ПРОЕКТ CОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПАРТНЁРСТВ О КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ НОМИНАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВНЕУЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Advertisements

ПРОГРАММА СРЕДНЕСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТГАМЭУП НА ПЕРИОД
Бутырская М.А.. Создание в образовательном пространстве образовательного комплекса условий для становления и развития социально зрелой, адаптивной, творческой,
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
Межрегиональное межотраслевое совещание «ФГОС3+ и общепрофессиональная аккредитация вузов» ЯРМАРКА ВАКАНСИЙ-2014.
Вас приветствует МОБУ Петропавловская основная общеобразовательная школа.
Профессиональная компетентность выпускника - условие успешной адаптации на рынке труда. «Социально-профессиональная компетентность – это сформированное.
Воспитательная среда университета как условие реализации основных образовательных программ Федеральных государственных образовательных стандартов третьего.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Творожникова В.А. Руководитель отдела профориентационной работы ГАУ РК «РИЦОКО»
Карьерный менеджмент как интеграционная основа управления развитием карьеры молодых специалистов СПЭК пленарное заседание Всероссийская научно-практическая.
Профессионально-общественная аккредитация образовательных организаций Материалы программы повышения квалификации «Методология профессионально - общественной.
Проект «Развитие социального партнерства» ЦИВИЛЬСК 2011 РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
1 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Департамент образования и молодежной политики Заседание координационного совета по поддержке одаренных детей.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Сергей Кравцов, д.пед.н. доцент, директор Института управления образованием Российской академии образования Тренинговый Центр развитие кадрового потенциала.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «Формирование лидерских качеств личности в условиях инновационного развития школы»
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «Формирование лидерских качеств личности в условиях инновационного развития школы»
Выполнение регионального заказа на учебный год.
Организация проектно - исследовательской деятельности студентов как условие реализации компетентностного подхода в обучении Панкова О. А. Семинар 31 октября.
Транксрипт:

ПРОЕКТ CОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПАРТНЁРСТВ О КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ НОМИНАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВНЕУЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Субъект РФ Республика Татарстан, г. Зеленодольск Название организации Зеленодольский институт машиностроения и информационных технологий Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева Авторы проекта: - Шайхуллин И.М., Фаляхова Л.Ш.,студенты ЗИМиИТ КНИТУ-КАИ - Маршалова И.Н., к.п.н., доцент кафедры ЕНГД ЗИМиИТ КНИТУ-КАИ Основание для разработки и реализации проекта – инициатива работодателей градообразующих предприятий монопромышленного города, профессорско-преподавательского коллектива и студентов ЗИМиИТ КНИТУ-КАИ Целевая аудитория – студенты высших учебных заведений от лет. Сроки проведения – гг. Источники финансирования: бюджет, внебюджет, софинансирование предприятий и организаций города, благотворительная деятельность Ассоциации выпускников института Общая стоимость проекта руб.00 коп. Из бюджетных и внебюджетных средств ЗИМиИТ КНИТУ-КАИ – руб.00 коп (18,8%) Софинансирование социальных партнёров руб.00 коп.(81,2%)

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: Современная экономика требует подготовки специалистов, которые способны не только решать сложные профессиональные задачи, но и владеть основами корпоративной культуры, что позволяет выпускникам вузов быстро адаптироваться к профессиональной сфере своей деятельности Наличие у студентов такой профессиональной составляющей, как корпоративная культура обеспечивает будущему специалисту безболезненное вхождение в коллектив предприятия, готовность к принятию решений и действий в производственных ситуациях, быстрейшее освоение требований, норм, ценностных ориентаций, доминирующих в профессиональной среде В настоящее время промышленное производство нуждается в высокотехнологичных разработках, реализация которых требует от инженеров предприятий коллективного принятия решений, сплочённости, ответственности за результаты совместной деятельности коллектива и своего труда. новых технологий создания продукта в результате их деятельности Корпоративная культура является сегодня атрибутом многих организаций, поэтому назрела необходимость в подготовке инженеров нового поколения, которые, наряду с фундаментальной теоретической подготовкой и высоким уровнем практических умений, владеют основами корпоративной культуры отрасли

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: Цель проекта: создание структурно-содержательной модели формирования корпоративной культуры студентов вуза средствами социального партнёрства, реализация которой обеспечивается системностью, целенаправленностью и долгосрочностью взаимодействия вуза и социальных партнёров по формированию корпоративной культуры будущих инженеров. Задачи проекта: формирование в вузе корпоративной среды, способствующей формированию позитивного настроя на будущую профессиональную деятельность через осознанное включение студентов в научно-практическую и внеучебную деятельность; повышение уровня сформированности корпоративной культуры будущих специалистов; стимулирование мотивации формирования корпоративной культур студентов за счет введения эффективных форм и средств социального партнерства (конкурсы профессионального мастерства, творческих проектов и дипломных комплексных проектов по реальным производственным проблемам предприятия, участие студентов в совместных корпоративных заводских, городских и вузовских мероприятиях); привлечение работодателей к участию в качественной подготовке будущих инженеров, моральное и материальное стимулирование социальными партнерами одаренных студентов.

ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА: нормативное правовое регулирование отношений между социальными партнёрами; эффективное использование ресурсов вуза и социальных партнёров в интересах повышения качества образования; развитие систем стратегического партнёрства, обеспечивающих обратные связи высшего учебного заведения с внешней средой; координацию действий вуза и предприятий в формировании устойчивых корпоративных традиций, в улучшении нравственно – психологического климата в студенческих группах; повышение уровня сформированности показателей корпоративной культуры будущих специалистов; минимизацию затрат на материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

НОВИЗНА ПРОЕКТА: разработана структурно-содержательная модель формирования корпоративной культуры будущего инженера средствами социального партнёрства; результаты исследования расширяют представления образования о возможностях социального партнёрства в формировании корпоративной культуры будущих инженеров; разработана организационно-управленческая модель социального партнёрства вуза на муниципальном уровне; определены приоритетные формы и методы работы со студентами во внеучебной деятельности по формированию корпоративной культуры; материалы проекта могут быть использованы руководителями муниципальных образований, предприятий различных форм собственности, высших учебных заведений, общественных организаций для оптимизации процесса подготовки профессиональных кадров для современного российского производства.

Этапы реализации проекта Январь- декабрь 2013 – подготовительный этап: изучалась научная литература по проблеме корпоративная культура будущего специалиста; проводится анализ нормативных документов по социальному партнёрству, опыт работы вузов с предприятиями по формированию корпоративной культуры будущих специалистов; выявляется исходный уровень сформированности корпоративной культуры будущих специалистов на основе авторской анкеты; разрабатывается проект «Cоциокультурное партнёрство как условие формирования корпоративной культуры будущих специалистов » На первом этапе (2014г.) – внедрение в практику плана совместной деятельности вуза и социальных партнёров по формированию корпоративной культуры будущих инженеров; выявление наиболее эффективных методов, форм и средств формирования корпоративной культуры будущих инженеров в условиях социального партнёрства На втором этапе (2015 г )- диагностика уровня сформированности корпоративной культуры будущих специалистов и выпускников; мониторинг профессиональной карьеры молодых специалистов; анализ результатов оценивания эффективности проекта «Социокультурное партнёрство как условие формирования корпоративной культуры будущих специалистов»

Корпоративная культура будущего инженера - это интегративное профессионально-личностное образование, включающее совокупность взаимосвязанных качеств личности, профессионально-корпоративных ценностей и норм поведения, обеспечивающие высокую результативность и успешную адаптацию студента в условиях развития корпоративного производства и системы корпоративного управления - теоретические знания о корпоративной культуре инженера - мотивы, идеалы, ценностные ориентации сферы профессиональной деятельности - умения и навыки коллективного взаимодействия и общения в профессионально-корпоративной среде - регуляция собственного поведения в соответствии с нормами и правилами корпоративной этики - осмысление собственного уровня корпоративной культуры, мотивационно-ценностной сферы и стандартов поведения Когнитивный Мотивационно- аксиологический Коммуникативно- деятельностный Регулятивный Рефлексивный Компоненты корпоративной культуры будущего инженера

НАУЧНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАЧАЛЬНОГО УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ С целью определения начального уровня сформированности корпоративной культуры нами проведено анкетирование на базе Зеленодольского института машиностроения и информационных технологий (филиала) КНИТУ-КАИ. В исследовании участвовало 80 студентов инженерных специальностей.

Продукт проекта - структурно- содержательная модель формирования корпоративной культуры будущих инженеров в условиях социального партнёрства Социальные партнёры Цель: формирование корпоративной культуры будущего инженера Результат: сформированность корпоративной культуры будущих инженеров Уровни: нулевой, низкий, средний, высокий Критерии: когнитивный, мотивационно- аксиологический, коммуникативно- деятельностный, регулятивный, рефлексивный Новые социально-экономические условия развития общества Вуз активные формы и методы группового обучения, практика на предприятиях научно-практические конференции, конкурсы профмастерства, конкурсы проекты, комплексные проекты корпоративные традиции (мероприятия, церемонии, ритуалы, акции) Корпоративная культура будущего инженера Создание в вузе корпоративной среды Учебная деятельность формирование фунда- ментальных, прикладных знаний о корпоративной культуре в процессе изучения гуманитарных, социально-экономических, общепрофессиональных и спецдисциплин Научно-практическая деятельность формирование навыков коллективного взаимодействия, умений соотносить свои нормы с нормами команды, овладение навыками профессиональной коммуникативной техники общения Внеучебная деятельность формирование чувства общности (солидарности), сплочённости и корпоративности, готовность к поддержанию корпоративных ценностей, традиций и норм поведения Компоненты: когнитивный, мотивационно-аксиологический, коммуникативно-деятельностный, регулятивный, рефлексивный

АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА Зарубежный опытОтечественный опыт Программа совместной подготовки специалистов вузами и компаниями (Международная инженерная программа университета Род-Айленда, США) Корпоративная политика тесного сотрудничества с производственными компаниями: подбор абитуриентов самими компаниями, заключение договоров на целевую подготовку специалистов (Уральский горный университет) Обучение на предприятии как ключевой элемент профессионального образования (Франция, Бельгия) Организация частичной занятости старшекурсников, ярмарок вакансий с приглашением представителей производственных компаний, выполнение дипломных работ по тематике будущей деятельности и т.д. («МАТИ») Основными направлениями сотрудничества являются: организация всех видов практик, трудоустройство выпускников, социальная поддержка талантливой молодёжи (Ухтинский государственный технический университет) Введение «уроков производства» (Франция) Дуальная система обучения, прямое участие предприятий в планировании и реализации программ профессионального обучения (Германия) Сотрудничество в области научных исследований и подготовки кадров (Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского) Организация работодателями «ученических мест», с целью прохождения обучения в компании (Нидерланды) Взаимодействия вуза с социальными партнёрами осуществляется в условиях нефтехимического кластера (КНИТУ)

SWOT – АНАЛИЗ ПРОЕКТА Внутренняя среда Сильные стороныСлабые стороны 1. Наличие многоуровневой системы образования в институте 1. Несогласованность планов совместной деятельности вуза и предприятий по проблеме формирования корпоративной культуры студентов 2. Создана система социального партнерства с предприятиями города 2. Отсутствие систематического проведения мониторинга сформированности корпоративной культуры у будущих инженеров 3. Разработана локальная нормативно-правовая база по социальному партнерству 3. Слабое взаимодействие заводских комитетов молодежи (совета молодых специалистов) и студенческого совета института 4. Подготовка специалистов по целевому направлению 4. Низкая мотивация студентов и интерес к профессии и познанию корпоративной культуры 5. Ориентация института на запросы рынка труда5. Слабая динамика роста студенческих научных исследований по тематике предприятия 6. Тематика дипломных работ согласовывается с предприятиями города 6. Отсутствие системной работы института с коммерческими фирмами 7. Сильны традиции КАИ 8. Внедрение корпоративных мероприятий в образовательный процесс 9. Востребованность выпускников на рынке труда в данном регионе

SWOT – АНАЛИЗ ПРОЕКТА Внешняя среда ВозможностиУгрозы 1. Дальнейшее совершенствование системы социального партнерства на основе непрерывности, системности и долгосрочности 1. Сокращение численности абитуриентов и студентов 2. Расширение базы прохождения практики для студентов технических специальностей 2. Снижение запроса на специалистов, выпускаемых институтом 3. Привлечения ведущих специалистов предприятий и выпускников для преподавания спецдисциплин 3. Утечка кадров (выпускников) в другие регионы, в связи с низкой заработной платой на предприятиях 4. Повышение уровня профессиональной адаптации выпускников института 4.Отсутствие софинансирование предприятий на проведение профконкурсов, корпоративных мероприятий, организацию различных видов практик 5. Целенаправленное трудоустройство выпускников на базовые предприятия города

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ НА ОСНОВЕ ОРГАНИЗАЦИОННО- УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА ВУЗА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

ВКЛАД СОЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ В РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА Партнёры Вклад партнёров Муниципальные органы властиинформационно-организационная поддержка; оказание помощи в подготовке нормативно-правовой документации; софинансирование проекта Промышленные предприятия города, коммерческие фирмы создание нормативно-правовых документов социального партнёрства, регламентирующих учебную, научно-исследовательскую и внеучебную деятельность; организация всех видов практик; проведение совместных корпоративных мероприятий, конкурсов профмастерства, ярмарок технического творчества, научно-практических конференций; поддержка одарённых студентов; проведение обучающих семинаров; софинансирование проекта Научно-производственные организации привлечение студентов к научно-исследовательской работе, к проектной деятельности, софинансирование проекта Органы по трудоустройству и службы занятости профконсультация, содействие в трудоустройстве выпускников Ассоциация выпускников ЗИМиИТорганизация наставничества на предприятиях, привлечение к участию в корпоративных мероприятиях предприятий, софинансирование проекта Общественные организациивзаимодействие по формированию корпоративной культуры будущих инженеров в рамках их деятельности (конференции, семинары, встречи)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 2013 год Основные мероприятия ОтветственныеОжидаемые результаты 1.1. Систематизация локальной нормативной базы социального партнерства института Администрация института 1. Устранение противоречий в договорах о сотрудничестве и совместной деятельности в области подготовки кадров 2. Разработана организационно- управленческой модели социального партнёрства технического вуза на муниципальном уровне 3.Разработана структурно-содержательная модель формирования корпоративной культуры будущего инженера 4. Диагностика начального уровня сформированности корпоративной культуры студентов института и анализ результатов 1.2. Совещание Попечительского совета «Подготовка будущих специалистов в условиях социального партнерства: проблемы и перспективы развития» Председатель Попечительского совета, директор института 1.3. Изучение состояние проблемы корпоративной культуры в образовательной практике посредством изучения научно- методической литературы Научно-методический отдел, воспитательный отдел 1.4. Социологический опрос руководителей предприятийНаучно-методический отдел 1.5. Семинар – совещание для преподавателей «Формирование корпоративной компетенции студентов» Воспитательный отдел 1.6. Разработка авторской анкеты и определение готовности студентов технического вуза к усвоению норм корпоративной культуры сферы будущей профессиональной деятельности Воспитательный отдел

2014 ГОД Наименование мероприятийОтветственныеОжидаемые результаты Научно-практическое направление: 1.Положительная динамика количества и качества публикаций НИР и НИРС 2.Рост числа студентов, участвующих в конкурсах проектов различного уровня 3. Рост дипломных и комплексных проектов по реальной тематике предприятия 4.Положительная динамика успеваемости студентов технического вуза - участие студентов, аспирантов и преподавателей в заводских научно- производственных конференциях Научно-методический отдел -организация конкурса творческих проектов и комплексных проектов по заказу предприятий Студенческое конструкторское бюро - привлечение студентов к проведению научных исследований по тематике предприятия в рамках студенческого конструкторского бюро Заведующий кафедрой «Машиностроения и информационные технология» Ассоциация рабочей молодежи г.Зеленодольска - обучающий семинар для студентов: «Корпоративная культура производства» - организация «круглого стола» по теме «Корпоративная культура студента – залог успеха будущего специалиста» Культурно-воспитательное направление: 1. Рост числа студентов, участвующих в профессиональных конкурсах 2. Рост числа совместных корпоративных мероприятий вуза – социальных партнёров и качества их проведения 3. Повышение уровня адаптации студентов технического вуза к производству и культуре предприятия 4. Повышение у студентов мотивации к освоению своей профессии 5. Сохранение традиций сотрудничества между ЗИМиИТ КНИТУ-КАИ и предприятиями города - конкурс профессионального мастерства «Лучший молодой специалист – пользователь систем Unigraphics и AutoCAD», конкурс «Будущий специалист-инженер» Кафедра «Машиностроение и информационные технологии» - молодёжный форум студенческой и рабочей молодёжи «Будущее предприятий машиностроения» Воспитательный отдел и ассоциация рабочей молодежи г.Зеленодольска - участие студентов в заводских праздниках «День завода», «День машиностроителя», «День инженера» Воспитательный отдел - акция «Чистые окна», «Мы помним Вас» для ветеранов и тружеников тыла, участников Великой Отечественной войны Воспитательный отдел - спортивные встречи по игровым видам спорта среди студенческой и рабочей молодёжи Студенческий совет - организация наставничества на предприятияхАссоциация рабочей молодежи г.Зеленодольска - именные стипендии для одаренных студентов от работодателейПопечительский совет - систематические встречи студентов с руководителями, ведущими специалистами, лидерами предприятий Администрация института

2015 ГОД Основные мероприятия ОтветственныеОжидаемые результаты 1. Анкетирование студентов, определяющее теоретический уровень знаний о корпоративной культуре Воспитательный отдел1. Положительная динамика уровня сформированности корпоративной культуры будущих инженеров 2. Экспертные оценки (работодателей) результатов сформированности компонентов корпоративной культуры будущих инженеров 3. Положительная динамика профессиональных успехов и карьерного роста выпускников, работающих на предприятиях города 4. Мониторинг эффективности проекта «Социокультурное партнёрства как условие формирования корпоративной культуры будущих специалистов» 2. Диагностика ценностных ориентаций по методике В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной «Морфологический тест жизненных ценностей» Научно-методический отдел 3. Исследование умений и навыков коллективного взаимодействия студентов в команде, сплочённости и аттестации группы как коллектива по Р.С. Немову Научно-методический отдел 4. Оценка проекта «Социокультурное партнёрство как условие формирования корпоративной культуры будущих специалистов» с помощью опроса руководства и ведущих специалистов предприятий, преподавателей ЗИМиИТ КНИТУ-КАИ Воспитательный отдел 5. Анкетирование для определения сформированности компонентов корпоративной культуры будущих инженеров Научно-методический отдел

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОЕКТА Общая стоимость проекта руб.00 коп. Из бюджетных и внебюджетных средств ЗИМиИТ КНИТУ-КАИ – руб.00 коп Софинансирование базовых предприятий (ФГУП «ПО «завод им. Серго», ОАО «Завод им. А.М. Горького) – руб.00 коп Софинансирование Управления по делам молодежи и спорта г. Зеленодольска – руб.00 коп. Благотворительная деятельность Ассоциации выпускников ЗИМиИТ – руб.00 коп. Расходы ЗИМиИТ КНИТУ-КАИ – 18,8%, Расходы предприятий – 67,8% Расходы Управления по делам молодежи и спорту – 6,5% Благотворительная деятельность Ассоциации выпускников – 5,2%

Ожидаемые результаты В современных социально-экономических условиях развития общества и подготовки инженерных кадров возрастает значение социального партнёрства как средства формирования корпоративной культуры будущих специалистов, призванных модернизировать российскую экономику. Проект «Социокультурное партнёрство как условие формирования корпоративной культуры будущих специалистов» открывает дополнительные ресурсы качественной подготовки будущего инженера к профессиональной деятельности, повышая уровень адаптации выпускников вуза к корпоративной культуре инженерного сообщества. Наличие у студентов такой профессиональной составляющей, как корпоративная культура позволяет в будущем работодателю уменьшить финансовые расходы на адаптацию молодых специалистов, на внутрифирменное обучение сотрудников. Проведенный финансово-экономический анализ позволяет говорить о том, что представленный проект может быть реализован в течение двух лет, при поддержке социальных партнёров, которые заинтересованы в подготовке компетентностных специалистов. В результате расчетов получены следующие интегральные показатели: расходы ЗИМиИТ на реализацию проекта составляют – 18,8%; расходы социальных партнеров – 81,2%.

ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ МАШИНОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ФИЛИАЛ) , г. Зеленодольск, ул.Cтоличная, д.17а Тел.: (84371) Тел. (факс): (84371) Маршалова Ирина Николаевна