Рыночная система: спрос и предложение 1. Рыночная система 2. Спрос и предложение 3. Равновесие спроса и предложения 4. Эластичность спроса и предложения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПОНЯТИЕ ЦЕНЫ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. 1. Рыночная система 2. Спрос и предложение 3. Равновесие спроса и предложения 4. Эластичность спроса и предложения.
Advertisements

Теория спроса и предложения Исполнители: Кныш Е. В. Домнин А. В.
Спрос. Предложение. Рыночное равновесие.. Темы уроков: 1. Спрос и предложение 2. Эластичность спроса и предложения 3. Рыночное равновесие.
Спрос. Предложение. Рыночное равновесие.. Темы уроков: 1. Спрос и предложение 2. Эластичность спроса и предложения 3. Рыночное равновесие.
Рынок, его механизмы и функции
Рыночная система хозяйствования 1.Субъекты рыночной экономики и их взаимодействие 2.Спрос и факторы, на него влияющие 3.Предложение и факторы, на него.
Теория спроса и предложения. 1.Спрос и факторы, на него влияющие 2.Предложение и факторы, на него влияющие 3.Рыночное равновесие 4.Государственное регулирование.
Спрос – потребность покупателей в данном товаре, выраженная в их покупательной способности. Величина спроса – количество товара, которое покупатели готовы.
Спрос. Предложение. Рыночное равновесие. СПРОС ПРОДАВЦЫ – ТОВАРЫ – РЫНОЧНЫЕ ЦЕНЫ – РЫНОЧНЫЕ ЦЕНЫ – ДЕНЬГИ – ПОКУПАТЕЛИ ДЕНЬГИ – ПОКУПАТЕЛИ.
Рынок Лекция для студентов элитного технического образования.
ТЕМА 3. Рыночный механизм: общая характеристика 3.1. Сущность и функции рынка Спрос: сущность и основные характеристики Предложение: сущность.
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.
ТЕМА 3 ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 2 Тема 3. Основы теории спроса и предложения 1.Общая характеристика спроса. Цена спроса. Закон спроса. Кривая.
ТЕМА 4 ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 2 Тема 4. Основы теории спроса и предложения 1.Общая характеристика спроса. Цена спроса. Закон спроса. Кривая.
Рынок: поведение производителя Лекция 7. План лекции Предложение и его факторы Предложение и величина предложения Закон предложения. Кривая предложения.
Company Logo Эластичность спроса и предложения.
ТЕМА 4. РЫНОК. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ.
ЗАКОН СПРОСА ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ Подготовили презентацию ученики 10 «А» класса Крупко Роман и Пономарев Михаил.
Спрос и предложение. Рыночное равновесие. 1 вопрос Спрос: закон спроса, функция спроса, факторы влияющие на спрос.
ТЕМА 3. Рыночный механизм: общая характеристика 3.1. Сущность и функции рынка Спрос: сущность и основные характеристики Предложение: сущность.
Транксрипт:

Рыночная система: спрос и предложение 1. Рыночная система 2. Спрос и предложение 3. Равновесие спроса и предложения 4. Эластичность спроса и предложения

Субъекты и категории рынка ТОВАР – продукт труда, произведенный для удовлетворения потребностей, и переходящий в потребление в процессе обмена ПОКУПАТЕЛЬ – индивид, испытывающий потребность в товаре, приобретающий его в процессе обмена (владелец денег) ПРОДАВЕЦ – владелец товара, который обменивает его для целей получения выгоды ЦЕНА – оценка товара в деньгах ДЕНЬГИ – продукт исторического развития обмена, средство обращения и оценки товара (универсальный эквивалент)

Условия возникновения рынка РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА- в обществе происходит разделение индивидов, которые постоянно обеспечивают производство какой-то одной продукции и специализируются на ее выпуске ОБМЕН – явление постоянной взаимовыгодной передачи произведенных в обществе товаров и услуг для целей удовлетворения потребностей всех индивидов САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ АГЕНТОВ – обособленность хозяйствующих субъектов, которая способствует формированию личного интереса в результатах обмена и повышению эффективности производства

Функции рынка: Посредническая (рынок является посредником между покупателем и продавцом, производителем и потребителем); Ценообразующая (на рынке устанавливаются цены на товары и услуги); Информационная (рынок дает производителям сведения о вкусах и предпочтениях потребителей); Регулирующая (рынок указывает, что, как, где, для кого производить); Стимулирующая (благодаря свободному ценообразованию и свободе выбора предлагаемых товаров и услуг совершенствуется производство, уменьшаются затраты); Оздоравливающая (санирующая) (некачественные и ненужные товары уходят с рынка).

Формы рынков Безличный контакт Личный контакт Цены складываются в процессе купли-продажи Цены заранее установлены РесурсовТоваров и услуг МеждународныеНациональные Локальные

Трансакционные издержки (transaction costs) – это издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности. Включают в себя: Расходы связанные с поиском информации; Затраты на ведение переговоров; Работа по изменению свойств товара (услуги); Издержки по защите прав собственности.

СПРОС – способность покупателей приобретать товар при разных ценах Закон спроса – это обратная зависимость между ценой и величиной спроса. Кривая спроса – это кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. 2. Спрос и предложение (demand & supply )

Кривая спроса P Q Price (P) – цена Quantity (Q) – количество Demand (D) - спрос D

Функция спроса – это функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов. Qd = f (P, I, Z, W, Psub, Pcom, N, B) где Qd – спрос; P – цена; I – доход; Z – вкусы; W – ожидания; Psub – цена на товары-субституты; Pcom – цена на комплементарные товары; N – количество покупателей; B - прочие факторы.

Факторы, влияющие на спрос: 1. Изменение цены товара; 2. Увеличение (или сокращение) доходов потребителей; 3. Изменение вкусов и предпочтений; 4. Ценовые и дефицитные ожидания; 5. Колебание расходов на рекламу; 6. Изменение цен товаров-субститутов и комплементарных товаров; 7. Рост (или уменьшение) количества покупателей.

Кривая спроса P Q 0 D Движение по кривой спроса ( изменение величины спроса ) D1 P 0 Q Сдвиг кривой спроса ( изменение спроса ) D2 D3

ПРЕДЛОЖЕНИЕ – способность производителей и продавцов предлагать к обмену товар при разных ценах Закон предложения – это прямая зависимость между ценой и количеством предполагаемого продукта. Кривая предложения – это кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. 2. Спрос и предложение (demand & supply )

Кривая предложения P Q Price (P) – цена Quantity (Q) – количество Supply (S) - предложение S

Функция предложения – это функция, определяющая предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов. Qs = f (P, Pr, K, T, N, B) где Qs – предложение; P – цена; Pr – цены ресурсов; K – характер применяемой технологии; T – налоги и субсидии; N – количество продавцов; B - прочие факторы.

Факторы, влияющие на предложение: 1. Изменение цены товара; 2. Цены факторов производства (ресурсов); 3. Технология; 4. Ценовые и дефицитные ожидания; 5. Размер налогов и субсидий; 6. Рост (или уменьшение) количества продавцов.

Кривая предложения P Q 0 S Движение по кривой предложения D1 P 0 Q Сдвиг кривой предложения D2 D3

Периоды времени в экономике Кратчайший период – все факторы производства постоянны. Краткосрочный период – некоторые факторы являются переменными(сырье, рабочая сила и др.). Долгосрочный период – все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т.д.)

Кривая предложения в условиях кратчайшего рыночного периода P Q Повышение спроса приводит к повышению цен, но не отражается на величине предложения. 0 Sm D1 D2 Pm P0 Q0

Кривая предложения в условиях краткосрочного рыночного периода P Q Повышение спроса приводит к повышению цен и увеличению объемов производства, т.к. фирмы успевают изменить некоторые факторы производства. 0 Ss D1 D2 Ps P0 Q0Qs

Кривая предложения в условиях долгосрочного рыночного периода P Q Повышение спроса приводит к повышению цен и росту предложения при постоянных ценах или несущественном изменении цен. 0 Sk D1 D2 P1 P0 Q0Q1 Sk1 Q2

Равновесная цена (equilibrium price)- цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. P Q В точке равновесия: PE = Ps = Pd. Это означает, что OE = Qs = Qd. 0 SD PE P1 QE Sk1 E Излишек Дефицит P2

Излишек потребителя, издержки и излишек производителя Q 0 Pe Pmin S D E QE Излишек потребителя = Излишек производителя = разница между МАКСИМАЛЬНОЙ ценой, кот. мог заплатить потребитель, и рыночной (равновесной) ценой разница между МИНИМАЛЬНОЙ ценой, по кот. мог продать производитель, и рыночной (равновесной) ценой Издержки производства

Концепции формирования равновесной цены P Q 1. по Л. Вальрасу 0 S D PE P1 QE E Избыток предложения P2 2. по А. Маршаллу Избыток спроса A L B K Q1Q2 S D E P2 PE P1 Q1QEQ2Q

Дефицит и излишек при государственном вмешательстве в ценообразование Q 0 P1 S Pmax D E Неденежные затраты: поиск товара, стояние в очереди и др. Законодательно установленный потолок цен Денежные затратыДефицит P2

4. Эластичность спроса и предложения Эластичность спроса показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент. где Edp – эластичность спроса по цене, Δ Q/Q – относительное изменение спроса ΔP/P – относительное изменение цены.

Значения эластичности спроса Если Edp > 1, то спрос эластичный, т.е. спрос растет или падает быстрее цены. Если Edp < 1, то спрос неэластичный (жесткий), т.е. спрос растет (падает) медленнее, чем изменяются цены. Если Edp = 0, то изменение цены не вызывает никакого изменения спроса. Если Edp = 1, то изменение цены вызывает аналогичное изменение спроса

Факторы, влияющие на эластичность спроса 1. Наличие товаров субститутов 2. Удельный вес товара в бюджете потребителя 3. Размер дохода 4. Качество товара: предмет роскоши или первой необходимости. 5. Размеры запаса 6. Ожидания потребителя

Перекрестная эластичность – это эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо Если Ex,y > 0, то это взаимозаменяемые блага. Если Ex,y < 0, то это взаимодополняемые блага.

Эластичность спроса по доходу – Если Ei < 0, то увеличение дохода приводит к падению спроса на данное благо, значит это низкокачественное благо. Если Ei > 0, то благо является нормальным. Если 0 < Ei < 1, то спрос на благо растет медленнее дохода, значит это базисное благо первой необходимости.

4. Эластичность спроса и предложения Эластичность предложения показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на один процент. где Esp – эластичность предложения по цене, Δ Q/Q – относительное изменение спроса Δ P/P – относительное изменение цены.

Значения эластичности предложения В кратчайший период предложение совершенно неэластично (Es = 0), поэтому изменение спроса приводит лишь к изменению цен. В коротком периоде предложение более эластично. Изменение спроса приводит к изменению цен и объема предложения. В долгосрочном периоде предложение почти совершенно эластично, поэтому изменение спроса приводит к значительному изменению предложения при постоянных ценах.

Практическое значение теории эластичности P Q 0 S2S2 D S1S1 налог Платят потребители Избыточное налоговое бремя Платят производители Р1 Р2

Задачи на определение равновесной цены и объема производства Задача 1 Спрос и предложение товара описываются уравнениями: Qd = 600 – 25P Qs = P Найдите параметры равновесия на рынке данного товара

Задачи на определение равновесной цены и объема производства Задача 2. Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: Qd = 2400 – 100P Qs = P Вычислите равновесную цену и количество проданных обедов по такой цене

Задачи на определение равновесной цены и объема производства Задача 3. Если, заботясь о студентах, администрация установила цену в 3 руб. за обед, то какие последствия такого решения (в модели предыдущей задачи)

Задачи на определение равновесной цены и объема производства Задача 4. В результате повышения цены на товар с 10 до 12 руб. объем спроса сокращается с 8 до 6 тыс. штук. Определить тип и коэффициент эластичности спроса по цене.

Тема: Роль цены в микроэкономических рыночных процессах.. Вопросы: 1. Теория предельной полезности. 2. Потребительский выбор. 3. Классификация видов потребительского спроса. 4. Понятие кривых безразличия. Бюджетное ограничение. 5. Эффект дохода. Эффект замещения. Парадокс Гиффена. Задание следующий семинар

Тема: Россия как участник ключевых мировых рынков Подготовить в срок до 21 октября 2013 года доклад по положению РФ на отдельном мировом рынке ( на Ваш выбор. Рынок в рамках группы не повторяется). В докладе описать: 1. Границы рынка, тип рыночной структуры, основных участников, порядок, место установления и динамику мировых цен. 2. Долю рынка РФ (динамика за 3-5 лет), основные российских экспортеров, основных контрагентов и конкурентов. 3. Сделать выводы о перспективах производителей РФ на исследуемом рынке. Индивидуальное домашнее задание 1

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!