МБОУ «Центр образования» г. Саров Нижегородской области Урок русского языка в 10 классе по теме «Морфемика и словообразование» Учитель Михайлова Оксана.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МАОУ «Чердынская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» Кушмангортский УКП Урок русского языка в 10 классе по теме «Состав слова и словообразование»
Advertisements

Как образуются слова в русском языке. Способы словообразования 1ПРИСТАВОЧНЫЙ. 2.СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 3.ПРИСТАВОЧНО- СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 4СЛОЖЕНИЕ БЕЗ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ.
Морфемный и словообразовательный разбор слова. ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Выполнила : студентка 2 курса группы С
Словообразование Материалы для подготовки к ЕГЭ, задание В1 Презентацию подготовила Гесс Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы КОУ «Тарская.
В 1. Словообразование. Порядок работы: 1) Разобрать слово по составу: окончание (нет окончания у наречий, деепричастий), корень суффиксы и приставки *(можно.
Тема урока Словообразование Способы словообразования в русском языке Лекция.
Состав слова. План морфемного разбора
Ё (шёпот, жёлтый) О в исключениях (шов, шорох и др. )
Морфемика – наука, изучающая морфемный состав слова. Морфема – минимальная значимая единица языка. 1. Приставка. 2. Корень. 3. Суффикс. 4. Окончание. 5.
Словообразование. Словообразование - это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов языка, то есть от чего и с помощью чего образовалось.
Способы словообразования. Цель урока: изучить способы словообразования. Цель урока: изучить способы словообразования. Задачи урока: изучить основные способы.
Состав слова и словообразование. Памятка по составу слова При разборе слова по составу следует определить часть речи, к которой относится слово Нужно.
Морфемное лото. Верно ли, что морфемика и морфология – это одно и то же? Почему? 1.
Урок 13 СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ. Морфемы Морфема минимальная часть слова, которая имеет какое-либо значение. Корень носитель основного лексического значения;
БУКВЫ О,Ё,Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц. Шаг 1. Шаг 2. в корне: пробую изменить на е: в корне: пробую изменить на е: если замена возможна, пишу ё (исконно русское.
Морфология
Основные способы образования слов Словообразовательный разбор.
Способы словообразования. Способ словообразования – Способ словообразования – более крупная, чем словообразовательный тип, единица классификации, объединяющая.
Задание В 1 Чтобы правильно определить производящее слово, нужно найти самое близкое однокоренное слово к данному слову, имеющее близкий состав. При этом.
Языковые подсистемы и информатика Повторение изученного материала.
Транксрипт:

МБОУ «Центр образования» г. Саров Нижегородской области Урок русского языка в 10 классе по теме «Морфемика и словообразование» Учитель Михайлова Оксана Федоровна 2014 год

Цели: обобщение знаний учащихся о значимых частях слова (морфемах), способах словообразования и словообразовательных моделях; закрепление навыков ориентирования в основных способах словообразования и орфограммах, связанных с данным разделом лингвистики; обогащение лексики учащихся; воспитание интереса к изучению русского языка.

Словарная работа Узнайте слово по началу этимологической справки к нему и запишите слова. …лат. patria (патриа) …лат. trado (традо) …лат. festa (феста) …лат. plane (плане) …лат. litera (литера) …лат. porto (порто) …лат. milis (милис) …итал. soldo (сольдо)

Проверка: патриот традиция фестиваль планета планетарий литература милиция солдат портфель портмоне

Типы и способы словообразования Морфологические Суффиксальный Приставочный Приставочно- суффиксальный Безафиксный Сложение: слов с помощью соединительной гласной частей слов первых букв первых звуков Неморфологические Морфолого- синтаксический (переход из одной части речи в другую) Лексико- синтаксический (сращение) Лексико- семантический (распад многозначных слов на омонимы)

Главная часть в слове

Связанный корень

Связанные корни непременно выступают в сопровождении приставок или суффиксов

ОСНОВЫ Непроизводные (стена, веселый); Производные (стенка, невеселый); Производящие (лес –лесной, бегать – бег)

Разграничение морфемного и словообразовательного анализа Морфемный анализ 1.Определяем часть речи, устанавливаем, имеет ли оно формы словоизменения. 2.Выделяем основу и окончание. Определяем характер основы (членимая или нечленимая). 3.Выделяем морфемы в составе членимой основы и определяем их значение. Словообразовательны й анализ 1.Определяем, является слово производным или непроизводным. 2. Выделяем производящую основу и словообразовательный формант. 3.Определяем способ словообразования.

О и Ё (Е) после шипящих в разных морфемах Ё В корне, если есть чередование с е: шёлк (шелка) В суффиксах глаголов (раскорчёвывать), причастий (приглушённый), отглагольных прилагательных (мочёный) и существительных в суффиксе –ёр (стажёр), В окончаниях глаголов: печёшь, стережёт О В корне, если нет чередования с е: шорох В суффиксах существит., прилагательных, наречий под ударением: речонка, кумачовый, свежо, хорошо В окончаниях существительных и прилагательных под ударением: плащом, межой, большой

Проверка упражнения 1 Привычнее, присутствовала, преимущества, прекрасного, приготовить, пригласить, приятный, приправлена, применение, пригодиться, приспособить, превратить

Проверка упражнения 2

Спасибо!