ЛЕКЦИЯ ЧЕТВЕРТАЯ ГЛАВНЫЕ ОРГАНЫ ООН И ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Устав обязывает главный орган ООН – Генеральную Ассамблею ООН – уделять особое внимание защите прав человека. В 1948 г. она приняла Всеобщую декларацию.
Advertisements

Экономический и социальный Совет, Economic and Social Council М.Э.52 Р Муллоев Зохир.
Понятие международного спора
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЁННЫХ НАЦИЙ г. Автор работы : Войновская Мария 10 « б » МБОУ СОШ 22, Г. Анжеро - Судженск Учитель : Татьяна Владимировна.
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА КАК ОСНОВОПОЛОГАЮ ЩИЙ ПРИНЦИП МП. Проблема прав человека, имеющая не только правовой, но также политический и этнический характер, становится,
Эмблема ООН Устав предусматривает… Устав предусматривает за Генеральным секретарем право доводить до сведения Совета Безопасности о любых вопросах, которые,
Организация Объединенных Наций. История создания Создание Организации Объединённых Наций стало возможным в результате объединения усилий государств в.
Тема фестиваля: «Права ребёнка в современном мире» Номинация: « Права детей и угроза социального экстремизма» Выполнил: Николаев Сергей Витальевич Норильск,
Международная организация труда и трудовая миграция Обзор Хофманн Наталия Б юро МОТ в Москве.
« Ваши права, дети!». Право человека - это охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность что – то делать, осуществлять, это то, что.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО ТЕМА ЛЕКЦИИ: МИРНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ 12/11/2013 Лектор: к.ю.н. Ильяшевич Марианна Викторовна.
Физические лица (граждане государств и лица без гражданства), совершившие международные преступления, уголовные преступления международного характера.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО ТЕМА ЛЕКЦИИ: Международные конференции 10/12/2013 Лектор: д.ю.н., проф. Абашидзе Аслан Хусейнович.
Право международных организаций – это совокупность принципов и норм, регулирующих вопросы создания, структуры, компетенции и деятельности международных.
ПРИНЦИП НЕПРИМЕНЕНИЯ СИЛЫ И УГРОЗЫ СИЛОЙ Подготовила: Коровина Ирина,
Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти.
MP [1]
ОБЗОР НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА СООТВЕТСТВИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ, ОПРЕДЕЛЕННЫМ РЕЗОЛЮЦИЯМИ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ООН ПО.
« Ваши права, дети!». Право человека - это охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность что – то делать, осуществлять, это то, что.
Транксрипт:

ЛЕКЦИЯ ЧЕТВЕРТАЯ ГЛАВНЫЕ ОРГАНЫ ООН И ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

ВОПРОСЫ 1.Структура ООН и защита прав человека. 2.Генеральная Ассамблея. 3.Совет Безопасности. 4.ЭКОСОС. 5.Международный Суд. 6.Совет по опеке. 7.Секретариат.

1.СТРУКТУРА ООН И ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА Существенное отличие структуры ООН от структуры ее предшественницы Лиги Наций, в том числе в отношении механизмов поощрения прав и основных свобод человека. Устав ООН не ограничивается провозглашением целeй и принципов в сфере поощрения и защиты прав человека. Устав ООН наделяет главных органов ООН широкими полномочиями и обеспечивает их большими институциональными возможностями в деле поощрении и защиты прав человека для всех. Этим она отличается от Лиги Наций, в которой за данное направление отвечал единственный комитет. Все главные органы ООН наделены полномочиями в сфере поощрения и защиты прав человека. В дополнение к общим полномочиям главных органов ООН были также созданы вспомогательные функциональные органы в этой сфере. В целом организационная структура ООН в этом отношении характеризуется сложностью, и множественностью органов, что в итоге порождает проблему координации их деятельности. В структурном плане ООН состоит из шести главных органов: Генеральной Ассамблеи (ГА), Совета Безопасности (СБ), Совета по Опеке, Международного Суда (МС), Экономического и Соци­ального Совета (ЭКОСОС) и Секретариата.

2. ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ ГА состоит из представителей всех государств-членов ООН. Каждый член ООН имеет не более пяти представителей (и пяти их заместителей) в ГА. Она уполномочивается обсуждать любые вопросы или дела в пределах Устава ООН или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов, пре­дусмотренных Уставом (за исключениями, предусмотренными ст. 12) и делать рекомендации членам ООН или Совету Безопасности по любым таким вопросам или делам. В соответствии с резолюцией ГА ООН «Единство ради мира», принятой в ноябре 1950г., ГА может действовать, в случае если в результате разногласия среди постоянных членов Совета Безопасности последний не в состоя­нии действовать оперативно и эффективно в условиях наличия угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии. (По этой резолюции государства-члены ООН имеют разногласия.) Каждое государство имеет один голос в ГА, которая проводит сессию ежегодно в период между сентябрем и декабрем. ГА может проводить чрезвычайные сессии по требованию Совета Безопасности и специальные сессии по требованию большинства государств-членов ООН. Сессии ГА ООН обычно созываются в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. Ежегодные сессии ГА созываются в третий вторник сентября.

2. ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) Решения ГА по важным вопросам принимаются большинством в две трети присутствующих и участвующих в голосовании членов. Эти вопросы включают: - Рекомендации в отношении поддержания международного мира и безопасности, - Выборы непостоянных членов Сонета Безопасности, - Прием новых членов в ООН, - Приостановление прав и привилегий членов ООН, - Исключение из ООН ее членов, - Бюджетные вопросы и т.д. Бюджет ООН составляет около 5 млрд. долл. США. Шкала взносов составляется на основе принципа относительной платежеспособности путем сопоставления национальных доходов государств. Верхний предел взносов при этом - 25% бюджета ООН, а нижний - 0,01%. ГА получает и рассматривает доклады, представленные от других главных органов ООН. Государства-члены ООН, представленные в ГА, формируют региональные группы. Ее работой обычно руководят избранные на ней президент и около 20 вице-президентов.

2. ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) В соответствии с Правилами процедуры в структуре ГА функционируют шесть главных комитетов, Комитет по процедурным вопросам, постоянные комитеты и другие вспомогательные органы. Главные комитеты: 1. Первый комитет: разоружение и международная безопасность; 2. Второй комитет: экономический и финансовый; 3. Третий комитет: социальный, гуманитарный и культурный; 4. Четвертый комитет: специальный политический и деколонизации; 5. Пятый комитет: административный и бюджетный; 6. Шестой комитет: правовой. Главные комитеты отвечают за свою сферу деятельности, они готовят рекомендации и проекты резолюций для принятия сессией ГА ООН. Однако ГА вправе не рассматривать какой-либо вопрос в соответствующем главном комитете, а прямо вынести его на рассмотрение сессии. В работе любого главного комитета может участвовать любой член ООН. Каждый главный комитет избирает своих членов и руководящие органы. Большинство членов главного комитета составляют кворум. Решения в главном комитете принимаются большинством голосов присутствующих и участвующих членов соответствующего комитета.

2. ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) Процедурные комитеты: 1. Генеральный комитет для общей координации работы сессии (29 членов: 1 представитель ГА ООН, 7 членов СБ ООН и 21 государство – член ООН. Главная задача данного комитета оказание помощи президенту ГА для проведения сессий. 2. Комитет по проверке полномочий. Постоянные комитеты: 1. Конференция по разоружению; 2. Комитет по космосу; 3. Комиссия международного права (КМП); 4. Комиссия по праву международной торговли (Юнситрал); 5. Межправительственный комитет по науке и технике в целях развития; 6. Всемирный продовольственный совет; 7. Комитет по администрированию и финансовым вопросам; 8. Комитет по взносам. PS Из вспомогательных органов ГА прежде всего необходимо назвать Совет по правам человека (заменивший Комиссию по правам человека).

2. ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) 1. Согласно п. 1 (b) ст. 13 Устава ООН: «ГА организует исследования и делает рекомендации в целях... содействия международному сотрудничеству в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и содействия осуществлению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии». 2. В целом рекомендации ГА ООН не порождают правовых обязательств для государств, однако при этом не следует недооценивать их авторитет в свете обязательств государств, закрепленных в ст. 55 и 56 Устава ООН. По ст. 56 Устава ООН все члены ООН обязуются предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с ООН для достижения целей, указанных в ст. 55 Устава ООН, включая всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, по­ла, языка и религии (п. «с»). 3. На уровне доктрины международного права и практики ООН сложилось общее понимание того, что систематическое игнорирование рекомендаций ГА ООН, содержащихся в ее резолюциях, противоречит обязательствам государств по ст. 56 Устава ООН. Доказательством этого могут служить усилия ООН по борьбе против апартеида и расизма.

2. ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) 4. Статья 56 Устава кроме положительного отношения государств к рекомендациям ГА ООН предполагает со стороны государств проявление инициативы и предпринятые самостоятельных шагов в сфере поощрения и защиты прав человека. Более того, данная статья предполагает совместные действия со стороны тех региональных организаций, в учредительных актах которых закреплена защита прав человека (например, СЕ, ОАГ, АС). 5. В целом влияние резолюций-рекомендаций ГА ООН является существенным, особенно в случае, когда она одобрена единогласно или при отсутствии возражения, как это имело место при одобрении текста Всеобщей декларации нрав человека. К подобным резолюциям следует также отнести резолюцию ГА, признающей принципы Нюрнбергского военного трибунала, касающихся военных преступлений и преступлений против человечества, в качестве принципов современного международного права. Благодаря такому подходу КМП ООН включила Нюрнбергские принципы в проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. 6. Также, благодаря признанию геноцида в качестве преступления против человечества в соответствии с резолюцией ГА ООН в 1946 г., нормотворческий процесс в этом направлении завершился 9 декабря 1948г. принятием Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него (рез. ГА ООН 260 А (III). Другие резолюции ГА ООН были связаны с такими важными вопросами, как обеспечение равенства между женщинами и мужчинами, особенно в политических правах, запрещение принудительного труда и другие.

3. СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ. Состав и полномочия. Обеспечение быстрых и эффективных действий ООН. Главная ответственность за поддержание ММиБ. Ст. 34 Устава ООН - расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для опре­деления того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности. Такие ситуации часто возникают в результате массовых и грубых нарушений прав человека. Ст. 39 Устава - СБ определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности: меры, не связанные с использованием вооруженных сил (например, разрыв дипломатических отношений), и меры военного характера (например, операции сухопутных сил членов ООН). На основе этой статьи СБ может определить, что ситуация, связанная с массовыми нарушениями прав человека в конкретной стране может угрожать миру, и, следовательно, предпринять силовые меры по восстановлению мира.

3. СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ). РАБОЧИЕ ГРУППЫ СБ: Комитет по приему новых членов; Комитет экспертов; Военно-штабной комитет; Комиссия по разоружению; Комитет по военному персоналу; Антитеррористический Комитет (созданный резолюцией 1373 в 2001г.); Комитет по санкциям. Комитет по борьбе с Аль-Каидой и Талибаном. МИССИЙ ООН ПО СТРАНАМ, НАПРИМЕР: Группа поенных наблюдателей ООН в Индии и Пакистане (UNMOGIP), созданная в 1948г.; Миссия ООН в Эфиопии и Эрит­рее (UNMHIi), созданная в 2000г. и др. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВОЕННЫЕ ТРИБУНАЛЫ: На основе соответствующих резолюций СБ в гг. были учреждены международные военные трибуналы по бывшей Югославии и по Руанде.

4. ЭКОСОС СОСТАВ И ФУНКЦИИ: – Осуществление исследования и составление докладов по международным вопросам в экономической области, социальной, культуры, образования, здравоохранения; – Подготовка по любому из этих вопросов рекомендации ГА, государствам - членам ООН и специализированным учреждениям системы ООН. ПОЛНОМОЧИЯ: – Подготовка для представления ГА проектов конвенций по вопросам, входящим в его компетенцию; – Выработка рекомендации в целях поощрения уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех; – Созыв международных конференции по вопросам, входящим в его компетенцию. – Отвечает за координацию, реализацию и, в некоторых случаях, за программирование деятельности ООН и ее главных органов и специализированных учреждений в сфере прав человека. – ЭКОСОС в таком качестве является новацией по сравнению Лигой Наций, в которой вопросы экономического и социального характера и вопросы, связанные с правами человека, координировались раздельно. – До создания Совета по правам человека ЭКОСОС руководил работой Комиссии по правам человека и Подкомиссии по поощрению и защите прав человека.

4. ЭКОСОС (ПРОДОЛЖЕНИЕ) Региональные комиссий ЭКОСОС: Они содействуют экономическому и социальному развитию, укреплению и развитию экономического сотрудничества между странами региона конкретных регионов. К ним относятся: - Экономическая комиссия для Африки (создана в 1958г.); - Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого Океана (создана в 1947г.); - Европейская экономическая комиссия (создана в 1947г.); - Экономическая комиссия для Латинской Америки и Кариб­ского бассейна (создана в 1948г.); -Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (создана в 1973г.). Постоянные комитеты ЭКОСОС: 1. Комитет по программе и координации (1962г.); 2. Комитет по неправительственным организациям (1946г.). Консультативный статус МНПО.

4. ЭКОСОС (ПРОДОЛЖЕНИЕ) Функциональные комиссии ЭКОСОС: –Статистическая комиссия (1946г.); –Комиссия по народонаселению и развитию (1946г.); –Комиссия по социальному развитию (1946г.); –Комиссия по положению женщин (1946г.); –Комиссия по наркотическим средствам (1946г.); –Комиссия по предотвращению преступности и уголовному правосудию (1992г.); –Комиссия по науке и технике в целях развития (1992г.); –Комиссия по устойчивому развитию (создана в 1993г.). –До 2006 г. к этой категории относилась и Комиссия по правам человека.

4. ЭКОСОС (ПРОДОЛЖЕНИЕ) Экспертные органы ЭКОСОС: –Комитет экспертов по международному сотрудничеству в сфере налога (1968г.); –Комитет по политике развития (1965г.); –Комитет экспертов по транспортировке опасных грузов и по глобальной гармонизации системы классификации и маркировки химикатов (1999г.); –Комитет экспертов по публичному администрированию (2001г.); –Постоянный форум по вопросам коренных народов (2000г.); –Группа экспертов ООН по географическим названиям (1959г.); –Комитет высокого уровня по управлению (2000г.); –Форум ООН по лесам (2000г.).

5. МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУД (МС) – Состав, структура, полномочия. – В соответствии с п. 1 ст. 34 Статута «только государства могут быть сторонами по делам, разбираемым Судом». – Достаточное число международных договоров по правам человека предусматривает рассмотрение МС споров между государствами. – Пример, ст. 22 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. гласит: «Любой спор между двумя или несколькими государствами-участниками относительно толкования или применения настоящей Конвенции, передается по требованию любой из сторон в этом споре на разрешение МС, если стороны в споре не договорились об ином способе урегулирования». – Жалоба Грузии в МС ООН против России поступила 12 августа 2008г., т.е. после вооруженных столкновений в Южной Осетии. Грузия обвинила Россию в нарушении положений Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965г. и обосновывала свою жалобу на основе ст. 22 Конвенции. Грузия утверждала, что Россия, действуя через свои органы, своих агентов, лиц и свои организации, тем самым осуществляла элементы государственной власти, а также что она через «сепаратистские силы» Южной Осетии и Абхазии, находящиеся под ее управлением или контролем, совершала, способствовала совершению и поощряла акты расовой дискриминации во время военных действий в августе 2008г.

5. МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУД (ПРОДОЛЖЕНИЕ) 14 августа 2008г. Грузия обратилась в Суд за принятием временных мер по защите прав, закрепленных в Конвенции, т.е. по защите граждан Грузии от дискриминационных актов, якобы совершаемых вооруженными силами России, действующих совместно с сепаратистской милицией и иностранными наемниками. Грузия обвинила Россию в нарушении ст. 2 и 5 Конвенции 1965г. МС прежде всего установил, что Грузия присоединилась к указанной Конвенции 2 июля 1999 года без каких-либо оговорок. СССР ее 4 февраля 1969 года с оговоркой в отношении ст. 22 Конвенции, которая была в последующем снята 8 марта 1989 года. Исходя из этого, Суд заключил, что Россия как продолжатель СССР является участницей Конвенции без каких-либо оговорок. Таким образом, Суд установил, что он обладает юрисдикцией рассмотреть дело. Слушание дела прошло 8, 9 и 10 сентября 2008 г. МС ООН квалифицировал, что ст. 2 и 5 Конвенции 1965г. имеют характер экстерриториального применения, и, следовательно, государства-участники Конвенции 1965г. должны руководствоваться ими в своих действиях, в том числе за пределами своих государственных границ. Далее Суд отметил, что указанные в ст. 22 Конвенции 1965г. процедуры разрешения спора не являются предварительными условиями, которые должны быть исчерпаны перед передачей дела в Суд. При этом Суд отметил, что подобные переговоры уже имели место во время рассмотрения ситуации в СБ ООН.

5. МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУД (ПРОДОЛЖЕНИЕ) - Решение МС ООН о временных мерах было принято 8 голосами (7 против). Решение Суда можно трактовать по- разному. Например, предписав России, временные меры в отношении Южной Осетии и Абхазии, Суд, тем самым, признал факт причастности России к этим территориям. При этом можно также сказать, что Суд признал особый интерес России на этих территориях, тем более что большая часть населения этих территорий - это граждане РФ. – Государства-участники Статута могут в любое время заявить, что они признают без особого о том соглашения ipso facto в отношении любою государства, принявшего такое же обязательство, юрисдикцию Суда по всем правовым вопросам, касающимся: толкования договора; любого вопроса международного права; наличия факта, который, если ООН будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства; характера и размеров возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства. Подобные заявления могут быть безусловными, или на условиях взаимности со стороны тех или иных государств, или же на определенное время.

5. МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУД (ПРОДОЛЖЕНИЕ) – В случае спора о подсудности дела Суду вопрос разрешается определением Суда. – Суд может давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу, по запросу любого специализированного учреждения, уполномоченного делать такие запросы самим Уставом ООН или согласно Уставу. ГА или СБ могут запрашивать от МС консультативные заключения. Другие органы ООН и специализированные учреждения системы ООН, которым Генеральная Ассамблея может дать в любое время разрешение на это, также могут запрашивать консультативные заключения Суда по юридическим во­просам, возникающим в пределах их круга деятельности. Консультативное заключение МС не является обязательным, оно является авторитетным мнением МС по рассматриваемому вопросу. – В 1995 году ГА ООН обратилась к МС ООН для вынесения консультативного заключения по следующему во­просу: допускает ли международное право, и при каких обстоя­тельствах, угрозу ядерным оружием или его применение? – МС ООН единогласно постановил: «Ни обычное международное право, ни договорное международное право не содержат специального разрешения в отношении использования ядерного оружия или угрозы его применения». – Одиннадцатью голосами против трех МС ООН заключил: «Ни общее международное право, ни договорное международное право не содержат полного универсального запрета в отношении использования ядерного оружия или угрозы его применения». – Далее Суд единогласно постановил: «Применение ядерного оружия или угроза его использования должны быть совместимы с требованиями права вооруженных конфликтов, в частности с принципами и нормами МГП, а также обязательствами, касающимися использования ядерного оружия».

5. СОВЕТ ПО ОПЕКЕ Орган был создан для осуществления наблюдения за управлением зависимыми территориями. Основной его целью было обеспечение скорейшего обретения этими территориями независимости. Среди основных задач системы опеки значилось поощрение уважения прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии, и поощрение признания взаимозависимости народов мира (п. «с» ст. 76 Устава ООН). С получением независимости Палау, который стал 185 государством-членом ООН, Совет по Опеке завершил свою работу в отношении 11 территорий, которые были внесены в перечень системы Опеки. В связи с этим Генеральный секретарь ООН рекомендовал ГА ООН ликвидировать Совет по Опеке, созданный в соответствии со ст. 108 Устава. На основе Итогового документа саммита 2005г. было принято решение ликвидировать Совет по Опеке, отменить в связи с этим гл. XIII Устава ООН и внести соответствующие изменения в гл. XII Устава ООН.

6. СЕКРЕТАРИАТ – Состав, функций, полномочия. – Верховный комиссар ООН по правам человека.