Русский язык в профессиональной сфере Занятие 2 Солейник Виктория Валерьевна Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Понятие речевого воздействия. Произнеси правильно 1. ОтгУл 2. АфЕра 3. ОпЕка 3. УполномОчивать 4. УсугубИть 5. ЗаЁм.
Advertisements

Русский язык в профессиональной сфере Лекция 2 Солейник Виктория Валерьевна Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УСТНОЙ РЕЧИ.
Культура общения Виктория Максимова. ОБЩЕНИЕ Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями.
Тема: Культура общения. ОБЩЕНИЕ Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной.
Тема: Культура общенияОБЩЕНИЕ Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности.
ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ. Человеческая речь - главное средство вербального общения. Однако! Большинство современных ученых сходятся в том,
Основные требования к публичному выступлению Арутюнян Ирина Алексеевна, заместитель директора МОУ «Центр творческого развития и гуманитарного образования.
1 способности и умения в организации общения; 2 психологические знания 3 свойства самой личности (характер, темперамент) 4 психические состояния, проявляющиеся.
Ключевые понятия Вербальная коммуникация. Вербальное воздействие. Факторы вербального речевого общения.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ» Плужникова Х.В.
«Секреты общения». Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности.
Барьеры коммуникации Выполнила студента 3-го курса Группы 3БД-410 Павлова Валерия.
Три основных закона поведения: 1 закон Ученики выбирают определенное поведение в определенных ситуациях 2 закон Любое поведение учеников подчинено общей.
Общение наивысшая радость, дарованная людям. Кеннет Томас.
Условия успешной коммуникации Элективный курс по русскому языку для учащихся 9 класса Автор – составитель А.М. Головизин.
Невербальные средства общения. Общение вербальное общение вербальное невербальное словесное мимика жесты интонации мимика жесты интонации.
Общение Составные элементы общения Сообщение Разговор Раппорт Точка зрения Комплименты Интересы.
Цели: Виды конфликтов. Формула конфликта. Какие существуют модели поведения в конфликте? Из-за чего возникают конфликты? Роль эмоций в конфликтах. Что.
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской.
Транксрипт:

Русский язык в профессиональной сфере Занятие 2 Солейник Виктория Валерьевна Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка

Понятие речевого воздействия Наука эта и древняя и современная. Древняя она потому, что еще в Древней Греции и Риме процветала риторика, которая учила эффективному публичному выступлению, умению вести спор и одерживать в споре победу. Древняя риторика была основана на логике, правилах логического рассуждения и убеждения.

В средние века риторика почти умерла как наука и возродилась в двадцатом веке уже на новой, психологической основе современному человеку важна не только и не столько логика, сколько психологические и эмоциональные приемы убеждения. Много сделал для современной науки о речевом воздействии американский ученый Дейл Карнеги, который впервые систематически описал некоторые правила и приемы эффективного общения и стал обучать этим приемам.

1. Он показал, что в обшении людей действуют правила и законы. 2. Показал, что некоторые правила, если их соблюдать, делают общение более эффективным. 3. Доказал, что взрослый человек в процессе обучения и размышления над собственным общением может повысить эффективность своего общения. 4. Разработал метод обучения взрослых речевому воздействию: рассказывать показательные случаи из жизни и выводить из них правила эффективного общения. Заслуги Д.Карнеги ( ) в развитии науки о речевом воздействии таковы:

Важнейшее значение книг Д.Карнеги в том, что он учит людей задумываться над своим общением, совершенствовать его и показывает, что совершенствование любым человеком своих навыков и приемов общения с людьми не только возможно, но и приводит к успеху в делах и улучшению взаимоотношений с окружающими. «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично», «Как перестать беспокоиться и начать жить» и др.

1. Доказывание. Доказывать это приводить аргументы, подтверждающие правильность какого-либо тезиса. При доказывании аргументы приводятся в системе, продуманно, в соответствии с законами логики. Доказывание это логический путь речевого воздействия, обращение к логике мышления человека. Доказываем мы так: «Во-первых, во-вторых, в-третьих...». Доказывание хорошо действует на человека с логическим мышлением, но логика действует эффективно не на всех и не всегда (мы уже знаем, что в некоторых случаях эмоция полностью подавляет логику; вспомним закон эмоционального подавления логики). Способы речевого воздействия

2. Убеждение. Убеждать это вселять в собеседника уверенность, что истина доказана, что тезис установлен. В убеждении используется и логика, и обязательно эмоция, эмоциональное давление. Убеждаем мы примерно так: «Во- первых... Во-вторых... Поверь, так оно и есть! Это действительно так! И другие так думают. Я это точно знаю! Ну почему ты не веришь?...»и т. д. Убеждая, мы стараемся фактически навязать свою точку зрения собеседнику.

Уговаривать это преимущественно эмоционально побуждать собеседника отказаться от его точки зрения и принять вашу просто так, потому что нам этого очень хочется. Уговаривание всегда осуществляется очень эмоционально, интенсивно, используются личные мотивы: «Ну, пожалуйста...ну сделай это для меня... ну что тебе стоит... я буду очень тебе благоларен... я тебе тоже сделаю такое одолжение, если ты попросишь когда-нибудь... ну очень прошу...». Уговаривание эффективно в эмоциональном возбуждении обоих собеседников, когда тот, к кому обращаются, в равной степени может выполнить просьбу, а может и не выполнить. В серьезных вопросах уговаривание обычно не помогает. 3. Уговаривание.

Клянчить это просить о чем-то эмоционально, просто настойчиво повторяя просьбу и взывая к эмоциональному сочувствию, уступке, минуя какие-либо аргументы. Клянчит ребенок: «Ну мам, купи... ну купи... ну купи, пожалуйста,.. и т.д.» Клянчанье рассчитано на эмоциональное сочувствие собеседника и его неспособность долго противостоять эмоциональному обращению. 4. Клянченье

5. Внушение Внушать это побуждать собеседника просто поверить вам на слово, принять на веру то, что вы ему говорите без обдумывания, без критического осмысления. Внушение основано на сильном психологическом, эмоциональном давлении, часто на авторитете собеседника. Сильные, волевые, авторитетные личности могли внушать людям практически что угодно. Очень внушаемы дети по отношению к взрослым, часто внушаемы молодые девушки, женщины по отношению к грубым и решительным мужчинам.

6. Принуждение Принудить значит заставить сделать что-то человека против его воли. Принуждение основано обычно на грубом нажиме либо на демонстрации грубой силы, угрозах: «Кошелёк или жизнь!».

Какие же из этих способов речевого воздействия являются эффективными? Первые пять (но каждый из них эффективен в определенных условиях). Речевое воздействие как наука об эффективном и цивилизованном общении учит нас обходится без принуждения и сочетать в различных условиях общения остальные способы речевого воздействия на личность. Таким образом, речевое воздействие это наука о выборе подходящего адекватного способа цивилизованного речевого воздействия на личность в конкретной коммуникативной ситуации, об умении правильно сочетать различные способы речевого воздействия в зависимости от собеседника и ситуации общения для достижения наибольшего эффекта.

Различают два основных аспекта речевого воздействия вербальный и невербальный. Вербальный (от латинского verbum «слово») речевое воздействие это воздействие при помощи слов. При вербальном воздействии важно, в какой речевой форме вы выражаете свою мысль, в каких словах её сообщаете, в какой последовательности подаете слушателю те или иные факты, как громко, с какой интонацией и т. д. Невербальное воздействие это воздействие при помощи несловесных средств, которые сопровождают нашу речь (жесты, мимика, дистанция до собеседника, сигналы внешности и поведение говорящего и т. д.) Правильно построенное сочетание вербального и невербального воздействия обеспечивают нам эффективность общения. Аспекты речевого воздействия

Коммуникативная неудача это отрицательный результат общения, такое завершение общения, когда цель, которую мы ставили в разговоре, оказывается не достигнутой. Коммуникативные неудачи постигают нас, когда мы неправильно строим свое общение: выбираем не те способы речевого воздействия, не учитываем, с кем разговариваем, не выдерживаем правил бесконфликтного общения и т. д. Коммуникативное самоубийство это грубая ошибка, допущенная в общении, которая сразу делает дальнейшее общение заведомо неэффективным. («Извините, что занимаю у вас время..., Я вас долго не задержу...»). Коммуникативная неудача

1. Информационная донести свою информацию до собеседника, получить подтверждение, что она получена. 2. Предметная что-либо получить, узнать, изменить в поведении собеседника. 3. Коммуникативная сформировать определенные отношения с собеседником. Можно выделить такие разновидности коммуникативных целей: установить, поддержать, возобновить или завершить, прервать или разорвать контакт. Им соответствуют речевые этикетные формулы как: приветствие, поздравление, сочувствие, прощание, комплимент, извинение и т.д. Цели общения

Эффективное речевое воздействие такое, которое позволяет говорящему достичь поставленной цели (целей) и сохранить баланс отношений с собеседником (коммуникативное равновесие), то есть остаться с ним в нормальных отношениях, не поссориться.

Коммуникативная ситуация 1. - Передайте, пожалуйста соль! - Пожалуйста! Информационная Предметная Коммуникативная

Коммуникативная ситуация 2. - Передайте, пожалуйста соль! - Простите, здесь соли нет. Информационная Предметная Коммуникативная

Коммуникативная ситуация 3. - Дайте соль! - А почему так грубо? Информационная Предметная Коммуникативная

Коммуникативная ситуация 4. - Передайте, пожалуйста, соль! - Что? Информационная Предметная Коммуникативная

Коммуникативная ситуация 5. - Передайте, пожалуйста, соль! - На! Информационная Предметная Коммуникативная

Если мы достигли предметной и информационной цели, но не достигли коммуникативной (5) то, такое речевое воздействие называют результативным, но неэффективным. Таким образом, эффективное и результативное воздействие разные вещи. В остальных случаях (кроме 1) недостижение предметной цели свидетельствует о неэффективности речевого воздействия значит, мы что-то сделали неправильно. Вспомним закон зависимости результата общения от объема коммуникативных усилий.

Поставленная нами цель должна быть достижима; Мы должны соблюдать правила бесконфликтного общения; Необходимо использовать приемы речевого воздействия, адекватные ситуации; Знать и соблюдать действующие в общении коммуникативные законы. Условия эффективного воздействия

Коммуникативная позиция это степень авторитетности участника общения для собеседника, степень влиятельности его речи в конкретной ситуации. Виды коммуникативной позиции говорящего: слабая и сильная (начальник подчиненный, взрослый ребенок, старший младший, высокий низкий, громко тихо, мужчина женщина). Искусство речевого воздействия заключается в умении говорящего усилить свою коммуникативную позицию, защитить свою позицию от давления собеседника, а также в умении ослабить позицию собеседника. Коммуникативная позиция говорящего

Например, усиливают нашу коммуникативную позицию такие приемы: Повтор обращения («закон имени»); Приближение к собеседнику («чем ближе, тем эффективнее»); Возвышение над собеседником («чем выше, тем эффективнее»); Физический контакт; Открытые жесты, обращенные к слушателю; Укрупнение собеседника (похвала, выделение из других); Повышение громкости голоса; Демонстрация доброжелательности мимикой, жестами; Привлекательность нашего внешнего вида и др.

Защищать свою позицию можно: Увеличивая дистанцию; Разместившись за препятствием (за столом, букетом цветов и т.д.); Отклоняясь назад при разговоре; Принимая закрытые позы (скрещивание рук на груди, поворот боком к собеседнику) и др.

Ослабить коммуникативную позицию собеседника можно такими премами: Посадить его в низкое кресло; Встать и расхаживать перед ним в процессе разговора; Посадить собеседника так, чтобы за его спиной было движение; Посадить собеседника так, чтобы ему бил свет в лицо и др.

1. Приведите примеры собственных коммуникативных неудач. Проанализируйте их. 2. Найдите в художественной литературе диалог, в котором используется тот или иной способ речевого воздействия. Проанализируте его. Домашнее задание