Автор работы: Скворцова Т. Н., учитель русского языка и литературы МБО УСОШ 2 им. Сергея Ступакова г. Удомли Тверской области.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образ Пугачева в поэме С.А. Есенина «Пугачев». Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах "Москва кабацкая" (1924), поэмах "Черный.
Advertisements

Образ Пугачева в поэме С.А. Есенина «Пугачев». Основополагающий вопрос Емельян Пугачев – народный защитник или злодей?
С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Литература, 8 класс.
С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5 Светлый.
Восстание под предводительством Е.И.Пугачёва
« Капитанская дочка » А. С. Пушкин
Тема: «Портрет Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева. ( гг.)
Над проектом работала Юрина Наташа, ученица 8 «Б» класса МОУ сош 15 г. Тольятти Преподаватель Ганина Лидия Ивановна.
Крестьянская война под предводительством Е. Пугачёва
Подготовила : учитель русского языка и литературы МБОУ « СОШ 45» г. Перми Макарова Юлия Александровна Пермь, 2015.
Работа учеников 10 класса. Содержание: I. Почему писатели XIX в. И современные авторы обращаются к историческим темам? Историческая справка о восстании.
Цель урока: 1.Сформировать представление о крестьянской войне гг., её причинах, особенностях и последствиях. 2.Познакомиться с личностью Е.И.Пугачева.
План урока 1.Причины восстания. 2.Требования восставших. 3.Этапы восстания. 4.Расправа с восставшими.
Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва.
Пугачев Емельян Иванович (около ), предводитель Крестьянского восстания в России ( гг.).
Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева ( ) Выполнила Ученица 7 А класса школы 18 Алексеева Дарья.
Урок 10 Тема Народные движения в крае в XVIII в..
Верхнеигнашкино в годы Пугачевского восстания ( гг.) Выполнила ученица 10 класса Алексеева Кристина Руководитель: Прокопенко Н.Н. МБОУ «Верхнеигнашкинская.
Отражение исторической эпохи в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Урок в 8 классе Учитель: Малахова Е.В.
Транксрипт:

Автор работы: Скворцова Т. Н., учитель русского языка и литературы МБО УСОШ 2 им. Сергея Ступакова г. Удомли Тверской области

Яикские казаки в походе (акварель концаXVIIIвека) Тематическим центром для устного творчества второй половины XVIII в. являются песни и сказания, связанные с крестьянской войной гг. Они проникнуты духом сочувствия к пугачевцам.

Емельян Пугачёв Образ Пугачева окрашен в фольклоре тонами подлинного уважения к герою-защитнику крестьянства и казачества, искреннего сочувствия и любви. В одной из песен, записанных П. Киреевским говорится о том, как «добрый молодец Емельян казак», едет, подобно богатырю, на добром коне и беседует с ним: Что ты, мой добрый конь, рано спотыкаешься? Али чаешь над собой невзгодушку, Невзгодушку, кроволитьеце? Мы билися трои суточки, Не пиваючи, не едаючи. Со добра коня не слезаючи...

Емельян Пугачёв О походах Пугачева рассказано к песне «В том сударыня простила»: Полтора года страдали, Все царя себе искали. Нашли себе царя Донского казака, Емельяна Пугача Сын Ивановича

Павел Петрович Соколов-Скаля Пугачёв. Песня отразила массовость крестьянского движения, образно показала, как к Пугачеву примыкали новые сторонники «мелка пташка со гнезда», разбуженные шумом борьбы. Пугачев пошел под Гурьев, после неудачного приступа он вновь собрался с силами и направился на Яик: Под Яик подходил Батальицу сочинил....Сыра земля затряслась, Мелка рыба вниз пошла, Мелка пташка со гнезда. Мелка пташка со гнезда Укрепила Пугача Сын Ивановича.

Пугачёв под конвоем. Гравюра XVIII Судил тут граф Панин вора Пугачева: Скажи, скажи, Пугаченька, Емельян Иваныч, Много ль перевешал князей и бояр? Перевешал вашей братьи семь сот семи тысяч. Спасибо тебе, Панин, что ты не попался: Я бы чину-то прибавил, спину-то оправил, На твою-то бы на шею варовинны вожжи. За твою-то бы услугу повыше подвесил! Встреча арестованного Пугачева с П. И. Паниным, руководителем армии, действовавшей против повстанцев, изображена в песне так:

Емельян Пугачёв. Гравюра XVIII в. По-прежнему страшен дворянству даже скованный Пугачев. Народная фантазия заставляет испугаться его даже свирепую мучительницу Салтычиху. Если в имени Пугачева для народа были заключены надежды на лучшую жизнь, на хлеб, землю, свинец и порох, то Сллтычиха олицетворяла все черные стороны крепостнической эксплуатации, зверство истязателей-помещиков. Встреча эта глубоко символична. Салтычиха увидела закованного в цепи Пугачева и «обмерла» от страха, насилу добралась в свои хоромы и «душу грешную богу отдала», хотя она была не робкого десятка и «питалась страшно сказать мясом грудных детей».

Пугачёв Емельян Иванович Емельян Пугачёв. Гравюра XVIII в. Ты звезда ли, да моя звёздочка Ты звезда ли, мо... да моя звездочка, Высоко, звезда, да ты восходила, Выше леса, выше тёмного, Выше садика зелёного, Становилась та звёздочка, Над воротами решётчатыми. Как во темнице, во тюремище, Сидел добрый молодец, Добрый молодец Емельян Пугачёв! Он по темнице похаживает, Кандалами побрякивает... Кандалы, мои кандалики, Кандалы мои тяжёлые, По ком вы кандалики, доставалися? Доставались мне кандалики, Доставались мне тяжёлые, Не по тятеньке, не по маменьке - За походы удалые, за житьё свободное!". До 1935

Портрет Пугачёва, писанный с натуры масляными красками (надпись на портрете: «Подлинное изображение бунтовщика и обманщика Емельки Пугачёва») Пугачёв казнён Нет больше народного заступника. Емельян, ты, наш родной батюшка! на кого ты нас покинул? красное солнышко закатилось... как остались мы сироты горемычны, некому за нас заступиться, крепку думушку за нас раздумать... Казнь Пугачёва». Гравюра с картины А. И. Шарлеманя. Середина XIX века

Емельян Иванович Пугачев, как и небезызвестный Степан Разин, родился на вольных степях Дона, в казачьей станице Зимовейской Донской области. В 17 лет был призван на строевую службу, участвовал в Семилетней и Русско- турецкой войнах. В 1700 году Емельян Пугачев заболел и был отправлен домой. По выздоровлении хлопотал об отставке, в чем ему было отказано. Не имея желания служить, Пугачев скрывался в Польше, Украине, на Дону, Урале.

Портрет Е.И. Пугачева, написанный поверх портрета Екатерины II. В 1772 году Емельян Пугачев, проживавший в то время в Мечетной Слободе на Иргизе, услышал о волнениях среди яицких казаков, которые, в ответ на отмену казацких вольностей, собирались уйти за Кубань. Пугачев был готов их возглавить, но был арестован. В 1773 году, в очередной раз совершив побег, Емельян Пугачев, объявив себя чудом спасшимся императором Петром III, вошел в казацкий круг. Отсюда и берет начало самое масштабное в истории России крестьянское восстание, охватившее территорию более 600 тысяч кв. км. Емельян проявил военный талант, ум и жестокость, недюжинную смелость, но, будучи выданным своими же сообщниками, не смог стать справедливым крестьянско-казацким правителем. Пугачев был доставлен в Москву в железной клетке и жестоко казнен 10 января 1775 года. Так трагически закончилась знаменитая крестьянская война, а крестьянам пришлось ждать освобождения еще 86 лет.

Указ Пугачева Божию милостию, мы Петр III, император и самодержец всероссийский: и протчая. Объявляется во всенародное известие. Жалуем сим имянным указом с монаршим и отеческим нашим милосердием всех, находившихся прежде в крестьянстве и в подданстве помещиков, быть верноподданными рабами собственной нашей короны и награждаем древним крестом и молитвою, головами и бородами, вольностию и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и прочих денежных податей, владением землями, лесными угодьями и соляными озерами без покупки и без оброку и освобождаем всех прежде чинимых от злодеев дворян и градцких мздоимцов-судей крестьянам и всему народу налагаемых податей и отягощениев.... Повелеваем сим нашим имянным указом: кои прежде были дворяне в своих поместиях и вотчинах, оных противников нашей власти и возмутителей империи и разорителей крестьян ловить, казнить и вешать и поступать равным образом так, как они, не имея в себе христианства, чинили с вами, крестьянами. По истреблении которых противников и злодеев дворян, всякий может восчувствовать тишину и спокойную жизнь. Дан июля 31 дня 1774 г.

Пушкин так описывает встречу Суворова и Пугачёва: «Суворов с любопытством расспрашивал славного мятежника о его военных действиях и намерениях…». Военное искусство Пугачёва было Суворову любопытно. Но досталась ему роль конвоира. Суворов везет Пугачёва в Симбирск, куда должен был приехать граф Панин. «Пугачёв сидел в деревянной клетке на двухколёсной телеге. Сильный отряд, при двух пушках, окружал его. Суворов от него не отлучался. В деревне Мостах (во ста сорока верстах от Самары) случился пожар близ избы, где ночевал Пугачёв. Его высадили из клетки, привязали к телеге вместе с его сыном, резвым и смелым мальчиком, и во всю ночь Суворов сам их караулил»

«Подлинное изображение бунтовщикаи обманщика Емельки Пугачева». Гравюра. Вторая половина 1770-х годов Емельян Иванович Пугачев изображен в секретной камере московского острога, в башне, которую стали называть "Пугачевской". Напуганная восстанием, Екатерина II приказала заковать крестьянского вождя в цепи. Пушкин писал в своей книге "История Пугачева": "Он посажен был под крепкий караул, скованный по рукам и по ногам, с железным обручем около поясницы, на цепи, привинченной к стене"(т. VIII, стр. 269). У Пугачева осунувшееся, измученное лицо – впавшие щеки, морщины на лбу, в углах рта. Он подвергался побоям и пыткам.

Казнь Пугачёва на Болотной площади. (Рисунок очевидца казни А. Т. Болотова) Суд вынес решение: «Емельку Пугачёва четвертовать, голову воткнуть на кол, части тела разнести по четырём частям города и положить на колеса, а после на тех местах сжечь». Остальных подсудимых распределили по степени их вины на несколько групп для вынесения каждой соответствующего вида казни или наказания. В субботу, 10 января 1775 г., на Болотной площади в Москве при громадном стечении народа была совершена казнь. Пугачёв держался достойно, взойдя на лобное место, перекрестился на соборы Кремля, поклонился на четыре стороны со словами «Прости, народ православный». Приговорённым к четвертованию Е. И. Пугачёву и А. П. Перфильеву палач отрубил сначала голову, таково было пожелание императрицы.

. Д.Г. Левицкий Портрет Екатерины II ( ) Оценка личности. 1. Позиция Екатерины. Екатерина постаралась уничтожить все, связанное с бунтом и ее главарем. Само имя мятежника запрещалось произносить; Пугачевский архив был строжайше закрыт: Пушкину, допущенному к имперским архивам, спустя 60 лет после бунта, так и не удалось увидеть следственное дело самого Пугачева. Река Яик была переименована в Урал, а Яицкий городок, гнездо смуты – в город Уральск. Дом Пугачева в Зимовейской станице, уже проданный его бедствовавшей женою, был взят у новых хозяев, разобран, сожжен, а пепел – развеян по ветру. нечто шаманское видится в этих попытках укротить дух народного мятежа

2. Отношение народа. Несмотря на все запреты, образ Пугачёва остался жить в народном творчестве. Вспомните, каким мы увидели Пугачёва в предании? (царь, но под именем Пугачёва, он остался царствовать) Какими эпитетами награждает народ Пугачёва в песнях? Кем народ видит Пугачёва? (отец родной, заступник)

Что же такое крестьянские войны? Справедливая крестьянская кара угнетателям и крепостникам? Гражданская война в многострадальной России, в ходе которой россияне убивали россиян? «Русский бунт, бессмысленный и беспощадный»? Каждое время дает на эти вопросы свои ответы. По-видимому, любое насилие способно породить насилие еще более жестокое и кровавое. Безнравственно идеализировать бунты, крестьянские или казачьи восстания, а также гражданские войны, поскольку порожденные неправдами и лихоимством, несправедливостью и неуемной жаждой богатства, эти восстания, бунты и войны сами несут насилие и несправедливость, горе и разорение, страдание и реки крови…

В.А. Тропинин. Портрет Пушкина г. Холст, масло А. С. Пушкин, которого глубоко интересовали вопросы истории его родины, в основном сосредоточил свое внимание на следующих трех периодах: смутном времени, эпохе Петра I и восстании Пугачева. То, что Пушкин остановился именно на этих периодах, объясняется тем, что они характеризовались рядом драматических эпизодов и являлись наиболее бурными в истории страны. Они несли изменения во взаимоотношениях сословий, порождали новые порядки, выдвигали сильных волей людей. Изучая эти этапы в истории России, Пушкин пытался найти ответы на мучившие его вопросы современности. Кроме того, сложный переплет взаимоотношений в прошедших эпохах давал Пушкину возможность при помощи аналогий выражать свое мнение о существующих порядках.

Мария Волконская, акварель Н. Бестужева. Петровский завод год. Интерес к вопросам крестьянского движения XVIII века появляется у Пушкина еще в середине 20-х годов В своих воспоминаниях о 1826 годе княгиня Волконская писала: "Пушкин мне говорил: я намерен написать книгу о Пугачеве. Я поеду на место, перееду через Урал, поеду дальше и явлюсь к Вам в нерчинских рудниках"..

1831 год - волнения в Судогодском, Ковровском и Муромском уездах, Владимирской губернии, в Чистопольском уезде, Казанской губернии, в Псковском уезде, в Тамбовской, Петербургской и Новгородской губерниях год - в Новгороде восстание военных поселян, вызванное созданием карантинов и рядом других мероприятий администрации по борьбе с чумой, ухудшавших и без того тяжелое положение населения. В "Кратком обзоре общественного мнения", составленном III отделением, за этот период отмечалось: "Среди крестьян циркулирует несколько пророчеств и предсказаний. Они ждут своего освободителя... и дали ему имя Метелкина. Они говорят между собой: Пугачев попугал господ, а Метелкин - пометет их". В записках за 1831 год Пушкин отмечает: "В прошлом году карантины остановили промышленность, привели в нищету подрядчиков и извозчиков, и чуть не взбунтовали 16 губерний". 23 июля в том же дневнике он записывает: "Восемь полков, возмутившихся в Старой Руссе, получили повеление идти в Гатчино".

А. С. Пушкин Николай I Бенкендорф В конце 1833 года Пушкин окончил "Историю Пугачева" и 6 декабря передал ее на рассмотрение Николаю. Он писал по этому поводу Бенкендорфу: "Я думал некогда написать исторический роман, относящийся к временам Пугачева; но, нашед множество материалов, я оставил вымысел и написал Историю пугачевщины. Пушкин тщательно записывал народные сказания и песни о Разине и Пугачеве. В 1827 году он сделал попытку напечатать три песни о Степане Разине, но царь запретил их печатать. Бенкендорф сообщил поэту заключение Николая по этому поводу: "Песни о Стеньке Разине, при всем своем поэтическом достоинстве, по содержанию своему неприличны к напечатанию. Сверх того, церковь проклинает Разина, равно как и Пугачева".

Август 1833 года - специальная поездка на место пугачевского восстания. Вместе с Далем обЪездил всю линию оренбургских крепостей, беседовал со стариком Дмитрием Пьяновым, сыном участника восстания Дениса Пьянова. В г. Берды он беседовал с казачкой, помнившей Пугачева, и записывал сложенные о нем в народе песни. Из Оренбургского архива Пушкин извлек несколько чрезвычайно ценных документов, в частности показания о Пугачеве крестьянина Алексея Кириллова от 6 октября 1773 года. По дороге из Нижегородского архива Пушкин получил "Рапорт инвалидных офицеров секунд-майора Алтуфьева и капитана Беляева и 20 офицеров". На составление 168 страничек он потратил два года.

Емельян Пугачёв в тюрьме. Портрет, приложенный к изданию «Истории пугачёвского бунта» А. С. Пушкина, 1834 В капитанской дочке А. С. Пушкин обращается к событиям крестьянского восстания гг. В этой повести поэт сумел нарисовать яркую картину стихийного крестьянского восстания, показать его на широком национальном и социальном фоне. Пушкин изображает Пугачева сложной и противоречивой натурой. С одной стороны, он вор и злодей, объявленный государственным преступником, но он же справедливый и благородный человек, помнящий добро, помогающий Гриневу выбраться из занятой мятежниками крепости, а потом освобождающий машу Миронову от тирании Швабрина.

Подберите текст к иллюстрациям, созданным художником Г.С. Дмитриевой

Подберите текст к иллюстрациям

А.А. Пластов "Суд Пугачева"Но тот же "злодей" щадит Гринёва. Посмотрим, каким его изображает художник Пластов в картине "Суд Пугачева"

Василий Перов «Суд Пугачёва» (1879), Русский музей, Санкт-Петербург

«Пугачёв в Казани творит суд», почтовая карточка 1931 года, издание Музея Революции Союза ССР

Глава 7. Приступ Между ими на белом коне ехал человек в красном кафтане с обнаженной саблей в руке: это был сам Пугачев. П. сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо. П. грозно взглянул на старика и сказал: Как ты смел противится мне, своему государю? П. мрачно нахмурился и махнул белым платком. П. протянул мне жилистую свою руку. Наконец П. встал с кресел и сошел с крыльца в сопровождении своих старшин. Ему подвели белого коня, украшенного богатой сбруей. Два казака взяли его под руки и посадили на седло…П. уехал; народ бросился за ним.

Как изменился портрет Пугачева? (Оборванный армяк и татарские шаровары он сменил на красный казацкий кафтан, обшитый галунами.) С чем связаны такие перемены? Что примечательного в поведении Пугачева в этих сценах? Какой портрет Пугачева можно создать, используя материалы этих сцен?

С. В. Герасимов «В Бердской слободе» Эпизод "Гринев в Бердской слободе", во дворце Пугачева. Изменилось ли отношение Гринева к Пугачеву?

Ответ: Пугачев оказался выше своих товарищей и то же время прост в общении с ними. Узнав об истинных причинах возвращения Гринева, решает помочь спасти бедную сироту, значит, живет еще в нем тяга к справедливости -

Подберите текст к иллюстрациям

Глава 12. Сирота Пугачёв взглянул грозно на Швабрина: И ты смел меня обманывать! – сказал он ему. – Знаешь ли, бездельник, чего ты достоин? Швабрин упал на колени…В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева. С омерзением я глядел на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака. П. смягчился. Потом обратился к Марье Ивановне и сказал ей ласково: Выходи, красная девица; дарую тебе волю. Я государь. - Что, ваше благородие? – сказал смеясь П. – Выручили красную девицу! Как думаешь не послать ли за попом, да не заставить ли его обвенчать? Пожалуй, я буду посаженным отцом, Швабрин дружкою; закутим, запьем – и ворота запрем! Казалось, суровая душа П. была тронута. Ин быть по-твоему! – сказал он. – Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези ее, куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет!

С какой целью автор делает Гринева свидетелем казни Пугачева? Подберите текст к иллюстрациям

Виселицы на Волге (иллюстрация Н. Н. Каразина к «Капитанской дочке» А. С. Пушкина

Средства раскрытия образа Пугачева в повести «Капитанская дочка» 1. Портрет 2. Романтические черты в образе Пугачева а) Одиночество б) Демонизм (герой - злодей) в) Мотив разбойников г) Символика 3. Обращение к фольклору а) Эпиграфы б) "Бурлацкая" песня 4. Речь Пугачева 5. Роль Пугачева в любовном сюжете 6. Пугачев противопоставляется образу Савельича (Свободолюбие - подневольное положение) 7. Вставные элементы (сказка) 8. Отношение к Пугачеву других персонажей ("смышленый мужик", "проходимец", "мятежник") 9. Ирония автора и рассказчика в отношении Пугачева.

Один из современников Пугачева так говорил о его внешности: Рост его небольшой, лицо имеет смуглое и суховатое, нос горбом… левый глаз щурит и часто им мигает. Волосы на голове черные, борода черная же, но с небольшой сединой. Платье имеет: шубу плисовую малиновую, да и шаровары такие ж, шапку казачью. Другой отмечает: Лицо он имеет смуглое, но чистое, глаза острые и взор страховитый; борода и волосы на голове черные; рост его средний, или меньше; в плечах хотя и широк, но в пояснице очень тонок. Сравните эти описывания с деталями портрета Пугачева в 7, 12 главах Капитанской дочки. Чем отличается портрет Пугачева, воссозданный в повести, от свидетельств современников? Почему, по вашему, Пушкин (через посредство Гринева) именно такими деталями рисовал внешность героя?

Пушкин изображает Емельяна Пугачева не только как предводителя восстания, но и как простого казака. Речь Пугачева наполнена пословицами, поговорками, иносказаниями, которых человеку из другой среды не понять. Большое внимание Пушкин уделяет описанию внешности Пугачева. Особенно его привлекают две детали: борода и глаза. Борода - черная, с проседью. Глаза выдают в нем человека сильного, не лишенного наблюдательности. Е. Пугачёв

Пугачев - благодетель (стр.135 учебника - портрет). Видим, что в обрисовке внешности Пугачева художники следовали за Пушкиным. Эпизод "Пирушка пугачевцев" (глава "Незваный гость") Что подчеркивает? Что удивило Гринева? Какие новые стороны характера он увидел? (Защита). Диалог Гринева с Пугачевым во время поездки в Белогорскую крепость. Что узнаем? Пугачев рассказывает Гриневу калмыцкую сказку. Какое иносказание скрыто в этой сказке-притче? В каких сценах показано, что Пугачев обречен, "идет по краю", гибель неминуема? в песне о виселице. в рассказе Пугачева - калмыцкая сказка когда говорит, что его люди воры, предают его.

Согласны ли вы с утверждением П.А. Вяземского: Сам Пугачев обрисован метко и впечатлительно. Его видишь, его слышишь и словами М.Цветаевой: Пушкин Николая опасался, Петра боготворил, а Пугачева любил?

Проанализировав текст «Капитанской дочки» А. С. Пушкина, увидев Пугачёва глазами великого поэта, рассмотрев портретные зарисовки и вспомнив исторически реальный образ Пугачёва, мы пришли к выводу, что для большинства из нас Пугачев предстал в образе народного героя. Но насилие и жестокости, в полной мере проявленные противоборствующими сторонами, не могли решить ни одну из назревших проблем социально-экономического развития. Вся история крестьянских войн и их последствий – ярчайшее подтверждение гениальной оценки Пушкина: «Состояние всего края, где свирепствовал пожар, было ужасно. Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка».

В 1921 г. русский поэт С. Есенин создаёт трагедию Пугачёв, в которой обращается к событиям народного восстания 1773–1774 гг. Почти 150 лет отделяют поэта от того времени. Чем же вызван его интерес к событиям истории, к личности Пугачёва? Почему в своё время это привлекло внимание А.С. Пушкина?

. В этой драме история не была для Есенина самоцелью, он не стремился детализировать крестьянские войны. В стихах больше просматривается современная Россия, нежели времена Екатерины II. Романтический цвет, в который окрашены фигуры Пугачёва и его сподвижников, несёт в себе кровавый сполох 20-х годов XX века

Всё должно было служить в поэме подтверждением раздумий поэта о судьбе Крестьянства в революционную эпоху. На фотографии г Хорошилова (Волкова) Анна Никитична. На току д.Колычево Сев в деревне Фото Волков-Ланнит

На фото хижины русских крестьян, снимаемые в наём у помещика в с. Песочное в России 30-х годов XIX века.

В. Высоцкий в роли Хлопуши В 1921 году состоялась читка поэмы в театре Вс.Э.Мейерхольда (постановка не осуществлена). «Пугачев» был поставлен Ю.П.Любимовым в Театре на Таганке (1967), главную роль исполняли Н.Губенко и В.Шаповалов.

И. И. Бродский. Портрет А. М. Горького С.Есенин. Москва Летом 1922 года Есенин читал поэму «Пугачев» М.Горькому в Берлине. Горький вспоминает об этом так: «Взволновал он меня до спазмы в горле, рыдать хотелось. Помниться, я не мог сказать ему никаких похвал, да он – я думаю – и не нуждался в них». Какое настроение вызвала у вас поэма С.Есенина «Пугачев»?

Поэма «Пугачёв» написана под влиянием художественной эстетики имажинистов и обычно рассматривается как программное произведение этого направления. Обилие сложных метафор, повышенная эмоциональность, почти «крикливость» стиха создают вокруг образа П. атмосферу тревоги, опасности, обреченности.

Мариенгоф и Есенин. 1919, лето. Москва Имажини́зм (от лат. imagо образ) литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы.

Как вы понимаете строки: Я положил себе зарок молчать до срока. Ржёт дорога в жуткое пространство. Луна, как жёлтый медведь, В мокрой траве ворочается. Яик, Яик!, ты меня звал Стоном придавленной черни!

Определите вид тропов, как они помогают понять художественные особенности поэмы ? Ржёт дорога в жуткое пространство. Мне нравится степей твоих медь. Луна, как жёлтый медведь… …ты меня звал Стоном придавленной черни! Родное золото славян. Слышен прялки ровный разговор. Стонет Русь от цепких лапищ. Всех связали, всех вневолили. Колокол луны скатился ниже. Уж мятеж вздымает паруса.

Каким предстаёт предводитель восстания в произведении А. С. Пушкина? В поэме С. Есенина?

Е. Пугачёв С.А. Есенин. Баку. Фото 1924 Есенин заявил о своём желании прочесть эти строки истории иначе, чем это сделал А. С. Пушкин. Говоря о Пугачёве, Есенин назвал его «почти гениальным человеком» и отдал ему основную роль в поэме. Есенина мало заботило воссоздание исторической картины народного восстания и его героя.

Почему Пугачев в поэме выдает себя за царя Петра III?

С. Есенин Историческая фигура Емельяна Пугачева превращена Есениным в поэтический, окрашенный трагическим лиризмом образ. Есенинский Пугачёв - воплощение идеи русского бунта, как бы его духовная ипостась. «Ведь он был почти гениальным человеком»,- замечает поэт, работая над произведением. П. присуще нравственное осознание своей избранности. Он принимает на себя имя императора Петра, хотя «в мертвое имя влезть - тоже, что в гроб смердящий».

О чём говорит Пугачёв в поэме С. Есенина? К чему призывает? О чём горюет? Каким изображен в поэме народ? Как он относится к Пугачеву?

С. Есенин Образ Пугачёва сложен и противоречив: степной дикарь, с «медвежьим» темным нутром, он наделен светлым разумом, «светильником» мысли; он - мечтатель, чудак, «как в решето просеивающий плоть», и свирепый мятежник, любимый чернью «за буйство и удаль». Закономерен последний возглас-выкрик зажатого в угол изменой соратников Пугачёва: «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?» Он звучит как прощение отступникам и прощание с животворящей мечтой. Стихийный мятеж, «бессмысленный и беспощадный», не входит в замыслы Пугачёва. Он упрямо отстаивает идею разумной войны.

Казнь Е. Пугачёва В эпизоде казни на сцене были установлены три колокола, под ними сидят три мужика, которые ни разу не поворачиваются к помосту, не вмешиваются. Это глазеющие. Их можно увидеть на старой гравюре казни декабристов, есть они и на исторических полотнах (Боярыня Морозова и др.) Это тоже народ, ради которого гибнет Пугачёв.

Пассивность мужика, озабоченность собственной судьбой. Сторож: -Мы хотели б, как прежде в родных хуторах Слушать шум тополей и клёнов Пугачёв: -Неужель в народе нет суровой хватки Вытащить из сапогов ножи И всадить их в барские лопатки? Пугачёв пытается сломать неподвижность и инертность душ.

В апреле – июне 1921 г. на пути из Москвы в Туркестан Есенин заезжал в Самару и Оренбург – места восстания. В августе 1833 года Пушкин предпринял специальную поездку на место пугачевского восстания, побывал в Казани, Оренбурге, Уральске. В Капитанской дочке вынес приговор: Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный. Поэт отверг кровавый путь преобразований. Тоже поднимает вопрос о бунте, но именно как вопрос: Сумасшедшая, бешеная, кровавая муть! Что ты? Смерть? Иль исцеление калекам? Стихия разрушительна уже по определению. Есенинский Пугачёв видит высокую цель этого разрушения – он идёт на смерть, чтобы осчастливить народ. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка».

С. Есенин создал в поэме образ человека сильного и решительного, способного на обдуманные действия. Но ему не дано обуздать стихию Мятежа, не дано наделить своей волей тех, кто рядом. История, к которой обратился поэт, давала ответы на мучавший его вопрос о судьбе русского крестьянства в революционную эпоху. Есенин понял неоднородность крестьянства. Стихийность его сознания, слабость.

1. Лимонов Ю. А., Мавродин В. В., Панеях В. М. Пугачев и пугачевцы. Л., Буганов В.И. Емельян Пугачев. М., Муратов X. И. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева. - М., Эйдельман Н.Я. Твой восемнадцатый век, М., С ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ 6. Википедия. 7. Литература 8 кл. учеб.-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений 2 ч./ Авт.-сост. В. Я. Коровина и др. 3-е изд.- М.: Просвещение