Выполнила: Киселёва Е.Н., учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия 2» Г. Саров Презентация к уроку литературы в 10 классе по теме «Гражданская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
{ Н. А. Некрасов « Элегия ». Элегия – лирическое стихотворение, окрашенное грустью, печалью, горестью; посвященное любовным мотивам или содержащее размышления.
Advertisements

Н. А. Некрасов « Элегия » Опыт анализа. Цели: продолжить ознакомление с тематикой лирики Н.А. Некрасова; показать значение элегии в творчестве поэта;
Тема:«Гражданская лирика Н.А.Некрасова» ЦЕЛИ УРОКА: Обучающая: Охарактеризовать нравственную проблематику стихотворений Некрасова. Продолжить анализ художественно-поэтического.
А.С.Пушкин о назначении поэта и поэзии. Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв.
Тема поэта и поэзии в лирике М.Лермонтова. Поэт Таков поэт: чуть мысль блеснет, Как он пером своим прольет Всю душу; звуком громкой лиры Чарует свет,
…становясь поневоле участниками военных действий на Кавказе, декабристы не только по своей доброй воле, но и в силу лучших чувств и стремлений делались.
Урок развития речи по русскому языку в 9 классе. Составила Киселева В. И. учитель русского языка и литературы МОУ «Ромодановская СОШ 1»
В ЕГЭ по литературе Лирика Н. А. Некрасова merelenko-su.uCoz.ru.
…и долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал! А.С.Пушкин.
Я призван был воспеть твои страданья, Терпеньем изумляющий народ. Н.А.Некрасов Презентация Куневич Е.В., учителя русского языка и литературы Средняя школа.
Река Волга Река Волга в поэзии и живописи. Стихи о Волге «Волге» На свете много разных рек, Но лишь одна мне всех милей, Чей в детстве полюбил я брег,
Творческий путь Н.А.Некрасова (Автор: Кулиш Евгения)
Да, недолго глядел он на Русь голубыми глазами поэта… Н.Рубцов.
Гражданская лирика Н. А. Некрасова. Анна Ахматова Когда я ночью жду ее прихода, Жизнь, кажется, висит на волоске. Что почести, что юность, что свобода.
Тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина Выполнили: Выполнили: Ученицы 10 А класса Ученицы 10 А класса Хороших Наталья Хороших Наталья Иванова Наталья.
Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина Презентация на тему: Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина Ученицы 9 класса «В» средней школы 5 Тюменцевой Анастасии.
Семинар по лирике А. С. Пушкина 1.Становление личности поэта. 2.Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина. 3.Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина. 5.Пушкин.
Философская лирика. Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. Я говорю: промчатся.
Н.А. Некрасова Работу выполнила ученица 10 класса: Змеева Кристина.
«я помню чудное мгновенье...» «я помню чудное мгновенье...» Гриневич Л.А., учитель физики МОУ СОШ 1 г. Богданович.
Транксрипт:

Выполнила: Киселёва Е.Н., учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия 2» Г. Саров Презентация к уроку литературы в 10 классе по теме «Гражданская элегия Н.А. Некрасова»

Форме дай щедрую дань Временем: важен в поэме Стиль, отвечающий теме. Стих, как монету, чекань Строго, отчётливо, честно, Правилу следуй упорно: Чтобы словам было тесно, Мыслям – просторно. « Подражание Шиллеру».Отрывок.

Гражданская элегия Н. А. Некрасова. Проблема традиции и новаторства. Традиционное в «Элегии» Н.А.Некрасова Новаторское в «Элегии» Н.А.Некрасова

О Муза! Я у двери гроба! Пускай я много виноват, Пусть увеличит во сто крат Мои вины людская злоба – Не плачь! Завиден жребий наш Не наругаются над нами: Меж мной и честными сердцами Порваться долго ты не дашь Живому, кровному союзу…

«Элегия» (А.Н.Еракову) 1874 г. Первый вариант. Старо, не правда ли, печь хлебы из муки? Однако ж из песку попробуй, испеки! Окончательный вариант. Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая – «страдания народа»- И что поэзия забыть ее должна, Не верьте, юноши! не стареет она.

Александрийский стих – в русской поэзии двустишие шестистопного ямба с цезурой после третьей стопы. Стихи связаны смежной рифмой. В эпоху классицизма – основной размер эпоса, трагедии, элегии, сатиры и других высоких и средних жанров. Например: Надменный временщик, и подлый, и коварный, Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный, Неистовый тиран родной страны своей, Взнесённый в важный сан пронырствами злодей ! К.Ф.Рылеев. «К временщику».

А.С.Пушкин. «Деревня». …Здесь барство дикое, без чувства, без закона Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца. Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, Здесь рабство тощее влачится по браздам Неумолимого владельца… Н.А.Некрасов. «Элегия»....Увы! пока народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам, Как тощие стада по скошенным лугам, Оплакивать их рок, служить им будет муза, И в мире нет прочней, прекраснее союза!..

Н.А.Некрасов. «Элегия». Уж вечер настает. Волнуемый мечтами, По нивам, по лугам, уставленным стогами, Задумчиво брожу в прохладной полутьме, И песнь сама собой слагается в уме, Недавних, тайных дум живое воплощенье: На сельские труды зову благословенье, Народному врагу проклятия сулю, А другу у небес могущества молю... В.А.Жуковский. Из элегии «Вечер». Уж вечер... облаков померкнули края, Последний луч зари на башнях умирает; Последняя в реке блестящая струя С потухшим небом угасает. Все тихо: рощи спят; в окрестности покой; Простершись на траве под ивой наклоненной, Внимаю, как журчит, сливаяся с рекой, Поток, кустами осененный. Что является предметом элегических размышлений каждого поэта?

А.С.Пушкин. «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды – И чей-нибудь уж близок час И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа Красою вечною сиять. Н.А.Некрасов. «Элегия». Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою, Старик ли медленный шагает за сохою, Бежит ли по лугу, играя и свистя, С отцовским завтраком довольное дитя, Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы, - Ответа я ищу на тайные вопросы, Кипящие в уме: «В последние года Сносней ли стала ты, крестьянская страда? И рабству долгому пришедшая на смену Свобода, наконец, внесла ли перемену В народные судьбы? в напевы сельских дев? Иль так же горестен нестройный их напев?..»

А.С.Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал. А.С.Пушкин. «Эхо»....На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг Тебе ж нет отзыва... Таков И ты, поэт! А.С.Пушкин. «Поэт». Бежит он, дикий и суровый, И звуков и смятенья полн, На берега пустынных волн, В широкошумные дубровы... Н.А.Некрасов. «Элегия». Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил – и сердцем я спокоен... Н.А.Некрасов. «Элегия». И песнь моя громка! Ей вторят долы, нивы, И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы, И лес откликнулся... Природа внемлет мне, Но тот, о ком пою в вечерней тишине, Кому посвящены мечтания поэта, - Увы! не внемлет он – и не дает ответа...

А.С.Пушкин. «Муза». С утра до вечера в немой тени дубов Прилежно я внимал урокам девы тайной, И, радуя меня наградою случайной, Откинув локоны от милого чела, Сама из рук моих свирель она брала... А.А. Фет. «Муза»....Отягощала прядь душистая волос Головку дивную узлом тяжелых кос; Цветы последние в руке ее дрожали; Отрывиста речь была полна печали, И женской прихоти, и серебристых грез... Н.А.Некрасов. «Замолкни, Муза мести и печали...» Замолкни, Муза мести и печали, Я сон прервать тяжёлый не хочу, Довольно мы с тобою проклинали- Один я умираю и молчу! «О Муза! Я у двери гроба...»...Нерусский глянет без любви На эту бледную, в крови, Кнутом иссеченную Музу. «Элегия». Увы! пока народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам, Как тощие стада по скошенным лугам, Оплакивать их рок, служить им будет муза, И в мире нет прочней, прекраснее союза!..

Особенности стиля Элегические штампы «Оплакивать их рок» «муза» «лира» «песни жниц» «волнуемый мечтами» «задумчиво брожу» «тайных дум» Ораторские приемы «Влачатся в нищете» «покорствуя бичам» «бой решит судьба» «я видел красный день: в России нет раба» Риторические вопросы Сатирико- публицистичес- кие обороты речи «И слезы сладкие я пролил в умиленье... «Довольно ликовать в наивном увлеченье, - Шепнула муза мне...»

Традиционное в «Элегии» 1.Тема страданий народа. 2. Обличительный пафос 3. Стиль высокой поэзии. Александрийский стих. 4. Традиции гражданской поэзии начала19 в.(обобщенная картина народных страданий,отвлечённая поэтическая лексика, ораторские обороты речи). 5. Элегические штампы,традиционно- романтическая возвышенная лексика. 6. Философский характер размышлений поэта. 7. Тема поэта и поэзии. 8. Тема одиночества поэта. Новаторское в «Элегии» 1.В область элегии ввёл тему страданий народа. 2. Предмет элегических раздумий поэта – судьба народа (содержание гражданской элегии). 3. Использование нарочито старомодного высокого стиля для освещения актуальной, современной тематики (в область художественного ввёл злободневность). 4. Соединение разных стилевых пластов в рамках одного произведения 5.Тема одиночества поэта рассматривается автором как драма разобщенности со своим народом.

Домашнее задание Вариант 1. Почему «Элегия» Н.А.Некрасова – это элегия нового типа? Вариант 2. Образ Музы в романтической и реалистической традиции. Вариант 3. Элегия В.А.Жуковского, А.С.Пушкина и Н.А. Некрасова. Общее и отличительное.