Инновации в экономике Основные понятия Инновации стали промышленной религией 20 века.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ИННВАЦИОНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ» Алексеева Марина Борисовна, док.экон.наук., профессор.
Advertisements

14. Инновационная и инвестиционная деятельность организации.
Схема соотношения материальной и нематериальной составляющих в себестоимости продукта в зависимости от вида деятельности компании Стратегия промышленного.
Роль государственной поддержки в развитии инновационного бизнеса Заседание Коллегии Министерства промышленности и энергетики Чувашской Республики 07 апреля.
1 СВОЯ ИГРА 2 Категории Инновационна я деятельность Интеллектуальная собственность Определени я
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 44 Наука и экономика (сущность научно- технического прогресса; экономика, как наука; экономика науки).
Технологические и управленческие инновации в корпоративном секторе промышленности: источники и основные компоненты лидерства. На примере предприятий обрабатывающей.
Лекция 3. «Анализ внешней среды и потенциала организации» План: Анализ окружающей среды Анализ окружающей среды Оценка внутренних возможностей Оценка внутренних.
Университеты как ресурс инновационного развития региона К.М. Южанинов Томский государственный университет.
«Анализ и менеджмент экономической деятельности». Гиндуллина Тамара Камильевна, к.т.н., доцент кафедры АСУ.
Кадровый потенциал науки как фактор инновационного развития Крайнего Севера Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры ЯНГИ Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры.
«Организационные основы инновационной экономики» Курс по выбору Лектор: д.э.н., профессор кафедры «Экономика и антикризисное управление» Финансового университета.
ВВЕДЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ РЫНКОВ.
Новый товар: понятие, этапы разработки. Классификация новизны товаров Принципиально новый (пионерный) товар Кардинально усовершенствованный товар Модернизированный.
Национальная инновационная система России Ленчук Е.Б. Александрия 15 мая 2008 г.
Выполнил студент группы 2511 Двуреченский А.А.. Современная рыночная экономика представляет собой смешанную экономику, в которой механизм рыночной саморегуляции.
Тема 1.2. Международное разделение труда как основа мирового хозяйства Учебные вопросы: 1.Сущность МРТ и факторы, влияющие на его формирование и развитие.
Инновационный менеджмент. Инновация В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно- технического.
Доклад И.М. Синяевой по теме: «Влияние факторов гиперсвязанности бизнеса на развитие коммерческой системы интеллектуального продукта » Кафедра «Маркетинг.
Коммерциализация и охрана интеллектуальной собственности: условия, институты, перспектива.
Транксрипт:

Инновации в экономике Основные понятия Инновации стали промышленной религией 20 века.

Инновационные товары и технологии 1804–первый паровоз: Ричард Тривитик 1805–холодильник: Oliver Evans 1827–спички: Джон Волкер 1876–телефон: Белл, Александер Грэм 1911–целлофан: Jacques Brandenburger 1928–антибиотики: Александр Флеминг 1946–микроволновая печь: Percy Spencer 1971–микропроцессор, микрокалькулятор 1979–сотовый телефон 1989–Интернет как World Wide Web: Тим Бернерс-Ли 2001–цифровое спутниковое радио – автономное искусственное сердце -гибкий дисплей -«Умная пыль» (концепция распределенной сети миниатюрных сенсоров) -Гиперзвуковой летательный аппарат: Boeing X-43 -Алгоритм PageRank: Сергей Брин, Ларри Пейдж

Инновационные товары и технологии XXI века Телевизор с гибким экраном на органических светодиодах Sony XEL Искусственная сетчатка глаза. Проекционная клавиатура: Фирмы Canesta и VKB Нанотехнологические водо- и грязеотталкивающие покрытия. Аэрогель Microsoft Tablet PC начало эры планшетных компьютеров 2003 Электронная сигарета: компания Ruyan Group Ltd. Стереоскопический 3D-дисплей: компания A.C.T. Kern

Инновационные товары и технологии XXI века Электромеханический наномотор (наноэлектромеханический осциллятор релаксации, приводимый силами поверхностного натяжения): Алекс Зеттл. Интерфейс для мысленного управления объектами (без вживления электродов) 2004 Нейро-компьютерный интерфейс: Брауновский университет (вживление чипа BrainGate в мозг человека). Гибкие солнечные батареи. Прототип нейтронного микроскопа: NIST. Атомные часы на чипе. Наноманипулятор Калпеппера: Мартин Калпеппер. Полевой транзистор на углеродной нанотрубке: Infineon. Нейтронный микроскоп (создан в NIST.)

Инновационные товары и технологии XXI века 2005 Цифровой синтезатор запахов: Памбук Сомбун. Ноутбук на топливных элементах Кремниевый робот-мышца. Прототип полевого транзистора на одной молекуле. Робот, создающий свои копии (репликатор) Электронная бумага Цифровой фотографический атлас земной поверхности Google Maps Настольный 3D-сканер. Первая автономная мобильная наномашина Электронный нос. Терагерцовый транзистор. Самовосстанавливающиеся краски и покрытия Эмиссионный дисплей на углеродных нанотрубках.

Инновационные товары и технологии XXI века 2007 Гибкие аккумуляторы света Преобразователь механической вибрации в электрическую энергию для наноустройств Компьютерные системы распознавания лиц, превосходящие возможности человека Интерфейс, считывающий направление взгляда человека. Поляритонный лазер, работающий при комнатной температуре Беспроводная подзарядка аккумуляторов мобильных устройств Искусственная хромосома: Крейг Вентер. ] Большой адронный коллайдер. Осциллограф, позволяющий в деталях изучать профиль ультракоротких световых вспышек. Наноматериалы, напрямую преобразующие радиацию в электричество. Динамическая архитектура: Дэвид Фишер

Инновационные товары и технологии XXI века 2009 Передача мысли в Интернет: университет Висконсина. Использование ГМ вирусов для производства батареек: Массачусетский технологический институт Первый плавучий ветряк (Турбина) Мономолекулярный диод Зарядное устройство на метаноле Невидимый вентилятор (Вентилятор без лопастей) [ Самовосстанавливающаяся электроника Искусственные протезы артерий, со способностью к пульсации Первый биологический 3D-принтер Первая живая клетка, в которой ее собственную ДНК заменили на искусственно созданную.

Инновационные товары и технологии XXI века 2012 Разработан способ производства растворимой электроники Лазерная космическая связь: НАСА

Инновации - это

Инновации Новые продукты или услуги Новые технологии Новые рынки Новые способы производства и организации

Для бизнеса инновации – это: Источник выживания Источник роста бизнеса Источник оптимизации бизнеса

Йозеф Шумпетер––основоположник теории инноваций Йозеф Шумпетер впервые ввел термин «инновация» в 1911 г.«Инновация -новая научно-организационная комбинация производственных факторов, мотивированная предпринимательским духом», «один из главных двигателей, генераторов прибыли». Понятие экономической инновации было разработано Й. Шумпетером в работе The Theory of Economic Development (1934).

Й.А. Шумпетер : пять типичных изменений, вызывающих инновацию Использование новой техники или новых технологических процессов Внедрение продукции с новыми свойствами Использование нового сырья Изменение в организации производства и его материально-технического обеспечения Появление новых рынков сбыта Данная классификация лежит в основе международных стандартов (Руководство Осло, Руководство Фраскати)

Системное описание инноваций в условиях рыночной экономики Международные стандарты: Руководство Осло (1992 г.) –Инновационная деятельность–это вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов НИР) и их воплощением: в новых или усовершенствованных технологических процессах; в новых или усовершенствованных продуктах или услугах, внедренных на рынке; в новых способах производства и его организации, использованных на практике.

В соответствии с российским законодательством «Инновация–это конечный результат в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности» Постановление Правительства РФ 832 от 24 июля 1998 г. «О концепции инновационной политики РФ»

Свойства инноваций Научно-техническая новизна Производственная применимость Коммерческая реализуемость Коммерциализация инноваций! Они должны: удовлетворять рыночный спрос и приносить прибыль

Виды инновационной деятельности Технологические инновации –Продуктовые инновации –Процессные инновации Нетехнологические инновации –Маркетинговые инновации –Организационные инновации –Экологические инновации

Где возможны инновации

Взаимосвязанные области инноваций

Технологические инновации Новый или усовершенствованный продукт или услуга, внедренные на рынке – продуктовые инновации Новый или усовершенствованный производственный процесс, используемый в практический деятельности – процессные инновации Высоко-, средне-, и низко-технологичные отрасли

Маркетинговые инновации Реализованные новые или значительно улучшенные маркетинговые методы: –дизайн и упаковка продукта –методы продаж и презентации продуктов или услуг, их продвижение на рынки сбыта – новые рекламные компании, имидж бренда, методы индивидуализации маркетинга и т.п. –использование новых каналов продаж – прямые продажи, интернет-торговля, лицензирование продуктов и услуг –новые концепции презентации продуктов в торговле – демонстрационные салоны, веб-сайты и пр. –новые ценовые стратегии М.И. направлены на открытие новых рынков сбыта, расширение состава потребителей в целях повышения продаж

Организационные инновации Новые методы ведения бизнеса, организации рабочих мест, внешних связей. Направлены на повышение эффективности предприятия за счет снижения административных и транзакционных издержек, роста производительности труда

Организационные инновации – новые методы организации производственной деятельности новая корпоративная стратегия внедрение современных методов управления организацией ( на основе информационных технологий) новые организационные структуры современные системы логистики и поставок сырья ( точно в срок) создание подразделений НИР – технологических и инжиниринговых центров, малых инновационных фирм аутсорсинг ( субконтрактные отношения)

Степень новизны инноваций Базисная (радикальная) инновация – базируется на научном открытии или крупном изобретении и направлена на создание принципиально новых продуктов и услуг, технологий новых поколений (пример: создание сотового телефона, принципиально отличающегося от стационарного). Улучшающая инновация – улучшение параметров производимых продуктов и используемых технологий, совершенствование продуктов и технологических процессов ( пример: создание очередной модификации сотового телефона – доп. функции, дизайн, др.) Псевдо-инновации – частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий – обычно тормозят технический прогресс.

Технологические уклады и их периодизация Технологи́ческий укла́д один из терминов теории научно- технического прогресса. Означает совокупность сопряжённых производств, имеющих единый технический уровень и развивающихся синхронно. Смена доминирующих в экономике технологических укладов предопределяет неравномерный ход научно-технического прогресса. Периодизация технологических укладов –Первый технологический уклад ( ) –Второй технологический уклад ( ) –Третий технологический уклад ( ) –Четвёртый технологический уклад ( ) –Пятый технологический уклад ( ) –Шестой технологический уклад (2010?)

Термин «технологический цикл» Появление термина вызвано попыткой объяснить материальные причины циклов Кондратьева. Ещё сам Н. Д. Кондратьев заметил, что в течение примерно 20 лет до начала повышательной волны К-цикла наблюдается оживление в области технических изобретений. Решающее значение волнам технологических изменений для динамики циклов Кондратьева придал Йозеф Шумпетер в монографии «Business Cycles: A theoretical, historical and statistical analysis of the Capitalist process» (1939 год). Впервые термин «технологический уклад» был предложен в 1986 году советскими экономистами Д. С. Львовым и С. Ю. Глазьевым в статье «Теоретические и прикладные аспекты управления НТП»

Периодизация технологических укладов Номер уклада СодержаниеНачалоЗнаковое начальное событие I Начало Первой промышленной революции 1772 год Создание Ричардом Аркрайтом прядильной машины «Water frame» и строительство им текстильной фабрики в Кромфорде. IIЭпоха пара1825 год Паровоз Locomotion 1, строительство железной дороги Стоктон Дарлингтон. III Эпоха стали (Вторая промышленная революция) 1875 год Изобретение бессемеровского процесса, создание на базе конвертера Бессемера завода Edgar Thomson Steel Works в Питтсбурге. IVЭпоха нефти1908 год Внедрение на предприятиях Форда ленточного конвейера, начало выпуска автомобиля Ford Model T. V Эпоха компьютеров и телекоммуникаций (Научно-техническая революция) 1971 год Первое употребление названия «Силиконовая долина», появление первого микропроцессора Intel VIНанотехнологии2011 год (?)? VII Эпоха когнитивных технологий (?) 2060 год (?)?

Технологические уклады 1 и 2 Первый технологический уклад ( ) Ключевой фактор I техноуклада прядильные машины, ядро уклада текстильная промышленность. В чём новизна данного технологического уклада: механизация труда, создание поточного производства. Страны-лидеры: Великобритания, Франция, Бельгия Второй технологический уклад ( ) Ключевой фактор II техноуклада паровая машина, ядро уклада паровое судоходство, угледобыча, железные дороги. Страны-лидеры: Великобритания, Франция, Бельгия, Германия, США

Технологические уклады 3 и 4 Третий технологический уклад ( ) Ключевые факторы III техноуклада неорганическая химия (конвертер, динамит), ядро уклада чёрная металлургия, железные дороги, кораблестроение, производство взрывчатых веществ. Страны-лидеры: Германия, США, Великобритания, Франция, Бельгия, Швейцария, Нидерланды Четвёртый технологический уклад ( ) Ключевые факторы IV техноуклада двигатель внутреннего сгорания, конвейерное производство, проводная телефонная связь, ядро уклада автомобилестроение, самолётостроение, нефтехимия. Страны-лидеры: США, Западная Европа, СССР

Технологический уклад 5 Пятый технологический уклад ( ) Опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, материалов, освоения космического пространства, спутниковой связи и т. п. Происходит переход от разрозненных фирм к единой сети крупных и мелких компаний, соединенных электронной сетью на основе Интернета, осуществляющих тесное взаимодействие в области технологий, контроля качества продукции, планирования инноваций. Ядро технологического уклада: электронная промышленность, вычислительная техника, оптико-волоконная техника, программное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение, производство и переработка газа, информационные технологии. Ключевой фактор микроэлектронные компоненты. Преимущество технологического уклада, по сравнению с предыдущим, заключалось в индивидуализации производства и потребления, в повышении гибкости производства.

Технологический уклад 6 Шестой технологический уклад (2010?) Ключевой фактор (прогноз Глазьева): нанотехнологии, клеточные технологии. Ядро технологического уклада: наноэлектроника, молекулярная и нанофотоника, наноматериалы и наноструктурированные покрытия, нанобиотехнология, наносистемная техника. Преимущество технологического уклада, по сравнению с предыдущим, по прогнозу будет состоять в резком снижении энергоёмкости и материалоёмкости производства, в конструировании материалов и организмов с заранее заданными свойствами.

Технологический уклад 6 СтранаIII техноукладIV техноукладV техноукладVI техноуклад США-20 %60 %5 % Россия30%50%10%- Шестой технологический уклад (2010?) Ключевой фактор (прогноз Глазьева): нанотехнологии, клеточные технологии. Ядро технологического уклада: наноэлектроника, молекулярная и нанофотоника, наноматериалы и наноструктурированные покрытия, нанобиотехнология, наносистемная техника. Преимущество технологического уклада, по сравнению с предыдущим, по прогнозу будет состоять в резком снижении энергоёмкости и материалоёмкости производства, в конструировании материалов и организмов с заранее заданными свойствами.

Историческая периодизация развития производства Согласно концепции постиндустриального общества, история цивилизации делится на три большие эпохи: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. При переходе от одной стадии к другой новый тип общества не вытесняет предшествующие формы, но делает их второстепенными. Доиндустриальный способ организации общества основан на –трудоёмких технологиях, –использовании мускульной силы человека, –навыках, не требующих длительного обучения, –эксплуатации природных ресурсов (в частности, сельскохозяйственных земель).

Историческая периодизация развития производства Индустриальный способ основан на машинном производстве, капиталоёмких технологиях, использовании внемускульных источников энергии, требующей длительного обучения квалификации. Постиндустриальный способ основан на наукоёмких технологиях, информации и знаниях, как основном производственном ресурсе, творческом аспекте деятельности человека, непрерывном самосовершенствовании и повышении квалификации в течение всей жизни.

Сектора экономики По виду производимой продукции различают первичный, вторичный, третичный и четвертичный секторы экономики. Перви́чный се́ктор объединяет отрасли, связанные с добычей сырья и его переработкой в полуфабрикаты. К первичному сектору относятся сельское хозяйство, рыболовство, лесоводство, охота (аграрно-промысловый сектор) и добыча природного сырья (угля, нефти, металлических руд и т. п.). Первичный сектор был самым первым в истории человечества, он начинался с экономической деятельности первобытных людей (собирательство и охота). Вплоть до начала Промышленной революции первичный сектор занимал важнейшее место в мировой экономике, а в пределах самого первичного сектора важнейшей отраслью являлось сельское хозяйство.

Сектора экономики Вторичный сектор– обрабатывающая промышленность и строительство. В экономике Западной Европы вторичный сектор господствовал в первой половине XIX века (промышленная революция) и до начала периода после Второй мировой войны. Причиной перехода от экономики первичного сектора к экономике вторичного сектора являлось улучшение техники сельского хозяйства, и других добывающих отраслей, что привело к повышению производительности труда. Общество, существующее в условиях господствующего вторичного сектора экономики, называют индустриальным. Вторичный сектор - переработка природных материалов: обрабатывающая промышленность и строительство

Сектора экономики Третичный сектор экономики сфера услуг. Переход к господствующей третичной экономике связан с ростом производительности труда в промышленности, в связи с чем высвобождались ресурсы для развития сферы услуг. К сферам услуг относят транспорт, связь, торговлю, туризм, здравоохранение и т. п. Часто из третичной сферы экономики выделяют четвертичную информационную. Это информационные технологии, образование, научные исследования, глобальный маркетинг, банковские и финансовые услуги и другие услуги, связанные не с производством как таковым, а с его планированием и организацией. Общество, существующее в условиях господствующего третичного сектора экономики, называют постиндустриальным.

Роль инноваций в современной экономике Постиндустриа́льное о́бщество общество, в экономике которого преобладает инновационный сектор экономики с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний, с высокой долей в ВВП высококачественных и инновационных услуг. И с конкуренцией во всех видах экономической и иной деятельности. В постиндустриальном обществе эффективная инновационная промышленность насыщает потребности всех экономических агентов, потребителей и населения, постепенно снижая темпы своего роста и наращивая качественные, инновационные изменения. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики базой индустрии знаний. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и творческий подход работника. Главным интенсивным фактором развития постиндустриального общества является человеческий капитал профессионалы, высокообразованные люди, наука и знания во всех видах экономической инновационной деятельности. Термин «постиндустриальная экономика» по существу синоним термина «инновационная экономика».

Инновационный процесс Инновационный процесс это процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и сбыта. Укрупнённо инновационный процесс можно разделить на две основные стадии: первая стадия (она самая продолжительная) включает в себя научные исследования и конструкторские разработки, вторая стадия представляет собой жизненный цикл продукта.

Инновационный процесс 1 Научные исследования и конструкторские разработки –1.1 Фундаментальные исследования –1.2 Прикладные научные исследования –1.3 Опытно-конструкторские работы 2 Жизненный цикл инновационного продукта –2.1 Внедрение продукта на рынок –2.2 Рост объёмов производства –2.3 Замедление роста производства –2.4 Спад объёмов продаж

Этапы инновационного процесса

В зависимости от сложности инновационного проекта, задачи, решаемые на первой стадии инновационного процесса, могут быть достаточно разнообразны. В частности, при разработке и освоении крупных инновационных проектов осуществляется системная интеграция результатов научно-технической деятельности, полученных в разное время другими коллективами, отладка и доработка как отдельных подсистем, так и технологий в целом. Исполнителями работ на данной стадии являются творческие коллективы учёных и инженерно-технических работников вузов, университетов, институтов, научно-технических центров.

Этапы инновационного процесса Фундаментальные исследования В соответствии с логикой развития инновационного процесса появление нововведения начинается с генерации идеи нового продукта. Часто идеи рождаются в процессе проведения фундаментальных исследований. Фундаментальные исследования это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды. Цель фундаментальных исследований раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества относительно к их конкретному использованию. Фундаментальные исследования делятся на теоретические и поисковые.

Этапы инновационного процесса Прикладные научные исследования это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач, в том числе имеющих коммерческое значение. На данном этапе проверяется техническая осуществимость идеи, анализируются масштабы потребностей рынка, а также потенциальные возможности предприятия по разработке и производству нового продукта. Выполнение работ на данном этапе связано с высокой вероятностью получения отрицательных результатов, возникает риск потерь при вложении средств в проведение прикладных научных исследований. Финансирование прикладных научно-исследовательских работ ведётся, во- первых, из государственного бюджета, во-вторых, за счёт отдельных заказчиков в лице крупных промышленных фирм, акционерных обществ, коммерческих фондов и венчурных фирм.

Этапы инновационного процесса Под опытноконструкторскими работами понимается применение результатов прикладных исследований для создания образцов новой техники, материала, технологии. Опытно-конструкторские работы это завершающая стадия научных исследований, переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. К опытно-конструкторским работам относятся: эскизно-техническое проектирование; выпуск рабочей проектно-конструкторской документации, в том числе чертежи на детали, сборочные соединения, изделие в целом; изготовление и испытание опытных образцов; разработка определённой конструкции инженерного объект или технической системы; разработка идей и вариантов нового объекта; разработка технологических процессов; определение наименования продукта, товарного знака, маркировки, упаковки. Основные научно-технические результаты опытно- конструкторских работ: прототип, промышленный образец, полезная модель, компьютерные программы, базы данных, научно-техническая документаци. Опытно-конструкторские работы проводятся при финансовой поддержке из государственного бюджета или за счёт собственных средств предприятия-заказчика.

Жизненный цикл инновационного продукта Практическая реализация результатов инновационной деятельности осуществляется на рыночной стадии, которая включает следующие этапы: внедрение на рынок, рост производства, замедление роста и спад объёмов продаж. Внедрение продукта на рынок На данном этапе предприятие-изготовитель производит пробную партию продукта. Также фирма проводит маркетинговое исследование в виде зондирования рынка малыми партиями нового товара. Если зондирование рынка проходит успешно, начинается подготовка к широкомасштабному продвижению товара на рынок. Подготовка ведётся по двум основным направлениям: создание соответствующих мощностей для резкого увеличения объёмов производства. В этих целях проводится техническая подготовка производства и, в случае необходимости, осуществляется строительство новых производственных мощностей; через маркетинговые подразделения проводится сильная рекламная кампания новшества и организуется сбытовая сеть.

Внедрение продукта на рынок Запуск товара в производство требует крупных инвестиций для реконструкции старых или строительства новых производственных мощностей, подготовки персонала, проведения рекламной кампании. На этом этапе инновационного процесса ещё не известна реакция рынка на нововведение, существуют риски отторжения предлагаемого товара. По этой причине инвестиции носят рисковый характер. По расчётам специалистов, финансирование работ, связанных с освоением масштабного производства новой продукции и последующим совершенствованием технологии, на этом этапе в 6-8 раз больше, чем расходы на исследования и разработки. Основным источником инвестиций являются собственные средства предприятий, которые они аккумулируют в специальных фондах, а также заёмные средства, в основном банковские кредиты.

Рост объёмов производства При отсутствии на рынке близких аналогов нового продукта цена на него может быть искусственно увеличена на какой-то отрезок времени, что позволит предприятию получить сверх нормальную прибыль. На данном этапе инновационного процесса производство продукта расширяется. Происходит снижение текущих издержек производства, что способствует снижению цены. Прибыль от реализации товара нередко достигает пика. По некоторым оценкам, объём прибыли в этот период может составлять % прибыли, получаемой за весь жизненный цикл товара.

Замедление роста производства Постепенно темпы роста производства снижаются. В издержках растёт доля затрат на рекламу и поддержку конкурентоспособности продукции. Осуществляется поиск новых рынков. Проводится разработка улучшенных модификаций продукта, совершенствуются технологические процессы. В это время многие фирмы также пытаются обосноваться на новом рынке. Некоторые из них приобретают лицензию на производство нового продукта. Другие выпускают продукт, нарушая патентное законодательство. Третьи налаживают подпольный выпуск продукта, зачастую низкого качества, под товарной маркой разработчика. Наконец, четвёртые конкуренты выпускают аналогичные товары с более высоким техническим уровнем, используя возможные лазейки в патентном законодательстве.

Спад объёмов продаж Наступление данного этапа означает, что пришёл момент, когда рынок начинает перенасыщаться данным товаром. Происходит устойчивое падение объёмов продаж и снижение, возможно даже до нулевой отметки, размера получаемой прибыли. Спад происходит как из-за устаревания товара, так из-за изменений в технологии, смены вкусов и предпочтений потребителей, а также вследствие появления на рынке более совершенных товаров, предлагаемых конкурентами.

Статистические измерение инновационных процессов Инновационно-активное предприятие – инновационная продукция; выполнение НИОКР; приобретение патентов и лицензий; проведение маркетинговых исследований; пробное производство и испытания; обучение и подготовка персонала; приобретение машин, оборудования, связанных с внедрением инноваций. Показатели инновационной активности предприятия: 1.Совокупный уровень инновационной активности – доля инновационно-активных предприятий ( хотя бы один вид инновационной деятельности) в общем количестве предприятий в стране, отрасли, регионе 2.Доля предприятий, осуществляющих технологические инновации 3.Доля предприятий, осуществляющих маркетинговые инновации 4.Доля предприятий, осуществляющих организационные инновации 5.Наличие завершенных инноваций ( самостоятельно, совместно в другими организациями)

Статистическое измерение инновационных процессов Показатели затрат на инновации: Затраты на НИОКР Затраты на приобретение машин и оборудования, связанные с технологическими инновациями Затраты на приобретение новых технологий (патентные и беспатентные лицензии, ноу- хау, новые технологии в разукомплектованном виде, товарных знаков, инжиниринговых и консультационных услуг) у сторонних организаций и частных лиц Затраты на приобретение программных средств.

Статистические измерение инновационных процессов Показатели затрат на инновации (продолж.): Затраты на производственное проектирование, дизайн новых продуктов Затраты на обучение, подготовку персонала в связи с внедрением технологических инноваций Затраты на маркетинговые исследования: зондирование рынка, реклама Прочие затраты: консультации, услуги технологического содержания Затраты на разработку новых маркетинговых ходов

Показатели механизмов инновационной деятельности Технологическое развитие предприятия – за счет собственного инновационного потенциала и/или приобретения технологий со стороны. Технологический обмен – сделки по приобретению и передаче н.-т. знаний и опыта на договорной и бездоговорной основе. Возможны коммерческие и некоммерческие формы таких сделок. Статистика учитывает количество приобретенных и переданных технологий по следующим формам приобретения (передачи):

Показатели механизмов инновационной деятельности ( продолжение) права на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей результаты исследований и разработок ноу-хау, соглашения на передачу технологий покупка (продажа) оборудования (технология в укомплектованном виде) целенаправленный прием квалифицированных специалистов

Показатели механизмов инновационной деятельности - типы партнеров по кооперационным связям предприятия в составе группы потребители товаров, работ, услуг поставщики оборудования, материалов, комплектующих, программного обеспечения конкуренты в соответствующей отрасли консалтинговые, информационные фирмы научные организации университеты или институты

Показатели результатов инновационной деятельности доля инновационной продукции (подвергавшейся в последние три года технологическим изменениям) в общем объеме отгруженной продукции доля инновационной продукции в экспорте доля прибыли от инновационной продукции в общей сумме годовой прибыли снижение издержек производства в результате инноваций В дополнение производится оценка продолжительности жизненного цикла основной продукции( услуг), ориентации предприятий на региональный, общероссийский, или зарубежный рынки.

Появление инновации имеет две отправные точки 1. Потребность рынка – спрос (эволюционный) на определенный продукт (товар, услугу). К эволюционным также относятся, естественно, различные изменения в имеющихся на рынке продуктах (товарах, услугах). Например, изменения, приводящие к снижению издержек на производство или приданию более «товарного» вида продукции. 2. «Изобретательство», то есть интеллектуальная деятельность человека по созданию нового продукта, направленного на удовлетворение спроса, который отсутствует на рынке, но может появиться с появлением этого нового продукта. Это радикальный, революционный путь.

Инновационная инфраструктура И.и. - это совокупность условий, организаций, промышленных и иных общественных объектов, обеспечивающих возможности успешной инновационной деятельности. В РФ инновационную инфраструктуру составляют: инновационно-технологические центры, технологические и бизнес инкубаторы, технопарки, научные парки, учебно-деловые центры и др.

Основа инфраструктуры национальной инновационной системы центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки и территории высоких технологий, фонды поддержки НИОКР, фонды стартового и венчурного финансирования, центры подготовки специализированных кадров (персонала) центры информационного обеспечения инновационной деятельности

Технопарки ТП – территориально объединенная группа организаций, разрабатывающих и внедряющих инновационные товары ТП объединяют учебные, научные, производственные, проектные, конструкторские организации. Цель – совместное использование научной, экспериментальной и производственной базы для создания инноваций

Технопарки России Начало 1990-х годов. Первые элементы ИИ: Томск, Москва. Зеленоград, затем МО, Новосибирская, Калужская, Тюменская области, Татарстан, СПб. Соединение науки, образования, и бизнеса + социальный сектор ( жилье, медицина, спорт, досуг) Специализация технопарков

Функции инновации Сущность инновации проявляется в ее функциях, отражающих ее назначение в экономической системе государства и роль в хозяйственном процессе, а именно: Воспроизводственная – состоит в получении прибыли от инновации и использовании ее в качестве источника для финансирования расширенного воспроизводства.. Инвестиционная -использование прибыли от инновации для инвестирования различных направлений, в том числе использование в качестве капитала, который может направляться на финансирование новых видов инноваций. Стимулирующая -Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации служит стимулом для предпринимателя для внедрения новых инноваций; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять современные методы управления финансами. При реализации инновации, предложенной к продаже, происходит обмен «деньги инновация». Денежные средства, полученные предпринимателем в результате такого обмена, во-первых, покрывают расходы по созданию и продаже инноваций, во-вторых, приносят прибыль от реализации инноваций, в-третьих, выступают стимулом к созданию новых инноваций, в-четвертых, являются источником финансирования нового инновационного процесса.

Экономика сегодня и завтра Сырьевая, низкотехнологичная, монопродуктовая, открытая и регулируемая? Постиндустриальная, высокотехнологичная, диверсифицированная, открытая и свободная?

Цикл внедрения мощных идей вчера было 10 лет/идея*, сегодня 3 года/идея, завтра… сингулярность *Идеи не обязательно уходят! Моды – это не поветрия!