Изобразительно - выразительные средства языка Сравнение урок литературы, 5 класс МОУ « Лесогорская средняя общеобразовательная школа » МО « Выборгский.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Изобразительно - выразительные средства языка Эпитет урок литературы, 5 класс МОУ « Лесогорская средняя общеобразовательная школа » МО « Выборгский район.
Advertisements

1.Расширить знания уч-ся о тропах, сформировав понятие о сравнении. 2.Стимулировать развитие творческих способностей учащихся. 3. Показать роль умения.
Опорный конспект по теме: «Сравнение» глаза как вишни Сравнение – это сопоставление двух предметов по сходству. Необходимо помнить: - - сравнивать надо.
Тайны метафоры урок литературы, 5 класс МОУ « Лесогорская средняя общеобразовательная школа » МО « Выборгский район » Ленинградской области Авторы : Ртищева.
Тайны метафоры урок литературы, 5 класс МОУ « Лесогорская средняя общеобразовательная школа » МО « Выборгский район » Ленинградской области Авторы : Ртищева.
Понятие о сравнении Урок развития речи. Цель: расширить знания учащихся о тропах; сформировать понятие о сравнении; стимулировать развитие творческих.
Автор: Гудымова Н.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ196 г.Новосибирска 1.
Подготовлен учителем Заволжского лицея Голубевой Е.А г. Урок литературы в 5 классе.
Презентацию подготовил учитель изобразительного искусства МБОУ «Основная общеобразовательная школа 39» Коровкина Клавдия Юрьевна.
Стихотворный размер. Стихотворение поэт А. С. Пушкин Рифма, строфа.
ЛИТЕРАТУРНАЯ СТУДИЯ Все способны писать.. АССОЦИАТИВНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ МЕНЯ ПОРАЗИЛО В ПРИРОДЕ:
Листопад Дополнительный материал к уроку литературы по творчеству И. Бунина 5 класс Автор: Турчина Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы.
Тайны метафоры урок литературы, 5 класс. Тропы : Какие тропы вы знаете ?
Изобразительно- выразительные средства языка. Эпитет. Изобразительно- выразительные средства языка. Эпитет.
Это удивительное прилагательное Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь.
Сравнение Кочакова Арина 5 б. Что такое сравнение? Сравнение – это сопоставление нескольких предметов по их сходствам.
Овощи Лес, точно терем расписной Лиловый золотой багряный Весёлой пёстрою стеной Стоит над светлою поляной.
Поэтическая тетрадь Литературное чтение 4 класс Тест 3.
Средства художественной выразительности. Эпитет – это одно слово ( обычно прилагательное ) в переносном смысле, которое говорит об отношении автора к.
Лингвистическая разминка добрый етишер у ж б ак о и мный л з ь д ный д н р е ы р й аостный ти в ный.
Транксрипт:

Изобразительно - выразительные средства языка Сравнение урок литературы, 5 класс МОУ « Лесогорская средняя общеобразовательная школа » МО « Выборгский район » Ленинградской области Авторы : Ртищева В. Г., учитель русского языка и литературы Голубева Н. Л., учитель русского языка и литературы

Что означает термин « изобразительно - выразительные средства языка »? изображают рисуют словами картины жизни отличают один предмет от другого передают отношение, чувства автора

Тропы Какие тропы вы знаете ?

Р. Сэф На свете всё На всё Похоже : Змея На ремешок Из кожи ; Луна – На круглый глаз Огромный ; Журавль - На тощий Кран подъемный ; Кот полосатый – На пижаму. Я – На тебя, А ты – На маму.

КАКИЕ ВЫ ВНИМАТЕЛЬНЫЕ ? Вспомните интересные наблюдения из жизни, приведите примеры оригинальных сравнений Облако похоже на клочок ваты. Паркет - на след самосвала. Электрическая лампочка - на грушу

Закончите подходящим по рифме сравнением каждую строчку стихотворения Новеллы Матвеевой Она умеет превращаться Смотри ! Полосатая кошка На тумбе сидит, как _________! Но спрыгнет – и ходит, как _______. Рассердится – прямо _______ Свернется – покажется _______, Растянется – выглядит _______… Похожа на всех понемножку. А изредка – даже на … _______! Вероятно, труднее всего Превратиться в себя самоё.

Сверьтесь с оригиналом стихотворения Она умеет превращаться Смотри ! Полосатая кошка На тумбе сидит, как матрешка ! Но спрыгнет – и ходит, как щука. Рассердится – прямо гадюка ! Свернется – покажется шапкой, Растянется – выглядит тряпкой … Похожа на всех понемножку. А изредка – даже на … кошку ! Вероятно, труднее всего Превратиться в себя самоё.

Что такое сравнение ? Ваше мнение ? Способ характеристики – описания предмета Способ характеристики – описания предмета Когда одно похоже на другое Когда одно похоже на другое Слова, соединенные союзами : как, точно, будто Слова, соединенные союзами : как, точно, будто

Сравнение - это сопоставление двух предметов по сходству это сопоставление двух предметов по сходству

Как использовать как будто как будто словно словно точно точно что что сравнивать надо хорошо знакомые предметы и явления сравнивать надо хорошо знакомые предметы и явления правильный выбор, точность, емкость, образность правильный выбор, точность, емкость, образность

Роль сравнений авторская оценка предмета или явления авторская оценка предмета или явления рисует внешний облик героя рисует внешний облик героя передает настроение, переживание героя передает настроение, переживание героя

Выделите сравнения и определите их изобразительную роль Хорошая девочка Лида На улице Южной живет. Ее золотые косицы Затянуты будто жгуты. По платью, по синему ситцу Как в поле мелькают цветы. Я. Смеляков

Выделите сравнения и определите их изобразительную роль Он был благороден и прекрасен лицом, как повелитель эльфов, могуч, как воин, мудр, как колдун, величествен, как король гномов, и добр, как нежаркое лето. Дж. Р. Р. Толкин

Сравнения рисуют внешний облик, передают характер героев

Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой пестрою стеной, Стоит над светлою поляной И. Бунин Выделите сравнения и определите их изобразительную роль

Сравнение создает картину нарядного, шумного, гостеприимного дома – леса, в который очень хочется войти, чтобы полюбоваться и подивиться его красотой

Повалился он на холодный снег, На холодный снег, будто сосенка, Будто сосенка во сыром бору, Под смолистый под корень подрубленная. М. Лермонтов Выделите сравнения и определите их изобразительную роль

С помощью сравнения передано сочувствие герою

И погас он, словно свеченька, Восковая, предиконная. Н. Некрасов Выделите сравнения и определите их изобразительную роль

Умер кормилец ; боль, печаль, безутешное горе переданы с помощью сравнения

Вам не видать таких сражений ! Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел … М. Лермонтов Выделите сравнения и определите их изобразительную роль

С помощью сравнения передано переживание, восхищение героя, подчеркнута быстрота смены событий

Игра « Соревнование с поэтом » За окном ветерок веселится : То подпрыгнет, то притаится. И листочки бегут по дорожке, Словно ____________________.

Сверьтесь с оригиналом стихотворения Владимира Орлова За окном ветерок веселится : То подпрыгнет, то притаится. И листочки бегут по дорожке, Словно желтые мышки от кошки. Какое настроение это стихотворение передает нам ?

- КАК УВИДЕТЬ СРАВНЕНИЕ В ТЕКСТЕ ? - КАКОВА ИХ РОЛЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ ? - КАКИЕ ИНТЕРЕСНЫЕ СРАВНЕНИЯ ВАМ ЗАПОМНИЛИСЬ НА УРОКЕ ? Подведем итоги

Домашнее задание Перечитайте « Сказку о золотом петушке » А. С. Пушкина Перечитайте « Сказку о золотом петушке » А. С. Пушкина Выпишите сравнения и объясните их роль в тексте Выпишите сравнения и объясните их роль в тексте Найдите репродукцию картины, изображающую зимний лес Найдите репродукцию картины, изображающую зимний лес Подберите к ней эпиграфы - стихотворные строчки русских поэтов Подберите к ней эпиграфы - стихотворные строчки русских поэтов

Список использованной литературы Школьный словарь литературоведческих терминов : Иносказательность в худож. речи. Тропы. Стиховедение / Л. В. Чернец, В. Б. Семенов, В. А. Скиба.- М. : Просвещение, 2002 Литература. Еженедельное приложение к газете « Первое сентября » 8(239) февраль 1998 г. Методика развития речи на уроках русского языка : Книга для учителя / Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос и др.; под редакцией Т. А. Ладыженской.-2- е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, Энциклопедический словарь юного филолога ( языкознание )/ Сост. М. В. Панов.- М : Педагогика, 1984 Формирование литературоведческих понятий в школе. А. Г. Балыбердина. Куйбышев, 1981

Русский язык. Экспресс - репетитор для подготовки к ЕГЭ. « Выразительность русской речи »/ Е. С. Симакова. М : АСТ : Астрель ; Владимир : ВКТ,2008 Черных О. Г. Игровые уроки по литературе :5 класс.- М : ВАКО,2008 Литература : анализ эпизода : анализ стихотворения : учебно - методическое пособие / Н. В. Францова, Т. В. Доронина, Н. С. Генералова.- М.: Издательство « Экзамен », Формирование теоретико - литературных понятий в школе. А. Г. Балыбердина. Киров, 1974

Список использованных материалов, Интернет - ресурсов