ВЛАСТЬ И СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Власть и социальное управление 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
План 1. Понятие гражданского общества. 2. Соотношение государства и гражданского общества. 3. Структура гражданского общества. 4. Функции гражданского.
Advertisements

Политика Власть, ее происхождение и виды. Подходы к решению вопроса о природе власти Классовая концепция Элитарная концепция Структурно-организационная.
Политическая власть. Политика - от (греч. politika государственные или общественные дела, от polis государство). - сфера деятельности, связанная с отношениями.
Политическая власть. ВЛАСТЬ Центральное понятие политической науки.
Тема 4. Политическая власть 1. Политическая власть: понятие и специфика. 2. Государственная власть. 3. Легитимность и легальность власти.
Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» Специальность «Налоги и налогообложение» 2 курс.
Государство в политической системе общества Тема 4 Лекция.
Основы функционирования политической системы Лекция 2. Власть как центральный элемент политики.
Пытался дать определение государству, выходящее за пределы общепринятых- либо анархия, либо диктатура Выступал за ограничение вмешательства политики в.
Политическая власть и механизм ее реализации Занятие 2 Тема 2 (лекция)
Гражданское общество и государство. Бочкарёва Т.Н., учитель истории МАОУ «Лицей 62»
Политическая система общества – это совокупность организаций и учреждений, осуществляющих государственную власть и управляющих делами общества 1. Институциональная.
Гражданское общество и государство Урок 17. План 1. Понятие «гражданское общество». 2. Концепция гражданского общества. 3. Соотношение гражданского общества.
Презентация по политологии Политическая власть Выполнил: Власов В. Гр. ТДК-2 Проверил: Ермолаева РГТЭУ Иваново, 2013.
Политика Деятельность социальных групп и индивидов в осознании и представлении своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для.
2010 год Концепция гражданского образования в Нижегородской области на годы.
Сравнительный анализ политических режимов. Тема 3 Лекция.
Система – (греч. – целое, составленное из частей) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность,
Политика – одна из основных сфер жизни общества (политическое сознание, политические организации – правительство, парламент, партии.., задачи различных.
Политика и власть
Транксрипт:

ВЛАСТЬ И СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Власть и социальное управление 1

Взаимосвязь Власть и социальное управление -Это проявление двух основных формаций нашей цивилизации гражданского общества и государства -Тесно переплетены между собой Власть и социальное управление 2

Три противоречивых варианта взаимоотношения гражданского общества и государства 1.Гражданское общество подавляется государством. И как следствие этого возникает тоталитарный режим. 2.Государство выполняет волю гражданского общества, действует в рамках права, как правовое государство. Тогда возникает демократический режим. 3.Существует зыбкое равновесие между гражданским обществом и государством и тогда возникают авторитарные режимы различной степени жесткости. Власть и социальное управление 3

Гражданское общество Гражданское общество - социальное пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг от друга и государства индивидов. Основа гражданского общества - цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид, от существенных черт которого зависит его качество и содержание. Гражданское общество в лице самостоятельных ассоциаций людей (религиозных и политических корпораций, купеческих гильдий, кооперативов, профсоюзов и т.д.), призванных выражать и защищать их групповые и индивидуальные интересы и права, становится в особое отношение с государством. Власть и социальное управление 4

Чем больше развито гражданское общество, тем больше основания для демократических режимов. Чем меньше развито гражданское общество, тем более вероятно существование авторитарных и тоталитарных режимов. Власть и социальное управление 5

Возникновение гражданского общества обусловлено разграничением прав человека и прав гражданина Права человека обеспечиваются гражданским обществом, а права гражданина - правовым государством. Права личности: права человека (как отдельного человеческого существа на жизнь, стремление к счастью) права гражданина (политические права) Власть и социальное управление 6

Элементы Гражданского общества Важнейшее условие существования: гражданского общества правового государства Личность (обладающая правом на самореализацию: экономических, культурных, духовных и политических потенций, реализуя которые, личность, через гражданское общество, обеспечивает воспроизводство социальной жизни) Власть и социальное управление 7

Несущие конструкции Социальные институты Организации Группы которые призваны содействовать всесторонней реализации личности, её интересов, целей, устремлений Идеи индивидуальной свободы и частной собственности лежат в основе концепции гражданского общества Власть и социальное управление 8

Заинтересованные группы разного рода организации или ассоциации рабочих, фермеров, предпринимателей представителей различных профессий (врачей, адвокатов, инженеров, учителей, преподавателей, учёных), церковные, женские, молодёжные и иные общественные организации, объединённые общностью интересов представляют отдельной личности возможность для реализации её способностей отражают разнообразие экономических, этнических, религиозных, региональных, демографических, профессиональных и иных интересов людей Власть и социальное управление 9

Социальное управление предполагает создание защитных мер (дабы никто не мог пасть ниже общего исходного статуса) система обеспечения жизнедеятельности социальной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи их ценностей от поколения к поколению система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворение частных индивидуальных или коллективных интересов и потребностей выражаются через институты ГО: семья, церковь, система образования, научные, профессиональные и иные объединения, ассоциации и организации и т.д. Власть и социальное управление 10

Функции социального управления многозначительная роль, которую оно выполняет относительно потребности общественной системы: составляющих ее классов, социальных групп, индивидов Главная - обеспечение минимума необходимых средств существования для всех своих членов Социальное управление обеспечивает: единство, согласованность, взаимосвязь деятельности людей в интересах общества и личности. Власть и социальное управление 11

Природа функций социального управления Функционирует в сферах гражданского общества: Экономическая Политическая Духовная Социальная Власть и социальное управление 12

Экономическая сфера это экономические отношения, и, прежде всего, отношения собственности. Выражаясь в конкретных формах деятельности, эти отношения определяют многообразие производственных объединений и организаций (трудовые коллективы, кооперативы, артели, товарищества, предпринимательские ассоциации, семейные объединения и т.д.). Богатство и разнообразие данных образований в прямой степени зависит от многообразия различных форм собственности. Власть и социальное управление 13

Политическая сфера это отношения, возникающие в связи с удовлетворением политических интересов и свобод путём участия в различного рода партиях, движениях, гражданских инициативах, ассоциациях. Именно этот интерес является доминирующим и определяющим политическое лицо организации, её отношение к существующему государству. Власть и социальное управление 14

Духовная сфера это отражение процессов функционирования и развития гражданского общества в общественном и индивидуальном сознании, выражающихся на предложенном уровне в виде научных теорий, концепций на уровне общественной психологии в форме обыденного сознания, житейского опыта, традиций и т.д. Власть и социальное управление 15

Социальная сфера это соотношение структурных элементов в обществе, их статусная (иерархическая) значимость для данного общества. Власть и социальное управление 16

Условия для успешного функционирования гражданского общества 1.Собственность предполагает, что каждый член гражданского общества должен владеть собственностью, которая делает его независимым гражданином 2. Развитость многообразной социально-политической общественной структуры, выражающей всё множество интересов в обществе многообразие политических групп, союзов, партий, организаций, групп давления вертикальные связи - взаимоотношения личности и государства горизонтальные связи Власть и социальное управление 17

Условия для успешного функционирования гражданского общества 3. Развитие личности активное, сознательное участие в общественном самоуправлении Гражданское общество может быть только при индивиде такой степени развитости, что мы называем личностью как в социальном смысле, так и в психологическом смысле (полная самодеятельность при включенности в тот или иной институт гражданского общества) Власть и социальное управление 18

Функции социального управления Социально-экономическая регулирование положения человека в системе экономических отношений, направлении и стимулировании процессов экономической деятельности людей, социальном контроле за выполнением социально-экономических программ. в воздействии на отношение собственности и распределения (чтобы личная материальная заинтересованность, стремление получить необходимые блага прямо зависели от ценности вложенного труда, качества и количества его результата). Власть и социальное управление 19

Функции социального управления Социально-политическая в организации системы политических отношений, взаимодействия между властью и народом, таким образом, чтобы воспроизводить гармоничную их взаимосвязь в непрерывно меняющихся условиях. В основе функционирования и развития форм и методов социального политического управления: интересы людей, участвующих в этом процессе, их взаимодействие. Задача: найти точки и способы соприкосновения, в которых различные интересы сливаются в общие усилия и конкретные действия. Власть и социальное управление 20

Функции социального управления Духовно - идеологическая мировоззрение (определяет духовный мир личности, социального, общественно-политическую активность человека, характер мотивов и стимулов трудовой деятельности, его нравственный облик). совокупность средств, способов, форм и методов идейно-политического образования и воспитания, организации людей их активного включения в общественную жизнь воспитание зрелого правосознания, создание единой государственной системы юридического «всеобучения» Власть и социальное управление 21

Функции социального управления Социальная функция в регулировании отношений между отдельными общностями людей, в определении целей, путей и средств в обеспечении эффективного решения возникающих противоречий. базируется на понимании социальной справедливости, адекватной по своей природе социальным ценностям данного общества. регулирование социально-экономических условий жизни общества (поддержание отношений между социальными группами, слоями общества, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества). направлена на создание социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. Власть и социальное управление 22

Власть Власть и социальное управление 23 Социальный институт, упорядочивающий социальные отношения и поведение индивида определяет меры воздействия на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство

Власть В отличие от социального управления носит не личностно-непосредственный, а общественно- опосредованный характер. Политическая власть проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти (регулирующей отношения между конкретными субъектами), П В мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия. Власть и социальное управление 24

Компоненты власти Субъект Объективные средства (ресурсы) Процесс (приводит в движение все ее элементы и располагает механизмом и способами взаимодействия субъекта и объекта) Власть и социальное управление 25

Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало Им может быть: отдельный человек, организация, общность людей, (народ, мировое сообщество, объединенное в ООН) имеют сложный, многоуровневый характер: первичные субъекты – индивиды вторичные - политические организации субъекты высокого уровня (непосредственно представляющие во властных отношениях различные общественные группы и весь народ) - политические элиты и лидеры Власть – явление всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя Власть и социальное управление 26

Субъект власти Связь между этими уровнями может нарушаться! Пример: лидеры нередко отрываются от масс и даже от приведших их во власть партий Субъект определяется содержанием властного отношения через приказ (распоряжение, команду) В приказе предписывается поведение объекта власти, указываются санкции, которые влечет за собой выполнение или невыполнение распоряжения От приказа во многом зависит отношение к власти объекта и исполнителей - второго важнейшего элемента власти Власть и социальное управление 27

Объект власти народ или группа лиц (например, в семье) Субъект власти – это человек или группа лиц, обладающих властью Власть невозможна без подчинения объекта субъекту власти Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения Власть и социальное управление 28

Объект власти Масштабы отношений объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы за уничтожение властной элиты до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения Качества объекта политического властвования определяются политической культурой населения У объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все же выбор - умереть сражаясь или жить на коленях Власть и социальное управление 29

Социальная причина подчинения неравномерное распределение ресурсов власти Ресурсы власти «все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других» это те средства, которые использует власть для достижения влияния на объект власти в соответствии с целями субъекта всегда представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т.п.), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивации человека (телевидение, пресса и т.п.), либо орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь (оружие, карательные органы в целом) Власть и социальное управление 30

Ресурсы власти Ресурсы - одно из важнейших оснований власти Могут использоваться для: поощрения наказания убеждения Власть и социальное управление 31

Структурные основания власти это законы, суд, государственный аппарат, отряды принуждения, партийная дисциплина, авторитет лидера, центральные и региональные структуры Типы оснований власти: Страх Интерес Убеждение Власть и социальное управление 32

Способы властвования Демократические - власть осуществляется при участии исполнителей её решений Авторитарные - единоличное правление с ограниченным контролем над подданными Тоталитарные - всеобъемлющий контроль субъекта над объектом Конституционные - правление в рамках закона Деспотические - всевластие, произвол и опора на насилие Либеральные - уважение свободы личности, её фундаментальных прав Власть и социальное управление 33

Механизм власти система организаций и норм, их устройство и деятельность Государственные органы Право Политическая система в целом Власть и социальное управление 34

Классификация власти По области функционирования: политическая, идеологическая, социальная, экономическая, юридическая, светская и духовная (религиозная) По объёму прерогатив (преимущественное право): государственная, международная, семейная и т.д. По объекту власти: общественная, классовая, партийная, личная По режиму правления: тоталитарная, деспотическая, бюрократическая, авторитарная, демократическая и др. По социальному типу: рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая и т.д. Власть и социальное управление 35

Функции власти Экономическая Социальная Духовно-информационная Принудительная Власть и социальное управление 36

Экономическая это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности предполагает распределение материальных благ это контроль над средствами достижения наших целей доминирует над другими видами власти (в спокойные периоды) Власть и социальное управление 37

Социальная распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей, льгот и привилегий Современные государства с помощью социальной политики могут влиять на социальный статус широких слоёв населения, вызывая тем самым их лояльность и поддержку Для многих государств сегодня характерно стремление к разделению, насколько это возможно, экономической и социальной властей и к демократизации социальной власти Власть и социальное управление 38

Духовно-информационная власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации без опоры на знания власть не может быть эффективной воздействие на сознание людей для обеспечения их лояльности и поддержки правительства (через институты социализации: школы, учреждения, просветительские общества, СМИ) Информационная власть! Власть и социальное управление 39

Принудительная опирается на силовые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью физической силы нередко отождествляется с политической функцией власти легальное использование силы в масштабах всего общества является одним из важнейших отличительных признаков политической власти насилие, физическое принуждение могут использоваться и неполитической властью (в отношениях между рабовладельцами и рабами, между деспотом - главой семьи и её членами, между главарём и членами преступной группировки и т.д.) Власть и социальное управление 40

Легитимность власти Власть и социальное управление 41

Легитимность Важное значение для политической стабильности и поддержки лидеров имеет концепция легитимности (законности) власти. Законность власти можно определить как степень естественного признания населением страны системы, к которой она принадлежит. Государство может быть легитимным, если граждане чувствуют, что оно оправдывает их надежды. Легитимность связана с наличием у власти авторитета, с верой подавляющего большинства населения в то, что существующий порядок является лучшим для данной страны, с консенсусом в области основополагающих политических ценностей. Власть и социальное управление 42

Легитимность и легальность близкие, но не тождественные понятия Легитимность носит оценочный, этический и политический характер. Легальность - юридический и этически нейтральный. Любая власть, пусть и не популярная, легальная. В то же время она может быть не легитимной, то есть не приниматься народом, издавать законы по своему усмотрению и использовать их как орудие организованного насилия. В обществе может существовать не только не легитимная, но и нелегальная власть, например, власть мафиозных структур. Власть и социальное управление 43

Легитимность Объект: политические элиты, административный персонал, нормы и структуры режима. Источник: основополагающие идеологические принципы, приверженность структуре и нормам режима, преданность конкретным авторитетам. Показатели: уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь, наличие попыток свержения правительства или лидера, сила проявления гражданского неповиновения, результаты выборов, референдумов, массовости демонстраций в поддержку власти (оппозиции). Власть и социальное управление 44

М. Вебер видел в основе легитимности власти, гарантию стабильности общества внутренняя гарантия устойчивости социальной системы - добровольное признание власти подчиненными внешняя гарантия стабильности - соблюдение норм права Неприятие легитимности власти выражается через: отрицание авторитета утрату доверия неповиновение и протестные акции то есть ведет к делигитимации власти Власть и социальное управление 45

В 2011 году на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай», Путин (будучи тогда премьер-министром) открыто признал, что его правительство утратило доверие народа год: Путину доверяют – 46% респондентов, 4 % респондентов – не доверяют 2013 год: Путину безусловно доверяют 13% респондентов, скорее доверяют – 43 %, скорее не доверяют – 22 %, безусловно не доверяют – 14 % рейтинг доверия лидерам других партий крайне низкий Власть и социальное управление 46

Индексы доверия институтам власти по данным Фонда «Общественное мнение» измерялись в пределах от 0 до 100 пунктов, где значение индекса меньше 50 п. указывает на преобладание негативных оценок, а больше 50 п. позитивных. Индекс доверия правительству РФ на 2012 год составил 47,4 п (2010 г. – 52 п) индекс доверия Государственной думе РФ – 36,1 п (2010 г. – 40,8 п), индекс доверия Совету Федерации – 48,4 п (2010 г. – 50,4 п) Власть и социальное управление 47

Информация опрос ВЦИОМ 2013 г. 53 % респондентов считают, что Владимир Путин получает от своего окружения неполную и искаженную информацию о положении в стране 38 % считают, что Путин получает полную и достоверную информацию 10% - затруднились ответить Власть и социальное управление 48

Вопросы? 49 Власть и социальное управление

Политические установки студентов Собянин - «хозяйственник» Навальный - политик маргинального характера Голосование за А. Навального было не конструктивным, а протестным, и голосовать за него вышли, в основном молодежь Это был политический протест молодого поколения против старшего поколения, в котором А. Навальный явился только индикатором большинство голосовавших – молодежь примерно в возрасте лет высокая явка на выборы (до 50%), хотя для молодежи на муниципальных выборах этот показатель обычно не превышает 15-20% Власть и социальное управление 50

Политические установки студентов российских ВУЗов В 2010/2011 учебном году на очных отделениях вузов Российской Федерации обучались 3073,7 тысячи студентов, в том числе в государственных вузах – 2859,6 тысяч (93%), в негосударственных вузах – 214,2 тысяч (7%) человек Численность студентов очных отделений вузов (государственных и негосударственных): Москвы – 484 тысячи человек (15,7%) Санкт-Петербурга – 254,5 тысячи человек (8,3%) вузов остальных субъектов РФ – 2335,2 тысяч человек (76%) Власть и социальное управление 51

Ценностные ориентации студентов 1.Семья – 4,6 балла 2.Здоровье – 4,6 балла 3.Образование – 4,5 балла 4.Друзья – 4,3 балла 5.Свобода – 4,3 балла 6.Работа – 4,2 балла 7.Карьера – 4,2 балла 8.Деньги – 4,2 балла 9.Родина – 4,0 балла 10.Вера – 3,8 балла 11.Власть – 3,2 балла Власть и социальное управление 52

Политическое сознание Абсолютное большинство (78,9%) студентов российских вузов не сомневаются в том, что Россия сегодня – это рыночное государство. Большинство (71,6%) считают, что именно рыночные отношения (капитализм) есть та политическая система, которая в наибольшей степени подходит для современной России скрывают довольно большой разброс мнений, включая и тех, кто ратует за социально- ориентированное государство говорить о расколе в политическом сознании студентов не приходится Власть и социальное управление 53

Мнение студентов о том, какая модель политической системы сегодня наиболее приемлема для России, по полу, % Власть и социальное управление 54

Мнение о демократии Власть и социальное управление 55

Потенциальное протестное настроение В количественном отношении студенты, высказавшие мнение о готовности к выражению: пассивного протеста составляют 2714,1 тыс. человек активного протеста – 1373,9 тыс. человек гражданского неповиновения – 347,3 тыс. человек не готовы к протесту – 316,6 тыс. человек численность студентов, высказавших готовность, в случае необходимости защитить свои политические права, участвовать в тех или иных формах протеста, составляет 2757,1 тыс. человек. Власть и социальное управление 56

Готовность студентов российских вузов участвовать в социальных протестах, в случае необходимости защитить свои политические права, % Власть и социальное управление 57

Формы протеста, в которых готовы принять участие студенты российских вузов, в случае необходимости защитить свои политические права, распределение по полу, % Не готовы участвовать в социальных протестах Готовы к гражданскому неповиновению ИТОГО Насильственное противостояние органам власти Участие в акциях гражданского неповиновения Готовы участвовать в активных формах протеста ИТОГО Участие в массовых митингах, демонстрациях Саботирование выборов Готовы участвовать в пассивных формах протеста ИТОГО Выступления в СМИ, на интернет-сайтах Направление писем, жалоб в органы государственной власти Власть и социальное управление 58 МужскойЖенский 18,36,2 15,28 5,11,6 10,16,4 4841,9 34,831,9 13,210 81,793,8 48,249 33,544,8

Основные источники, из которых студенты вузов чаще всего черпают информацию о событиях в стране, % Власть и социальное управление 59

Источники информации Преимущественно из Интернета черпают информацию: 88,6% студентов мужского 82,4% студентов женского пола Интернет выступает в качестве основного источника информации для студентов всех курсов обучения Особенно велика роль Интернета в коммуникации студентов московских вузов Только на Северном Кавказе телевидение успешно конкурирует с Интернетом Власть и социальное управление 60

Политические установки Чтобы политические установки стимулировали личность к поведению, необходима их ассоциация Генератором ассоциации политических установок масс могут быть: внешние события, затрагивающие интересы людей призывы лидеров общественного мнения или СМИ (в том числе Интернет) какие-то политические события и др. Власть и социальное управление 61

63 Социальный контроль 1. Что такое социальный контроль? 2. Какие элементы включает в себя социальный контроль? Приведите примеры. 3. Какие функции и, возможно, дисфункции выполняет система социального контроля? Приведите примеры. 4. Были ли случаи, когда системы социального контроля, используемые в вашем вузе, институте, на вашей кафедре, оказались неэффективны? Укажите, что послужило причиной? Власть и социальное управление