ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Доцент, к.п.н. Бычкова О.И..

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Портрет будущего выпускника – гражданина России Патриот, носитель ценностей гражданского общества. Осознающий свою сопричастность к судьбам Родины Уважающий.
Advertisements

Модернизация школьного образования. Круг обсуждаемых вопросов 1. Основные положения системно- деятельного подхода в среднем образовании 2. Базовые технологии.
Федеральный государственный образовательный стандарт (второго поколения)
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
Познавательные универсальные учебные действия © ГОУ ЯО ИРО © Коточигова Е.В.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ 16»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
«Конкурентоспособность стран в современных условиях при росте значимости человеческого капитала зависит уже не только от деятельности традиционных образовательных.
Федеральные ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Донцова С.В. учитель высшей категории МОУ «СОШ 4 г.Орска»
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования второго поколения.
Реализация Федеральных государственных стандартов (ФГОС) в начальной школе Родькина О.П., зам. директора по УВР МОУ «СОШ 4»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: содержание, технологии введения Хазова Л.В. методист отдела дошкольного.
Автор: Коновалова Е.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 5 п.Печенга Стандарты второго поколения второго поколения.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ второго поколения.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
ФГОС начального общего образования. Основная цель российского образования Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные.
Транксрипт:

ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Доцент, к.п.н. Бычкова О.И.

2 22 Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и государства Широкое внедрение ИКТ-технологий во все сферы жизни Проблемы России Стратегия 2020 Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России

5 ноября 2008 года Президентская инициатива: «Наша новая школа» Послание Федеральному Собранию

5 пунктов президентской инициативы 1. Возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни. Обновленное содержание образования. Новое поколение образовательных стандартов 2. Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности 3. Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением учителей 4. Новые принципы работы школ, порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. Находиться в школе должно быть комфортно 5. К каждому ученику – индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения

Новые стандарты Возможность раскрыть свои способности Подготовка к жизни в технологичном конкурентном мире Выбор из широкого меню«Разносторонняя» программа для всех Требования к учебникам Требования к технологиям Обновление содержания образования Обсуждения содержания учителями – победителями ПНПО Разработка примерных программ с участием академий Оценка выполнения требований к результатам Объективные статистические исследования качества и добровольное индивидуальное оценивание Обязательный ЕГЭ после 4 и 9 классов

Закон РФ «Об образовании», ст.7,ч.3, Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ Закон РФ «Об образовании», ст.7,ч.3, Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ приказ Министерства образования и науки Российской Федерации 373 от г. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации 373 от г. регистрирация в Минюст России от 22 декабря 2009 г. N регистрирация в Минюст России от 22 декабря 2009 г. N 15785

Прогнозируемый процесс перехода на новые стандарты I этап - федеральный эксперимент ( гг.) - 14 пилотных регинов -расширение эксперимента (10% школ) II этап - массовый и, вероятно, одновременный для 1-4-х классов, переход на новые стандарты (с 1 сентября 2010 года)

8 88 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Научная основа Идеологическая и методологическая основа Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России Фундаментальное ядро содержания общего образования и системно-деятельностный подход Стратегия 2020

Принципиальные отличия стандартов второго поколения от стандартов 2004 г. (начальная школа) – 3 компонента (федеральный, региональный, школьный) – изменения в предметном содержании (разгрузка на 20%, новые предметы, новые концепции предметов, новые элементы содержания); – заявлены, но не реализованы личностная ориентация, ключевые компетенции, деятельностный характер образования – только федеральный компонент – предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта, носит вариативный характер (дается три варианта планирования, педагог может создать свой, 4-й вариант), усиление воспитательной функции образования (на внеурочную работу - 10ч. в каждом классе) – ориентация стандарта второго поколения на результат образования

Особенности ФГОС общего образования нового поколения Стандарт как общественный договор Стандарт как общественный договор Ориентация стандарта на результаты образования Ориентация стандарта на результаты образования Системно- деятельностный подход Системно- деятельностный подход Стандарт – совокупность трех систем требований Стандарт – совокупность трех систем требований планируемые и достигаемые результаты ресурсы и условия организация и содержание К структуре основных образовательных программ К условиям реализации основных образовательных программ СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого капитала Конкурентоспособность Общие требования Предметные результаты Метапредметные результаты Личностные результаты Начальная школа Старшая школа Основная школа К результатам освоения основных образовательных программ

Структура стандартов 2004г. и стандартов второго поколения 2004 год Учебные предметы (цели, обязательный минимум содержания) Общеучебн ы е умения, навыки, способы деятельности Требования к уровню подготовки выпускников Требования к результатам освоения образовательных программ Требования к структуре образовательных программ (чему и как учить) Требования к условиям реализации образовательных программ новые стандарты Закон РФ «Об образовании», ст.7, ч.3, г.

–Патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины –Уважающий ценности иных культур, конфессий и мировозренний, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении –Креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни –Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата –Осознающий себя личностью, способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность

Следствия Вариативность образования – необходимое условие Вариативность образования – необходимое условие Разделение ответственности между семьей, обществом и государством Разделение ответственности между семьей, обществом и государством

14 Новая структура стандартов Требования к Результатам освоение ООП умение учиться, компетентности разные результаты для разных ступеней опора на закономерности возрастного развития, передовую науку Структуре ООП вариативная часть выбор занятий учениками «неаудиторная занятость» Условиям реализации ООП механизмы достижения нового качества предоставляемые новые возможности стимулирование обновления и эффективности привлечение талантливых педагогов

15 Требования стандарта Базисный учебный план Программа ДН развития и воспитания Примерные учебные программы Концепция ДН развития и воспитания Рабочие (авторские) программы и УМК У М Е Н И Я И п Р И М Е Р Ы З А Д А Н И Й Программа формирования УУД Фундаментальное ядро содержания общего образования Планируемые результаты Образовательный процесс Система оценки: модель обеспечения качества образования Вовлечение учителей и обучающихся в оценочную деятельность Адекватность процедур и механизмов особенностям подхода

Следствия Результаты образования – ключевое понятие Результаты образования – ключевое понятие Основной результат – освоение обобщенных способов действий (компетенций), достижение новых уровней развития личности (компетентностей) Основной результат – освоение обобщенных способов действий (компетенций), достижение новых уровней развития личности (компетентностей)

Литература

интегральное описание совокупности условий, необходимых и рекомендуемых для обеспечения реализации соответствующих образовательных программ. Материально-техническое обеспечение Финансово-экономическое обеспечение Кадровое обеспечение Информационное обеспечение Учебно-материальное обеспечение

19

20 Фиксирует: Систему базовых национальных ценностей, раскрываемых в содержании общего образования Систему базовых национальных ценностей, раскрываемых в содержании общего образования Систему основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в общем образовании Систему основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в общем образовании Систему ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности Систему ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности 20

Основополагающие элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера Основополагающие элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера Универсальные учебные действия Универсальные учебные действия личностные познавательные регулятивныекоммуникативные факты идеи теорииметодыпонятия

РАЗРАБОТКА ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ЯДРА СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИЗВАНА ПРОТИВОДЕЙСТВОВАТЬ ЯВНЫМ И НЕЯВНЫМ ПОПЫТКАМ ОБЕДНЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И МИНИМИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.

СТРУКТУРА ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ЯДРА СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИЛОЛОГИЯ (РУССКИЙ, РОДНОЙ И ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫКИ) МАТЕМАТИКАИНФОРМАТИКА БАЗИСНЫЕ ОБЛАСТИ ГУМАНИТАРНЫЙ ЦИКЛ ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО ГЕОГРАФИЯ ИСТОРИЯ ЕСТЕСТВЕННО – НАУЧНЫЙ ЦИКЛ ФИЗИКА ХИМИЯ БИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

1 класс2 класс3 класс4 классвсего Инвариантный компонент Вариативный компонент Внеучебная работа (секции, кружки и др.) Всего к оплате (6- дневная учебная неделя)

направления 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Всего спортивно- оздоровительное художественно- эстетическое образовательное22228 патриотическое22228 общественно- полезное проектная деятельность ИТОГО

26 Система оценки достижения планируемых результатов Внешняя оценка: государственные службы Государственная итоговая аттестация/Итоговая оценка: обеспечивает связь внешней и внутренней оценки и является основой для всех процедур внешней оценки строится на основе а) накопленной текущей оценки, б) оценки за итоговые работы, в) оценки за подготовку и презентацию проектной работы Накопленная оценка (портфель достижений) Внутренняя оценка: учитель, ученик, ОУ и родители Аккредитация ОУ Аттестация кадров Мониторинг системы образования Соотношение внутренней и внешней оценки в итоговой оценке, ее состав зависит от ступени обучения

27 критерии достижения – планируемые результаты; критерии достижения – планируемые результаты; оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; оценка способности решать учебно-практические задачи; оценка способности решать учебно-практические задачи; сочетание внутренней и внешней оценки сочетание внутренней и внешней оценки комплексный подход: использование комплексный подход: использование стандартизированных работ (устных, письменных); стандартизированных работ (устных, письменных); нестандартизированных работ: проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др. нестандартизированных работ: проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др. уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов; уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов; накопительная система оценки индивидуальных достижений; накопительная система оценки индивидуальных достижений; использование персонифицированной и неперсонифицированной информации; использование персонифицированной и неперсонифицированной информации; интерпретация результатов на основе контекстной информации интерпретация результатов на основе контекстной информации 27 Cистема оценки: основные особенности

Программа развития универсальных учебных действий устанавливает ценностные ориентиры начального общего образования; устанавливает ценностные ориентиры начального общего образования; определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте; определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте; выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию. определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию. 28

Структура 4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования 4.1. Ценностные ориентиры начального общего образования 4.2. Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий на ступени начального общего образования 4.3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов 4.4. Обеспечение преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию 29

4.1. Ценностные ориентиры начального общего образования к активному решению проблем с целью выработки определённых решений от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний 30

к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций от освоения отдельных учебных предметов к сотрудничеству учителя и обучающихся в ходе овладения знаниями к активному участию обучающихся в выборе содержания и методов обучения 31

4.2. Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий на ступени начального общего образования 2004 общеучебных умений и навыков универсальные учебные действия умения, универсальные для всех школьных предметов и основных сфер человеческой деятельности Пример – интеллектульно-речевые умения, в основе которых лежит 1) смысловое восприятие речи (умение слушать, читать) и 2) порождение речи (умения излагать свои мысли в устной и письменной форме (классификация Т.А. Ладыженской) (УУД) – это обобщённые действия, обеспечивающие умение учиться

ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ Личностные Личностные Регулятивные Регулятивные Познавательные Познавательные Коммуникативные Коммуникативные 33

Познавательные УУД Познавательные действия Обще- учебные Логические Постановка и решение проблем 34

Общеучебные УУД самостоятельное выделение и формулирование учебной цели; самостоятельное выделение и формулирование учебной цели; информационный поиск; информационный поиск; знаково-символические действия; знаково-символические действия; структурирование знаний; структурирование знаний; произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно); произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно); 35

Общеучебные УУД смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения; смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения; рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность; рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий; 36

Общеучебные УУД – знаково- символические Знаково-символические действия выполняют функции: - отображения учебного материала; - выделения существенного; - отрыва от конкретных ситуативных значений; - переход во внутренний умственный план; - формирования обобщенных знаний Виды знаково-символических действий: Замещение Замещение Кодирование/декодирование Кодирование/декодирование Моделирование Моделирование 37

Познавательные УУД – логические действия анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков; анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков; синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов; синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектов; 38

Познавательные УУД – логические действия подведение под понятия, выведение следствий; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно- следственных связей; установление причинно- следственных связей; построение логической цепи рассуждения; построение логической цепи рассуждения; выдвижение гипотез, их обоснование выдвижение гипотез, их обоснование доказательство. доказательство. 39

Познавательные УУД – Постановка и решение проблем формулирование проблемы; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. 40

4.3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов 1. Определение связей УУД с содержанием конкретных разделов (или тем) предмета. Например. Русский язык. Текст. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно- следственных связей. 41

4.3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов 2. Определение, тех УУД, формирование которых обеспечивает предмет Например. Изучение предмета «Окружающий мир» способствует формированию познавательных универсальных учебных действий: овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ; овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ; формированию действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей, в том числе в интерактивной среде); формированию действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей, в том числе в интерактивной среде); формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края 42

4.3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов 3. Обоснование связей УУД с содержанием учебных предметов через представление примеров учебных заданий, обеспечивающих их формирование из конкретных учебников нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. Пример: Литературное чтение, 2 класс, часть2, с. 117: После чтения стихотворения Г.Юдина "Вытри лапы и входи" приведены два разных мнения сквозных героев УМК: - Что-то не видно, чтобы мальчик ухаживал за своим щенком! - строго сказал Миша. - Ещё как видно! - возразила Маша. А ты чье мнение разделяешь? Подтверди его строчками из текста. 43

4.4. Обеспечение преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования формирование умения учиться, которое должно быть обеспечено формированием системы универсальных учебных действий. 44

Дополнительно Вахрушев А.А. Готовность Образовательной системы "Школа 2100" к реализации нового Федерального государственного образовательного стандарта / А.А. Вахрушев // Нач. шк. плюс До и После С Готовность Образовательной системы "Школа 2100" к реализации нового Федерального государственного образовательного стандартаГотовность Образовательной системы "Школа 2100" к реализации нового Федерального государственного образовательного стандарта Виноградова Н.Ф. Как в УМК "Начальная школа ХХI века" реализуется стандарт второго поколения / Н.Ф. Виноградова // Нач. образование С Нечаева Н.В. Новый курс русского языка и новые образовательные стандарты / Н. В. Нечаева // Практика образования С Возможности УМК «ПНШ» в реализации ФГОС (на сайте ) 45