньТребованияТипизированные задания % от общей оценки освоения темы Воспроиз ведение Воспроизводит определе ния : статика, момент силы, плечо силы, правило момен тов, равновесие, устойчи вость, рычаг, блок, наклон ная плоскость, винт, клин. Указывает на рисунке : плечо силы ; силы, дейст вующие на тело. 1. Дать определение. 2. Записать формулы : момент силы, правило моментов, ус ловия равновесия. 3. Нарисовать и указать на ри сунке силы и их плечи : рычаг, блок, клин, винт, наклонная плоскость. 10%

РАЗРАБОТКА ТЕМЫ « ЭЛЕМЕНТЫ СТАТИКИ » И ЛИСТ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ДЛЯ ФОРМИРУЮЩЕЙ ОЦЕНКИ ПО ФИЗИКЕ (9 КЛАСС ) УровеньТребованияТипизированные задания % от общей оценки освоения темы Пони мание Демонстрирует понима ние : видов равновесия, ус ловий равновесия, принци пов действия простых меха низмов ( подвижного и не подвижного блоков, винта, клина и наклонной плоскос ти ). 1. По приведенным рисункам определить вид равновесия. 2. Записать условия равнове сия для указанной на рисунке системы. 3. Найти выигрыш в силе, ко торый дает простой механизм, указанный на рисунке. 20%

РАЗРАБОТКА ТЕМЫ « ЭЛЕМЕНТЫ СТАТИКИ » И ЛИСТ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ДЛЯ ФОРМИРУЮЩЕЙ ОЦЕНКИ ПО ФИЗИКЕ (9 КЛАСС ) УровеньТребованияТипизированные задания % от общей оценки освоения темы Приме нение Вычисляет моменты сил, производит расчет усло вий равновесия и центра тя жести. Определяет центр тяжести тела неправильной формы. 1. Определить, будет ли тело находиться в равновесии, по действующим на него силам. 2. Найти точку опоры для тела неправильной формы, которое можно расчленить на фраг менты правильной формы. 3. Найти графически равно действующую двух параллель но действующих сил. 20%

РАЗРАБОТКА ТЕМЫ « ЭЛЕМЕНТЫ СТАТИКИ » И ЛИСТ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ДЛЯ ФОРМИРУЮЩЕЙ ОЦЕНКИ ПО ФИЗИКЕ (9 КЛАСС ) УровеньТребованияТипизированные задания % от общей оценки освоения темы АнализИсследует системы из простых механизмов. 1. Описать систему, состоящую из простых механизмов, указав их название и предназначение в данной системе. 2. Провести лабораторное исследование действия системы, состоящей из простых механизмов, определив выигрыш в силе. 15%

РАЗРАБОТКА ТЕМЫ « ЭЛЕМЕНТЫ СТАТИКИ » И ЛИСТ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ДЛЯ ФОРМИРУЮЩЕЙ ОЦЕНКИ ПО ФИЗИКЕ (9 КЛАСС ) УровеньТребованияТипизированные задания % от общей оценки освоения темы СинтезСоздает системы из простых механизмов для решения поставленной задачи ( например, получение выигрыша в силе, изменение направления действия силы ). 1. Собрать систему из блоков, дающих выигрыш в n раз и изменяющих направление действия силы на α °. 2. Собрать из предложенных простых механизмов систему для подъема груза на высоту h. 15%

РАЗРАБОТКА ТЕМЫ « ЭЛЕМЕНТЫ СТАТИКИ » И ЛИСТ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ДЛЯ ФОРМИРУЮЩЕЙ ОЦЕНКИ ПО ФИЗИКЕ (9 КЛАСС ) УровеньТребованияТипизированные задания % от общей оценки освоения темы ОценкаВыбирает простые механизмы и системы, состоящие из них, по заданным критериям : наибольший КПД, безопасность устройства, удобство для пользователя. 1. Чем выгоднее воспользоваться для поднятия груза : системой из блоков или наклонной плоскостью ? 2. Как лучше скомбинировать подвижные и неподвижные блоки, чтобы поднимать грузы, находясь внизу ? 20 %

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ( В %) Урок 1–2 Урок 3–4 Урок 5–6 Урок 7–8 Урок 9–10 Воспроизведение Понимание Применение Анализ 1030 Синтез Оценка

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Уроки 3–4 Изучение условий равновесия. Виды равновесия. Устойчивость. Демонстр ации 1. Зависимость устойчивости тел от площади опоры и положения центра тяжести. Знание – 20% Понимание – 30% Применение – 20% Анализ – 10% СинтезОценка

СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛА, ПОДЛЕЖАЩЕГО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ 3. Равновесие называется безразличным, если при любых малых отклонениях тела от этого положения не возникает сил или моментов сил, стремящихся возвратить тело в начальное положение или еще более удалить тело от начального положения. Если равновесие материальной точки или тела обусловлено действием только потенциальных сил, то положение равновесия соответствует минимальному значению потенциальной энергии по сравнению с ее значениями в ближайших соседних точках. Виды равновесия 1. Равновесие называется устойчивым, если при любых малых отклонениях тела от этого положения возникают силы или моменты сил, стремящихся возвратить тело в исходное положение. 2. Равновесие называется неустойчивым, если хотя бы при некоторых малых отклонениях тела от этого положения возникают силы или моменты сил, стремящиеся еще больше отклонить тело от начального положения.

2. СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛА ДЛЯ РАБОТЫ НА УРОВНЕ ПОНИМАНИЯ 261. Груз несут на палке, перекинутой через плечо. Как влияет положение груза ( ближе или дальше от плеча ) на величину силы, с которой палка действует на плечо, и на ту силу, с которой рука должна удерживать палку в равновесии ? 262. Почему ручку располагают у края двери ? 263. Когда палку держат в руках за концы, то ее трудно переломить. Если же середину палки положить на подставку, то переломить палку легче. Объясните, почему ? 264. Железный лом весом 100 Н лежит на земле. Какое усилие надо употребить, чтобы приподнять один из его концов ? 265. Имеются две чугунные плиты одинаковой массы. Длина одной плиты вдвое больше, чем длина другой. Обе плиты поднимают за край и поворотом около ребра, образующего ширину плиты, ставят вертикально. Для подъема какой плиты требуется большая сила ? 266. Почему при разрезании ножницами металлической проволоки ее приходится помещать ближе к винту ножниц ? 267. Канцелярские ножницы имеют очень длинные лезвия. Выгодно ли это ? 268. Почему получается большой выигрыш в силе при пользовании сложными кусачками, изображенными на рис. 40? Рис Должны ли изменяться величины сил, прилагаемых к напильнику правой и левой рукой, во время отпиливания горизонтальной площадки ?

3. СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛА ДЛЯ РАБОТЫ НА УРОВНЕ ПРИМЕНЕНИЯ 1. Лабораторная работа : « Определение центра тяжести ».

4. СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛА ДЛЯ РАБОТЫ НА УРОВНЕ АНАЛИЗА Модель Равновесие брусков ( Открытая Физика 2.5 часть 1)1 В данном компьютерном эксперименте моделируется задача о равновесии стопы кирпичей. Смещая в сторону каждый из четырех одинаковых кирпичей, постарайтесь добиться максимально возможного смещения L = Lmax, так чтобы при этом не нарушилось равновесие стопы. Учащимся предлагается решить задачу сначала теоретически, а затем проверить решение на модели.

ЛИСТ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Спасибо за внимание !