Освоение культурного наследия Стратегия визуальной коммуникации IV Неизвестный художник. Дети у камина. Середина XIX в. Образовательное путешествие как педагогический метод III
Схема 1 Модели процесса познания Схема 2
Стадии развития эстетического восприятия: от начинающего зрителя до зрителя опытного 1. Стадия рассказчика В. Сидоров. Пора безоблачного неба Конструктивная стадия П. Пикассо. Первые шаги. 1943
3. Стадия классифицирования 4. Интерпретативная стадия Ю. Пименов. Ожидание Рекреативная стадия И. Новиков Приход мессии на Таганку А. Иванов. Явление Христа народу 1837–1857
Подбор произведений искусства – один из ключевых моментов реализации технологии «Образ и мысль» Ж.Б.С. Шарден. Прачка К. Брюллов. Последний день Помпеи. 1830–1833
Основу стратегии вопросов составляют три основных вопроса: «Что вы видите?» «Что происходит на картине?» «Что ты видишь здесь такого, что позволяет тебе так думать?»
Л. Плахов. В кузнице Камаль-эд-дин Бихзад Строительство форта Карнак 1494–1495 К. Хокусай Большая волна 1823 К. Петров-Водкин год. Тревога. 1934
Наиболее эффективная форма обсуждения произведений изобразительного искусства – дискуссия Одним из важных с педагогической точки зрения моментов дискуссии является возможность для участников убедиться в том, что кроме собственного мнения существуют и другие оценки. Сцена охоты в нильских зарослях. Роспись гробницы в Фивах. Конец XV в. до н. э.
Образовательное путешествие как педагогический метод К. Д. Фридрих. Вид из студии художника И. Славинский. Из серии «Живой камень». Конец XX в.
Образовательное путешествие разворачивается на нескольких содержательных уровнях и решает несколько задач: – знакомство с разнообразными объектами культурного наследия; – приобретение опыта исследования подобных объектов; – получение представлений о тех культурных процессах и явлениях, которые нашли отражение в этих объектах культуры. Этапы образовательного путешествия: – подготовка; – работа на маршруте; – подведение итогов (защита).
Маршрутный лист 1 пункт М. Земцов, П. Трезини, В Стасов. Спасо- Преображенский собор. 1754, восстановлен в 1829: фасад со стороны ул. Пестеля; элемент ограды; декоративные рельефы на стенах; медали на створках главных ворот
2 пункт И. Коробов Пантелеймоновская церковь е Барельеф и мемориальная доска на фасаде
3 пункт В. Баженов, В. Бренна. Михайловский замок (Инженерный). 1797–1801Б. Растрелли. Памятник Петру Великому 1747
Дж. Шарлемань. Михайловский замок. 1850
4 пункт А. Парланд. Храм Воскресения Христова (Спаса на Крови). 1889К. Рабус. Храм Василия Блаженного е
5 пункт … В его руке стремительная шпага, Военный плащ клубится за плечом, Пернатый шлем откинут, и отвага Зажгла зрачки немеркнущим огнем… В. Рождественский А. Воронихин. М. Козловский, Ф. Гордеев Памятник Александру Суворову. 1799–1801
7 пункт О. Монферран. Александровская колонна пункт А. Ринальди Мраморный дворец. 1768–1785 П. Трубецкой, Ф. Шехтель. Памятник Александру III. 1909
8 пункт Се образ изваян премудрого Героя, Что, ради подданных лишив себя покоя, Последний принял чин и царствуя служил, Свои законы сам примером утвердил, Рожденны к скипетру, простер в работу руки, Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки. Когда он строил град, сносил труды в войнах, В землях далеких был и странствовал в морях, Художников сбирал и обучал солдатов, Домашних побеждал и внешних сопостатов... М. Ломоносов Э. Фальконе, М.-А. Колло, Ю. Фельтен Памятник Петру I (Медный всадник). 1768–1770
Презентация подготовлена Е. Князевой на основе материала Л. Ванюшкиной и Е. Коробковой. Газета «Искусство» 13/2011.