Национальный исследовательский Томский Политехнический Университет Томск 2013 Преподаватель : Федорчук Любовь Семеновна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Введение в психологию Проблемы, изучаемые психологией; предмет и объект психологии; основные этапы развития психологии; специфика психических явлений;
Advertisements

Психология Лекция 2. Психика человека: сущность, структура, функции в жизнедеятельности человека.

Высшая нервная деятельность Поведение. Высшая нервная деятельность(ВНД) Деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая наиболее.
ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ. Курс «Возрастная физиология и психо- физиология» представляет собой совокупность естественно-научных знаний об.
Символ психологии Греческая буква Ψ («Пси») - международный символ психологии. Она использовалась в старославянском алфавите.
Индивид, личность, индивидуальность, субъект – соотношение понятий
Высшая нервная деятельность Особенности ВНД человека Составила Немирович Н.Н. учитель биологии МБОУ «СОШ 6» г. Сергиев Посад.
Психика Психика 1. Системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира. 2. Субъективное.
1.Психологическая характеристика внимания. Механизмы внимания. 2.Современные теории внимания. 3.Виды внимания и особенности их проявления.
Отрасли научной психологии : 1.Фундаментальная психология 2.Прикладная психология.
Антропогенез – теория происхождения человека, процесс его возникновения и развития Социогенез – теория возникновения и формирования общества. Антропосоциогенез.
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
Рефлекторная теория поведения Урок биологии в 8 классе учитель МОУ «СОШ 12» Иноземцева М.В год.
§ 50. Головной мозг: строение и функции 8 класс биология.
Учебные вопросы: 1. Понятие и структура психики. 2. Психические процессы как основа функционирования личности.
Руководитель: Коваленко Ольга Александровна Автор: Чижма В.А.- студентка первого курса ФГОУ АО СПО «Астраханский колледж строительства и экономики»
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ: ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1.Социализация личности 2.Основные социальные.
«Педагогика как наука» Выполнила: Студентка 2 курса нач. Б группы Фазлиева Светлана.
Транксрипт:

Национальный исследовательский Томский Политехнический Университет Томск 2013 Преподаватель : Федорчук Любовь Семеновна

Содержание 1.Объект и предмет психологии. 2.Структура психики. 3.Органы психической деятельности. 4.Принципы психологии. 5.Отросли психологии. 6.Задачи психологии. 7.Методы психологии. 8.Основные этапы развития психологии. 9.Вопросы для размышления. Литература

П сихология (греч. psyche - душа; logos – учение)-наука о закономерностях развития и функционирования психики как формы жизнедеятельности человека (психология человека) и животных (зоопсихология). Психика присуща человеку и животному, что позволяет говорить об общности психических процессов.

Объект и предмет психологии Объект – психика: внутренний мир, возникающий в процессе взаимодействия человека или животного с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира. Предмет психологии – различные стороны психики.

Структура психики: oпсихические процессы – познавательные, эмоционально-волевые (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, эмоции, чувства; o психические состояния - напряжённость, интерес, угнетенность; oпсихические свойства личности - направленность, способности, задатки, характер, темперамент.

Человек – родовое понятие, указывает на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы к человеческому роду. В нем утверждается генетическая предопределенность к развитию собственно человеческих признаков и качеств (сознания, способностей, речи, деятельности и др.). Индивид – единичный представитель вида «homo sapiens», отличающийся морфологическими особенностями (рост, конституция, цвет глаз и др.), психологическими свойствами ( способности, темперамент, эмоциональность и др.) Человек, индивид

Личность, индивидуальность Личность – субъект сознания и самосознания. Феномен общественного развития, неотделимый от системы межиндивидных (социальных) отношений. Индивидуальность – неповторимое своеобразие конкретной личности в совокупности унаследованных и приобретенных специфических особенностей. С помощью индивидуальности реализуется личностный потенциал, то есть заложенные возможности, способности.

Функции психики 1.Отражение внешнего мира. 2.Регуляция поведения и деятельности. 3.Ориентация организма в среде, адаптация. Отражение Регуляция Адаптация

Функции психики Ученые доказали (Н. А. Бернштейн, Р. Лурия К. Халл, П. К. Анохин и др.) что даже простое движение, приобретенное при жизни, не говоря уже о сложной человеческой деятельности и поведении в целом, не может быть выполнено без участия психики. А.

Органы психической деятельности 1.Кора головного мозга (зрительные, слуховые, осязательные и др. реакции, личностная сфера). 2.Спинной мозг (управление двигательными реакциями); мозжечок (ходьба, бег). 3.Нервная система ( ).

Органы психической деятельности 1.Кора головного мозга (зрительные, слуховые, осязательные и др. реакции, личностная сфера). 2.Спинной мозг ( управление двигательными реакциями); мозжечок (ходьба, бег). 3.Нервная система ( согласованная деятельность различных органов и систем, регуляция функций организма, связь организма с внешней средой, благодаря чему мы чувствуем, реагируем).

Физиологическая основа психики – нервная система Нервная клетка

Физиологическая основа психики – нервная система ПЕРЕДАЧА НЕРВНОГО ИМПУЛЬСА

Строение головного мозга

Головной мозг состоит из нескольких отделов: задний мозг средний мозг; передний мозг; большие полушария. Большие полушария - самый крупный отдел головного мозга(правое и левое). Полушария состоят из коры, образованной серым веществом, поверхность которого испещрена извилинами и бороздами, отростками нервных клеток белого вещества.

Деятельность мозга С деятельностью коры полушарий связаны процессы, отличающие человека от животных: сознание, память, мышление, речь, трудовая деятельность. По названиям костей черепа, к которым прилегают различные части больших полушарий, головной мозг делят на доли: лобные, теменные, затылочные и височные. Очень важный отдел головного мозга, отвечающий за согласованность движений и равновесие тела, – мозжечок – расположен в затылочной части головного мозга над продолговатым мозгом. Его поверхность Мозжечок соединен со всеми отделами ствола головного мозга.

Принципы психологии Детерминизм Развитие Единство сознания и деятельности

Отросли психологии По принципу деятельности: военная; спортивная; клиническая; искусства; науки и др. психология труда; педагогическая; инженерная; юридическая; авиационная; космическая;

По принципу развития: По принципу развития:возрастная;сравнительная;зоопсихология; патопсихология; патопсихология; психогенетика и др.

По принципу отношения личности и общества: социальная; социальная; политическая; политическая; экологическая; экологическая; экономическая; экономическая; психология личности; психология личности; психология управления. психология управления.

Задачи психологии 1.Изучение законов психической деятельности в её развитие. 2.Формирование способностей человека ускоряющих научно технический прогресс. 3.Выявление объективных связей социальных и природных свойств человека, соотношения биологических и социальных детерминант. 4.Определение основных закономерностей развития психики и личности человека на каждом возрастном этапе. 5.Выяснение механизмов социализации и профессионализации развивающейся личности. 6.Исследование психологических причин отклонений в психическом развитии личности (для психотерапии). 7.Разработка новых методов точной диагностики развития личности. 8.Другое.

как к индивиду; как к социальному существу; как к объекту экологии; как к саморегулирующейся личности, что предполагает ориентацию на развитую систему самовоспитания Реализация в теории и практике целостного подхода к человеку: На передний план выходит такая отрасль науки, как акмеология (психология высших достижений). Ориентация на уникальную, творческую личность.

Методы психологии

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ 1-й этап (V в.до н.э.) – психология как наука о душе. Идеалистический подход. Предмет исследования – душа - нечто независимое от тела, особая сущность, обеспечивающая жизнь телу. Наличием души объясняли непонятное в жизни человека. Характерно понимание двойственности души (дуализм), в наиболее развитой форме это представлено в учении Рене Декарта ( ).

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ 2-й этап (XVII - XIX вв.) – психология понимается как наука о сознании; развитие социологии связано с бурным развитием естественных наук. Предмет психологии - сознание. Предмет психологии - сознание. Метод изучения сознания – интроспекция (Джон Локк, ). Метод изучения сознания – интроспекция (Джон Локк, ). Создание первой экспериментальной психологической лаборатории (1879 г., Лейпциг, Вильгельм Вундт) ( ). Создание первой экспериментальной психологической лаборатории (1879 г., Лейпциг, Вильгельм Вундт) ( ).

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ 3-й этап (1 пол.XX в.) – психология как наука о поведении; предмет психологии - поведение. Выделение психологических школ. Бихевиоризм – Джон Уотсон Гештальтпсихология - Вольфганг Келер,Макс Вертгеймер Психоанализ и неофрейдизм – Зигмунд Фрейд,Карл Густав Юнг, Альфред Адлер Когнитивная психология - Ульрих Найсер,Джером Сеймон Брунер Генетическая психология – Жан Пиаже

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ 4-й этап (2. пол. XX в.) – психология как наука изучает объективные закономерности, проявления и механизмы психики; развитие отечественной психологии, в основе которой философская теория отражения (П. П. Блонский, К. Н. Корнилов и др.); развитие отечественной психологии, в основе которой философская теория отражения (П. П. Блонский, К. Н. Корнилов и др.); появление гуманистической психологии (Карл Роджерс, Абрахам Маслоу др.); появление гуманистической психологии (Карл Роджерс, Абрахам Маслоу др.); выделение трансперсональной психологии (60-е годы XX в.). выделение трансперсональной психологии (60-е годы XX в.).

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ Мысль о том, что психические явления тесно связаны с работой мозга человека была сформулирована еще в первом тысячелетии до нашей эры: древнегреческим врачом Алкмеоном Кротонским (VI в. до н.э.): «головной мозг есть "седалище души и сознания»; Врачом и философом Гиппократом (ок г. до н.э.); Римским врачом Клавдием Галеном (ок гг. н.э.), проводившим опыты на животных. В течение более чем двухтысячелетней истории психологическое знание развивалось, углубляясь по мере получения новых данных о работе мозга и новых результатов психологических исследований.

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ Особое значение для изучения этой проблемы имела рефлекторная теория психики. Понятие рефлекса (по-латыни - "отражение") в науку ввел французский ученый Рене Декарт. Но его взгляды были еще наивны и противоречивы. В начале прошлого века физиология достаточно хорошо изучила спинномозговые рефлексы. Заслуга создания рефлекторной теории психики принадлежит нашим соотечественникам И. М. Сеченову ( ) и И. П. Павлову ( ). На ней зиждется материалистческая психология.

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ И. М. Сеченов в своей книге "Рефлексы головного мозга" (1863) показал, что "все акты сознательной и бесознательной жизни по способу своего происхождения суть рефлексы". Он выделил в рефлексах три звена: - начальное звено - внешнее раздражение и превращение его органами чувств в процесс нервного возбуждения, передаваемого в мозг; - среднее звено – центральные процессы в мозгу (процессы возбуждения и торможения и возникновение на этой основе психических состояний (ощущений, мыслей, чувств и т. д.); - конечное звено – внешнее движение.

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ По мнению И. М. Сеченова, рефлексы головного мозга «начинаются чувственным возбуждением, продолжаются определенным психическим актом и кончаются мышечным движением». Поскольку среднее звено не может быть обособлено от первого и третьего, постольку все психические явления – это неотделимая часть всего рефлекторного процесса, имеющего причину (детерминированного) в воздействиях внешнего для мозга реального мира. Поскольку среднее звено не может быть обособлено от первого и третьего, постольку все психические явления – это неотделимая часть всего рефлекторного процесса, имеющего причину (детерминированного) в воздействиях внешнего для мозга реального мира. Это была первая и успешная попытка создания рефлекторной теории психики. Однако честь глубокой экспериментальной разработки данной теории принадлежит И. П. Павлову, создавшему новую область науки - учение о высшей нервной деятельности, учение об условных рефлексах, временных нервных связях организма с окружающей средой.

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В основе высшей нервной деятельности лежит условный рефлекс, представляющий собой одновременно и физиологическое и психологическое явление. И. П. Павлов выделил три пары характеристик, используемых для выявления типов высшей нервной деятельности (ВНД): сила – слабость; уравновешенность –неуравновешенность; подвижность – инертность. Основываясь на многочисленных экспериментальных данных, И. П. Павлов пришел к заключению, что различное сочетание этих характеристик позволяет выделить следующие четыре типа ВНД: Основываясь на многочисленных экспериментальных данных, И. П. Павлов пришел к заключению, что различное сочетание этих характеристик позволяет выделить следующие четыре типа ВНД: I тип - сильный, уравновешенный, подвижный; II тип - сильный, неуравновешенный, подвижный; III тип - сильный, уравновешенный, инертный; IV тип - слабый (неуравновешенный, инертный

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ Таким образом, в начале XX в. из двух разных областей знаний – физиологии и психологии - оформились две специальные науки, которые занялись изучением связей между психическими явлениями и органическими процессами, происходящими в мозге человека. Это физиология высшей нервной деятельности и психофизиология. Представители первой науки обратились к изучению органических процессов, происходящих в мозге, которые непосредственно касаются управления телесными реакциями и приобретения организмом нового опыта. Представители второй науки сосредоточили свое внимание в основном на исследовании анатомо- физиологических основ психики. Общим для ученых, называющих себя специалистами по высшей нервной деятельности и по психофизиологии, стало понятие научения, включающее в себя явления, связанные с памятью и, в результате приобретения организмом нового опыта проявляющихся на психологическом и поведенческом уровнях.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ 1.Дайте понятие психики. 2.Определите функции психики. 3.Обьясните, в чем сущность принципов изучения природы психического. Проранжируйте по степени значимости задачи современной психологии. 5.Укажите специфику изучения природы психического на разных этапах развития науки. 6. Определите значимость психологического знания в личностном и профессиональном пространстве человека. 7.Приведите примеры использования психологического знания в Вашей будущей профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА 1.Психология. Учебник для технических вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, – 608 с. 2.Психология. Полный энциклопедический справочник / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – СПб.: прайм- ЕВРОЗНАК, – 896с. 3.Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология. –СПб.: Питер, – 432 с. 4.Современный словарь по психологии. А-Я / Авт.-сост. В.В. Юрчук. – Минск: Элайда, – 704 с. 5.Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: учеб.пособие / В.Г. Крысько.- СПб.: Питер, с.