Стратегия инновационного развития России на период до 2020 года Москва, 2011.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
Advertisements

О разработке программ инновационного развития компаний с государственным участием Выступление заместителя Министра экономического развития Российской Федерации.
29 сентября 2010 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
При подготовке презентации были использованы материалы Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Л. М. Огородовой, проректора Сибирского государственного.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Внешние условия развития: поступательное развитие мировых центров, сохранение трендов глобализации высокие темпы роста мировой экономики за счет Китая.
Коммерциализация и охрана интеллектуальной собственности: условия, институты, перспектива.
Национальная инновационная система России Ленчук Е.Б. Александрия 15 мая 2008 г.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ Кластерный подход в развитии инновационной экономики региона Ноябрь 2009 года.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Конкурентоспособность России: состояние и перспективы Кристалина Георгиева Всемирный банк 23 июня 2006 г.
Company LOGO Источники финансирования инновации Манатауов А.М.
Проект документа подготовлен Временной межведомственной рабочей группой при Совете Безопасности РФ и Совете по науке, технологиям и образованию при Президенте.
Технологические и управленческие инновации в корпоративном секторе промышленности: источники и основные компоненты лидерства. На примере предприятий обрабатывающей.
О реализации государственной научно-технической политики и инновационной деятельности в научно-технической сфере Министр образования и науки Российской.
Государственная программа «Развитие внешнеэкономической деятельности» Цель и задачи Усиление позиций России в глобальной экономике, улучшение качественных.
Транксрипт:

Стратегия инновационного развития России на период до 2020 года Москва, 2011

СТРАТЕГИЯ Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия – 2020» разработана на основе положений Концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года Стратегия: выстраивание –четкой системы целей, –приоритетов - и инструментов государственной инновационной политики. задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности – органы государственной власти всех уровней, –наука и предпринимательский сектор, –ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки, –поддержка коммерциализации разработок.

СТРАТЕГИЯ: СОДЕРЖАНИЕ I. ВВЕДЕНИЕ. ГДЕ МЫ СЕЙЧАС –Вызовы инновационного развития –Состояние инновационной сферы II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ –Цели и задачи –Варианты инновационной стратегии –Этапы реализации стратегии –Национальная инновационная система: модель координации

СТРАТЕГИЯ: СОДЕРЖАНИЕ III. ИННОВАЦИОННЫЙ ЧЕЛОВЕК –Инновационный характер образования –Обучение инновационному предпринимательству –Молодежь и инновации –Формирование культуры инноваций и повышение престижа инновационной деятельности IV. ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС –Инновационная среда –Стимулирование инноваций на существующих предприятиях и поддержка создания новых инновационных компаний –Объединение усилий бизнеса, науки, государства на реализации приоритетных направлений технологической модернизации –Основные акценты в содействии инновационному развитию секторов экономики

СТРАТЕГИЯ: СОДЕРЖАНИЕ V. ИННОВАЦИОННОЕ ГОСУДАРСТВО –Внедрение инноваций в системе государственного управления –Инновации в общественном секторе, инфраструктурных отраслях и в социальной сфере –Государственные закупки VI. ЭФФЕКТИВНАЯ НАУКА –Структурная модернизация сектора генерации знаний –Кадры для эффективной науки –Эффективность государственных расходов на науку –Государственные научно-технологические приоритеты –Развитие негосударственного сектора генерации знаний

СТРАТЕГИЯ: СОДЕРЖАНИЕ VII. ИНФРАСТРУКТУРА ИННОВАЦИЙ VIII. УЧАСТИЕ В ГЛОБАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ –Поддержка российских высокотехнологичных компаний на внешних рынках –Создание высокотехнологичных производств и исследовательских центров международных компаний при привлечении прямых иностранных инвестиций –Активизация международного научно-технического сотрудничества IX. ТЕРРИТОРИИ ИННОВАЦИЙ –Инновационная политика на региональном уровне –Развитие инновационных кластеров X. РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ. XI. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

I. ВВЕДЕНИЕ. ГДЕ МЫ СЕЙЧАС Вызовы инновационного развития Цели долгосрочного развития России обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально- ориентированную модель развития. Это означает необходимость формирования экономики лидерства и инноваций. Количественные показатели такой экономики к 2020 году: доля в 5-10% на рынках высокотехнологичных и интеллектуальных услуг по 5-7 позициям, повышение в два раза доли высокотехнологичного сектора в ВВП (с 10,9 до 17-20%), увеличение в пять-шесть раз доли инновационной продукции в выпуске промышленности, в четыре-пять раз – доли инновационно активных предприятий (с 9,4 до процентов).

I. ВВЕДЕНИЕ. ГДЕ МЫ СЕЙЧАС Мировой экономический кризис года привел к сокращению расходов частного бизнеса на инновации и обострил структурные слабости российской инновационной системы. Существуют внешние вызовы для части инновационного развития России: –Ускорение технологического развития мировой экономики. Реальными конкурентами России становятся не только страны- лидеры в сфере инноваций, но и многие развивающиеся страны, страны СНГ. –В экономиках стран-лидеров формируется новый (шестой) технологический уклад, идет технологическая революция в ресурсосбережении и альтернативной энергетике. Это резко повышает неопределенность в развитии России, основу специализации которой на мировых рынках составляет экспорт традиционных энергоносителей. –Развитие альтернативной энергетики, появление экономически эффективных технологий добычи углеводородов из нетрадиционных источников (сланцы, нефтеносные пески и т.д.) может привести к снижению спроса и цен на ключевые товары российского сырьевого экспорта, сокращение поступления в экономику финансовых ресурсов, необходимых для модернизации, снижение значимости России в глобальной политике.

I. ВВЕДЕНИЕ. ГДЕ МЫ СЕЙЧАС Инвестиции в технологическое развитие, в «инновационный рывок» рассматривается развитыми странами (США, Япония, «старые» члены ЕС), а также растущими экономиками Китая, Индии, Бразилии в качестве ключевой антикризисной меры. В рамках антикризисных пакетов развитых стран выделены десятки миллиардов долларов дополнительных инвестиций в развитие медицины, биотехнологий, альтернативной и возобновляемой энергетики, атомной отрасли, информационных технологий. Столь мощные финансовые вливания могут на 3-5 лет приблизить смену технологического уклада. Перспективные в плане инновационного развития отрасли экономики России оказались в числе наиболее пострадавших от кризиса. И авиастроение, и судостроение, и космическая отрасль, и электронная промышленность серьезно обременены долгами. Усиление в глобальном масштабе конкурентной борьбы за высококвалифицированную рабочую силу и «умные» деньги - инвестиции, привлекающие в проекты новые знания, технологии, компетенции. Резкое повышение мобильности этих факторов. Ускоренное «вымывание» из страны сохраняющегося конкурентоспособного потенциала – кадров, технологий, идей, капитала.

I. ВВЕДЕНИЕ. ГДЕ МЫ СЕЙЧАС Вызовы, с которыми сталкивается не только наша страна, но и человечество в целом – изменение климата, старение населения и вызовы здравоохранения, продовольственная безопасность в глобальном масштабе. Эти вызовы диктуют необходимость опережающего развития отдельных специфичных направлений научных исследований и технологических разработок - «чистая» энергетика, геномная медицина, новые технологии в сельском хозяйстве и т.д. В России нет существенных заделов по некоторым направлениям, следовательно России необходимо глубоко интегрироваться в мировую инновационную систему, преодолеть сохраняющуюся изоляцию.

Состояние инновационной сферы В 2006 году была приняты Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года. Итоги: –значительно увеличено государственное финансирование фундаментальной и прикладной науки за счет средств государства –созданы институты предпосевного и посевного финансирования, венчурные фонды с государственным участием через ОАО «Российская венчурная компания», Внешэкономбанк, Государственную корпорацию «Роснанотех», поддерживающую проекты в сфере нанотехнологий. –стимулировании исследовательской деятельности и инновационного развития в высшем образовании: финансовая поддержка инновационных программ 57 вузов - в гг. на эти цели было выделено 30 млрд. рублей, –29 университетов на конкурсной основе был присвоен статус национальных исследовательских университетов, им выделены средства на создание инновационной инфраструктуры, развитие исследовательской деятельности. –Привлечению к исследовательской работе в российских вузах ученых с мировым именем, по поддержке кооперации вузов с предприятиями, дальнейшему развитию вузовской инновационной инфраструктуры - на эти цели из федерального бюджета в течение трех лет с 2010 по 2012 годы будет выделено 90 млрд. рублей.

Состояние инновационной сферы Начата работа по формированию национальных исследовательских центров (на базе Курчатовского института создан первый такой центр). Сформирована инновационная инфраструктура –технико-внедренческие особые экономические зоны, предусматривающие значительные льготы инновационным компаниям, –технопарки, – бизнес-инкубаторы при вузах, –центры трансфера технологий, центры коллективного пользования уникальным оборудованием и др. –на конкурсной основе будут создаваться инновационные кластеры. Положено начало созданию новой российской «территории инноваций» в подмосковном Сколково, где создается беспрецедентный правовой режим, минимизирующий административные барьеры и налоговое бремя для компаний- резидентов. Создается система софинансирования государством инновационных проектов частных компаний – через управляющую организацию проекта Сколково, а также, в перспективе, через Российский фонд технологического развития.

Состояние инновационной сферы Вузам и НИИ разрешено создавать малые инновационные предприятия, уже создано около 1000 малых инновационных предприятий при вузах и научных организациях. Совершенствуется таможенное регулирование экспорта инновационной продукции. Важно и то, что в последние два-три года вопросы стимулирования инноваций вынесены на самый высокий политический уровень. Создана Комиссия при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию, в рамках которой определены государственные научно-технологические приоритеты, начато финансирование конкретных проектов в рамках этих приоритетов. Повышен статус Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям. Тема модернизации и инноваций находится в постоянном фокусе политического руководства страны. В то же время, из запланированных в Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года результатов на I этапе ( г.) достигнуто лишь менее трети от запланированных показателей.

Состояние инновационной сферы На втором этапе ( гг.) средний уровень достижения запланированных показателей составил около 40 процентов. В целом, не удалость кардинально повысить инновационную активность и эффективность работы компаний, в том числе государственных, создать конкурентную среду, стимулирующую использование инноваций. Еще многое нужно сделать для налаживания взаимодействия науки и бизнеса, повышения уровня коммерциализации научных разработок в России до уровня развитых стран ОЭСР. Государственные средства, выделяемые на НИОКР, в большинстве секторов экономики расходуются недостаточно эффективно. Не удалось решить проблемы: старения научных кадров. в целом низкий спрос на инновации в российской экономике, а также его неэффективная структура – избыточный перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок. Ни частный, ни государственный сектор не проявляют достаточной заинтересованности во внедрении инноваций. Уровень инновационной активности предприятий значительно уступает показателям стран-лидеров в этой сфере. Расходы на НИОКР в 2008 г. в России оцениваются в 1,04% ВВП, против 1,43% ВВП в Китае, и 2,3% в странах ОЭСР, 2,77% ВВП в США, 3,44% ВВП в Японии. Баланс платежей за технологии с положительного в 2000 г. (20 млн. долл.) поступательно снижался и в 2009 году составил -1000,8 млн. долл.

Человеческий потенциал Одно из важнейших сохраняющихся у России конкурентных преимуществ России с точки зрения инновационного развития – человеческий капитал. базовое образование, одно из первых мест в мире по доле населения с высшим образованием - 23,4% от численности занятых в экономике, что соответствует уровню ряда ведущих зарубежных стран, таких как Великобритания, Швеция, Япония, и опережает уровень таких стран, как Германия, Италия, Франция, высокий уровень высшего образования по естественнонаучным и инженерно-техническим специальностям Но! Продолжает снижаться качество образования на всех уровнях – от базового, начального и среднего профессионального образования до вузовского и поствузовского. Стартовые позиции российских школьников «на выходе» из дошкольного и семейного образования лучше, чем у большинства сверстников в других странах. Базовое образование следующих уровней эти преимущества фактически нивелирует. В отличие от ряда развитых стран (США), где недостатки базового образования в определенной части «выправляются» в системе высшего образования, в России и в вузовском образовании до последнего времени наблюдались тенденции деградации. Согласно международным рейтингам - российские вузы не попадают в первые две сотни.

Человеческий потенциал Хроническим недофинансированием сферы образования в 90-е годы и начале 2000-х. Сейчас ситуация улучшилась. В 2007 году, например, Россия расходовала на образование 4,0% ВВП, тогда как Финляндия – 5.9%, США – 5,3%, Франция – 5,6%, Бразилия – 5,2%, Южная Корея – 4,2%. В целом, система образования недостаточно ориентирована на удовлетворение потребностей инновационного развития и экономики в целом. При этом оценка качества образования, которую дают российские работодатели, в целом невысокая. (Russian Innovation Survey , «Бауман Инновейшн», ОПОРА России). Кроме качества образования значительную роль для будущего инновационного развития играют и формируемые у человека жизненные установки, модели поведения, которые либо способствуют распространению инноваций в экономике и общественной жизни, либо препятствуют ему. Ключевые для инновационного предпринимательства личностные качества – мобильность, желание обучаться в течение всей жизни, склонность к предпринимательству и принятию риска также не являются пока характерными особенностями хотя бы значимой части населения страны. В России, по данным Росстата, участие населения (в возрастной группе лет) в непрерывном образовании в 2008 г. составило 24,8%. При этом, в странах с высокой инновационной активностью этот показатель намного выше: Великобритания - 37,6%, Германия – 41,9%, Финляндия – 77,3%.

Бизнес Восприимчивость бизнеса к инновациям технологического характера остается низкой, в 2009 году разработку и внедрение технологических инноваций осуществляли 9,4 % от общего числа предприятий отечественной промышленности, что значительно ниже значений, характерных для Германии (69,7%), Ирландии (56.7%), Бельгии (59,6%), Эстонии (55,1%), Чехии (36,6%). Мала доля предприятий, инвестирующих в приобретение новых технологий (11,8%). Слабо используются предприятиями современные информационные технологии. Доля предприятий использующих сеть Интернет для размещения заказов, в 2008 г. составила в России 25% по сравнению с % в Финляндии, Германии, Великобритании, Швеции (по состоянию на 2007 г.). Доля предприятий, имевших собственный Интернет-сайт в 2008 г. составила в России 27% по сравнению с 76% в Финляндии, Германии, Великобритании, Швеции) Доля высокотехнологичной инновационной продукции в общем объеме выпуска (1,4% в добывающих, обрабатывающих производствах и распределении электроэнергии, газа и воды) значительно ниже даже показателей «догоняющих» стран Восточной Европы. В целом расходы российских компаний на НИОКР (в процентах к ВВП) значительно ниже и чем в странах – инновационных лидерах, и чем в странах «второго эшелона», и составляют 1,04% в России по сравнению с 2,5-4,5% в среднем в странах- инновационных лидерах и 1,5-2,5% в странах «второго эшелона».

Бизнес По показателю «способность компаний к заимствованию и адаптации технологий», рассчитанному Всемирным экономическим форумом, Россия в 2009 г. находилась на 41 месте из 133, на уровне таких стран как Кипр, Коста- Рика, ОАЭ. Абсолютное доминирование наименее передовых типов инновационного поведения (заимствование готовых технологий и т.д.) характеризует российскую инновационную систему как ориентированную на имитационный характер, а не на создание радикальных нововведений и новых технологий. Россия демонстрирует минимальную среди стран ОЭСР долю передовых инноваторов – таких среди российских инновационно-активных предприятий насчитывается лишь 16% по сравнению с 35% в Японии и Германии, 41-43% в Бельгии, Франции, Австрии, 51-55% в Дании и Финляндии. Серьезно отличается от зарубежных компаний и структура расходов на технологические инновации на уровне компаний. В России доля затрат на исследования и разработки, выполненные собственными силами организаций, в 2009 г. составила 16,4% общего объема затрат на технологические инновации (сторонними организациями – 10,9%). При этом на приобретение машин и оборудования компании направляют 51,2%, всех инновационных затрат, на обновление программных средств – 1,3%. Подобная стратегия распределения расходов на инновационную деятельность характерна для стран с низким научным потенциалом, например, Болгарии, Польши, Словакии, Эстонии, Кипра.

Бизнес Западноевропейские страны демонстрируют разительно отличающуюся структуру затрат на инновации, в которой до 80% тратится на исследования и разработки. Очень скромно выглядят российские компании и на мировых рынках. В 2008 г. доля товаров и услуг в общемировых объемах экспорта высокотехнологичной продукции гражданского назначения составила 0,25% (в 2003 г. – 0,45%), что несравнимо меньше доли таких стран, как Китай (16,3%), США (13,5%), Германия (7,6%). Наибольшая же активность сосредоточена в узких специфических направлениях: неэлектрические машины (2,02%), химическая продукция (0,77%, преимущественно – радиоактивные материалы), авиакосмическая техника (0,39%), измерительные приборы (0,33%). Российские компании тратят на инновации значительно меньше своих зарубежных конкурентов в соответствующих секторах. В рейтинге 1000 крупнейших компаний, осуществляющих исследования и разработки, представлены только 3 российские компании: Газпром (108-е место по абсолютному объему затрат на исследования и разработки, доля затрат на них в выручке – 0,6%), Автоваз (758-е место, 0,8%), ОАО «Ситроникс» (868-е место, 2,6%).

Бизнес Для сравнения, у General Motors (2-е место в рейтинге по объему затрат на исследования и разработки) она составляет 4,4% от выручки, у Toyota (4-е место в рейтинге) - 3,9%. Несмотря на то, что в условиях кризиса доля инновационно активных предприятий в России даже несколько выросла (с 8,0% в 2008 году до 9,4% в 2009), в целом ситуация остается неблагоприятной. Большинство предприятий, столкнувшись с необходимостью жесткой оптимизации издержек, в первую очередь, экономят на развитии, откладывая на неопределенное будущее инновационные проекты, расходы на НИОКР и перевооружение.

Наука На протяжении 2000х гг. внутренние затраты на исследования и разработки в РФ возрастали, и увеличились с 48 млрд. рублей в 1999 году до 485,8 млрд. рублей в 2009 году. Россия входит в первую десятку ведущих стран мира по общему объему таких затрат, хотя и существенно отстает от лидеров по такому показателю как доля затрат на исследования и разработки в ВВП (1,24% по сравнению с 2,77% в США, 2,64% в Германии и 4,86% в Израиле). Росло финансирование всех видов исследований. По абсолютным масштабам своего исследовательского сектора Россия по-прежнему занимает одно из ведущих мест в мире, уступая лишь Китаю, США и Японии. Однако по числу исследователей на 1000 занятых в экономике Россия уступает более чем двадцати государствам, в том числе Финляндии, Франции, Германии, США и др. Проблемы с преодолением разрыва поколений, сформировавшегося в российской науке в 1990х гг.: неспособность многих исследовательских организаций удержать молодых специалистов. Несмотря на выдающиеся успехи отдельных российских ученых, Россия все хуже представлена в мировой науке. Так, уже в 2008 г. на Россию приходилось всего 2,48% научных статей (публикуемых в научных журналах, индексируемых в базе данных Web of Science), тогда как на Францию – 5,5%, Германию – 7,5%, Китай – 9,7%. Сохраняется и достаточно низкий уровень цитирования работ российских ученых.

Государство и среда Государственная власть пока в целом неинновационна: недостаточный объем финансирования научной и инновационной сферы (ассигнования на гражданскую науку из средств федерального бюджета в 2009 г. составили 0,56% ВВП). В отличие от стран с развитой инновационной системой недостаточно развита система частно-государственного партнерства в реализации инновационных проектов бизнесом: доля организаций, получающих финансирование из бюджета на эти цели, составляет в России 0,8% (в Германии – 8,8%, в Бельгии – 12,7%). Также недостаточная поддержка оказывается созданию малого инновационного бизнеса. (Объем программ Small Business Innovation Research (SBIR) Program и Small Business Technology Transfer (STTR) Program в США составляет 2 млрд. долл., в России «инновационный» компонент федеральной программы поддержки малого инновационного бизнеса эквивалентен примерно 67 млн. долл., размеры Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере – примерно 113 млн. долл. Существующая система государственных закупок (как нормативная база, так и сложившаяся практика) пока скорее препятствует доступу инновационной продукции в систему госзаказа.

Государство и среда Действующее государственное регулирование предпринимательской деятельности в целом и инновационной деятельности в частности пока характеризуется скорее враждебностью по отношению к бизнесу. Это видно как из различного рода рейтингов инвестиционного климата, комфортности ведения бизнеса, «высоты» административных барьеров (интегральный рейтинг Doing Business (Ведение бизнеса): Россия в 2010 году на 130 месте из 183; Индекс глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума: Россия в 2010 г. на 63 месте из 133), так и из показателей официальной статистики по созданию новых предприятий (рост количества предприятий с 2005 г. по 2009 г. темпом 2% в год). Качество налогового и таможенного регулирования и администрирования носят «репрессивный» по отношению к инновационному бизнесу характер, несмотря на принятые меры по налоговому стимулированию инновационной активности. Но! в системе государственного управления хоть и недостаточно быстро, но внедряются инновации – безбумажные технологии, предоставление государственных услуг в электронной форме, «электронное правительство».

Инфраструктура Инфраструктура инновационной деятельности в России в целом сравнительно развита. За последние 10 лет по всей стране при поддержке государства созданы сотни объектов инновационной инфраструктуры – –технопарков, –бизнес-инкубаторов, –центров трансфера технологий, –центров коллективного пользования –и т.д. В частности, общее число ЦКП к концу 2008 года достигло 75. В годах при государственной поддержке на общую сумму 239 млн. рублей было создано более 100 центров трансфера технологий, 34 инновационных бизнес-инкубатора (расходы федерального бюджета составили 863 млн. рублей), 140 инновационно-технологических центров и технопарков, в рамках государственной программы создания технопарков в сфере высоких технологий выделены средства на создание 9 технопарков. Начали действовать технико-внедренческие особые экономические зоны. Инновационная инфраструктура сформирована практически в каждом вузе. Но! эффективность использования инфраструктуры остается пока на недостаточном уровне, прежде всего она ограничена стагнацией спроса на инновации со стороны российских компаний.

Общий вывод по текущей ситуации несмотря на предпринятые Правительством Российской Федерации усилия, в российской экономике не сформировалась окончательно тенденция инновационного поведения бизнеса. Поставленные в предыдущей Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года целевые показатели, связанные с расширением инновационной активности компаний реального сектора, в основном не достигнуты. Созданная за последние годы весьма развитая инновационная инфраструктура не задействована в полной мере компаниями реального сектора. Критическими проблемами инновационного развития сегодня являются создание мотивов инновационного поведения всех субъектов экономики и углублении их кооперации с сектором исследований и разработок, с опорой на созданную и развивающуюся инновационную инфраструктуру.

Позиция России в межд. сопоставлении развития науки и инноваций. ОЭСР 100%.

II. Цели и задачи Стратегии. Этапы реализации Цель Стратегии – перевод к 2020 году экономики России на инновационный путь развития, характеризующийся следующими основными показателями: доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, возрастет до процентов в 2020 году (в 2009 году – 10,4 процентов); доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (в том числе атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и т.д.) достигнет не менее процентов в и более секторах к 2020 году; удельный вес экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров увеличится до 2 процентов в 2020 году (в 2008 году – 0,35 процента); валовая добавленная стоимость инновационного сектора в валовом внутреннем продукте составит 17 – 20% в 2020 году (в 2009 году – 11,8 процентов); удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции увеличится до 25 – 35% в 2020 году (в 2009 году - 12,4 процента); внутренние затраты на исследования и разработки повысятся до 2,5 – 3% ВВП в 2020 году (в 2009 году – 1,24%), из них больше половины - за счет частного сектора. доля российских исследователей в общемировом числе публикаций в научных журналах повысится

II. Цели и задачи Стратегии. Этапы реализации не менее 5 российских вузов войдут в число 200 ведущих мировых университетов согласно международным рейтингам (в 2009 – ни одного); количество патентов, ежегодно регистрируемых российскими физическими и юридическими лицами в патентных ведомствах ЕС, США и Японии превысит в 2020 году 2,5 - 3 тысячи (В 2008 году – 63); доля средств в структуре доходов российских университетов, получаемых за счет выполнения НИР и НИОКР, достигнет 25%; доля средств на научные исследования, проводимые в вузах, в общем объеме средств, направляемых на научные исследования, увеличится до 30%; Инновационное развитие превратится в основной источник экономического роста через –повышение производительности всех факторов пр-ва во всех секторах экономики, –расширение рынков и повышение конкурентоспособности продукции, –создание новых отраслей, наращивание инвестиционной активности, роста доходов населения и объемов потребления и т.д. По оценкам, инновационное развитие обеспечит дополнительные 0,8 процентных пункта ежегодного экономического роста сверх «инерционного» сценария развития, начиная с 2015 года. С другой стороны, экономический рост расширит возможности для появления новых продуктов и технологий, позволит государству увеличить инвестиции в человеческий капитал (прежде всего, в образование и фундаментальную науку), в поддержку инноваций, что окажет мультиплицирующее воздействие на темпы инновационного развития.

Ключевые задачи Стратегии 1) Наращивание человеческого потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций. Эта задача включает повышение восприимчивости населения к инновациям. Для инновационной экономики нужен «инновационный человек» - не только способный в полной мере использовать достижения науки и техники, но и ориентированный на создание инноваций. 2) Резкое, кратное повышение инновационной активности существующего бизнеса и динамики появления новых инновационных компаний. Бизнес должен воспринимать инновации как жизненно важную для перспектив развития компании, повышения эффективности и занятия лидерских позиций на рынках модель поведения. 3) Повышение «инновационности» государства – максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий, формирование «электронного правительства», расширение использование системы государственного заказа для стимулирования инноваций. Государство должно обеспечить формирование благоприятного «инновационного климата». 4) Формирование сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, имеющего оптимальную институциональную структуру, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, конкурентоспособного на мировом рынке, радикальное повышение эффективности и результативности «проводящей» инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научных исследований. 5) повышение открытости национальной инновационной системы и экономики, степени интеграции России в мировые процессы создания и использования нововведений, расширения двухстороннего и многостороннего международного сотрудничества.

Ключевые задачи Стратегии Государство при реализации Стратегии будет исходить из следующих принципов: - концентрация усилий государства в сферах, характеризующихся недостаточной предпринимательской активностью, преимущественная ориентация на восполнение «провалов рынка»; - тесное взаимодействие государства, бизнеса и науки как при определении приоритетных направлений технологического развития, так и в процессе их реализации; - прозрачность распределения бюджетных средств и оценки достигнутых результатов; - ориентация при оценке эффективности организаций науки и образования, инновационного бизнеса и инфраструктуры инноваций на наивысшие международные стандарты; - стимулирование конкуренции, преодоление монополизма в секторе генерации знаний как ключевой мотивации для инновационного поведения.

Варианты инновационной стратегии 1.Вариант инерционного импортоориентированного технологического развития. Предполагает отсутствие масштабных целенаправленных усилий, нацеленных на инновационное развитие, фокусирование политики в основном на поддержании макроэкономической стабильности и низких параметров бюджетных расходов на науку, инновации и инвестиции в человеческий капитал. Инновационная политика проводится в основном через общие меры по развитию институтов, формированию благоприятного делового климата, а также через меры организационного содействия, не требующие значительных расходов. Этот вариант с большой вероятностью приведет к дальнейшему ослаблению национальной инновационной системы, усилению зависимости экономики от иностранных технологий. Национальная инновационная система распадается на ряд отдельных, преимущественно оборонных научно- технических анклавов, при этом в силу низкого спроса со стороны отечественного бизнеса и консервации уровня государственной поддержки происходит резкое сжатие сектора фундаментальной и прикладной науки. Результаты реализации такого варианта политики не соответствует целям и ориентирам развития российской экономики на долгосрочную перспективу. Такой вариант обрекает Россию на технологическое отставание от ведущих стран Запада, а в перспективе - и на проигрыш в конкуренции инноваций таким новым индустриальным странам, как Китай.

Варианты инновационной стратегии 2. Вариант догоняющего развития и локальной технологической конкурентоспособности. Этот вариант ориентируется не только на перевооружение экономики на основе импортных технологий, но и на локальное (точечное) стимулирование развития отечественных разработок. Спрос на отечественные технологии создается не только потребностями обеспечения интересов национальной безопасности и обороны, но и развитием энерго-сырьевого сектора (АЭС на основе реакторов на быстрых нейтронах, технологии добычи нефти в сложных геологических условиях, переработки вязких нефтей, танкеры СПГ). Сектор фундаментальной и прикладной науки сегментируется и концентрируется вокруг тех направлений, которые имеют коммерческое применение. Догоняющий путь развития хорошо известен на примере целого ряда новых индустриальных государств, начиная с Японии в послевоенные годы, Южной Кореи, а в более недавний период – стран Юго-Восточной Азии (Малайзия, Сингапур) и, наконец, безусловно, наиболее яркий пример из современной истории - Китай. В его основе лежит максимальное использование доступных на мировом рынке технологий, которые закупаются, либо, что чаще, привлекаются в страну вместе с иностранным капиталом.

Варианты инновационной стратегии В его основе лежит максимальное использование доступных на мировом рынке технологий, которые закупаются, либо, что чаще, привлекаются в страну вместе с иностранным капиталом. Эти импортируемые технологии не являются самыми передовыми из тех, что используются в мире. Самые передовые технологии, как правило, используются странами – производителями этих технологий, поскольку позволяют получать инновационную ренту. Производства, основанные на новых технологиях, или производства новых продуктов выводятся в третьи страны (или продаются технологии, лицензии, ноу-хау) только после того, как продукция становится распространенной, конкуренция возрастает, и оптимизация бизнеса требует переноса производства в страны с меньшим уровнем издержек. Из этого правила могут быть исключения (например, уникальные технологии добычи полезных ископаемых, которые целесообразно применять сразу в других странах). Кроме того, самые новые технологии чаще всего требуют высококвалифицированной рабочей силы или сервиса, наличия научной и технологической базы, с чем в развивающихся странах, вставших на путь догоняющего развития, обычно есть проблемы. Таким образом, для России догоняющий путь развития означает массовое заимствование рядовых для мирового рынка, но передовых по российским стандартам технологий в качестве первого этапа технологической модернизации.

Варианты инновационной стратегии Догоняющая стратегия имеет ряд преимуществ: (1)поскольку используются уже готовые и, более того, хорошо отработанные технологии, то инновационные риски минимальны – можно достаточно уверенно прогнозировать технико-экономические характеристики нового продукта или технологии; приобретая готовые технологии, фирмы, как правило, могут получить и весь комплекс сопутствующих услуг – обслуживание, ремонт, обучение персонала; (2)сроки реализации инновационных проектов гораздо короче, при этом в случае хорошей восприимчивости бизнеса к инновациям экономика получает существенные преимущества от быстрого массового распространения более прогрессивных технологий; (3) изменение технологической специализации может идти нелинейно, не по технологической цепочке в отдельном секторе, то есть развитие технологий в базовых секторах может привести к появлению новых высокотехнологичных секторов; (4) децентрализация принятия решений о выборе технологии: вообще говоря, не требуется государственной политики по определению научно-технологических приоритетов – решения принимает конкретный бизнес, что снижает (в среднем) риски ошибочных решений.

Варианты инновационной стратегии Однако есть принципиальные риски при реализации догоняющей стратегии в российских условиях: (1) необходимость жестко конкурировать с другими производителями аналогичной продукции (использующих ту же, либо более совершенную технологию). При этом отсутствие инновационной ренты усиливает конкуренцию по цене, а, следовательно, прежде всего, по издержкам производства; в этой связи конкурентоспособность на мировых рынках может быть обеспечена только при кардинальном росте производительности труда в российской экономике; (2) современные технологии настолько сложны, что зачастую недостаточно приобрести лицензию и/или оборудование – требуется весь комплекс знаний и опыта, а, следовательно, эффективное развитие производства преимущественно должно идти в рамках процесса привлечения прямых иностранных инвестиций; в свою очередь это требует очень серьезных усилий по улучшению инвестиционного климата. Высокая значимость в экономическом развитии иностранного капитала и иностранных технологий, повышая вовлеченность страны в глобальные процессы, повышает и зависимость страны, усиливает внешние риски; (3) сильная зависимость от импорта техники и технологий при прочих равных тормозит развитие собственных разработок, что в российских условиях будет означать дальнейшее углубление разрыва между отечественной наукой и промышленностью.

Варианты инновационной стратегии 3. Вариант достижения лидерства в ведущих научно-технических секторах и фундаментальных исследованиях Потенциально Россия может претендовать на лидирующие позиции в производстве –авиакосмической техники, –нанотехнологиях, –композитных материалах, –атомной и водородной энергетике, –биомедицинских технологиях жизнеобеспечения и защиты человека и животных, –отдельных направлениях рационального природопользования и экологии и ряде других. Этот вариант характеризуется резким увеличением спроса на новые научные и инженерные кадры и предполагает формирование целостной национальной инновационной системы и восстановление лидирующих позиций российской фундаментальной науки. Этот путь является существенно более затратным, поскольку предполагает масштабное государственное финансирование исследований и разработок, содействие скорейшей коммерциализации создаваемых перспективных результатов, активный поиск и формирование новых рынков, новых ниш и сегментов в рамках существующих рынков и, наконец, поддержку выхода на них российских компаний. Путь технологического лидерства является гораздо более рискованным:

Варианты инновационной стратегии Для России в современных условиях оптимальной является смешанная стратегия, с элементами стратегии лидерства в некоторых сегментах, в которых имеются (или могут быть быстро созданы) конкурентные преимущества, но с реализацией догоняющей стратегии в большинстве секторов экономики и промышленности, параллельно с восстановлением инженерного и конструкторского потенциала.

Этапы реализации стратегии Реализация смешанной стратегии инновационного развития означает –сохранение преемственности с политикой, –продолжение достройки и повышению эффективности инновационной инфраструктуры. –продолжение и завершение ключевых инициатив в сфере инноваций, перевод наиболее удачных в «экспериментальном» и «пилотном» режиме мер в разряд основных мер политики. –будут реализованы новые меры, направленные как на корректировку проводившейся ранее политики с учетом изменившейся в результате кризиса экономической ситуации, так и на решение проблем инновационного развития иными, чем ранее, способами.

1 этап ( ) Повышение восприимчивости бизнеса и экономики в целом к инновациям. Ключевая проблема в настоящее время - невосприимчивость бизнеса к инновациям, низкий приоритет инновационной деятельности в стратегиях компаний. Сектор генерации знаний и созданная инновационная инфраструктура фактически работают «вхолостую», либо в интересах зарубежных компаний, коммерциализирующих российские разработки. Эта задача должна быть решена на первом этапе через: повышение инвестиционной привлекательности перспективных высокотехнологических секторов экономики, содействие перетоку капитала и привлечению наиболее квалифицированных кадров в эти сектора, путем мер налогового, тарифного и других типов государственного регулирования, различных типов финансовой поддержки; развитие конкуренции в секторах экономики, стимулирование инновационного поведения компаний с государственным участием и естественных монополий, (требования по инновационности их инвестиционных программ); устранение в системе государственного регулирования (включая техническое регулирование, таможенное и налоговое регулирование и т.д.) барьеров для инновационной активности. Регуляторная среда должна быть сопоставима по качеству с ведущими странами ОЭСР; опережающее наращивание расходов на софинансирование инновационных проектов частных компаний (в том числе через реализацию проекта поддержки кооперации бизнеса и национальных исследовательских университетов)

1 этап ( ) Будет также расширена поддержка стартующих компаний (стартапов) через действующие институты развития, через региональные программы поддержки малого бизнеса, а также через поддержку реализации конкретных проектов в ключевых высокотехнологичных. Будут сформированы механизмы частно-государственного партнерства, обеспечивающих взаимодействие государства и бизнеса в выработке приоритетов и финансировании НИОКР, включая формирование эффективно действующих технологических платформ. Значимую роль в реализации проектов частно-государственного партнерства будут играть Роснанотех и Внешэкономбанк, а также фонд «Сколково» после начала его реальной деятельности. При этом будут оставлены на текущем уровне расходы на фундаментальную науку и образование. На первом этапе ключевой акцент политики в отношении этих сфер – радикальное повышение эффективности их функционирования в рамках существующего финансирования, «расчистка» науки от нежизнеспособных организаций с перераспределением финансирования с неэффективных направлений на перспективные и обновлением управленческих кадров. На первом этапе также должна быть осуществлена полномасштабная интеграция национальной науки в глобальное научное сообщество.

1 этап ( ) Будут сокращены (вплоть до полного свертывания) государственные расходы на неприоритетные прикладные исследовательские проекты в рамках федеральных целевых программ, а также иных инструментов. Приоритетом в области генерации знаний станет создание «центров компетенции» - как через создание национальных исследовательских центров (НИЦ) в сферах сохраняющихся научно-технических заделов мирового уровня (авиастроение, композиционные материалы и т.д.) - по модели создания НИЦ «Курчатовский институт», так и через выведение на мировой уровень конкурентоспособности части национальных исследовательских университетов и государственных научных центров. Будет запущен ряд пилотных проектов по отработке механизмов поддержки масшатбных инновационных программ бизнеса, в частности, поддержка кластерных инициатив и формирование технологических платформ. Приоритетом в образовании станет реструктуризация сектора высшего образования, ориентированная на развитие сектора исследований и разработок в вузах, углубление кооперации вузов с передовыми компаниями реального сектора экономики и научными организациями. Неизбежным являются реорганизация неэффективных вузов, концентрация средств на поддержке ведущих вузов и глобально конкурентоспособных научных коллективов и отдельных ученых.

1 этап ( ) В целях создания необходимых предпосылок модернизации экономики: Будет обеспечено формирование эффективного слоя руководителей, отвечающих за вопросы инновационного развития в ведущих компаниях с государственным участием, университетах, федеральных органах исполнительной власти и в органах власти субъектов Российской Федерации. На федеральном и региональном уровнях будут сформированы механизмы содействия привлечению прямых иностранных инвестиций в высокотехнологические отрасли экономики, дополнительной поддержки экспорта инновационной продукции.

2 этап ( ) Этап будет характеризоваться: повышением доли частного финансирования в общем объеме внутренних затрат на НИОКР. Будет существенно увеличено финансирование образования, науки и модернизации инфраструктуры инновационной экономики. На базе заделов, сформированных на первом этапе, будет проведено масштабное перевооружение и модернизация в промышленности. По основным секторам российские предприятия по используемым технологиям должны будут выйти на средний уровень развитых стран. Будут введены необходимые налоговые и иные стимулы, направленные на вытеснение старого технологического оборудования. Будет сохранена в необходимых объемах поддержка реализации крупных проектов в рамках приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетов технологического развития, которые должны будут обеспечить технологическое лидерство страны в перспективе. Особый акцент - на модернизации и достройке необходимых элементов инновационной инфраструктуры и повышении их эффективности.

2 этап ( ) На втором этапе должна быть полностью сформирована целостная и работоспособная национальная инновационная система, адекватная расширяющемуся спросу на инновации со стороны секторов экономики, обеспечивающая поддержку инновационной активности на всех стадиях инновационного цикла. На втором этапе также будет увеличена поддержка продвижения российской инновационной продукции и технологий на мировые рынки, включая увеличение объемов финансирования на предоставление кредитной и гарантийной поддержки, а также на софинансирование расходов бизнеса (маркетинговых, консультационных, выставочных и т.д.), связанных с выводом продукции на новые рынки. В сфере научно-технического сотрудничества осуществляется концентрация ресурсов на ограниченном числе проектов международной кооперации на основе разделения рисков. На втором этапе продолжается увеличение бюджетных расходов на развитие перспективных технологий и на реализацию крупных целевых программ технологического профиля.

Инновационный бизнес Императивом перехода экономики на инновационный путь развития является кардинальное повышение инновационной активности бизнеса. За последние годы был реализован ряд важных мер в рамках инновационной политики - по улучшению бизнес-среды, по стимулированию компаний к инновациям, по развитию различных инструментов поддержки технологической модернизации. Ключевые проблемы в формировании и реализации государственной инновационной политики: Первое. Недостаточное качество бизнес-среды, сохранение неразвитости условий для справедливой конкуренции на рынках, а также за получение государственной поддержки. Второе. Сохранение значительных барьеров для распространения в экономике новых технологий, обусловленных отраслевым регулированием, процедурами сертификации, таможенным и налоговым администрированием.

Инновационный бизнес Третье. Недостаточность усилий властей по улучшению условий для инновационной деятельности. Весьма медленно идет процесс межрегионального распространения лучших практик. Четвертое. Взаимодействие бизнеса и государства пока не носит достаточно регулярного характера, не обеспечивает сбалансированного представления интересов различных инновационно-активных предприятий, особенно в слабо концентрированных и в новых формирующихся секторах. Пятое. Неразвитость механизмов распределения рисков между государством и бизнесом, слабая ориентированность на стимулирование связей между различными участниками инновационных процессов, на формирование и развитие научно-производственных партнерств. Шестое. Отсутствие работоспособных механизмов регулярного выявления неэффективных или морально устаревших инициатив и последующего «свертывания» таких инициатив.

Инновационный бизнес- инновационная среда Инновационная среда Основные направления формирования среды, «дружественной для инноваций»: 1. улучшение условий для справедливой конкуренции для усиления мотиваций компаний, их собственников к инновациям. Способы – повышение реагирования антимонопольных органов (ФАС) на случаи нарушения условий для конкуренции. Представители государства будут формулировать четкие требования к инновационной политике компаний с гос.участием и контролировать их выполнение. Инвестиционные программы и планы развития компаний с государственным участием, естественных монополий будут подлежать качественной экспертизе. 2. совершенствование регулирования рынков продукции (услуг), отраслевого регулирования для обеспечения благоприятных условий для распространения передовых технологий. Одна из необходимых мер – регулярная оценка нормативных барьеров для распространения критических технологий в экономике. Будет существенно активизирована работа с отраслевыми бизнес- ассоциациями, с российскими и иностранными инвесторами. Настройка инструментов стимулирования инноваций через технологические платформы, основывающиеся на партнерстве бизнеса, науки и государства.

Инновационный бизнес 3. развитие системы технического регулирования, предусматривающее решение следующих задач: ускоренная модернизация устаревших регламентов и стандартов, ускорение процедуры выведения на рынок новой продукции, упрощение и ускорение процедур сертификации, упрощение импорта технологий, формирование «технологических коридоров» - обеспечение последовательного на долгосрочную перспективу ужесточения требований к эффективности использования предприятиями природных ресурсов, безопасности продукции (услуг) для экологии и здоровья населения, снижению энерго- и материалоемкости, определения системы соответствующих поощрений и санкций, гармонизации российских стандартов с международными в первую очередь по тем направлениям, где существуют перспективы расширения экспорта инновационной продукции.

Инновационный бизнес 4. вовлечение в оборот прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД), созданные при финансовой поддержке государства. Для этого: упрощение механизмов передачи прав на РИД, созданные при государственном финансировании, введение административной ответственности за невыполнение обязанностей по своевременному закреплению прав собственности на РИД по государственному контракту, формирование плана коммерциализации интеллектуальной собственности, созданной до введения IV части Гражданского кодекса Российской Федерации.

Инновационный бизнес 5. совершенствование налоговых условий для ведения инновационной деятельности, предусматривающее стимулирование расходов компаний на технологическую модернизацию; снижение уровня налоговой нагрузки на малые и средние инновационно-активные предприятия, а также на новые высокотехнологичные предприятия. 6. улучшение инвестиционного климата. Меры, которые будут предприняты: сокращение государственного участия в экономике, активизация приватизационных процессов в сочетании с привлечением стратегических инвесторов со значимыми технологическими компетенциями; повышение прозрачности регулирования в отношении иностранных инвестиций, формирование специального благоприятного режима для российских и иностранных инвестиций в создание высокотехнологичных компаний;

Инновационный бизнес существенное упрощение процедур предоставления земельных участков для создания новых высокотехнологичных предприятий и их подключения к производственной инфраструктуре, сокращение нормативных сроков необходимых согласований. В целях стимулирования долгосрочного венчурного финансирования - освобождение от налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций, дохода от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг или включенных в листинг биржевого сектора ММВБ «Рынок инноваций и инвестиций», при условии срока владения такими бумагами не менее 5 лет. 7. стимулирование притока квалифицированных специалистов.

Наименование индикатора Коэффициент изобретательской активности (число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России, в расчете на населения) 1,95 (2008)34 Число созданных передовых производственных технологий 854 (2008) Интенсивность затрат на технологические инновации (удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг) 1,39 (2008)2,02,5 Доля уникальных, высокоточных, измерительных, аналитических, технологических приборов и оборудования, уникальных стендов и комплексов не старше 8 лет (с учетом их модернизации) в общей стоимости машин и оборудования участников НИС, в % 45%65%85% Целевые индикаторы реализации поставленных задач

Инновационный бизнес Стимулирование инноваций на существующих предприятиях и поддержка создания новых инновационных компаний: 1. прямое организационное стимулирование крупных компаний государственного сектора, а также компаний в сфере естественных монополий к реализации программ инновационного развития; 2. предоставление на конкурсной основе малым, средним и крупным компаниям грантов (субсидий) по приоритетным направлениям их инновационной деятельности; 3. поддержка развития внутрифирменной науки: обеспечение доступа компаний к уникальному оборудованию, к услугам по испытанию и сертификации принципиально новой продукции; 4. совершенствование инструментов налогового стимулирования инновационной деятельности предприятий; 5. усиление инновационной направленности деятельности специализированных банков и финансовых институтов развития; 6. совершенствования системы поддержки экспорта высокотехнологичной, новой продукции (услуг); 7. определение механизмов поддержки импорта отдельных передовых зарубежных технологий, которые характеризуются высоким потенциалом для распространения в экономике и способствуют переходу к новым технологическим укладам.

Инновационный бизнес 1. Крупные компании с государственным участием: 1. постепенно государство будет сокращать степень своего прямого участия в экономике за счет расширения процессов приватизации, 2. будет расширена практика избрания независимых членов советов директоров, 3. в период сохранения участия государства в управлении отдельными крупными компаниями государство обеспечит разработку программ инновационного развития крупных компаний с государственным участием и контроль за их реализацией. Эти программы на 5-7 лет с учетом государственных приоритетов научно-технологического развития и должны содержать мероприятия, направленные на разработку и внедрение новых технологий, продуктов и услуг, соответствующих мировому уровню и значительное улучшение основных показателей эффективности производственного процесса, включая: - значительное повышение производительности труда (не менее 5% ежегодно) до достижения среднеотраслевых значений, характерных для аналогичных зарубежных компаний; - экономия энергетических ресурсов (не менее 5 % ежегодно) как в процессе производства, так и при эксплуатации производимой продукции; - существенное удешевление себестоимости выпускаемой продукции (услуг) без ухудшения пользовательских характеристик и снижения экологичности;

Инновационный бизнес Крупные компании с государственным участием- продолжение: - существенное улучшение потребительских качеств производимой продукции; - объем финансирования НИОКР за счет собственных средств ( % от выручки) должен соответствовать расходам крупнейших зарубежных компаний, работающих в сходных отраслях. В результате разработки программ будет обеспечено формирование корпоративного видения в части создания новых (для отечественного рынка, для страны, для глобального рынка) технологий, продуктов, услуг на период до 10 лет. В рамках программ должна быть предусмотрена реализация мер по выстраиванию эффективной корпоративной инновационной системы, обеспечивающей, в том числе развитие внутрифирменной науки, разработку и внедрение новых технологий, освоение производства новых продуктов, а также по формированию долгосрочной корпоративной научно- технологической политики, по совершенствованию внутрикорпоративных механизмов планирования инновационной деятельности и оценки достигнутых результатов. Ежегодная оценка хода реализации указанных программ будет осуществляться Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям.

Инновационный бизнес 2. Предоставление на конкурсной основе грантов (субсидий) для софинансирования по приоритетным направлениям инновационной деятельности предприятий должно создать стимулы для инновационных проектов и расширению взаимодействия компаний с научными и научно-образовательными организациями. Важнейшими институтами обеспечения грантовой поддержки инновационной деятельности предприятий - Российский фонд технологического развития (далее - РФТР) и Фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере. РФТР: 1. финансовая поддержка инновационной деятельности предприятий, 2. повышение эффективности системы технологического менеджмента на предприятиях, 3. формирование корпоративных исследовательских и разработческих центров, 4. корпоративных венчурных фондов и других современных институтов управления инновациями. Фонд содействия: 1. проведение НИОКР, 2.софинансирование расходов малых предприятий на цели патентования, создания промышленного образца, сертификации, обеспечения экспорта, закупки соответствующего оборудования через механизм предоставления грантов (субсидий)

Инновационный бизнес 4. В целях налогового стимулирования компаний к финансированию исследований и разработок, приобретению современного оборудования: - оптимизация механизма администрирования расходов на НИОКР, учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций с коэффициентом 1,5; - освобождение от налога на имущество энергоэффективного оборудования (по перечню и классам энергоэффективности); -освобождение от налога на прибыль организаций, оказывающих услуги в сфере образования и здравоохранения. - введение льготной ставки обязательных страховых платежей в отношении предприятий сектора ИКТ, малых предприятий, создаваемых при вузах и научных центрах( 217-ФЗ), резидентов технико- внедренческих особых экономических зон и компаний, осуществляющих деятельность на территории инновационного центра «Сколково»; «Сколково»: установление льготного налогового режима - налог на прибыль - 0% в течение 10 лет; - НДС - освобождение от налогообложения в течении 10 лет (по выбору налогоплательщика); - налог на имущество организаций - освобождение от налогообложения; обязательные страховые взносы - фиксированный платеж в сумме, определяемой на уровне 14% нагрузки на ФОТ для организаций, признаваемых участниками проекта по осуществлению исследований и разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре «Сколково»;

Инновационный бизнес 4. –продолжение освобождение от налога на имущество организаций и земельного налога – организаций признаваемых управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково»; отнесение на себестоимость выпускаемой продукции расходов на выполнение работ по стандартизации; предоставления инвестиционного налогового кредита, включая установление единых критериев его предоставления, а также определение перечня документов необходимых и достаточных для получения инвестиционного налогового кредита. В перспективе снижение налоговой нагрузки на новые частные высокотехнологичные компании, созданные в «чистом поле», на 5-7 лет после создания и с учетом объема осуществленных частных инвестиций. совершенствование практики налогового администрирования действующих налоговых льгот, направленных на стимулирование инновационной деятельности предприятий, включая применение коэффициента 1,5 к величине расходов на НИОКР,

Наименование индикатора Доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме экспорта товаров, услуг, % 7,0 (2008)1215 Объем отгруженных товаров, работ, услуг, связанных с нанотехнологиями, млрд. руб Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций: всего, всего, из них: 8,0 (2008)1525 добывающие, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды 9,6 (2008)2030 связь, деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий 10,9 (2008)2535 Вновь внедренные товары, работы, услуги, новые для рынка (в % от общего объема) 0,4 (2008)5,08,0 Количество соучрежденных образовательными и научными бюджетными учреждениями малых инновационных предприятий Целевые индикаторы реализации поставленных задач

Инновационный бизнес Объединение усилий бизнеса, науки, государства на реализации приоритетных направлений технологической модернизации Важным инструментом формирования национальных приоритетов технологического развития и объединения усилий бизнеса, науки, государства по их реализации станут технологические платформы. Технологическая платформа – это коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов, на привлечение дополнительных ресурсов для ИР на основе участия бизнеса, науки, государства, гражданского общества, совершенствование нормативно- правовой базы в области инновационного развития. Технологические платформы – один из инструментов обеспечения частно-государственного партнерства в инновационной сфере, их формирование оправдано при наличии следующих проблем: - множественность потенциальных участников и косвенных бенефициаров от ее реализации; необходимость обсуждения перспектив технологической модернизации и форм партнерства бизнеса, науки, государства; - необходимость согласования интересов и определения требований к важнейшим технологиям; - многодисциплинарность необходимых исследований для разработки перспективных технологий; - неясность существующих научно-технологических компетенций, наличие ведомственных барьеров между научными организациями.

Инновационный бизнес Содействие формированию и реализации технологических платформ направлено на решение следующих задач: усиление влияния бизнеса и общества на определение и реализацию важнейших направлений научно-технологического развития; выявление новых научно-технологических возможностей модернизации существующих секторов и формирование новых секторов российской экономики; определение принципиальных направлений совершенствования отраслевого регулирования для быстрого распространения перспективных технологий; настройка инструментов государственной политики по стимулированию инноваций, поддержке научно-технической деятельности и процессов модернизации компаний с учетом специфики и вариантов развития отраслей и секторов российской экономики; расширение научно-производственной кооперации, формирование новых партнерств в инновационной сфере, новых цепочек формирования добавленной стоимости и производства продукции (услуг) более высокого передела; развитие центров превосходства и центров компетенций в научно- технологической сфере, повышение потенциала для реализации сложных научно-технологических проектов, требующих участия различных организаций, междисциплинарного взаимодействия.

Инновационный бизнес В рамках технологических платформ - свобода конструирования механизмов управления, правил взаимодействия ее участников, но при соблюдении следующих общих правил (принципов): четкая направленность на удовлетворение важнейших общественных потребностей, стратегических задач развития бизнеса, приоритетных государственных интересов; значимое представительство интересов бизнеса, ключевых потребителей в органах управления технологической платформы; ориентированность на проведение исследований и разработок для решения средне- и долгосрочных задач; направленность не только на проведение исследований, но и на формирование необходимых учебных программ; вариантность рассматриваемых технологических решений, ориентация на проработку различных технологических альтернатив; ориентированность на расширение кооперации, на поиск лучших партнеров; активность в привлечении негосударственных средств из различных источников; прозрачные правила участия в технологической платформе, открытость для входа новых участников, отсутствие дискриминации в отношении определенных групп компаний и организаций; ясность и публичность достигнутых результатов в ходе реализации технологической платформы.

Инновационный бизнес Основные акценты в содействии инновационному развитию секторов экономики Многоукладный характер российский экономики, исключают возможность определения единой, универсальной для всех секторов модели инновационного развития. Государство будет содействовать росту инновационной активности компаний, но при этом сами компании должны определить конкретные пути и формы инновационной деятельности. Направления инновационного развития секторов российской экономики: - повышение конкурентоспособности и экспортного потенциала высокотехнологичных секторов экономики на основе передовых технологий; - разработка совокупности «прорывных» технологий, определяющих возможность формирования новых рынков высокотехнологичной продукции, развития новых индустрий, модернизации широкого круга секторов экономики; -быстрое распространение отдельных современных технологий в секторах с горизонтальной организацией; -технологическая модернизация публичного сектора и инфраструктурных секторов, расширение спектра новых и качественных публичных услуг; -повышение эффективности, снижение ресурсоемкости, расширение переделов в сырьевых отраслях.

Инновационный бизнес Как результат, в перспективе Россия может достичь 5- 10% доли на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг по 8-10 позициям, включая: -ядерные технологии; -авиастроение; -судостроение; -программное обеспечение; -вооружения и военная техника; -образовательные услуги; -космические услуги и производство ракетно-космической техники. Наряду с этим Россия может занимать ведущие позиции в фундаментальных и прикладных научных разработках и связанных с ними технологиях (IT, нано-, биотехнологии и т.д.).

Инновационный бизнес Повышение конкурентоспособности высокотехнологичных секторов Среди концентрированных высокотехнологичных секторов – авиастроение, космический и оборонно-промышленный комплекс, атомная энергетика: наличие крупных компаний с внутрифирменной наукой, сильная вертикальная кооперация, существенный экспортный потенциал. Основными инструментами поддержки станут государственные программы в рамках которых будет предусматриваться финансирование перспективных проектов, имеющих кумулятивный эффект в масштабе всего сектора, позволяющим закрепить российское технологическое лидерство в соответствующих секторах, создать технологии и продукты нового поколения, выиграть конкуренцию с зарубежными производителями на внутреннем и мировых рынках. Важным станет также расширение и повышение эффективности поддержки высокотехнологичного экспорта, включая предоставление госгарантий. Для ряда секторов (автомобилестроение, машиностроение, фармацевтика, электроника) важными задачами станут поддержка «импорта» технологических компетенций, формирование совместных компаний с ведущими мировыми производителями, совершенствование моделей конечной сборки и стимулирования локализации производства.

Инновационный бизнес Формирование новых рынков высокотехнологичной продукции (услуг), развитие новых индустрий Основной акцент будет сделан на разработке новейших, «прорывных» технологий. В качестве основных областей для формирования новых рынков высокотехнологичной продукции рассматриваются сектор ИКТ, нано- и биоиндустрия. Данные сектора имеют преимущественно горизонтальную схему организации, в основном представлены малыми и средними компаниями, здесь активно идет процесс создания новых бизнесов. Принципиальные задачи в отношении данных секторов – существенное улучшение условий для создания новых высокотехнологичных компаний, сокращение барьеров для их роста, существенное расширение посевного финансирования, совершенствование деятельности институтов развития, венчурных фондов, поддержка капитализации успешных средних компаний, привлечение иностранных инвесторов к созданию новых высокотехнологичных компаний.

Инновационный бизнес Быстрое распространение отдельных современных технологий в секторах с «горизонтальной» организацией В круг секторов, обладающих потенциалом к быстрому распространению передовых технологий, входят лесной комплекс, сельское хозяйство, строительство, легкая промышленность. Компании в данных секторах, как правило, не обладают необходимыми возможностями по самостоятельной разработке новых технологий. Наиболее значимыми инструментами содействия инновациям по данному направлению станут меры по совершенствованию отраслевого регулирования и сокращению барьеров для распространения новых технологий, привлечению иностранных инвестиций. Существенный вклад в инновационное развитие данных секторов обеспечат меры по развитию технического регулирования, модернизации устаревших стандартов. Важнейшей мерой содействия инновационному развитию данных секторов станет поддержка импорта важнейших универсальных современных технологий.

Инновационный бизнес Повышение эффективности и уровня переработки в концентрированных сырьевых секторах В числе данных секторов – нефтегазовый и угольный сектора, характеризующиеся наличием сверхкрупных компаний, высокой концентрацией, наличием крупных компаний с государственным участием. Первоочередное внимание будет уделено содействию внедрения лучших доступных технологий. Важным инструментом решения задач модернизации сырьевых секторов станут инновационные программы крупных компаний государственного сектора.

Инновационный бизнес Поддержка создания новых высокотехнологичных предприятий и их развития на ранних стадиях. Успешность мер в данном направлении принципиально зависит от общего улучшения условий для создания новых компаний, сокращения барьеров роста (от малого бизнеса к среднему), содействия динамичному расширению нового класса молодых, инновационно- ориентированных предпринимателей и возможностей населения для реализации изобретательского потенциала.