«Серебряный век» русской поэзии Символизм. «Серебряный век» - устойчивая историко-литературная метафора, возникшая в кругах русских писателей-эмигрантов,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Символизм Васильева Анна Викторовна ГБОУ СОШ 71. Серебряный век символизм акмеизм футуризм модернизм.
Advertisements

ВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ БРЮСОВ Я хочу жить, чтобы в истории всеобщей литературы обо мне было две строчки. И они будут. Вал.Брюсов.
Учитель Е.И.Лебедева. «Вы – поэт божьей милостью» М.Горький «…читать Брюсова – огромное наслаждение…» А. Луначарский.
Валерий Яковлевич Брюсов (1873 – 1924 ). В.Я. Брюсов Поэт,прозаик, критик,переводчик, ученый-филолог, один из основоположников символизма в русской поэзии.
Особенности символизма Автор работы: Тарасенко С. И. учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная.
Русский символизм (к. XIX-н. XX в.). Содержание 1. Основные понятия и термины 2. Поэты-символисты 3. «Старшие» символисты. В.Я. Брюсов. 4. К.Д. Бальмонт.
СИМВОЛИЗМ «СТАРШИЕ СИМВОЛИСТЫ». МОДЕРНИЗМ (новейший, современный) Художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале ХХ века. Она характеризует.
. Символизм – литературно- художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Символизм – литературно-
ЛИТЕРАТУРА СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА ЛИТЕРАТУРА РУБЕЖА ВЕКОВ И НАЧАЛА 20 ВЕКА, СТАВШАЯ ОТРАЖЕНИЕМ ПРОТИВОРЕЧИЙ И ПОИСКОВ ЭПОХИ, ПОЛУЧИЛА НАЗВАНИЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА.
Символизм «Старшие символисты»: Д. С. Мережковский З. Н. Гиппиус В. Я. Брюсов К. Бальмонт Ф. Сологуб.
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл… Анна Ахматова.
Урок литературы в 11 классе « Особенности раннего творчества О. Э. Мандельштама »
Особенности русского символизма Символ – окно в бесконечность. Ф.Сологуб.
СИМВОЛИЗМ от греч. Symbolon условный знак. ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, СЧИТАВШЕЕ ЦЕЛЬЮ ИСКУССТВА ИНТУИТИВНОЕ ПОСТИЖЕНИЕ МИРОВОГО ЕДИНСТВА.
«Серебряный век» русской литературы. Поэзия.. Философские основы культуры рубежа веков. Вопрос о Человеке и Боге являлся главным. Без веры в Бога человек.
«Этот мир из вдохновенья, Этот мир из серебра…» Модернизм в русской поэзии рубежа веков.
Презентация к уроку литературы в 11 классе по теме: «Романтический мир раннего Блока». Матвеева Е.А ГОУ ОСОШ 10 Санкт-Петербург.
И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл А.А.Ахматова.
Художественные открытия Серебряного века русской культуры.
Я мечтою ловил уходящие тени… К.Д. Бальмонт. Это эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической.
Транксрипт:

«Серебряный век» русской поэзии Символизм

«Серебряный век» - устойчивая историко-литературная метафора, возникшая в кругах русских писателей-эмигрантов, обозначение эпохи взлёта поэтического искусства конца девятнадцатого – начала двадцатого века в России («Русский Ренессанс») Николай Авдеевич Оцуп, поэт, переводчик, создатель эмигрантского журнала «Числа» 1890-ые – 1920 г.г.

Модернизм (от фр.новейший, современный) - это общее название направлений искусства и литературы к.19- н.20 в.в., подразумевающее новые явления, имеющие целью духовное возрождение человека, преображение мира средствами искусства, отводящие автору роль ТЕУРГА-пророка, способного постичь мировую гармонию, высшие истины В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо своё, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города. Н.Гумилёв

Течения модернизма символизмакмеизмфутуризмимажинизм

Символизм СИМВОЛИЗМ - литературно- художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы.

«Мрак есть начало света…» (В.Соловьёв) В.С.Соловьёв Милый друг, иль ты не видишь, Милый друг, иль ты не видишь, Что всё видимое нами – Только отблеск, только тени От незримого очами? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий – Только отклик искаженный Торжествующих созвучий? Только отклик искаженный Торжествующих созвучий? Милый друг, иль ты не чуешь, Что одно на целом свете – Только то, что сердце к сердцу Говорит в немом привете?

Объединяющим началом мирового единства виделось искусство - земное подобие творчества божественного. Символ (многозначное иносказание) отражает постижение единства жизни, её истинной, скрытой сущности. Символ (многозначное иносказание) отражает постижение единства жизни, её истинной, скрытой сущности.

В.Я.Брюсов В.Я.Брюсов ТВОРЧЕСТВО Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине. И прозрачные киоски, В звонко-звучной тишине, Вырастают, словно блестки, При лазоревой луне. Всходит месяц обнаженный При лазоревой луне... Звуке реют полусонно, Звуки ластятся ко мне. Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене. ТВОРЧЕСТВО Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине. И прозрачные киоски, В звонко-звучной тишине, Вырастают, словно блестки, При лазоревой луне. Всходит месяц обнаженный При лазоревой луне... Звуке реют полусонно, Звуки ластятся ко мне. Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене.

Символисты «Старшие символисты» В.Я. Брюсов ( ) К.Д. Бальмонт ( )

Д.С. Мережковский ( ) Д.С. Мережковский ( ) З.Н. Гиппиус ( ) З.Н. Гиппиус ( )

Фёдор Кузьмич Сологуб (Тетерников) (Тетерников) Г.Г. Анненский Иннокентий Фёдорович ( )

А.А. Блок ( ) А.А. Блок ( ) «Младшие символисты» А. Белый (Б.Н.Бугаев)( ) А. Белый (Б.Н.Бугаев)( )

Вячеслав Иванович Иванов ( ) ( )

Идейные вожди, теоретики- Мережковский Д.С., Брюсов В.Я. Программа – «Ключи тайн» (В.Брюсов) «Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями. Искусство - то, что в других областях мы называем откровением. Создания искусства - это приотворенные двери в Вечность» «Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями. Искусство - то, что в других областях мы называем откровением. Создания искусства - это приотворенные двери в Вечность» «Исконная задача искусства и состоит в том, чтобы запечатлеть эти мгновения прозрения, вдохновения. Искусство начинается в тот миг, когда художник пытается уяснить самому себе свои темные, тайные чувствования. Где нет этого уяснения, нет художественного творчества. Где нет этой тайности в чувстве, нет искусства. Для кого всё в мире просто, понятно, постижимо, тот не может быть художником. Искусство только там, где дерзновение за грань, где прорывание за пределы познаваемого, в жажде зачерпнуть хоть каплю "стихии чуждой, запредельной" «Исконная задача искусства и состоит в том, чтобы запечатлеть эти мгновения прозрения, вдохновения. Искусство начинается в тот миг, когда художник пытается уяснить самому себе свои темные, тайные чувствования. Где нет этого уяснения, нет художественного творчества. Где нет этой тайности в чувстве, нет искусства. Для кого всё в мире просто, понятно, постижимо, тот не может быть художником. Искусство только там, где дерзновение за грань, где прорывание за пределы познаваемого, в жажде зачерпнуть хоть каплю "стихии чуждой, запредельной"

Особенности эстетики и поэтики символистов «Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями… откровение». Понятие о ДВОЕМИРИИ, тяготение к мистике Символ (знак чего-л.,многозначное иносказание) отражает постижение единства жизни, её истинной, скрытой сущности Сильное субъективное (личное и личностное) начало Культ впечатления (импрессионизм) Метафоричность, развитие у слова дополнительных значений Минорное звучание поэзии, её музыкальность (словесно-музыкальный поток) Изысканность форм и образов, повышенное внимание к звучанию стихов, иногда в ущерб содержанию

В.Я.Брюсов В.Я.Брюсов Шорох Шорох Шорох в глуши камыша, Шелест шуршанье вершин, Шум в свежей чаще лощин, Шепот души заглуша, Шепот, смущенье и дрожь Ширью и тишью живешь. Шумом в глуши камыша, Шелестом вешних вершин, Шорохом в чаще лощин.

УЧЕНИК ОРФЕЯ Я всюду цепи строф лелеял, Я ветру вслух твердил стихи, Чтоб он в степи их, взвив, развеял, Где спят, снам веря, пастухи; Просил у эхо рифм ответных, В ущельях гор, в тиши яйлы; Искал черед венков сонетных В прибое, бьющем в мол валы; Ловил в немолчном шуме моря Метр тех своих живых баллад, Где ласку счастья, жгучесть горя Вложить в античный миф был рад; В столичном грозном гуле тоже, Когда, гремя, звеня, стуча, Играет Город в жизнь,- прохожий, Я брел, напев стихов шепча; Гудки авто, звонки трамвая, Стук, топот, ропот, бег колес,- В поэмы страсти, в песни мая Вливали смутный лепет грез. УЧЕНИК ОРФЕЯ Я всюду цепи строф лелеял, Я ветру вслух твердил стихи, Чтоб он в степи их, взвив, развеял, Где спят, снам веря, пастухи; Просил у эхо рифм ответных, В ущельях гор, в тиши яйлы; Искал черед венков сонетных В прибое, бьющем в мол валы; Ловил в немолчном шуме моря Метр тех своих живых баллад, Где ласку счастья, жгучесть горя Вложить в античный миф был рад; В столичном грозном гуле тоже, Когда, гремя, звеня, стуча, Играет Город в жизнь,- прохожий, Я брел, напев стихов шепча; Гудки авто, звонки трамвая, Стук, топот, ропот, бег колес,- В поэмы страсти, в песни мая Вливали смутный лепет грез. = Все звуки жизни и природы Я облекать в размер привык: Плеск речек, гром, свист непогоды, Треск ружей, баррикадный крик. Везде я шел, незримо лиру Держа, и властью струн храним, Свой новый гимн готовя миру, Но сам богат и счастлив им. Орфей, сын бога, мой учитель, Меж тигров так когда-то пел... Я с песней в адову обитель, Как он, сошел бы, горд и смел. Но диким криком гимн менады Покрыли, сбили лавр венца; Взвив тирсы, рвали без пощады Грудь в ад сходившего певца. Так мне ль осилить взвизг трамвайный, Моторов вопль, рев толп людских? Жду, на какой строфе случайной Я, с жизнью, оборву свой стих.

Михаил Александрович Врубель ( ) В искусстве «серебряного века» Врубель представляет собой фигуру ключевого значения: в его творчестве нашли свое отражение как идеи модерна и символизма, так и зачатки новых художественных направлений. Демон Демон летящий

M. A. ВРУБЕЛЮ От жизни лживой и известной Твоя мечта тебя влечет В простор лазурности небесной Иль в глубину сапфирных вод. Нам недоступны, нам незримы, Меж сонмов вопиющих сил, К тебе нисходят серафимы В сияньи многоцветных крыл. Из теремов страны хрустальной, Покорны сказочной судьбе, Глядят лукаво и печально Наяды, верные тебе. M. A. ВРУБЕЛЮ От жизни лживой и известной Твоя мечта тебя влечет В простор лазурности небесной Иль в глубину сапфирных вод. Нам недоступны, нам незримы, Меж сонмов вопиющих сил, К тебе нисходят серафимы В сияньи многоцветных крыл. Из теремов страны хрустальной, Покорны сказочной судьбе, Глядят лукаво и печально Наяды, верные тебе. «Царевна-лебедь» «Демон сидящий»

АНАЦИКЛ (греч. ana – вперёд, против и cyclos – круг, цикл) – стихотворение, написанное таким образом, что его можно одинаково читать как сверху вниз слева направо, так и снизу вверх справа налево. Анацикл читается в обоих направлениях не по буквам (как в палиндроме), а по словам. Жестоко – раздумье. Ночное молчанье Качает виденья былого, Мерцанье встречает улыбки сурово. Страданье – Глубоко – глубоко! Страданье сурово улыбки встречает… Мерцанье былого – виденья качает… Молчанье, ночное раздумье, – жестоко! (В. Брюсов)

ЮНОМУ ПОЭТУ Юноша бледный со взором горящим, Ныне даю я тебе три завета: Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее - область поэта. Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно. Юноша бледный со взором смущенным! Если ты примешь моих три завета, Молча паду я бойцом побежденным, Зная, что в мире оставлю поэта. ЮНОМУ ПОЭТУ Юноша бледный со взором горящим, Ныне даю я тебе три завета: Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее - область поэта. Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно. Юноша бледный со взором смущенным! Если ты примешь моих три завета, Молча паду я бойцом побежденным, Зная, что в мире оставлю поэта.

Начало XX века– время экспериментов. И жили в нём особенные люди, движимые потребностью всё обращать в поэзию, стать целым миром, раствориться, разлиться в нём. Это была целая литературная планета, у которой был свой период младенчества, взросления, зрелости. Анна Ахматова, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Сергей Есенин, Владимир Маяковский … Каждый из них оставил свой неповторимый след в литературной летописи, название которой Поэзия Серебряного века.

Домашнее задание Стр , записи, стихотворение наизусть (по выбору)