ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ О. В. Бурляева кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента и экономики образования
«Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»» Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. 761н г. Москва Руководитель: обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта; совместно с советом образовательного учреждения и общественными организациями осуществляет разработку, утверждение и реализацию программ развития образовательного учреждения, образовательной программы образовательного учреждения Воспитатель: разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников; способствует обеспечению уровня их подготовки соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям.
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. 544н г. Москва Общие трудовые функции педагога: педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Проектирование - это мыслительная деятельность, определяющая будущий процесс и результат преобразования действительности с учетом природных и социальных законов, на основе выбора и принятия решений.
Логическая структура проектирования Программы:
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и «Федеральный государственный образовательный стандарта дошкольного образования»: каждое дошкольное образовательное учреждением поставлено в условия самостоятельной разработки основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Программа дошкольного образования – это программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста, которая определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования) (п. 2.3 ФГОС дошкольного образования)
Постановка цели и задач Цель – «развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач, указанных в п. 1.6 ФГОС дошкольного образования»
Сбор информации и ее анализ Предполагается анализ условий ведения образовательного процесса, кадрового потенциала, материально-технической базы, соотнесение их с запросами родителей как основными потребителями образовательных услуг.
Выбор стратегии и тактики выбираются долгосрочные и краткосрочные цели программы; идет разбивка по этапам реализации проекта программ, которые определяются в дорожной карте; содержание четко распределяется по возрастным группам и вводится последовательно; составляются календарно-тематические планы для каждой возрастной группы; определяются методы, приемы, формы работы с детьми.
Оценка вариантов и выбор оптимального решения content/uploads/2014/02/POOP_FGOS-DO.doc content/uploads/2014/02/POOP_FGOS-DO.doc
4 проекта примерных общеобразовательных программ дошкольного образования
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (п.2.9 ФГОС дошкольного образования) Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40% (п ФГОС дошкольного образования)
Структура Программы (п ФГОС дошкольного образования).
Цели дошкольного образования: 1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); 3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); 4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; 7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; 8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; 9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Задачи Программы: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей
Формирование содержания Программы Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. (Ст.12, п.1 ФЗ «Об образовании в РФ»)
Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):
Организационный раздел Программы должен содержать описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно- пространственной среды. (п ФГОС дошкольного образования)
Организационный раздел Программы Формы организации самостоятельной и групповой деятельности зависят от творчества и профессиональной компетенции педагогов
Результат Программы выражен через целевые ориентиры – социально-нормативные возрастные характеристики, которые не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), не являются основанием для формального сравнения с реальными достижениями детей и не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. (п. 4.3 ФГОС дошкольного образования).
Экспертиза программы и ее утверждение Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования (Ст.12, п.6 ФЗ «Об образовании в РФ»)
Программа дошкольного образования может совершенствоваться!
… «преждевременно требовать от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения своих уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО в условиях незавершенного цикла проведения экспертизы и формирования реестра примерных основных образовательных программ, которые призваны создать методическую базу полноценного внедрения ФГОС в системе дошкольного образования, а также проведение оценки соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в организациях, реализующих программы дошкольного образования, требованиям ФГОС ДО при отсутствии разработанных и утвержденных критериев оценивания»… Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 января 2014 г. 08-5
Письмо Рособрнадзора от / «О недопустимости требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО» … «примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной».
_to_one=1&field_op_status_value_many_to_one=7
Тестовая программа, определяющая порядок экспертизы:
content/uploads/2014/02/POOP_FGOS-DO.doc
«О недопустимости требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО» Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 февраля 2014 г / Учитывая, что Законом устанавливается переходный период до 1 января 2016 года, в течение которого образовательными организациями должны быть приведены наименования и уставы образовательных учреждений (часть 5 статьи 108) в соответствие с требованиями федерального законодательства в сфере образования, Департамент и Рособрнадзор обращают внимание на недопустимость требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения своих уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО в условиях незавершенного цикла проведения экспертизы и формирования реестра примерных основных образовательных программ, которые призваны создать методическую базу полноценного внедрения ФГОС в системе дошкольного образования.Законом(часть 5 статьи 108)ФГОС ДОФГОС
Литература: 1. Микляева, Н. Стандарт дошкольного образования: точки роста / Н. Микляева // Дошкольное воспитание. – – 12. – С Муравьева Г.Е. Проектирование образовательного процесса в школе. Автореф. дисс. … д-ра пед.наук. Ярославль, – 39 с. 3. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Режим доступа : Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г г. Москва [Электронный ресурс] // Режим доступа : «О недопустимости требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО» : Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 февраля 2014 г / [Электронный ресурс] // Режим доступа :