Стихотворения о родной природе 1. WWW.YOUR-SCHOOL-URL.COM Давайте восстановим общие опорные вопросы, на которые обычно опираемся при анализе стихотворений.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу…» С.Есенин.
Advertisements

Что изображено на этих фотографиях? «Край ты мой, родимый край…» Стихи русских поэтов 19 века о природе и о Родине. Василий Андреевич Жуковский, Алексей.
Подготовил : ученик 7 класса Дильтаев Тимур Проверила : Абаева Ольга Павловна.
Цель: расширить представления учеников о русской пейзажной поэзии; учить выражать собственное отношение к обсуждаемым проблемам; привить любовь к родному.
Весна! Весна! И всё ей радо…. Из далёких краёв, где морская волна Кружевной рассыпается пеной, К нам на крыльях ветров Прилетает весна И приносит с собой.
Презентация подготовлена к уроку литературы в 7 классе учителем словесности ГБОУ СОШ 353 им. А. С. Пушкина г. Москвы Андреевой Аллой Юрьевной.
Анализ лирического стихотворения Методическая разработка к уроку литературы в 7 классе преподавателя русского языка и литературы Лопатиной Люсьены Константиновны.
Типовые расчёты Растворы
Урок русского языка. 7 класс Тема: «Наречие как часть речи». Учитель Прокопенко Валентина Степановна.
«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе.
Ребусы Свириденковой Лизы Ученицы 6 класса «А». 10.
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
1 у дома 2 деревенька 3 березы 4 родные просторы.
Ирина Викторовна Балыбердина Урок музыки в 8 классе по теме: «Колокольный звон на Руси»
И.И.Шишкин И.И.Левитан Куинджи Саврасов Василий Андреевич Жуковский ( )


Цель урока: познакомиться с японской поэзией, выявить ее своеобразие.
Michael Jackson
Школьная форма Презентация для родительского собрания.
Транксрипт:

Стихотворения о родной природе 1

Давайте восстановим общие опорные вопросы, на которые обычно опираемся при анализе стихотворений русских поэтов Что привлекает в стихотворении? Какое настроение оно выражает? На основании каких образов развивается художественный смысл стихотворения? Какими выразительными сред –ми пользуется автор? 2

Как ритмо-мелодический строй поддерживает образную направленность стихотворения? Чем необычно стихотворение? В чём его неповторимость? 3

В. А. Жуковский «Приход весны» Зелень нивы, рощи лепет, В небе жаворонка трепет, Тёплый дождь, сверканье вод, – Вас назвавши, что прибавить? Чем иным тебя прославить, Жизнь души, весны приход? 4

Приход весны С чем у поэта ассоциируе тся приход весны? С зеленью нивы, песней жаворонка, шелестом листвы в роще, тёплым дождём, сверканием воды 5

Метонимия (греческое metoymia, буквально - переименование), троп, замена одного слова другим на основе связи их значений по смежности (" театр рукоплескал " - вместо " публика рукоплескала "). зелень нивы рощи лепет в небе жаворонка трепет тёплый дождь сверканье вод 6

В. А. Жукрвский «Приход весны» Какие художественно- выразительные средства используются В. А. Жуковским в данном стихотворении? Приведите примеры из стихотворения 7

перифраза (от греческого periphrasis - иносказание), вид тропа, замена прямого названия описательным выражением, в котором указаны признаки не названного прямо предмета: " царь зверей " - вместо " лев ".… «весны приход» = «жизнь души» 8

Зачем автор прибегает к риторическим вопросительным восклицаниям? Чтобы подчеркнуть полноту и невыразимость чувств, охватывающих человека весной « Вас назвавши, что прибавить? Чем иным тебя прославить…» 9

Как строится строфа? Зелень нивы, рощи ле́пет, В небе жаворонка тре́пет, Тёплый дождь, сверканье во́д, – Вас назвавши, что приба́вить? Чем иным тебя просла́вить, Жизнь души, весны прихо́д? 1 – 2, 4 – 5 – парная женская; 3 – 6 - опоясывающая мужская 10

Каким размером написано стихотворение? Зелень нивы, рощи лепет, В небе жаворонка трепет, Тёплый дождь, сверканье вод, – Вас назвавши, что прибавить? Чем иным тебя прославить, Жизнь души, весны приход? Четырёхстопный хорей, придающий живость, динамизм Пиррихий в 3-й стопе 2-ой строке, за счёт чего слово «жаворонка» выделяется переливчатой протяжностью 11

В чём же своеобразие этого стихотворения? В. Жуковскому удалось очень лаконично, но выразительно представить образ прихода весны, оживления всего мира и передать восхищение, радость человека 12

А. К. Толстой « Край ты мой, родимый край …» 13

А. К. Толстой « Край ты мой, родимый край …» С чем в сознании поэта олицетворяется в данном стихотворном произведении родимый край? С конским бегом на воле 14

С криком орлиных стай в небе 15

с волчьим голосом в поле 16

Со свистом соловья 17

С дремучим бором 18

с ветром, степями и тучами 19

Какие художественно- выразительные средства используются А. К. Толстым в данном стихотворении? Какие художественно- выразительные средства используются А. К. Толстым в данном стихотворении? Эпитеты ( родимый край, бор дремучий, свист полночный) Метафоры (конский бег на воле) 20

21

«БЛАГОВЕСТ» А.К. Толстой 22

Словарная работа Благовест – Благостный – Каяться – Отрекаюсь – «Звон призывный через могилы» от слов благая (добрая) весть – колокольный звон перед церковной службой. умиротворяющий, несущий благо. исповедоваться в грехах. Отказываюсь рядом с храмом традиционно располагается кладбище 23

А почему «звон призывный» доносится «через могилы», почему он гудит не только «дивно», но и «уныло»? С могилами связано представление об ушедших людях, тело которых стало в земле прахом, т. е. о бренности земной жизни, - но колокол напоминает о бессмертии души – и потому « гудит так дивно и так уныло !» 24

Жуковский С. Храм Рождества Богородицы. Звенигород В 3- й строфе подчёркнуто властное воздействие благовеста на душу человека («тянет», «зовёт», «манит») Как это выражено? «К себе он тянет Неодолимо»; «Зовёт и манит Он в край родимый». 25

Что же это за « край родимый », куда « неодолимо » призывает душу человека благовест? 26 « Край благодатный »: лир. герой устремляется туда душой и мечтой: « Далеко странствуя Мечтой чудесною, Через пространства я Лечу небесные »

А. К. Толстой «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…» 27

«Замолкнул гром…» Какова поэтическая тема стихотворения? Мир после грозы 28

Главная характеристика – контраст, смена грозного светлым «гром», «гроза», «чёрные тучи», «дрожат цветы», «вражда», «презрительная пята» Светлое 29 Грозное

Переходное, динамичное состояние мира передаётся через активность глаголов замолкнул шуметь устала светлеют засияла дрожат 30

Образы, соединяющие небесное и земное Вода Золотая пыль (« цветы полны водою И пылью золотою ») Метафора « пылью золотой » соотнесена с сиянием неба 31

Что подчёркивают олицетворения? « замолкнул гром» «шуметь гроза устала» «светлеют» «приветно засияла» Живой характер природы 32

Цветы – образ взаимодействия земного и небесного начал Объясните последнюю фразу стихотворения Содержит призыв щадить эту красоту 33

И. А. БУНИН «РОДИНА» 34

«Родина» Под небом мертвенно свинцовым Угрюмо меркнет зимний день, И нет конца лесам сосновым. И далеко до деревень. Один туман молочно-синий, Как чья-то кроткая печаль, Над этой снежною пустыней Смягчает сумрачную даль. 35

Всмотримся в пейзаж. Какие характеристики его отражают? Простор Суровость Широкое, необъятное пространство подчёркнуто гиперболой: « И нет конца лесам сосновым, и далеко до деревень» 36

Какими определения- ми передаётся суровость и сдержанность зимнего пейзажа? « Под небом мертвенно- свинцовым» «туман молочно-синий» «угрюмо меркнет» «сумрачную даль » 37

Домашнее задание Напишите краткое эссе «Пейзажная лирика. Для чего она нужна». Выучить наизусть одно из стихотворений. 38

Интернет-ресурсы В небе жаворонка трепет. Зелень нивы, рощи лепет. Сыр дремучий бор. орлиная стая. степь, курганы, облако, пейзаж. Божий храм облит. Как свеча горит. Крест под облаками Жуковский С.. Храм Рождества Богородицы. Звенигород catalog.ru/picture.php?id_picture=4399http:// catalog.ru/picture.php?id_picture=4399 дорога, живопись, искусство, картина, масло, облака, пейзаж облака, осень, подмосковье, село, тепло, храм, церковь. А. Васнецов "Облака и золотые купола"

Небо вдруг. Светлеет. Блеском водянистым. После грозы JPG 800 × КБ photosight.ru/photos/920288/ А.Саврасов Печерский монастырь под Нижним Новгородом 1871г 5/ 5/ 40