Интерпретации роли Катерины в постановках драмы А.Н.Островского «Гроза»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей 34 Интерпретации роли Катерины в постановках драмы А.Н.Островского «Гроза» Работу выполнили Горячкина.
Advertisements

Цель : Рассмотреть интерпретацию произведения в критической литературе и театральных постановках. Иванова Л. В. МОУ СОШ с. Смоленка.
Тема: Образ Катерины в пьесе «Гроза». Цель: Показать образ Катерины и раскрыть черты её характера.
Споры критиков вокруг драмы «Гроза» Урок литературы в 10 классе.
Развитие Музыки и театра. Театр Для театра 19 века были характерны громкие монологи, эффектные положения, подготавливающие театральные уходы, то есть.
НАУЧНЫЙ СОВЕТ Образ Катерины – воплощение лучших качеств женской натуры.
Монолог Ларисы из пьесы Бесприданница. - Я любви искала и не нашла. На меня смотрят и смотрели как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко.
Трагедия Катерины. «Гроза» в русской критике.. ЦЕЛЬ УРОКА: -проанализировать образ героини; -понять, почему Катерина решилась на самоубийство, что это.
Театр во второй половине 19в.
Блиц-опрос Жизнь и творчество А.Н. Островского. Закончи предложение А.Н. Островский продолжил традиции таких отечественных писателей- драматургов, как.
Подготовка к сочинению по пьесе А.Н.Островского «Гроза». Вдали от солнца и природы, Вдали от света и искусства, Вдали от жизни и любви Мелькнут твои младые.
Основной конфликт А.Н.Островский показал, как «зреет протест против вековых традиций и как старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований.
А.Н Островский. Жизнь и творчество. Литературе вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один.
Тема урока: Драма А.Н.Островского «Гроза» Образ Катерины. Цель :проанализировать образ главной героини, обсудить и понять её поступок.
Пьеса А. Н. Островского «Гроза» Выполнила ученица 10 А класса Фатеева Светлана.
«Мир, в котором нет…» /по драме А.Н. Островского «Гроза»/
«Великая сила любви!» (по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»)
Любовь – одно из самых светлых и прекрасных человеческих чувств. Мечта о счастье, о прекрасной любви – вечные темы в творчестве писателей, поэтов, художников,
Тест по пьесе А.Н Островского «Гроза» Составитель С.В. Боровлёва.
Александр Николаевич Островский (1823 – 1883). Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза»
Транксрипт:

Интерпретации роли Катерины в постановках драмы А.Н.Островского «Гроза»

Цель Проследить, как русские актрисы в разное время интерпретировали роль Катерины в постановке драмы А.Н.Островского «Гроза» Ход работы 1)Найти сведения о творческой судьбе русских актрис - исполнительниц главной роли в постановке драмы «Гроза» 2)Выявить особенности интерпретации роли Катерины 3) Сделать вывод о своеобразии творческой манеры каждой из актрис

Любовь Павловна Никулина-Косицкая Актриса воплощала женские характеры во многих пьесах драматурга: «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется», «Доходное место», в трилогии о Бальзаминове. И все же в историю русского театра Любовь Павловна прежде всего вошла как первая исполнительница роли Катерины в драме «Гроза». Не случайно так много общего в судьбах Любови Косицкой и Катерины Кабановой. «Гроза» была наполнена воспоминаниями актрисы о годах ее детства и юности на Волге. Рассказы ее, голос и весь облик вызвали в душе драматурга образ Катерины с ее независимой и гордой натурой.

Гликерия Николаевна Федотова Одной из крупнейших актрис Малого театра была Гликерия Николаевна Федотова. Много творческих удач приносят ей произведения Островского. Всего она сыграла 29 ролей в его пьесах. В течение 35 лет играла Федотова роль Катерины в "Грозе". Ее Катерина была натурой страстной, порой доходящей до порывистой экзальтации. Актриса выделяла мечтательность и религиозность в ее характере, передавала мучительную внутреннюю борьбу между чувством к Борису и сознанием греховности своей любви. Раскрывая душевную трагедию Катерины, актриса вызывала не столько чувство протеста против "темного царства", сколько чувство жалости, сострадания к своей героине.

ПЕЛАГЕЯ АНТИПЬЕВНА СТРЕПЕТОВА Одна из самых любимых и важных для нее ролей – Катерина из ГрозыОстровского. Актриса подчеркивала колоссальный внутренний конфликт Катерины, борьбы в ее душе двух начал: стихийно проснувшейся страсти и догматов поведения. На протяжении ряда лет роль Катерины в ее исполнении менялась, эволюционировала, в зависимости от общественных настроений и ее состояния. Пора расцвета искусства Стрепетовой пришлась на рубеж 1870–1880-х годов на волне общественного подъема, совпавшего с художественной зрелостью актрисы. В эти годы роль Катерины в ее исполнении наполнялась особым смыслом. Она бросала открытый вызов силам, погубившим Катерину. Но уже в 1880-х произошел общественный спад, интерес к революционному народничеству исчерпал себя, и, потерявшая свою почву Стрепетова, все больше акцентировала внимание на болезненной экзальтации героини. На закате ее творчества произошел непоправимый надлом.

Полина Антипьевна Стрепетова Замечательная русская актриса, которая большую часть своей сценической жизни отдала провинциальному театру. Роль Катерины в драме «Гроза» занимает особое место в творчестве Полины Антипьевны. В этой роли Катерины и определилась с наибольшей ясностью личная тема Стрепетовой; трагедия русской женщины из народа нашла в ней свою гениальную исполнительницу. Катерина Стрепетовой чистая, любящая, глубокая привлекает зрителя душевным благородством, цельностью натуры, гордой независимостью характера. Как лучшие из писателей-народников, как художники-передвижники, она выполняла своим искусством серьезную общественную миссию, воспитывая в зрителях любовь к народу, веру в его силы, в его талантливость. В 1873 Ермолова исполнила роль Катерины в «Грозе»; в течение многих лет актриса продолжала работать над этой ролью. Ее Катерина, как бы поднимавшаяся над бытом, жила в своем мире мечтаний и любви. Ермолова создала образ прекрасной русской женщины, исполненной внутренней силы, готовности к героическому самопожертвованию, предпочитающей смерть неволе. Мария Николаевна Ермолова

Алла Константиновна Тарасова Алла Тарасова известна, прежде всего, как выдающаяся театральная актриса, которая создала незабываемый образ Катерины в драме "Гроза». Роль у Аллы Константиновны немногословная, но эмоционально насыщенная, требующая напряженной внутренней работы. Говорят в основном глаза. Они просто переполнены мучительными переживаниями, невыразимым страданием. Ее Катерина, как ни "замыленно" это звучит, предстаёт сильной и цельной натурой. Истинно верующая, искренняя женщина. Не зря Н.А. Добролюбов назвал Катерину "лучом света в темном царстве". Таким лучом она и смотрится в своем бездуховном окружении.

Чулпан Хаматова Чулпан Хаматова – замечательная актриса. Она так очаровательна, что ее трудно не полюбить. Играя Катерину, Чулпан Хаматова в очередной раз показывает свою актерскую пластичность. Катерина в спектакле - это такое довольно дикое, взлохмаченное, постоянно курящее дворовое существо, которое ни в какой клетке, понятно, не удержишь. Самую знаменитую фразу "Грозы" актриса, например, оправдывает так: побежала, поскользнулась, брякнулась на пол, ах как досадно: "Ну почему люди не летают?! " Она с равным проворством запрыгивает на мужчин и на лестницы, забираясь повыше с риском убиться задолго до финала.

Вывод Каждая из актрис по-своему интерпретировала роль Катерины Первая исполнительница Л. Б. Косицкая, которая готовила роль с Островским. Это порыв к мечте. Главное в образе «отчего люди не летают?». Г. Н. Федотова не расставалась с ролью Катерины 35 лет. Ее стиль задушевность и поэтичность. П. А. Стрепетова создала мученицу, русскую женщину. М. Н. Ермолова - Ермолова создала образ прекрасной русской женщины, исполненной внутренней силы, готовности к героическому самопожертвованию. А. К. Тарасова её Катерина - жертва, которая одинока в этом страшном мире, она обречена. Чулпан Хаматова – Катерина в её исполнении - это такое довольно дикое, взлохмаченное, постоянно курящее дворовое существо.

Ресурсы Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медия-Сервис-2000"); Асеев Б.Н., Образцова А.Г., ред. Русский драматический театр. С nikulina/history.html А также фото с сайтов: