"Торжество чувств и красота природы в опере Н.А. Римского-Корсакова "Снегурочка" по одноименной пьесе-сказке А.Н. Островского"
Николай Андреевич Римский- Корсаков Родился 18 марта 1844, Тихвин умер 21 июня 1908, в усадьбе Любенск, Санкт- Петербургская губерния русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки». 18 марта1844Тихвин21 июня1908ЛюбенскСанкт- Петербургская губерниякомпозиторпедагогдирижёрмузыкальный критикМогучей кучки
Среди его сочинений 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно - инструментальная, вокальная и духовная музыка. Одна из прекраснейших его опер – «Снегурочка» в четырех действиях с прологом на либретто композитора, основанное на одноименной пьесе А. Н. Островского.оперсимфониисимфоническиеконцерты кантаты
В начале восьмидесятых годов Римский- Корсаков познакомился со сказкой А. Н. Островского «Снегурочка» (1873). Тогда она не произвела на него большого впечатления. «В зиму годов, вспоминал композитор, я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее удивительную поэтическую красоту… Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна»
Действующие лица оперы «Снегурочка» ЦАРЬ БЕРЕНДЕЙ (тенор) БЕРМЯТА, ближний боярин (бас) ВЕСНА-КРАСНА (меццо-сопрано) ДЕВУШКА-СНЕГУРОЧКА (сопрано) БОБЫЛЬ БАКУЛА (тенор) БОБЫЛИХА (меццо-сопрано) ЛЕЛЬ, пастух (альт) КУПАВА, молодая девушка, дочь богатого слобожанина (сопрано) МИЗГИРЬ, торговый гость из посада Берендеева (баритон) ПЕРВЫЙ БИРЮЧ (бас) ВТОРОЙ БИРЮЧ (тенор) ЦАРСКИЙ ОТРОК (меццо-сопрано) ЛЕШИЙ (тенор) БОЯРЕ, БОЯРЫНИ И СВИТА ЦАРЯ, ГУСЛЯРЫ СЛЕПЫЕ, СКОМОРОХИ, ГУДОЧНИКИ, ВОЛЫНЩИКИ, ПАСТУХИ, ПАРНИ И ДЕВКИ, БЕРЕНДЕИ ВСЯКОГО ЗВАНИЯ, ОБОЕГО ПОЛА, ЛЕШИЕ, ЦВЕТЫ СВИТА ВЕСНЫ.
Заканчивается зима и Дед Мороз собирается на север. Что же делать с дочкой Снегурочкой? Её ледяное сердце никогда не знало ни простых человеческих радостей, ни любви, но однажды она услышала песни Леля и захотела остаться в Берендеевом царстве. И просит свою мать красавицу Весну растопить её сердце…Дед МорозСнегурочкойЛеля
Н.А. Римский-Корсаков в опере «Снегурочка» воспел жизнь народа, живущего в согласии с природой, показал богатство народных обычаев и обрядов, без которых картина сказочной Руси не была столь красочной.
Красота природы, торжество человеческих чувств раскрываются во многих произведениях Римского- Корсакова, но с наибольшей силой и яркостью это показывает опера «Снегурочка». Музыка Римского- Корсакова проникнута любовью к людям, к природе, верой в красоту человека и его чувств.
Обрисовывая фантастические персонажи, Римский-Корсаков опирается главным образом на инструментальные возможности оркестра. А у его представителей реального мира мелодика носит вокальный, песенный характер. Все действующие лица имеют свои постоянные темы- характеристики, которые сопровождают героев на протяжении всей оперы. Даже картины природы (птицы, светлячки, кусты, деревья) имеют свои темы. Они одушевлены и очеловечены.
С помощью флейты композитор помогает нам почувствовать, что Снегурочка лишена человеческого тепла.
Николай Андреевич Римский-Корсаков «…Я прислушивался к голосам народного творчества и природы, брал напетое и подсказанное им в основу своего творчества».
Содержание песен в опере меняется в соответствии с временами года. В песнях передано отношение берендеевского народа к природе. Они отличаются жанровым разнообразием.
Лель – это олицетворение вечного искусства музыки, песенного творчества народа.
Эти музыкальные инструменты сопровождают Леля
Пастуший рожок
Третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась» начинается пастушьим наигрышем кларнета; на его фоне возникает широкая, привольная мелодия.
Отвергнутая Лелем, Снегурочка обращается к Весне, которая дарит ей волшебный венок.
Снегурочка – это утро любви, утро судьбы народной. Недаром опера начинается отдаленным петушиным призывом, воспевающим зарю, и заканчивается могучим и победным восходом солнца. Торжественный гимн Яриле - музыкальный итог оперы, подготовленный всем ее ходом.
Реальные персонажи
Эти герои сочетают в себе реальные и сказочные черты
В.М.Васнецов говорил: «А эта поэма «Снегурочка»- лучшее, что есть».
Вывод Музыка без литературы, как и литература без музыки, понесли бы потери, так как эти виды искусства рождены жизнью и своими разными средствами (литература словом, музыка музыкальными звуками и так далее) отражают события в жизни, чувства и переживания людей.
Спасибо за внимание