Речь. Анализ средств выразительности Задание В8
? Повторение слов или словосочетаний в начале предложения. Руки опускаются, когда человек читает в газетах одно, а в жизни видит другое. Руки опускаются от постоянной неразберихи, бесхозяйственности, махрового бюрократизма. Руки опускаются, когда ты понимаешь, что вокруг тебя никто ни за что не отвечает и что всем всё «до лампочки». Вот от чего опускаются руки! (Р.Рождественский.)
Анафора (единоначатие)
? Резкое противопоставление понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. Всю мировую литературу я разделяю на два типа – литература дома и литература бездомья. Литература достигнутой гармонии и литература тоски по гармонии. Безумный безудерж Достоевского – и мощный замедленный ритм Толстого. Как динамична Цветаева и как статична Ахматова! (Ф.Искандер.)
Антитеза (противопоставление)
? Форма речи, при которой автор как бы делает читателя своим собеседником, привлекает его к обсуждению важных вопросов, заставляет задуматься над ними. Многие считают, что бороться с проявлениями фашизма – дело правоохранительных органов. Ну а мы-то сами? Пешки, что ли? Щепки истории? Рабы времени и обстоятельств? Да ни один институт общества в одиночку с человекофобией, бесчеловечностью не справиться – это задача нас всех.
Вопросно-ответная форма изложения
? Художественное преувеличение. Россия поражена тяжелейшей идеологической болезнью, которая более тяжела, чем водородная бомба XX века. Имя этой болезни – ксенофобия. (И.Руденко.)
Гипербола
? Синтаксическая конструкция, внутри которой однородные выразительные средства располагаются в порядке усиления или ослабления признака. Ведь и правда: что толку в смелости, в бесстрашии, в беззаветной храбрости, если за ними не стоит совесть?! Нехорошо, недостойно и гадко смеяться над увечным человеком. (Л.Пантелеев.)
Градация
? Художественное преувеличение до невероятного, фантастического. Если бы какие-нибудь вселенские диверсанты были посланы уничтожить всё живое на Земле и превратить её в мёртвый камень, если бы они тщательно разработали эту свою операцию, они не могли бы действовать более разумно и коварно, чем действуем мы, живущие на Земле люди. (В.Солоухин.)
Гротеск
? Обратный порядок слов в предложении. Вышел месяц ночью тёмной, одиноко глядит из чёрного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние. (М.Неверов.) Ослепительно-яркое вырвалось из печи пламя. (Н.Гладков.) Не верю я в добрые помыслы нынешних новых русских. (Д.Гранин.)
Инверсия При прямом порядке слов подлежащее предшествует сказуемому; согласованное определение стоит перед определяемым словом; несогласованное – после него; дополнение после управляющего слова; обстоятельства образа действия – перед глаголом. При инверсии слова располагаются в ином порядке, чем установлено грамматическими правилами.
? Вид иносказания, когда за внешне положительной оценкой скрывается насмешка. Продаются мужские костюмы, фасон один. А цвета какие? О, огромный выбор цветов! Чёрный, чёрно-серый, серо-чёрный, черновато-серый, грифельный, аспидный, наждачный, цвет передельного чугуна, коксовый цвет, торфяной, земляной, мусорный, цвет жмыха и тот цвет, который в старину назывался «сон разбойника». В общем, сами понимаете, цвет один, чистый траур на небогатых похоронах. (И.Ильф, Е.Петров.)
Ирония
? Повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его. Мы шли к этой славе долгие годы. Долгие годы наш народ жил одним: всё для фронта, всё для победы, потому что только после неё возможна простая человеческая жизнь. Жизнь, ради которой погибли миллионы.
Композиционный стык
? Слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в исходном тексте. Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить до небес. Нечто подобное твориться с атомной энергией. Ею можно обогреть весь земной шар. А можно расколоть его на тысячу частей. (С.Довлатов.)
Контекстные (или контекстуальные) антонимы
? Слова, которые в языке не имеют сходного значения и являются синонимами только в исходном тексте. Передо мною появились два ангела… два гения. Я говорю: ангелы… гении – потому что у обоих на обнажённых телах не было никакой одежды и за плечами у каждого вздымались сильные крылья. (И.Тургенев.)
Контекстные (или контекстуальные) синонимы
? Повторение в тексте одного и того же слова. -Эти люди – ваши родственники? -Да, - сказал он. -Все эти люди – родственники? -Безусловно, - сказал он. -Люди всего мира? Всех национальностей? Люди всех эпох? (С.Довлатов.)
Лексический повтор
? Художественное преуменьшение. Мы со своими амбициями – меньше муравьёв лесных. (В.Астафьев.)
Литота
? Перенесение на предмет или явление какого- либо признака другого явления или предмета. Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, … опрокинулся и затонул. Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра… (В.Астафьев.)
Метафора (в том числе развёрнутая)
? Перенос значения (переименование) на основе смежности явлений. Зима. Мороз. Село коптит в стылое ясное небо серым дымом. (В.Шукшин.) Траурный Моцарт зазвучал под сводами собора. (В.Астафьев.) Чёрные фраки носились врозь и кучами там и там. (Н.Гоголь.)
Метонимия
? Разновидность метонимии. Замена множественного числа единственным, употребление названия части вместо целого или общего, и наоборот. И думал он: Отсель грозить мы будем шведу. Здесь будет город заложён Назло надменному соседу. (А.Пушкин.)
Синекдоха
? Синтаксическое средство, позволяющее а) подчеркнуть качества чего-либо; б) увидеть динамику действия; в) в деталях увидеть, услышать, понять что-либо. Пением органа наполнены своды собора. С неба, сверху, плывёт то рокот, то гром, то нежный голос влюблённых, то зов весталок, то рулады рожка, то звуки клавесина, то говор перекатного ручья… (В.Астафьев.)
Однородные члены предложения
? Соединение в образе или явлении несовместимых понятий. Сладостные мучения испытал он, изгнанник, вернувшись в Россию. Тревожно-радостное ожидание сменилось в нём спокойной уверенностью в завтрашнем дне. (Н.Кривцов.)
Оксюморон (оксиморон)
? Индивидуально-авторские неологизмы. Как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счёт прав других? (А.Солженицын.)
Окказионализмы
? Присвоение предметам неживой природы свойств живых существ. Хмель, ползя по земле, хватается за встречные травы, но они оказываются слабоватыми для него, и он ползёт, пресмыкаясь, всё дальше… (В.Солоухин.)
Олицетворение (персонификация)
? Намеренное дробление предложения на значимые смысловые части. Жил в Германии хрупкий болезненный юноша. Заикался от неуверенности. Избегал развлечений. И только за роялем он преображался. Звали его Моцарт. (С.Довлатов.)
Парцелляция
? Описательное выражение, употреблённое вместо какого-либо слова. Особое место занимало у него в словаре слово «золото». Золотом называлось всё, что хотите. Уголь и нефть – «чёрное золото». Хлопок – «белое золото». Газ – «голубое золото». (В.Войнович.)
Перифраза
? Выражение утверждения в вопросительной форме. Кто из нас не любовался восходом солнца, летним разнотравьем лугов, бушующим морем? Кто не восторгался оттенками красок вечернего неба? Кто не замирал в восхищении от вида внезапно возникшей долины в горных ущельях? (В.Астафьев.)
Риторический вопрос
? Выражение утверждения в восклицательной форме. Какая магия, доброта, свет в слове учитель! И как великая его роль в жизни каждого из нас! (В.Солоухин.)
Риторическое восклицание
? Фигура речи, в которой в форме обращения выражается отношение автора к тому, о чём говорится. Милые мои! Да кто же, кроме нас, о нас самих думать будет? (В.Войнович.) И вы, душевно убогие вандалы, тоже кричите о патриотизме? (П.Вощин.)
Риторическое обращение
? Сопоставление предметов, понятий, явлений, чтобы подчеркнуть особо важный признак. Ночь, словно сумрачное оратарио старинных мастеров, росло в саду, где звёзды раскидались как красные, синие и белые лепестки гиацинтов…
Сравнительный оборот
? Одинаковое (параллельное) построение нескольких рядом расположенных предложений, абзацев. Что такое канцелярит? Это – вытеснение глагола, то есть движения, действия, причастием, деепричастием…, а значит – застойность, неподвижность. Это – нагромождение существительных в косвенных падежах… так что уже нельзя понять, что к чему относится и о чём идёт речь. (Н.Галь.)
Синтаксический параллелизм
? Художественное определение, красочное, образное, которое подчёркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство. Есть только моя присмирелая, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга… (В.Астафьев.)
Эпитет
? Одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и др. Как французы повлияли на Пушкина – мы знаем. Как Шиллер повлиял на Достоевского - мы знаем. Как Достоевский повлиял на всю новейшую мировую литературу - мы знаем.
Эпифора