Министерство образования Нижегородской области Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный лицей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Способы создания проблемных ситуаций на уроке преднамеренное столкновение учителем жизненных представлений учащихся (достигнутого уровня знаний) с научными.
Advertisements

Ф.И.О.: Яцковская Наталья Николаевна Образование: ДГУ, 1992 год Педстаж: 26 лет Квалификационная категория: высшая.
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Проблемное обучение М. И. Махмутова Исполнители: Дедюхина К.В., Доминова М.А., Якупова Е.В., учителя начальных классов.
Консультация «Использование проблемного обучения в детском саду» Подготовила Заведующая МДОУ «Детский сад комбинированного вида 7 «Солнышко» г.Ершова Саратовской.
МАДОУ «Детский сад 6» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для педагогов «Использование проблемных ситуаций на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»
Использование технологии исследовательской деятельности для активизации познавательных и творческих способностей учащихся на уроках русского языка.
С 1 сентября 2011 года все российские школы перейдут на новые Стандарты начального общего образования. Федеральный государственный стандарт второго поколения.
Презентация Проблемное обучение на уроках математики Презентация Проблемное обучение на уроках математики МБОУ –средняя общеобразовательная школа 7 города.
ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ, КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ». Захарова Елена Анатольевна.
Проблемное обучение «Мышление начинается с проблемной ситуации» С. Л. Рубинштейн.
Доклад для выступления на районной конференции педагогических работников «МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.
Личностный рост педагога как цель и результат педагогического процесса в условиях перехода на ФГОС нового поколения Совместный педсовет ОУ образовательного.
Технология проблемного обучения. Проблемное обучение 1.Организация обучения – путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем,
Боровикова Екатерина Ивановна учитель математики высшей категории МОУ «СОШ 1 р.п. Новые Бурасы»
Представление опыта Обобщение педагогического опыта. Учитель истории и обществоведческих дисциплин МОУ СОШ 8 г. Выксы Нижегородской области Ермакова Татьяна.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ – СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКОВ Подготовила:Атмурзаева З.М..,Муз. руководитель.
Семинар подготовили учителя 2-х классов. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ.
Транксрипт:

Министерство образования Нижегородской области Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный лицей 36» РОЛЬ ПЕДАГОГА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ДОКЛАД К ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ЧТЕНИЯМ ПОДГОТОВИЛА М.С.КИСЕЛЕВА

Пресс-релиз 1.Методологические подходы в реализации гуманистического образования. 2.Условия для развития творческого потенциала обучающихся. 3.Проблемные ситуации и варианты их создания на учебных занятиях. 4.Способы развития творческого потенциала обучающихся на уроках литературы.

Развитие творческого потенциала личности обучающегося – важнейшая задача современной системы образования, продиктованная гуманизацией общества, требованиями прогресса, необходимостью реализации президентской инициативы «Наша новая школа».

1.Методологические подходы в реализации гуманистического образования.

ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ ПРОЦЕССА ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ помощь преподавателя в осознании обучающимся своих способностей помощь преподавателя в осознании обучающимся своих способностей развитие интереса к творческой деятельности развитие интереса к творческой деятельности

Цель гуманистического образования - создание условий саморазвития каждого обучающегося методологические подходы Антропологический выводит на первый план самого человека, его ценности и личную свободу Аксиологический (ценностный) предполагает общение и сотрудничество с каждым обучающимся как с высшей ценностью жизни

2.Условия для развития творческого потенциала обучающихся.

Развитие творческого потенциала обучающихся в образовательном процессе станет эффективным, если будет реализована совокупность педагогических условий: система учебно- творческих задач сотворчество преподавателя и обучающихся мотивационно- рефлексивная модель развития творческого потенциала

3.Проблемные ситуации и варианты их создания на учебных занятиях.

В качестве одного из способов развития творческого потенциала обучающихся можно назвать создание на уроке проблемной ситуации. Проблемная ситуация - осознание, возникающее при выполнении практического или теоретического задания, того, что ранее усвоенных знаний оказывается недостаточно, и возникновение потребности в новых знаниях, которая реализуется в познавательной активности.

А если нет желания учиться?

Существует много приемов воздействия на эмоциональную сферу обучающихся НО! есть три универсальные познавательные эмоции, которые возникают у любого человека, когда он сталкивается с противоречием при овладении новым материалом: 1. удивление, 2. недоумение, 3.восхищение

СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКЕ I IIIIIIVV Проблемная ситуация возникает при преднамеренном столкновении преподавателем жизненных представлений обучающихся (или достигнутого ими уровня знаний) с научными фактами, для объяснения которых у обучающихся не хватает знаний, жизненного опыта. Преднамеренно « столкнуть » жизненные представления обучающихся (или достигнутый ими уровень знаний) с научным фактом можно с помощью Пробле мные ситуац ии возник ают при несоот ветстви и известн ого и требуе мого способ а действ ия, когда мы побужд аем обучаю щихся выполн ять новые задани я старым и способ ами Проблемную ситуацию можно создать, побуждая обучающихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению противоречивых Пробле мную ситуац ию можно создать, учитыв ая и исполь зуя типичн ые ошибк и обучаю щихся или одност оронни й подход к явлени ям Можно создать проблемные ситуации при побуждении обучающихся к выдвижению гипотез, предварительных выводов и обобщений. Противоречие возникает опыт а расск аза об опыт е различн ых наглядн ых средств, ТСО практич еских заданий, в которы х обучаю щиеся обязате льно допуска ют ошибки, или при помощи невыпо лнимых заданий фак тов, явл ени й, дан ных сужд ений, мнен ий вели ких учен ых, писа теле й, крит иков, поли тико в и т.д. мнени й самих обуча ющихс я различн ых вариант ов текстов художес твенных произве дений, докумен тов, различн ых видов искусст в в резул ьтате столк новен ия разли чных мнен ий обуча ющих ся между выдвин утым предпол ожение м и результ атом его опытно й проверк и межд у гипот езой и новы ми факта ми между следствиями из гипотез и проверочными экспериментами IаIаIбIбIвIвIгIгIIIII а III б IIIвIIIгIVVаVаVбVбVвVвVгVг

Примеры, иллюстрирующие способы создания проблемных ситуаций на уроках литературы : 1.Столкновение жизненных представлений обучающихся с дальнейшим развитием сюжета художественного произведения: «Возродит ли любовь Обломова?» (по роману И.А.Гончарова «Обломов») – Ia. 2.Несоответствие известного и требуемого: «Понесет ли наказание Катерина Измайлова?» (по повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда») – II. 3.Побуждение к сопоставлению противоречивых мнений критиков: «Катерина – луч света в темном царстве или слабая жертва сложившихся обстоятельств?» (по пьесе А.Н.Островского «Гроза») – IIIб. 4.Побуждение к сравнению противоречивых мнений самих обучающихся: «Тварь я дрожащая или право имею?» (по роману Ф.М.Достоевского «преступление и наказание») – Vа. 5. Побуждение к выдвижению гипотез и предварительных выводов: «Судьба вишневого сада в комедии А.П.Чехова» - Vв.

4.Способы развития творческого потенциала обучающихся на уроках литературы.

Творческая деятельность способствует развитию целого комплекса качеств творческой личности: способность видеть главное трудолюбие самостоятельность в решении задачи стремление «добывать» знания смекалка и изобретательность умственная активность

Что же можно предпринять для развития способностей обучающихся, для повышения их творческого потенциала? Развитие творческого потенциала обучающихся 1. Урочная деятельность 2. Внеурочная деятельность

1.Урочная деятельность 1.Доклады и рефераты, оформление литературных газет 2.Составление кроссвордов, викторин, проведение предметных олимпиад

3.Рисование портретов, иллюстрации произведений, создание пейзажных картин 4.Фотографии к пейзажной лирике или для освещения темы Родины

5.Написание собственных стихов или попытка положить на музыку понравившиеся строки 6.Создание компьютерных презентаций

2.Внеурочная деятельность 1.Передметные недели 2.Экскурсии 3.Праздничные мероприятия 4.Литературные конференции

Инсценировки литературных произведений

Преподаватель должен не передать знания, а раскрыть собственные возможности обучающегося Творчество - это потаенное совершенствование и прогресс в любой деятельности От творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень От творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень Творчески развитый выпускник профессионального лицея найдет соратников и друзей, будет иметь свои симпатии Творчески развитый выпускник профессионального лицея найдет соратников и друзей, будет иметь свои симпатии Его переход к самостоятельной жизни облегчится Его переход к самостоятельной жизни облегчится