Игры и упражнения на развитие речевого дыхания у младших школьников с речевыми нарушениями Учитель-логопед МБОУ СОШ 7 г. Апатиты: Копина Любовь Викторовна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методика коррекции речевого дыхания при дизартрии МБДОУ детский сад комбинированного вида 112 Выполнили: учителя-логопеды Трунова В.А. Смирнова Л.Н.
Advertisements

Роль дыхания в развитии речи детей Шестакова Инна Николаевна логопед МКДОУ « Детский сад « Колосок»
УЧИМСЯ ДЫШАТЬ ПРАВИЛЬНО Составила: учитель-логопед Деева Елена Александровна Филиал МКДОУ «Детский сад 1»- Детский сад 11.
Дыхательная гимнастика для детей.
Выполнили: учителя-логопеды МБОУ СОШ8 им. Сибирцева А.Н. Черкашина С.И., Новосёлова Л.А.
ГКОУ СКОШИ I-II вида г. Улан-Удэ Методическая разработка «Работа над речевым дыханием у детей с нарушениями слуха и речи» Учитель-дефектолог Убеева Татьяна.
Учитель-логопед Вышемирская Юлия Михайловна. Рекомендую придерживаться следующих правил во время работы над развитием речевого дыхания : Вдох через нос,
Артикуляционная гимнастика Подготовила учитель-логопед Ягодина Е.А. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида.
РОЛЬ ДЫХАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ. РОЛЬ ДЫХАНИЯ Правильное физиологическое дыхание: - обогащает кислородом головной мозг; - является профилактикой.
МКДОУ «ДС КВ «Солнышко» п.г.т. Уренгой Учитель-логопед Семенова А.В.
«Развитие речевого дыхания». Речевое дыхание дошкольников отличается от речевого дыхания взрослых: оно характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры,
Развитие речевого дыхания у детей Подготовил: Учитель-логопед Сарайкина Г.В.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА МБДОУ «ДС КВ «СОЛНЫШКО» УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД СЕМЕНОВА А. В.
Учимся говорить правильно!. Коктейль – это смесь напитков Толковый словарь Ожегова.
-Задуваем свечи -Пускаем мыльные пузыри -Кораблик -Шторм в стакане -Снегопад -Бабочка -Листопад -Футбол -Ветряная мельница/вертушка/ - Сдуваем пух с одуванчиков.
Артикуляционная гимнастика это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие увеличить объём и силу движений,
Артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика - это упражнения для губ, языка, щек. Виды упражнений Статические Динамические (удержание артикуляционной.
Применение компьютерной специализированной программы «Дэльфа» для коррекции речи дошкольников (из опыта работы) учитель-логопед Жалина М.А.
«Артикуляционная гимнастика. Её значимость в коррекционной деятельности учителя - логопеда.» Автор : учитель-логопед : Гончарова И.А.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного типа 26 «Хрусталик» РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ДЫХАНИЯ Морма Марина Витальевна.
Транксрипт:

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания у младших школьников с речевыми нарушениями Учитель-логопед МБОУ СОШ 7 г. Апатиты: Копина Любовь Викторовна

Чтобы научить ребенка владеть языком, надо прежде всего научить его правильно дышать: и та и другая функции выполняются одними и теми же органами. Без правильного дыхания, для которого характерны короткий, глубокий вдох и плавный, длительный, экономный выдох, невозможна хорошо звучащая речь.

Правильное дыхание – основа звучащей речи Оно обеспечивает нормальное голосо и звукообразование Сохраняет плавность речи Так как речь осуществляется на выдохе, то от силы, направления и длительности воздушной струи зависит правильность произношения многих звуков, плавность речевого потока. Недостаточная дифференциация ротового и носового дыхания может привести к нечеткому произнесению звуков, их смешению.

Цель дыхательных упражнений – увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, цельный, экономный выдох.

Физиологическое (жизненное) дыхание речевое дыхание Фазы: вдох – выдох - паузаФазы: вдох – пауза - выдох Происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания Происходит сознательно, произвольно, контролируемо, управляемо Назначение: осуществление газового обмена Назначение: является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой мелодики Вдох и выдох через носВдох и выдох через рот Время, затраченное на вдох и выдох, примерно одинаковое (4:5) Выдох значительно длиннее вдоха (1:2 или 1:3). Чем длиннее фраза, тем длиннее выдох Смена фаз дыхания однообразно- ритмическая В смене фаз дыхания ритмической последовательности нет Основные различия

Для формирования правильного речевого выдоха у детей и коррекции нарушений звукопроизношения необходимо знать особенности участия воздушной струи при образовании разных звуков. Например, при образовании носовых звуков мягкое небо должно быть опущено, а воздух проходить через носовую полость. При поднятом мягком небе воздушная струя попадает только в ротовую полость и в результате этого носовые звуки произносятся искаженно.

При образовании свистящих и шипящих звуков воздушная струя в ротовой полости должна проходить длительно и плавно по средней линии широкого языка. Растекание воздуха по всему языку, утечка вбок искажает произнесение звуков.

При образовании согласных взрывных звуков требуется сильный мгновенный ротовой выдох. Слабый выдох не позволяет образовать эти звуки четко и правильно.

Для произнесения сонорных звуков наряду с выработкой подвижности кончика языка необходима достаточно сильная воздушная струя.

У детей, имеющих нецеленаправленный и слабый ротовой выдох, часто наблюдаются нарушение темпоритмической организации речи и различные нарушения звукопроизношения, поэтому с ними нужно обязательно проводить дыхательные упражнения.

Начинать занятия следует с развития физиологического дыхания. Прекрасным средством для этого являются общеразвивающие и логоритмические игры и упражнения. Наиболее важными при развитии физиологического дыхания являются так называемые классические упражнения. Их цель: координация ротового и носового дыхания,выработка нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы.

Работа по развитию речевого дыхания проводится в следующей последовательности: без участия речи, на материале гласных звуков, согласных звуков, слогов, слов, предложений, фраз.

І. Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи Цель: Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ. « Цветочек ». « Одуванчик » « Узнай по запаху » « Свеча » ( « Задуй свечу » ) « Костер » ( « раздуть угасающий костер » ) « Чей пароход (паровоз) дольше гудит? » « Погрей руки » « Султанчик » « Листья шелестят » « Флажок » « Чья птичка дальше улетит » « Покатай карандаш». «Трубочка». «Бурлящая вода». «Пускание мыльных пузырей». «Снежинки летят». «Бабочки». «Кто спрятался за занавеской?» «Кто забьет больше голов?» «Загони машину в гараж»

ІІ. Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале гласных звуков Цель : Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением гласных звуков. Инструкция к выполнению. Вдох через рот – быстрый, пауза, выдох медленный с одновременным произношением гласных сначала шепотом, затем громко.

ІІІ. Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале согласных звуков Цель. Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением согласных звуков.

ІV. Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов Цель. Тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением слогов. V. Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слов Цель. Тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным проговариванием слов с изменением силы и высоты голоса.

VІ. Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале предложений, фраз Цель. Тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным произнесением фразы.

Игры на развитие речевого выдоха у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями В пособии содержится игровой материал для проведения упражнений по развитию це­ленаправленного речевого выдоха (игровые поля с подвижными (отлетными) частями, за­крепленными на нитях или частично приклеенными). Цель пособия помочь педагогу разнообразить коррекционную работу по формированию правильного дыхания у детей с нарушениями звукопроизносительной стороны речи, темпоритмической организации речи, детьми, имеющими нецеленаправленный и слабый ротовой выдох.

«ПОДВОДНЫЙ МИР»

«ЛЕТНИЙ ЛУГ»

Для выработки правильного вдоха и выдоха используем прием ассоциации: «Сделай плавный вдох с удовольствием, как котик нюхает розу» « Понюхай, какой чай заварили» «Подуй на пар» «Покатай игрушку» Для равномерного плавного выдоха Упражнение «Фокус»

Постановка диафрагмального дыхания Человеку, находящемуся в положении лёжа, кладут на живот в области диафрагмы лёгкую игрушку. Слушая инструкцию («Делай вдох так, чтобы игрушка поднялась, при выдохе она будет опускаться»), человек следит глазами за подниманием и опусканием игрушки, старается делать вдох животом. Затем игрушка заменяется ладонью, человек следит за движением диафрагмы с помощью руки (в положении лёжа, сидя, стоя).

Игра «Кто спрятался?» На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем гофрированную бумагу, изрезанную бахромой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосочками гофрированной бумаги. Ребенку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку

«Деревья» Упражнение аналогично упражнению «Кто спрятался?» Наглядный материал в виде деревьев изготавливается из гофрированной бумаги (крона дерева), на которую предлагается дуть.

Влияние правильного дыхания на организм

Дыхательные упражнения полезны и сами по себе, а кроме того, активизируют внимание, воспитывают быстроту и точность реакции, развивают все виды памяти: слуховую, зрительную, двигательную.