Интегрированный урок (литература + информатика + русский язык). Учитель русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы ФБОУ В(С) ОШ-9.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Викторина «Творчество М.Ю. Лермонтова». Цель: активизация познавательной и творческой деятельности учащихся Задачи Актуализировать знания учащихся по.
Advertisements

Юрий Петрович, отец Мария Михайловна, мать Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но.
Михаил Юрьевич Лермонтов ( ). Вольнолюбивые мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова. Стихотворения «Парус», «Тучи»
Муниципальное общеобразовательное учреждение Кадетская школа г.Барнаула Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова Урок литературы,5 класс, УМК Т. Ф.Курдюмовой.
Михаил Юрьевич Лермонтов Годы жизни: г. Место рождения: Москва Родители: Мария Михайловна, Юрий Петрович Бабушка: Елизавета Алексеевна Арсеньева.
Интеллектуальная игра по творчеству М.Ю.Лермонтова Баянова Светлана Владимировна, заведующая библиотекой МБОУ «ООШ 15 г.Юрги»
Жизнь М.Ю.Лермонтова была короткой, яркой и трагической, может быть, поэтому в его стихах столько боли и обиды. Мать поэта умерла, когда ему не было еще.
Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», «Листок», «Утёс».
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ (1814Г. – 1841Г.) ФАДЕЕВ АЛЕКСАНДР,6Б КЛАСС Стихотворение «Тучи»
М.Ю. Лермонтов ВИКТОРИНА. Годы жизни – – –
, учитель русского языка и литературы Е.М.Мизина ГОУ СОШ 242 Красносельский район.
Тема : М. Ю. Лермонтов. Анализ стихотворений « Тучи », « Утёс » Автор Бут Наталья Александровна, учитель МОУ « Вейделевская СОШ » п. Вейделевка Белгородской.
Интеллектуальная игра по творчеству М. Ю. Лермонтова.
Значение литературы в жизни человека. Подготовила учитель литературы Кутузова Ирина Александровна. Кутузова Ирина Александровна.
Бугрова Ю.В. МОУ СОШ 13 г. Саров Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?»
Скучно Настроен на работу Радостно аллитерация антитеза сравнение метафора олицетворение эпитет композиция баллада Словарь литературоведческих.
М.Ю.Лермонтов «Тучи»
1.… ? 2.… ? 3.… ? 4.… ? 5.… ? Совет в Филях Сражение под Смоленском Бородинское сражение Переправа через Березину Бой под Малоярославцем Выдели текст.
6 класс Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова.
Литература 5 класс. Михаил Юрьевич Лермонтов. «Бородино». Михаил Юрьевич Лермонтов. «Бородино». МОУ «Карсинская СОШ» Солодовникова Н.П.
Транксрипт:

Интегрированный урок (литература + информатика + русский язык). Учитель русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы ФБОУ В(С) ОШ-9 УФСИН России ФБОУ В(С) ОШ-9 УФСИН России по Томской области по Томской области Шежгутова Ирина Игоревна. Шежгутова Ирина Игоревна.

Тема урока: Тема урока: М.Ю Лермонтов М.Ю Лермонтов «Три пальмы как баллада» «Три пальмы как баллада»

Цель урока: 1. познакомить учащихся с данным произведением 1. познакомить учащихся с данным произведением М.Ю. Лермонтова; М.Ю. Лермонтова; 2. развивать навыки выразительного чтения и анализа 2. развивать навыки выразительного чтения и анализа текста, творческие способности учащихся; текста, творческие способности учащихся; 3. воспитывать нравственно-эстетические чувства. 3. воспитывать нравственно-эстетические чувства.

Эпиграф: «Стихотворение «Три пальмы» чудесно, божественно. …Какая образность!.. Дивная картина – так и блестит яркостию восточных красок!..». «Стихотворение «Три пальмы» чудесно, божественно. …Какая образность!.. Дивная картина – так и блестит яркостию восточных красок!..». В.Г. Белинский. В.Г. Белинский.

Викторина. 1. Где и когда родился М.Ю. Лермонтов? 1. Где и когда родился М.Ю. Лермонтов? 2. Как звали его родителей, кем они были по происхождению? 2. Как звали его родителей, кем они были по происхождению? 3. Каким искусствам обучался поэт в детстве? 3. Каким искусствам обучался поэт в детстве? 4. В каких учебных заведениях обучался М.Ю. Лермонтов? 4. В каких учебных заведениях обучался М.Ю. Лермонтов? 5. Как называлось военное заведение в Петербурге, куда поступил 5. Как называлось военное заведение в Петербурге, куда поступил М.Ю. Лермонтов в 1832 году? М.Ю. Лермонтов в 1832 году? 6. Почему писатель Ф. Сологуб сказал : «Смерть Пушкина возвестила 6. Почему писатель Ф. Сологуб сказал : «Смерть Пушкина возвестила России о появлении нового поэта – Лермонтова»? России о появлении нового поэта – Лермонтова»? 7. Назовите место ссылки Лермонтова за стихотворение «Смерть 7. Назовите место ссылки Лермонтова за стихотворение «Смерть поэта». поэта». 8. Назовите причину гибели поэта. 8. Назовите причину гибели поэта. 9. Назовите место гибели М.Ю. Лермонтова. 9. Назовите место гибели М.Ю. Лермонтова. 10. Где находится музей М.Ю. Лермонтова? 10. Где находится музей М.Ю. Лермонтова?

Викторина. Из каких произведений взяты эти строки? Из каких произведений взяты эти строки? 1. «Мы долго молча отступали, 1. «Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: Ворчали старики: «Что ж мы? На зимние квартиры? «Что ж мы? На зимние квартиры? Не смеют что ли командиры Не смеют что ли командиры Чужие изорвать мундиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки?..». О русские штыки?..». («Бородино») («Бородино») 2. «Как сходилися, собиралися 2. «Как сходилися, собиралися Удалые бойцы московские Удалые бойцы московские На Москву-реку, на кулачный бой, На Москву-реку, на кулачный бой, Разгуляться для праздника, потешиться». Разгуляться для праздника, потешиться». («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова») («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

Викторина. Из каких произведений взяты эти строки? Из каких произведений взяты эти строки? 3. «Старик! Я слышал много раз, 3. «Старик! Я слышал много раз, Что ты меня от смерти спас, Что ты меня от смерти спас, Зачем?.. Угрюм и одинок, Зачем?.. Угрюм и одинок, Грозой оторванный листок, Грозой оторванный листок, Я вырос в сумрачных стенах Я вырос в сумрачных стенах Душой дитя, судьбой монах». Душой дитя, судьбой монах». ( «Мцыри») ( «Мцыри») 4. «Его убийца хладнокровно 4. «Его убийца хладнокровно Навел удар… спасенья нет: Навел удар… спасенья нет: Пустое сердце бьется ровно, Пустое сердце бьется ровно, В руке не дрогнул пистолет». В руке не дрогнул пистолет». ( «Смерть поэта») ( «Смерть поэта»)

Викторина. Из каких произведений взяты эти строки? Из каких произведений взяты эти строки? 5. «Под ним струя светлей лазури, 5. «Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой, Над ним луч солнца золотой, А он, мятежный, просит бури, А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой». Как будто в бурях есть покой». («Парус») («Парус») 6. «Ночевала тучка золотая 6. «Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя». По лазури весело играя». (« Утёс») (« Утёс»)

Викторина. Из каких произведений взяты эти строки? Из каких произведений взяты эти строки? 7. «Тучки небесные, вечные странники! 7. «Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники, Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную». С милого севера в сторону южную». («Тучи») («Тучи») 8. «Люблю дымок спаленной жнивы, 8. «Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез». Чету белеющих берез». (« Родина») (« Родина»)

В.Д. Поленов «Караван».

Анализ стихотворения. Работа в группах. Вопросы для литературоведов (учитель). Вопросы для литературоведов (учитель). 1. Исследователи определяют жанр этого стихотворения как балладу. Вспомните, что такое баллада? 1. Исследователи определяют жанр этого стихотворения как балладу. Вспомните, что такое баллада? 2. Найдите признаки баллады в тексте. 2. Найдите признаки баллады в тексте. Литературоведы – языковедам. Литературоведы – языковедам. 1. Что означает выражение «под кущей зеленой»? 1. Что означает выражение «под кущей зеленой»? 2. Каково значение слова «вьюк»? 2. Каково значение слова «вьюк»? 3. Что означает слово «шатер»? 3. Что означает слово «шатер»? 4. Кто такой араб? 4. Кто такой араб? 5. Каково значение слова «фарис»? 5. Каково значение слова «фарис»? 6. Что означает слово «караван»? 6. Что означает слово «караван»? 7. Что такое «стан»? 7. Что такое «стан»? 8. Что означает слово «урочный»? 8. Что означает слово «урочный»? 9.Каких предложений в тексте больше: сложносочиненных, сложноподчиненных или бессоюзных? 9.Каких предложений в тексте больше: сложносочиненных, сложноподчиненных или бессоюзных? 10. Как связаны простые предложения в составе сложносочиненных? 11. Чем осложнены предложения?

Анализ стихотворения. Работа в группах. Языковеды – литературоведам. Языковеды – литературоведам. 1. Действие баллады происходит в Аравийской земле. Что вам известно об этом месте? 1. Действие баллады происходит в Аравийской земле. Что вам известно об этом месте? 2. Что вам известно о климате этих мест? 2. Что вам известно о климате этих мест? 3.Какой художественный прием использует М.Ю. Лермонтов в стихотворении? 3.Какой художественный прием использует М.Ю. Лермонтов в стихотворении? 4. Что противопоставляется в стихотворении? 4. Что противопоставляется в стихотворении? 5. Какие выразительные художественные средства использует автор? 5. Какие выразительные художественные средства использует автор? 6. каков стихотворный размер баллады? 6. каков стихотворный размер баллады?

Итоговые вопросы. Итоговые вопросы. 1. Почему пальмы стали роптать на Бога? 1. Почему пальмы стали роптать на Бога? 2. Что явилось причиной их гибели? 2. Что явилось причиной их гибели? 3. Могут ли быть совместимы в этом стихотворении такие понятия, как «красота» и «польза»? 3. Могут ли быть совместимы в этом стихотворении такие понятия, как «красота» и «польза»? 4. Чему учит стихотворение? 4. Чему учит стихотворение? 5. Прочтите слова В.Г. Белинского о стихотворении «Три пальмы».. Как они соотносятся с содержанием стихотворения? 5. Прочтите слова В.Г. Белинского о стихотворении «Три пальмы».. Как они соотносятся с содержанием стихотворения?

Кроссворд

Вопросы к кроссворду. 1. Стихотворный размер «Трех пальм». 1. Стихотворный размер «Трех пальм». 2. Одно из выразительных средств, используемых автором в балладе. 2. Одно из выразительных средств, используемых автором в балладе. 3. Место действия стихотворения. 3. Место действия стихотворения. 4. Жанр стихотворения. 4. Жанр стихотворения. 5. «Всадник» по-восточному. 5. «Всадник» по-восточному. 6. «Питомцы столетий». 6. «Питомцы столетий». 7. Художественный прием, используемый автором. 7. Художественный прием, используемый автором. 8. Ряд вьючных животных. 8. Ряд вьючных животных.

Ключ к кроссворду. 3 1 А 2 ЭПИТЕТМ 4 БУФ 5 ФАРИСИ ЛТБ 6 ПАЛЬМЫР А 7 АНТИТЕЗА ДЯХ 8 КАРАВАНИ Й